Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 3-21
Прозвучавший отрывок из книги Притчей царя Соломона производит впечатление лоскутного одеяла или разноцветной мозаики. Каждое из поучений — яркий афоризм, не похожий на предыдущий или последующий. Но собранные вместе притчи правителя древнего Израиля становятся даром его мудрости нам — жителям двадцать первого века. Казалось бы, нас и Соломона разделяют многие и многие века. Но насколько свежими выглядят многие его рассуждения. Давайте более внимательно подумаем о некоторых из них.
Начинается сегодняшнее чтение с таких слов Соломона: «Сын мой, соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва». Данное утверждение, хотя и было произнесено в ветхозаветную эпоху, имеет явный новозаветный характер. О превосходстве веры над делами закона любил говорить, например, апостол Павел. Речь идёт о следующем. Человеку свойственно лукавить. И иногда мы, не желая поступать по правде Божией, начинаем рассуждать примерно так. Вот здесь я согрешу, но потом выполню какие-то обряды, сделаю пожертвование и тем самым заглажу свою вину перед Богом.
Писание укоряет за такое понимание религиозной жизни. Господу не нужны наши приношения, ведь Он и так уже обладает всем. Творец желает, чтобы мы стали похожими на Него — милосердными, честными, неравнодушными, любящими людьми. Обряды и пожертвования — лишь инструменты, способные (при правильном применении) привести нас к желанной цели, но никак не ширма, за которой мы стремимся спрятать любимые грешки.
Заслуживает внимания и такое утверждение царя Соломона: «Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду». Наш мир, как написал в первом своё послании апостол Иоанн Богослов, по-прежнему лежит во зле. Вокруг нас каждый день проявляют себя злоба и жестокость. Но в словах царя Соломона мы можем найти некоторое утешение. Правитель пишет, что рано или поздно проявленное насилие обрушится на голову того, кто его совершил. Нельзя жить и безнаказанно обижать окружающих, измываться над слабыми. Проявленная злоба обязательно вернётся к тому, кто дал ей свободу. Что, впрочем, не означает, что нужно злорадствовать, смеяться над чужим несчастьем.
Далее Соломон пишет: «Превратен путь человека развращённого; а кто чист, того действие прямо». Для лучшего понимания прозвучавших слов нужно знать одну историческую деталь. Когда на древнем востоке правитель отправлялся куда-то с визитом, поданные не просто устраивали ремонт дорог по маршруту его следования. Дороги делались абсолютно прямыми и ровными. Для этого даже срывались холмы и продалбливались тоннели. Всё ради комфорта царя. О чём же говорит Соломон?
О том, что тот, кто руководствуется лукавством, вынужден будет на своём жизненном пути трястись по кочкам. Иными словами — постоянно тревожиться, как бы его ложь не раскрылась, как бы его самого не наказали. Тот, кто соблюдает правду Божию, всегда спокоен. Ведь ему нечего скрывать и бояться. Такой человек движется по жизни ровно, не опасаясь, что провалится в яму, которую выкопал для другого. Потому что никогда и никому руководимый совестью христианин не делает зла.
Царь Соломон призывает нас, своих читателей, не забывать о милосердии: «Кто затыкает ухо своё от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан». Снова мы видим, как правитель древнего Израиля констатирует существование неизменных законов бытия. Воистину — человек пожинает то, что сам однажды посеял. Тот, кто проявляет к окружающим милость, сам её однажды получит. Тот же, кто самоизолировался от просьб нуждающихся, закрылся в удобной для себя раковине эгоизма, тот однажды познает горечь равнодушия. Равнодушия, адресованного уже ему самому. От чего да избавит нас Господь.