Книга Бытия, Глава 31, стихи 3-16
Знаю людей, которым эта фраза кажется избитой и не очень верной, но, тем не менее, — за всё в этой жизни нужно платить. Речь не идет в данном случае о судебной ответственности или чем-то подобном. Скорее, мы имеем дело с одним из главных законов самой жизни (как бы сказал человек неверующий) или же (что точнее) с проявлением промысла Божия. Можно обмануть человека. Господа обхитрить нельзя. Его справедливость всё расставляет на свои места. Убедиться в подобном легко, просто внимательно послушав сегодняшнее чтение из библейской книги Бытия. Мы с вами становимся свидетелями наступления момента жизненного правосудия. Ветхозаветный праотец Иаков, обманув когда-то своего брата Исава, сам становится жертвой обмана. Покинув родину, Иаков находит пристанище в доме Лавана — дяди по линии матери. У того имелись две дочери — старшая и несимпатичная Лия и младшая красавица Рахиль. Иаков решил жениться, конечно же, на младшей. Для этого он по договоренности с Лаваном отработал семь лет, но в на свадьбе оказался обманут. Вместо Рахили Иакову, так сказать, «подсунули» старшую Лию. Пришлось ветхозаветному патриарху отработать еще семь лет, чтобы наконец-то взять в жены любимую им Рахиль. (В те давние времена многоженство не считалось грехом). Но и на этом испытания Иакова не закончились. Лаван не хотел отпускать от себя ни дочерей, ни такого упорного и целеустремленного работника. Он придумывал для Иакова всё новые хитрые ограничения. Но Господь был на стороне Своего избранника. И начиная с какого-то момента каждая новая неправда Лавана стала оборачиваться в пользу Иакова. Что ярко проявило себя в вопросе с приданым Лии и Рахили. Лаван делал всё, чтобы минимизировать его размер. Он говорил Иакову, что отдаст ему только пестрый скот. А когда количество именно пестрого скота стало большим, то заявил, что передумал — и отдаст скот с крапинами на шкуре. В итоге терпение Господа закончилось. Он, видя смирение Иакова, прямо повелел ему забрать причитавшуюся ему часть хозяйства тестя и вернуться на родину. Лия и Рахиль своего мужа в исполнении воли Божией поддержали, сказав: «делай всё, что Бог сказал тебе». Чему учит нас сегодняшнее библейское чтение? Оно говорит нам о двух сторонах добродетели смирения. Смирение, безусловно, призывает нас к терпению, скромности, самоограничению. Смиренный человек никогда не будет выпячивать своих достижений, искать суетной земной славы. Но у упомянутой уже добродетели есть и вторая сторона, которая состоит в следующем — исполнять волю Божию, несмотря ни на что. Если христианину совесть подсказывает, что следует поступить так, а не иначе, то это дело необходимо осуществить. Праотец Иаков, пройдя сквозь многие испытания, смирился перед Господом и обрел заслуженную награду. Священное Писание призывает нас к мудрости — тому, как гармонично сочетать стороны смирения, ограничивая себя в одних ситуациях, бесстрашно исполнять волю Божию в других.