Книга пророка Исайи, Глава 49, стихи 6-10
Отрывок, который мы сегодня услышали, не так прост для понимания, как может показаться на первый взгляд. О ком в буквальном смысле говорит Господь? Кто будет призван восстановить колена Израилевы? Кто будет светом для остальных народов? Должен ли это быть сам пророк? Или речь об остатке народа, который возвращается из плена? Возможно, имеется в виду некто третий, чей образ появляется во второй части книги и кого пророк так и называет: раб Господень?
Обратившись к святоотеческому преданию, мы понимаем, что отцы были едины в том, что речь идет о Мессии, рабе Господнем, через которого Бог совершит спасение. Причём спасение не только своего народа, но и спасение всех людей.
Однако возникает резонный вопрос: если речь о Мессии, почему Он называется рабом? Разве Мессия не царь, который должен спасти Божий народ и восстановить справедливость на всей земле? Всё именно так! Но спасение для Бога — это не решение бытовых проблем, а возвращение на путь заповедей, путь соработничества с Богом. Слово «раб» в данном случае совершенно не подразумевает унижения, так как акцент сделан на послушании Богу. И это очень хорошо видно в жизни Христа, который всё время подчёркивал, что исполняет волю пославшего Его Отца.
Не столько из Священного Писания, но и из собственного опыта мы знаем, что мир во зле лежит. Это значит, что жизнь того, кто во всём послушен Богу, будет отличаться от жизни остальных людей. Не радикально, конечно, а только в том, в чём человечество привыкло нарушать волю Творца, в чём привыкло жить по своей воле. Естественно, ситуации бывают разные, но элементарный опыт жизни в сообществе показывает, что, к сожалению, человек отличающийся, раздражает других... А человек отличающийся нравственной чистотой, раздражает вдвойне, ведь его поведение не просто другое, оно как будто бы обличает тех, кто живет во зле. Все эти особенности общественного поведения очень древние. Уже о Каине говорится, что он убил брата, потому что дела его были злыми, а дела брата праведными. Именно поэтому Исаия пишет, что раб Господень презираем всеми и терпит поношение даже от народа...
И всё же итог его пути не таков. Ведь, наконец, все понимают, что Он Божий и поклоняются ему, как рабу Господнему. И вся его жизнь, всё страдание и поношение начинает восприниматься иначе. Всё шло так, как должно, потому что Бог не действует в мире насилием. Нередко можно услышать, что раб Божий никому больше не является рабом. Очевидно, это так, но что это значит? В мирском смысле раб обычного царя мог вести себя нагло и самоуверенно, потому что был близок к правителю... Но раб Божий совсем не таков. Он действительно стремится к тому, чтобы жизнь его соответствовала заповедям. Он, конечно, уверен, но не в себе и своих связях, а в Боге, волю Которого исполняет, и Которому доверяет на всех путях своей жизни.