Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 3-21
Премудрый Соломон говорит об одной важной отличительно особенности людей нечестивых — гордости. Примечательно, как он описывает её: «гордость очей и надменность сердца». То есть, глубоко сидящее высокомерие и презрение ярким образом проявляется через то, как человек смотрит на окружающих — его взгляд выдаёт его подлинное отношение, какими бы красивым словами оно ни маскировалось.
Как можно распознать в себе гордость? Для этого есть несколько очень доступных индикаторов.
Первый индикатор — как часто и как легко человек расстраивается от внешних причин. Если что-то в жизни происходит не так, как он для себя решил — и вместо спокойного, мирного — с-мир-енного принятия этих новых обстоятельств, он начинает унывать или, напротив, злиться или обижаться — значит, гордыньку зацепили и она нервно бьёт хвостом направо и налево.
Второй индикатор — насколько человек удовлетворён и благодарен Богу за свою жизнь — или, напротив, он постоянно чем-то недоволен. Печать тягостной думы на мрачном лице — именно отсюда, от неудовлетворённых требований гордыни.
Третий индикатор — легко ли человеку просить помощи в своих проблемах у других людей. Если даже в ситуации реальной и сильной нужды человеку приходится себя буквально ломать об колено, чтобы обратиться за помощью — дело плохо, гордыни предостаточно. Ведь она терпеть не может обнажать слабость, беспомощность и хрупкость реального человека — гордец всегда живёт «в образе», который идеален, всемогущ и являет собой предел всех совершенств!
И, наконец, четвертый индикатор — рассогласованность с жизнью. Поясню. «Бог гордым противится — а смиренным даёт благодать» — это слова из Первого соборного послания апостола Петра. Гордец всегда по жизни «промахивается» — он никак не может «попасть в струю» жизни — то недолёт, то перелёт — и поэтому сплошное расстройство и обида на всех и на вся. А причина-то внутри, в нём самом — в его мнимой болезненной самодостаточности и глубоко скрытом страхе открыться, пустить Бога внутрь своего сердца — и признать Его своим Господом — а не своё фантастическое надуманное «идеальное Эго». Смиренный от гордеца тем и отличается, что в нём больше точек «включённости» в реальный мир — когда он смотрит, он просто видит окружающее без мощного фильтра своих личностных интерпретаций; когда он слушает — он слышит те слова, которые говорятся — а не додумывает невысказанное другим; когда что-то делает — целиком и самозабвенно погружается в процесс, а не постоянно блокирует его бесконечными придирками и недовольством. Смирение не мозгами, а каким-то глубинным нутром чует, что, где и когда следует делать — и таким образом его со-настроенность самому ритму жизни оказывается самым эффективным тайм-менеджером.
Ну как, много ли индикаторов высветилось внутри? Ничего страшного: каждый из нас постоянно колеблется между гордыней и смирением — главное, почаще сверять свою жизнь с Тем, Кто поистине кроток и смирен — наш Христос Спаситель!