Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 3-21. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 3-21

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Пятикнижии Моисея едва ли не самое заметное место с точки зрения объёма текста занимают ритуальные постановления. Они рассказывают о том, какие, в каких случаях, когда и как необходимо приносить жертвы. Вполне естественно, что сам по себе объём библейских ритуальных постановлений в каком-то смысле провоцировал древних израильтян к тому, чтобы считать эти постановления наиболее важными во всём законе. В более поздних книгах Священного Писания мы можем найти предостережения против такого отношения к ритуальным постановлениям. Одно из подобных мест Писания звучит во время великопостного богослужения в православных храмах сегодня, оно взято из 21-й главы книги Притчей Соломона.

Глава 21.

03 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

04 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых,- грех.

05 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

06 Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти.

07 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

08 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.

09 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.

13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить,- и не будет услышан.

14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху - сильную ярость.

15 Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло.

16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый.

19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

20 Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Только что прозвучавший отрывок начался с, как кажется, очевидной мысли: «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Притч. 21:3). Автор книги Притчей далеко не единственный библейский автор, который писал об этом. В качестве примеров можно вспомнить высказывания пророков Исайи и Осии, но и ими люди, указывавшие на приоритет правды и правосудия над жертвами, не ограничиваются. Говорили об этом и некоторые авторитетные раввины древности. Для христиан особенно важно, что о том же самом говорил и Христос, достаточно вспомнить Его прекрасную сентенцию — «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Говорят об этом и современные православные священнослужители.

Однако понять и в полной мере принять мысль о превосходстве правды над жертвами довольно непросто, и тому есть причины, которые простираются за пределы Писания: принесение жертв — неважно, каких — всегда проще, чем исполнение правды Божией. Дело здесь в том, что жертвы так или иначе описаны, и если говорить о христианстве, то, к примеру, Великий пост — тоже своего рода жертва, которая, как и всякая иная ритуальная жертва, строго регламентирована: описан устав великопостных богослужений, известны пищевые ограничения и постные традиции. Подобным образом обстоит дело и со всеми иными жертвами.

А вот о правде так сказать не получится, особенно если вспомнить, что под правдой Священное Писание понимает вовсе не соответствие той или иной информации реальному положению вещей, правдой Писание называет в первую очередь справедливость с точки зрения не человеческого, а божественного закона, и очевидно, что справедливость в этом понимании невозможно регламентировать никакими законами, она подчиняется лишь одному закону — закону любви, а это означает, что исполнить правду Божию может лишь тот, кто найдёт в себе мужество и решимость открыть своё сердце Богу и людям. Это, как мы понимаем, сложно, а потому проще закрыться и от Бога, и от людей ритуальными жертвами, которые, конечно же, тоже имеют свой смысл: они должны помогать человеку обрести решимость сделать шаг навстречу божественной любви. И дай Бог, чтобы приносимая ныне великопостная жертва помогла нас сделать этот шаг!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!