Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 3-21
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Пятикнижии Моисея едва ли не самое заметное место с точки зрения объёма текста занимают ритуальные постановления. Они рассказывают о том, какие, в каких случаях, когда и как необходимо приносить жертвы. Вполне естественно, что сам по себе объём библейских ритуальных постановлений в каком-то смысле провоцировал древних израильтян к тому, чтобы считать эти постановления наиболее важными во всём законе. В более поздних книгах Священного Писания мы можем найти предостережения против такого отношения к ритуальным постановлениям. Одно из подобных мест Писания звучит во время великопостного богослужения в православных храмах сегодня, оно взято из 21-й главы книги Притчей Соломона.
Только что прозвучавший отрывок начался с, как кажется, очевидной мысли: «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Притч. 21:3). Автор книги Притчей далеко не единственный библейский автор, который писал об этом. В качестве примеров можно вспомнить высказывания пророков Исайи и Осии, но и ими люди, указывавшие на приоритет правды и правосудия над жертвами, не ограничиваются. Говорили об этом и некоторые авторитетные раввины древности. Для христиан особенно важно, что о том же самом говорил и Христос, достаточно вспомнить Его прекрасную сентенцию — «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Говорят об этом и современные православные священнослужители.
Однако понять и в полной мере принять мысль о превосходстве правды над жертвами довольно непросто, и тому есть причины, которые простираются за пределы Писания: принесение жертв — неважно, каких — всегда проще, чем исполнение правды Божией. Дело здесь в том, что жертвы так или иначе описаны, и если говорить о христианстве, то, к примеру, Великий пост — тоже своего рода жертва, которая, как и всякая иная ритуальная жертва, строго регламентирована: описан устав великопостных богослужений, известны пищевые ограничения и постные традиции. Подобным образом обстоит дело и со всеми иными жертвами.
А вот о правде так сказать не получится, особенно если вспомнить, что под правдой Священное Писание понимает вовсе не соответствие той или иной информации реальному положению вещей, правдой Писание называет в первую очередь справедливость с точки зрения не человеческого, а божественного закона, и очевидно, что справедливость в этом понимании невозможно регламентировать никакими законами, она подчиняется лишь одному закону — закону любви, а это означает, что исполнить правду Божию может лишь тот, кто найдёт в себе мужество и решимость открыть своё сердце Богу и людям. Это, как мы понимаем, сложно, а потому проще закрыться и от Бога, и от людей ритуальными жертвами, которые, конечно же, тоже имеют свой смысл: они должны помогать человеку обрести решимость сделать шаг навстречу божественной любви. И дай Бог, чтобы приносимая ныне великопостная жертва помогла нас сделать этот шаг!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов