Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 3-21
Для того, чтобы увидеть основной нравственный императив Священного Писания вовсе не надо быть глубоко погруженным в его текст, для осознания центральной мысли Библии не надо быть и гениальным аналитиком. Все предельно просто: все книги Писания буквально кричат об одном и том же, они повторяют одну и ту же мысль, мимо которой не получится пройти даже если очень захочется это сделать. Очередное повторение этой мысли мы встречаем и в этом отрывке книги Притчей, здесь она выражена такими словами: «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва». Эта фраза проста и доходчива, но тем не менее не лишним будет прокомментировать ее последнее слово. Здесь под «жертвой» понимается кровь жертвенных животных, а если посмотреть чуть шире, то и все то, что человек делает в рамках соблюдения религиозных предписаний: принесение жертв к алтарю ветхозаветного храма, уставные молитвы, предписанные законом посты и так далее. Здесь книга Притчей выражает свою мысль очень мягко, тогда как пророк Исайя в схожем месте своей книги говорит значительно более жестко, он не пишет, что соблюдение правды и правосудия всего лишь более угодно Господу, чем жертвы, он утверждает, что без правды и правосудия жертвы — мерзость пред Богом (ср. Ис. 1:11–16).
Понятия правды и правосудия, которые мы встречаем в Священном Писании, имеют мало общего с тем, что под этим понимает человеческое сообщество. Все мы знаем немало исторических примеров того, как, к примеру, государственный закон оказывался очень далек от закона Священного Писания, достаточно вспомнить времена господства в Германии национал-социалистической партии и те законы, которые были установлены на государственном уровне в то время. Но пример Германии — это один из совершенно вопиющих и, хочется надеяться, неповторимых примеров. Обычно же все выглядит совершенно иначе, чаще всего понятия правды и правосудия нам диктует не государство, а общество. Ведь, как мы знаем, вовсе не государство навязывает нам модели поведения в случае каких-то конфликтов на работе или же между соседями, принятые в обществе модели зачастую оказываются далеки от того, что нам предписывает Священное Писание. А оно говорит об одном: задача каждого человека блюсти свою совесть в чистоте, не озираться на окружающих, но смотреть на Писание как нравственный камертон. Библия говорит, что в конечном итоге прав не тот, кто вышел без потерь из конфликта, поступив так, как поступают все, а тот, кто нашел в себе силы простить и уступить, кто сумел сохранить внутренний и внешний мир. Такого человека слышит Бог, только такой человек может со спокойным сердцем приступать к молитве.