Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 1, стихи 24-38

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Евангелие от Луки, глава 1, стихи 24-38 (прот. Павел Великанов)
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Евангелие от Луки, глава 1, стихи 24-38. (о. Стефан Домусчи)
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Евангелие от Луки, глава 1, стихи 24-38 священник Стефан Домусчи

Библейские чтения

* Поделиться

Книга пророка Исайи, Глава 49, стихи 6-10

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Библейские чтения

* Поделиться

Книга Бытия, Глава 31, стихи 3-16

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.

Библейские чтения

* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 3-21

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Луки, Глава 1

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Читать далее
Книга пророка Исайи, Глава 49

06 И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.

07 Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя.

08 Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные,

09 сказать узникам: "выходите", и тем, которые во тьме: "покажитесь". Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их;

10 не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод.

Читать далее
Книга Бытия, Глава 31

03 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.

04 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего,

05 и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною;

06 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему,

07 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.

08 Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых.

09 И отнял Бог [весь] скот у отца вашего и дал [его] мне.

10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец] пестрые, с крапинами и пятнами.

11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.

12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою;

13 Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою].

14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?

15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше;

16 посему все [имение и] богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе.

Читать далее
Книга Притчей Соломоновых, Глава 21

03 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

04 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых,- грех.

05 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

06 Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти.

07 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

08 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.

09 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.

13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить,- и не будет услышан.

14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху - сильную ярость.

15 Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло.

16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый.

19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

20 Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Читать далее
Евангелие от Луки, Глава 1

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Всё имеет своё начало. Однажды Бог по собственному желанию сотворил окружающий нас мир. Из ничего. Ровно также по собственному желанию, а самое главное — по Своей любви к людям Господь послал в мир Своего Сына. Для пришествия в мир Спасителя избирается ставший для нас привычным, единственным, но по тем временам крайне неудобный способ. Сын Божий приходит в мир через неприметную, совсем юную Девушку по имени Мария. Сироту, отданную престарелыми родителями на воспитание в храмовый приют. Он затем оказывается на попечении у престарелого Иосифа. Оба они, Мария и Иосиф, бедные потомки почти исчезнувшего рода царя Давида. Их союз и брак, и одновременно нет. Господь выбирает для Своего пришествия непростой путь: родиться в бедности и бесславии. Но всё же событие Благовещения рождает в наших сердцах удивительную радость. Мы становимся свидетелями того, как, словно из маленького зерна, вырастает могучее, крепкое дерево промысла Божия. Богоматерь спрашивает у архангела Гавриила, как Она зачнет Дитя, если не знает Его Отца. Посланник Небес отвечает, что зачатие произойдет посредством Духа Святого, который сойдёт на Марию или даже изольется на Неё. Это указание напоминает нам о другом излиянии — устрашающих вод потопа. Они уничтожили мир. Излияние Духа наш мир освятило. Событие Благовещения перезапускает историю человечества. Начинается новая эра, которую ждали многие. В мир приходит удивительный Младенец, один из нас, но так от нас отличающийся. Рожденный от Девы Он чужд греха, но не отделен от нас. Христос — новый Адам, проводник благодати Божией в наш мир. В Иисусе сбываются пророчества древнего Израиля и не только они. Он — олицетворение и исполнение надежд всего человечества. За несколько десятилетий до Благовещения римский поэт Публий Вергилий Марон (конечно же, язычник) в одной из своих эклог написал: «Дева спускается в мир, … Время с высоких небес новым прийти поколеньям. Ты же рожденью младенца, что с веком железным покончит И возвестит всему миру века приход золотого, Радуйся ныне…» Сегодня мы вновь вспоминаем о этом удивительном миге — первом отблеске золотого века. Дальнейшая евангельская история позволит сиянию новой эпохи усилиться и, наконец, охватить собою мир. Погасить свет Небес, данный нам в Благовещении, человеку не под силу. Его не может затемнить наши грехи и злоба. В их власти лишь отделить нас от благодати Божией, но не окончательно. Господь, протянувший Свою руку миру в день Благовещения, обращает эту руку к каждому из нас, ожидая, когда мы, подобно Богородице Марии, ответим на Его призыв.

Читать далее
Читает и комментирует Евангелие от Луки, глава 1, стихи 24-38 (прот. Павел Великанов)

Лк., I, 24-38. (прот. Павел Великанов)

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Читать далее
Читает и комментирует Евангелие от Луки, глава 1, стихи 24-38. (о. Стефан Домусчи)

Лк., I, 24-38. (о. Стефан Домусчи)

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Ни одна религия или философская школа в истории не обошла вниманием тему страданий и невзгод, которые наполняют человеческую жизнь. И действительно, даже беглый взгляд на окружающую действительность позволяет увидеть, что жизнь сложна, полна болезней и немощей. Это не какое-то сознательное искажение, ведь даже самый мудрый автор Ветхого Завета – царь Соломон, говорит, что все есть сует сует и томление духа. И как бы человек ни вел себя, чтобы ни делал – всё заканчивалось старостью и смертью.

И именно потому, что старость и смерть воспринималась людьми как последняя правда о мире, сегодняшний праздник так радостен и светел. Ведь праздник Благовещения – это праздник надежды, праздник торжества жизни. Праздник, в который Бог открывает нам свой замысел, свою любовь и жертвенность. В этом празднике мы видим, что беспробудная ночь смерти, царствующая над человеком, закончится светом пасхальной победы. В его свете жизнь человека, бывшая до этого «бытием к смерти» - освещается, осмысливается, наполняется глубокой и непобедимой, ничем непреодолимой радостью. Неслучайно, что призыв, с которым архангел Гавриил обращается в сегодняшнем Евангелии к деве Марии: «Радуйся, Благодатная Господь с тобою»! И хотя эти слова сказаны архангелом в первую очередь Марии, в тоже в ее лице они сказаны всему человечеству. Тому человечеству, которое унывало и падало под гнетом греха и смерти. Радуйся Благодатная – ты обрела благодать у Бога, и это значит, что Бог не оставил человечество, значит, что у всех есть надежда.

Конечно, эта надежда – не обязанность, но дар. Люди, которые не хотят принимать дара, живут прежней жизнью и умирают прежней смертью. Кто-нибудь может сказать: «Как будто христиане прежней смертью не умирают»? Христиане, конечно, умирают, но не прежней смертью! Рожденный от Марии Христос – своей смертью побеждает нашу разобщенность с Богом и хотя став христианином человек не станет биологически бессмертным, он становится бессмертным духовно. В том смысле, что самая страшная смерть – это разлучение человека и Бога, оказывается побеждена.

Но всей этой победы не было бы, если бы не было Марии и ее свободной воли. Поэтому чтение сегодняшнее не только о любви Бога к человеку, но и о человеке, желающем быть спасенным.

Нас не должно смущать, что Мария спрашивает ангела как это будет, когда она не знает мужа. Дело в том, что она дала обет девства, который не могла нарушать. Поэтому и говорит ей ангел: Дух Святой найдет на тебя и сила Всевышнего осенит тебя». То есть тот Бог, которому ты дала обет принимает его и благословляет тебя на материнство.

Мария ничего больше не спрашивает не уточняет, не ставит условий. Она лишь говорит «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему». На первый взгляд это простые и ничем не примечательные слова. Но в них включена величайшая правда о человеке, правда о его свободе и важности этой свободы перед Богом.

Он начал творение этого мира словами «да будет свет». И вот сегодня мы слышим слова Марии, которые есть человеческий ответ на Божий призыв. Это и есть настоящее соработничество, проявление того образа Творца, который Господь даровал каждому из нас.

Читать далее
Читает и комментирует Евангелие от Луки, глава 1, стихи 24-38 священник Стефан Домусчи

Лк., I, 24-38

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел.

Комментирует священник Стефан Домусчи

Ни одна религия или философская школа в истории не обошла вниманием тему страданий и невзгод, которые наполняют человеческую жизнь. И действительно, даже беглый взгляд на окружающую действительность позволяет увидеть, что жизнь сложна, полна болезней и немощей. Это не какое-то сознательное искажение, ведь даже самый мудрый автор Ветхого Завета – царь Соломон, говорит, что всё есть суета сует и томление духа. И как бы человек ни вёл себя, чтобы ни делал – всё заканчивалось старостью и смертью.

И именно потому, что старость и смерть воспринималась людьми как последняя правда о мире, сегодняшний праздник так радостен и светел. Ведь праздник Благовещения – это праздник надежды, праздник торжества жизни. Праздник, в который Бог открывает нам свой замысел, свою любовь и жертвенность. В этом празднике мы видим, что беспробудная ночь смерти, царствующая над человеком, закончится светом пасхальной победы. В его свете жизнь человека, бывшая до этого «бытием к смерти» - освещается, осмысливается, наполняется глубокой и непобедимой, ничем непреодолимой радостью. Неслучайно, что призыв, с которым архангел Гавриил обращается в сегодняшнем Евангелии к деве Марии: «Радуйся, Благодатная Господь с тобою»! И хотя эти слова сказаны архангелом в первую очередь Марии, в тоже в её лице они сказаны всему человечеству. Тому человечеству, которое унывало и падало под гнётом греха и смерти. Радуйся Благодатная – ты обрела благодать у Бога, и это значит, что Бог не оставил человечество, значит, что у всех есть надежда.

Конечно, эта надежда – не обязанность, но дар. Люди, которые не хотят принимать дара, живут прежней жизнью и умирают прежней смертью. Кто-нибудь может сказать: «Как будто христиане прежней смертью не умирают»? Христиане, конечно, умирают, но не прежней смертью! Рожденный от Марии Христос – своей смертью побеждает нашу разобщенность с Богом и хотя став христианином человек не станет биологически бессмертным, он становится бессмертным духовно. В том смысле, что самая страшная смерть – это разлучение человека и Бога, оказывается побеждена.

Но всей этой победы не было бы, если бы не было Марии и её свободной воли. Поэтому чтение сегодняшнее не только о любви Бога к человеку, но и о человеке, желающем быть спасенным.

Нас не должно смущать, что Мария спрашивает ангела как это будет, когда она не знает мужа. Дело в том, что она дала обет девства, который не могла нарушать. Поэтому и говорит ей ангел: Дух Святой найдет на тебя и сила Всевышнего осенит тебя». То есть тот Бог, которому ты дала обет принимает его и благословляет тебя на материнство.

Мария ничего больше не спрашивает не уточняет, не ставит условий. Она лишь говорит «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему». На первый взгляд это простые и ничем не примечательные слова. Но в них включена величайшая правда о человеке, правда о его свободе и важности этой свободы перед Богом.

Он начал творение этого мира словами «да будет свет». И вот сегодня мы слышим слова Марии, которые есть человеческий ответ на Божий призыв. Это и есть настоящее соработничество, проявление того образа Творца, который Господь даровал каждому из нас.

Читать далее
Книга пророка Исайи, Глава 49

06 И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.

07 Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя.

08 Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные,

09 сказать узникам: "выходите", и тем, которые во тьме: "покажитесь". Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их;

10 не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Пророк Исаия — один из великих и наиболее почитаемых пророков еврейского народа. В его книге мы находим довольно много различных предсказаний о судьбе Израиля. Но, пожалуй, самая главная тема его писаний — это тема прихода Мессии. Тот отрывок, который мы только что услышали, содержит в себе основные акценты этих предсказаний.

В первую очередь обращает на себя внимание то, что Мессия назван «презираемым всеми», «поносимым» и даже «рабом». Он будет не просто царем. Он будет страдающим царем. Тот, кто отдаст Свою жизнь за народ. Однако, несмотря на то, что Мессия претерпит множество страданий, а также не будет иметь никакой политической поддержки, Ему и Его последователям поклонится весь мир в лице царей и князей народов. Наконец, в Его царство войдут все люди, он станет светом для всего человечества. Оно будет состоять не только из евреев, но также из представителей других национальностей. Все получат через Мессию благословение и возможность полноценного общения с Богом. Для того, чтобы изобразить то благоденствие, которое придет в мир вместе с Ним, Исаия использует образы, которые были очень хорошо знакомы его слушателям. «По всем холмам будут пажити их; не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод». Во время его правления зло потерпит сокрушительное поражение.

Согласно христианскому пониманию, все эти пророчества исполнились с пришествием Иисуса Христа. Господь по Своему человечеству происходил из рода царя Давида, а потому имел царскую кровь. Более того, как Сын Божий Он еще царь и Творец этого мира. И, тем не менее, несмотря на свое царское достоинство, Христос — страдающий царь. На кресте Он пролил Свою кровь за людей. Именно Его мучения, смерть и воскресение стали тем фундаментом, на котором основано Его царство, то есть, христианская церковь. Ее история парадоксальна. Вопреки всем внешним обстоятельствам, гонениям, преследованиям, унижениям, проповедь христианства была так успешна, что новую веру принимали не только простые люди, но целые государства во главе с правителями. И вошли в это царство не только евреи, но и другие народы. Так слова Исаии о том, что через Мессию получат благословение все люди, в точности исполнились. В отличие от ветхозаветной Церкви, к которой принадлежал и сам Исаия, Церковь Христа имеет сверхнациональный характер. Именно поэтому пророк и говорит, что спасение Господа распространится до концов земли.

За точность своих предсказаний Исаию часто называют ветхозаветным евангелистом. Но в первую очередь поражает не то, с какой подробностью он описал будущие события. А то, как Господь заботится о всяком человеке. Какими странными, зачастую парадоксальными путями Он ведет всех людей и каждого из нас ко спасению, к тому пасхальному торжеству, которое в полноте откроется в Его вечном царстве.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Довольно часто можно услышать, что христианство себя изжило, что мир стал постхристианским и что с этим уже ничего невозможно поделать. По видимости это, конечно, похоже на правду. Ведь и в самом деле, людей, которые руководствовались бы в своей жизни христианскими принципами и видели конечной целью своей жизни Христа, не так то и много. Даже если пойти по простому пути сравнения медийного интереса к христианству и, например, к автомобилям, то мы увидим, что количество подписчиков на канал какого-нибудь популярного автоблогера ощутимо выше, чем суммарное количество подписчиков на все христианские ресурсы вместе взятые. Даже какая-нибудь не самая известная и не самая талантливая актриса имеет больше подписчиков и вызывает больший интерес, чем вся сумма церковных ресурсов. Но самое важное здесь не это, а то, что христианство мало влияет на нашу жизнь, даже сами христиане предпочитают мимикрировать под окружающий мир и зачастую стесняются открыто говорить о своей вере и о своем уповании. Особенно ощутимо это касается молодых христиан, они боятся быть не такими как все и боятся, что из-за своей веры они подвергнутся насмешкам со стороны сверстников.

Исследование слов пророка Исайи и сопоставление их с тем, что уже произошло и что подтверждено неоспоримыми свидетельствами истории, показывает абсолютную безоговорочную правоту его пророческих прозрений. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить его слова относительно Вавилонского плена. Он вполне мог предвидеть, что развитие событий приведет к пленению израильского народа, но как он мог знать, что плен изменит существующее число израильских колен, что из плена вернутся далеко не все и не потому, что они будут физически уничтожены, а потому, что просто некому будет возвращаться, люди успеют ассимилироваться? Кроме того, что Исайя видел и то, что Бог сделает возможным призвание к Себе бывших язычников. Это тоже произошло, и мы все тому свидетели.

В сегодняшнем отрывке используется очень любопытное так называемое прошедшее пророческое время. Для выражения несомненности будущего пророк говорит о нем языком прошедшего: «Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе» (Ис. 49:8). В этом же месте Исайя говорит и о том, что Бог сделает Христа «заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные». Под «наследиями опустошенными» в мессианском смысле толкователи видят всю область языческого мира, опустошенную заблуждениями идолопоклонства. Впрочем, если не читать толкований, то, с учетом контекста всей пророческой речи, понять это место как-то иначе не получается. Но ведь это еще не произошло, тогда как используемое пророком прошедшее время в начале его изречения не оставляет сомнений в том, что Исайя убежден в истинности этих слов в самой высокой степени. А раз не все области языческого мира еще приведены ко Христу, то и говорить о потери христианством своей актуальности весьма преждевременно.

Читать далее
Книга Бытия, Глава 31

03 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.

04 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего,

05 и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною;

06 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему,

07 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.

08 Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых.

09 И отнял Бог [весь] скот у отца вашего и дал [его] мне.

10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец] пестрые, с крапинами и пятнами.

11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.

12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою;

13 Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою].

14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?

15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше;

16 посему все [имение и] богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Знаю людей, которым эта фраза кажется избитой и не очень верной, но, тем не менее, — за всё в этой жизни нужно платить. Речь не идет в данном случае о судебной ответственности или чем-то подобном. Скорее, мы имеем дело с одним из главных законов самой жизни (как бы сказал человек неверующий) или же (что точнее) с проявлением промысла Божия. Можно обмануть человека. Господа обхитрить нельзя. Его справедливость всё расставляет на свои места. Убедиться в подобном легко, просто внимательно послушав сегодняшнее чтение из библейской книги Бытия. Мы с вами становимся свидетелями наступления момента жизненного правосудия. Ветхозаветный праотец Иаков, обманув когда-то своего брата Исава, сам становится жертвой обмана. Покинув родину, Иаков находит пристанище в доме Лавана — дяди по линии матери. У того имелись две дочери — старшая и несимпатичная Лия и младшая красавица Рахиль. Иаков решил жениться, конечно же, на младшей. Для этого он по договоренности с Лаваном отработал семь лет, но в на свадьбе оказался обманут. Вместо Рахили Иакову, так сказать, «подсунули» старшую Лию. Пришлось ветхозаветному патриарху отработать еще семь лет, чтобы наконец-то взять в жены любимую им Рахиль. (В те давние времена многоженство не считалось грехом). Но и на этом испытания Иакова не закончились. Лаван не хотел отпускать от себя ни дочерей, ни такого упорного и целеустремленного работника. Он придумывал для Иакова всё новые хитрые ограничения. Но Господь был на стороне Своего избранника. И начиная с какого-то момента каждая новая неправда Лавана стала оборачиваться в пользу Иакова. Что ярко проявило себя в вопросе с приданым Лии и Рахили. Лаван делал всё, чтобы минимизировать его размер. Он говорил Иакову, что отдаст ему только пестрый скот. А когда количество именно пестрого скота стало большим, то заявил, что передумал — и отдаст скот с крапинами на шкуре. В итоге терпение Господа закончилось. Он, видя смирение Иакова, прямо повелел ему забрать причитавшуюся ему часть хозяйства тестя и вернуться на родину. Лия и Рахиль своего мужа в исполнении воли Божией поддержали, сказав: «делай всё, что Бог сказал тебе». Чему учит нас сегодняшнее библейское чтение? Оно говорит нам о двух сторонах добродетели смирения. Смирение, безусловно, призывает нас к терпению, скромности, самоограничению. Смиренный человек никогда не будет выпячивать своих достижений, искать суетной земной славы. Но у упомянутой уже добродетели есть и вторая сторона, которая состоит в следующем — исполнять волю Божию, несмотря ни на что. Если христианину совесть подсказывает, что следует поступить так, а не иначе, то это дело необходимо осуществить. Праотец Иаков, пройдя сквозь многие испытания, смирился перед Господом и обрел заслуженную награду. Священное Писание призывает нас к мудрости — тому, как гармонично сочетать стороны смирения, ограничивая себя в одних ситуациях, бесстрашно исполнять волю Божию в других.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что прозвучавший отрывок рассказывает нам об одном из ключевых моментов истории Иакова. Как мы помним Иаков был одним из родоначальников еврейского народа. Обманом, он получил отцовские благословения и таким образом стал наследником всех обещаний, которые Бог дал когда-то его деду Аврааму. Именно из рода Иакова, а не его старшего брата, должен был произойти Мессия, Спаситель всего человечества. Спасаясь от гнева Исава, он бежит к своему дяде Лавану за пределы Палестины. Здесь он проводит долгие 20 лет. Священное Писание обращает особое внимание на этот период жизни патриарха. Он отнюдь не самый радостный в его жизни.

Лаван постоянно обманывает своего племянника. Сначала вместо своей младшей дочери Рихили, которая приглянулась Иакову и за которую он работал целых 7 лет, он отдает за него замуж старшую Лию. Для того, чтобы жениться на возлюбленной Иаков вынужден работать еще 7 лет. После того как срок прошел, Лаван хитростью вынуждает Иакова работать на него еще 6 лет, причем на очень невыгодных условиях. Помимо этого, неладно и в его собственной семье. Сестры постоянно ссорятся между собой. Каждая женщина хочет быть первой женой. Любимая Рахиль пользуется тем, что именно она предмет обожания патриарха. В свою очередь нежеланная Лия, которую за Иакова отдали обманом, берет тем, что в отличие от своей младшей сестры, которая не может родить, дарит мужу одного за одним прекрасных детей. В этой атмосфере проходит 20 лет. Этого времени достаточно, чтобы Иаков задумался и понял, что все эти неурядицы — прямое следствие его собственных поступков. Как он обманул отца, так и Лаван обманул его. Как он конкурировал со старшим братом, так теперь ссорятся между собой его жены. Бог является Иакову именно тогда, когда он осознает свою неправоту и утверждается в желании изменить свою жизнь. Он усваивает урок свыше и теперь готов исполнить свое предназначение, стать руководителем, патриархом богоизбранного народа.

Эта история демонстрирует нам действие одного важного духовного закона. Все, что с нами происходит — всего лишь зеркало, отражение нашей собственной души. Окружающая жизнь со всеми ее событиями похожа на жидкость, которую вливают в ту форму, которую мы сами создали своими мыслями, словами и поступками. Поэтому и те неприятности, которые случаются порой с нами — тень наших страстей. И зачастую для того, чтобы изменить что-то внешнее необходимо осознать этот закон и постараться изменить для начала нечто в себе. Если этого не будет, жизнь не изменится. Ведь каждый раз мы будем сталкиваться со своим собственным коварным и хитрым Лаваном.

Читать далее
Книга Притчей Соломоновых, Глава 21

03 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

04 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых,- грех.

05 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

06 Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти.

07 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

08 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.

09 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.

13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить,- и не будет услышан.

14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху - сильную ярость.

15 Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло.

16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый.

19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

20 Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Толкование дня
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Для того, чтобы увидеть основной нравственный императив Священного Писания вовсе не надо быть глубоко погруженным в его текст, для осознания центральной мысли Библии не надо быть и гениальным аналитиком. Все предельно просто: все книги Писания буквально кричат об одном и том же, они повторяют одну и ту же мысль, мимо которой не получится пройти даже если очень захочется это сделать. Очередное повторение этой мысли мы встречаем и в этом отрывке книги Притчей, здесь она выражена такими словами: «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва». Эта фраза проста и доходчива, но тем не менее не лишним будет прокомментировать ее последнее слово. Здесь под «жертвой» понимается кровь жертвенных животных, а если посмотреть чуть шире, то и все то, что человек делает в рамках соблюдения религиозных предписаний: принесение жертв к алтарю ветхозаветного храма, уставные молитвы, предписанные законом посты и так далее. Здесь книга Притчей выражает свою мысль очень мягко, тогда как пророк Исайя в схожем месте своей книги говорит значительно более жестко, он не пишет, что соблюдение правды и правосудия всего лишь более угодно Господу, чем жертвы, он утверждает, что без правды и правосудия жертвы — мерзость пред Богом (ср. Ис. 1:11–16).

Понятия правды и правосудия, которые мы встречаем в Священном Писании, имеют мало общего с тем, что под этим понимает человеческое сообщество. Все мы знаем немало исторических примеров того, как, к примеру, государственный закон оказывался очень далек от закона Священного Писания, достаточно вспомнить времена господства в Германии национал-социалистической партии и те законы, которые были установлены на государственном уровне в то время. Но пример Германии — это один из совершенно вопиющих и, хочется надеяться, неповторимых примеров. Обычно же все выглядит совершенно иначе, чаще всего понятия правды и правосудия нам диктует не государство, а общество. Ведь, как мы знаем, вовсе не государство навязывает нам модели поведения в случае каких-то конфликтов на работе или же между соседями, принятые в обществе модели зачастую оказываются далеки от того, что нам предписывает Священное Писание. А оно говорит об одном: задача каждого человека блюсти свою совесть в чистоте, не озираться на окружающих, но смотреть на Писание как нравственный камертон. Библия говорит, что в конечном итоге прав не тот, кто вышел без потерь из конфликта, поступив так, как поступают все, а тот, кто нашел в себе силы простить и уступить, кто сумел сохранить внутренний и внешний мир. Такого человека слышит Бог, только такой человек может со спокойным сердцем приступать к молитве.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Премудрый Соломон говорит об одной важной отличительно особенности людей нечестивых — гордости. Примечательно, как он описывает её: «гордость очей и надменность сердца». То есть, глубоко сидящее высокомерие и презрение ярким образом проявляется через то, как человек смотрит на окружающих — его взгляд выдаёт его подлинное отношение, какими бы красивым словами оно ни маскировалось.

Как можно распознать в себе гордость? Для этого есть несколько очень доступных индикаторов.

Первый индикатор — как часто и как легко человек расстраивается от внешних причин. Если что-то в жизни происходит не так, как он для себя решил — и вместо спокойного, мирного — с-мир-енного принятия этих новых обстоятельств, он начинает унывать или, напротив, злиться или обижаться — значит, гордыньку зацепили и она нервно бьёт хвостом направо и налево.

Второй индикатор — насколько человек удовлетворён и благодарен Богу за свою жизнь — или, напротив, он постоянно чем-то недоволен. Печать тягостной думы на мрачном лице — именно отсюда, от неудовлетворённых требований гордыни.

Третий индикатор — легко ли человеку просить помощи в своих проблемах у других людей. Если даже в ситуации реальной и сильной нужды человеку приходится себя буквально ломать об колено, чтобы обратиться за помощью — дело плохо, гордыни предостаточно. Ведь она терпеть не может обнажать слабость, беспомощность и хрупкость реального человека — гордец всегда живёт «в образе», который идеален, всемогущ и являет собой предел всех совершенств!

И, наконец, четвертый индикатор — рассогласованность с жизнью. Поясню. «Бог гордым противится — а смиренным даёт благодать» — это слова из Первого соборного послания апостола Петра. Гордец всегда по жизни «промахивается» — он никак не может «попасть в струю» жизни — то недолёт, то перелёт — и поэтому сплошное расстройство и обида на всех и на вся. А причина-то внутри, в нём самом — в его мнимой болезненной самодостаточности и глубоко скрытом страхе открыться, пустить Бога внутрь своего сердца — и признать Его своим Господом — а не своё фантастическое надуманное «идеальное Эго». Смиренный от гордеца тем и отличается, что в нём больше точек «включённости» в реальный мир — когда он смотрит, он просто видит окружающее без мощного фильтра своих личностных интерпретаций; когда он слушает — он слышит те слова, которые говорятся — а не додумывает невысказанное другим; когда что-то делает — целиком и самозабвенно погружается в процесс, а не постоянно блокирует его бесконечными придирками и недовольством. Смирение не мозгами, а каким-то глубинным нутром чует, что, где и когда следует делать — и таким образом его со-настроенность самому ритму жизни оказывается самым эффективным тайм-менеджером.

Ну как, много ли индикаторов высветилось внутри? Ничего страшного: каждый из нас постоянно колеблется между гордыней и смирением — главное, почаще сверять свою жизнь с Тем, Кто поистине кроток и смирен — наш Христос Спаситель!

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
07.04.2020вторник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Мы в соцсетях
******