Книга пророка Исайи, Глава 49, стихи 6-10
Довольно часто можно услышать, что христианство себя изжило, что мир стал постхристианским и что с этим уже ничего невозможно поделать. По видимости это, конечно, похоже на правду. Ведь и в самом деле, людей, которые руководствовались бы в своей жизни христианскими принципами и видели конечной целью своей жизни Христа, не так то и много. Даже если пойти по простому пути сравнения медийного интереса к христианству и, например, к автомобилям, то мы увидим, что количество подписчиков на канал какого-нибудь популярного автоблогера ощутимо выше, чем суммарное количество подписчиков на все христианские ресурсы вместе взятые. Даже какая-нибудь не самая известная и не самая талантливая актриса имеет больше подписчиков и вызывает больший интерес, чем вся сумма церковных ресурсов. Но самое важное здесь не это, а то, что христианство мало влияет на нашу жизнь, даже сами христиане предпочитают мимикрировать под окружающий мир и зачастую стесняются открыто говорить о своей вере и о своем уповании. Особенно ощутимо это касается молодых христиан, они боятся быть не такими как все и боятся, что из-за своей веры они подвергнутся насмешкам со стороны сверстников.
Исследование слов пророка Исайи и сопоставление их с тем, что уже произошло и что подтверждено неоспоримыми свидетельствами истории, показывает абсолютную безоговорочную правоту его пророческих прозрений. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить его слова относительно Вавилонского плена. Он вполне мог предвидеть, что развитие событий приведет к пленению израильского народа, но как он мог знать, что плен изменит существующее число израильских колен, что из плена вернутся далеко не все и не потому, что они будут физически уничтожены, а потому, что просто некому будет возвращаться, люди успеют ассимилироваться? Кроме того, что Исайя видел и то, что Бог сделает возможным призвание к Себе бывших язычников. Это тоже произошло, и мы все тому свидетели.
В сегодняшнем отрывке используется очень любопытное так называемое прошедшее пророческое время. Для выражения несомненности будущего пророк говорит о нем языком прошедшего: «Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе» (Ис. 49:8). В этом же месте Исайя говорит и о том, что Бог сделает Христа «заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные». Под «наследиями опустошенными» в мессианском смысле толкователи видят всю область языческого мира, опустошенную заблуждениями идолопоклонства. Впрочем, если не читать толкований, то, с учетом контекста всей пророческой речи, понять это место как-то иначе не получается. Но ведь это еще не произошло, тогда как используемое пророком прошедшее время в начале его изречения не оставляет сомнений в том, что Исайя убежден в истинности этих слов в самой высокой степени. А раз не все области языческого мира еще приведены ко Христу, то и говорить о потери христианством своей актуальности весьма преждевременно.