Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 3-21. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 3-21

03 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

04 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых,- грех.

05 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

06 Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти.

07 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

08 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.

09 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.

13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить,- и не будет услышан.

14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху - сильную ярость.

15 Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло.

16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый.

19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

20 Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Премудрый Соломон говорит об одной важной отличительно особенности людей нечестивых — гордости. Примечательно, как он описывает её: «гордость очей и надменность сердца». То есть, глубоко сидящее высокомерие и презрение ярким образом проявляется через то, как человек смотрит на окружающих — его взгляд выдаёт его подлинное отношение, какими бы красивым словами оно ни маскировалось.

Как можно распознать в себе гордость? Для этого есть несколько очень доступных индикаторов.

Первый индикатор — как часто и как легко человек расстраивается от внешних причин. Если что-то в жизни происходит не так, как он для себя решил — и вместо спокойного, мирного — с-мир-енного принятия этих новых обстоятельств, он начинает унывать или, напротив, злиться или обижаться — значит, гордыньку зацепили и она нервно бьёт хвостом направо и налево.

Второй индикатор — насколько человек удовлетворён и благодарен Богу за свою жизнь — или, напротив, он постоянно чем-то недоволен. Печать тягостной думы на мрачном лице — именно отсюда, от неудовлетворённых требований гордыни.

Третий индикатор — легко ли человеку просить помощи в своих проблемах у других людей. Если даже в ситуации реальной и сильной нужды человеку приходится себя буквально ломать об колено, чтобы обратиться за помощью — дело плохо, гордыни предостаточно. Ведь она терпеть не может обнажать слабость, беспомощность и хрупкость реального человека — гордец всегда живёт «в образе», который идеален, всемогущ и являет собой предел всех совершенств!

И, наконец, четвертый индикатор — рассогласованность с жизнью. Поясню. «Бог гордым противится — а смиренным даёт благодать» — это слова из Первого соборного послания апостола Петра. Гордец всегда по жизни «промахивается» — он никак не может «попасть в струю» жизни — то недолёт, то перелёт — и поэтому сплошное расстройство и обида на всех и на вся. А причина-то внутри, в нём самом — в его мнимой болезненной самодостаточности и глубоко скрытом страхе открыться, пустить Бога внутрь своего сердца — и признать Его своим Господом — а не своё фантастическое надуманное «идеальное Эго». Смиренный от гордеца тем и отличается, что в нём больше точек «включённости» в реальный мир — когда он смотрит, он просто видит окружающее без мощного фильтра своих личностных интерпретаций; когда он слушает — он слышит те слова, которые говорятся — а не додумывает невысказанное другим; когда что-то делает — целиком и самозабвенно погружается в процесс, а не постоянно блокирует его бесконечными придирками и недовольством. Смирение не мозгами, а каким-то глубинным нутром чует, что, где и когда следует делать — и таким образом его со-настроенность самому ритму жизни оказывается самым эффективным тайм-менеджером.

Ну как, много ли индикаторов высветилось внутри? Ничего страшного: каждый из нас постоянно колеблется между гордыней и смирением — главное, почаще сверять свою жизнь с Тем, Кто поистине кроток и смирен — наш Христос Спаситель!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!