Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 3-21. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 3-21

03 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

04 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых,- грех.

05 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

06 Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти.

07 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

08 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.

09 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.

13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить,- и не будет услышан.

14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху - сильную ярость.

15 Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло.

16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый.

19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

20 Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Прозвучавший отрывок из книги Притчей царя Соломона производит впечатление лоскутного одеяла или разноцветной мозаики. Каждое из поучений — яркий афоризм, не похожий на предыдущий или последующий. Но собранные вместе притчи правителя древнего Израиля становятся даром его мудрости нам — жителям двадцать первого века. Казалось бы, нас и Соломона разделяют многие и многие века. Но насколько свежими выглядят многие его рассуждения. Давайте более внимательно подумаем о некоторых из них.

Начинается сегодняшнее чтение с таких слов Соломона: «Сын мой, соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва». Данное утверждение, хотя и было произнесено в ветхозаветную эпоху, имеет явный новозаветный характер. О превосходстве веры над делами закона любил говорить, например, апостол Павел. Речь идёт о следующем. Человеку свойственно лукавить. И иногда мы, не желая поступать по правде Божией, начинаем рассуждать примерно так. Вот здесь я согрешу, но потом выполню какие-то обряды, сделаю пожертвование и тем самым заглажу свою вину перед Богом.

Писание укоряет за такое понимание религиозной жизни. Господу не нужны наши приношения, ведь Он и так уже обладает всем. Творец желает, чтобы мы стали похожими на Него — милосердными, честными, неравнодушными, любящими людьми. Обряды и пожертвования — лишь инструменты, способные (при правильном применении) привести нас к желанной цели, но никак не ширма, за которой мы стремимся спрятать любимые грешки.

Заслуживает внимания и такое утверждение царя Соломона: «Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду». Наш мир, как написал в первом своё послании апостол Иоанн Богослов, по-прежнему лежит во зле. Вокруг нас каждый день проявляют себя злоба и жестокость. Но в словах царя Соломона мы можем найти некоторое утешение. Правитель пишет, что рано или поздно проявленное насилие обрушится на голову того, кто его совершил. Нельзя жить и безнаказанно обижать окружающих, измываться над слабыми. Проявленная злоба обязательно вернётся к тому, кто дал ей свободу. Что, впрочем, не означает, что нужно злорадствовать, смеяться над чужим несчастьем.

Далее Соломон пишет: «Превратен путь человека развращённого; а кто чист, того действие прямо». Для лучшего понимания прозвучавших слов нужно знать одну историческую деталь. Когда на древнем востоке правитель отправлялся куда-то с визитом, поданные не просто устраивали ремонт дорог по маршруту его следования. Дороги делались абсолютно прямыми и ровными. Для этого даже срывались холмы и продалбливались тоннели. Всё ради комфорта царя. О чём же говорит Соломон?

О том, что тот, кто руководствуется лукавством, вынужден будет на своём жизненном пути трястись по кочкам. Иными словами — постоянно тревожиться, как бы его ложь не раскрылась, как бы его самого не наказали. Тот, кто соблюдает правду Божию, всегда спокоен. Ведь ему нечего скрывать и бояться. Такой человек движется по жизни ровно, не опасаясь, что провалится в яму, которую выкопал для другого. Потому что никогда и никому руководимый совестью христианин не делает зла.

Царь Соломон призывает нас, своих читателей, не забывать о милосердии: «Кто затыкает ухо своё от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан». Снова мы видим, как правитель древнего Израиля констатирует существование неизменных законов бытия. Воистину — человек пожинает то, что сам однажды посеял. Тот, кто проявляет к окружающим милость, сам её однажды получит. Тот же, кто самоизолировался от просьб нуждающихся, закрылся в удобной для себя раковине эгоизма, тот однажды познает горечь равнодушия. Равнодушия, адресованного уже ему самому. От чего да избавит нас Господь.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!