Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, у большинства из нас есть хотя бы минимальный опыт молитвы. У всех он разный, но так или иначе, если мы на него посмотрим, мы увидим, что нам от Бога не так уж много надо. Впрочем, с другой стороны, нередко случается так, что у Бога на нас оказываются Свои планы, которые Он предлагает нам в самых разных жизненных обстоятельствах, а мы можем согласиться с Его предложением или отвергнуть. О том, как это бывает мы можем услышать в отрывке из 49-й главы книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем:
Если мы честно задумаемся над тем, о чём молимся, мы поймём, что в большинстве случаев мы просим себе или ближним спокойной и тихой жизни, здоровой, плодотворной и от этого счастливой. Бывает, конечно, что у человека особенные амбиции и он мечтает о карьере и какой-то особенной должности... Но чаще всего всё бывает намного скромнее. Более того, нам может показаться, что какие-то грандиозные задачи попросту займут наше время и не дадут реализовать собственные планы. В мире может быть много важных вещей, но важно ведь и себя не забывать. Как говориться, человек может рассказывать с интересом о чём угодно, но со вкусом только о себе.
Например, когда Бог явился Аврааму и призвал его к завету, Авраама больше всего беспокоило отсутствие у него наследников. Подобным же образом рассуждали многие другие. Самое интересное, что Бог спокойно воспринимал то, что можно было бы назвать бытовым эгоизмом, но исподволь указывал на более масштабные планы. Всё потому, что эгоистические склонности, которые развились в людях после греха прародителей, не так-то просто победить. Всё это Богу известно, почему Он и действует с большим снисхождением.
В то же время, человеку, уже с его стороны, важно понять, почему Бог вообще чего-то от него ждёт. Дело в том, что Господь и человек — не просто собеседники, которые существуют независимо друг от друга. Бог — Творец, а человек — творение, лишь благодаря любви и благому замыслу появившееся на свет. Причём замысел у Бога есть о каждом человеке и любовь Его распространяется не только на тех, кто отвечает взаимностью. И раз Бог участвует в судьбе каждого человека, тот, кто ощущает себя Его союзником, тот, кто хочет, чтобы в мире исполнялась Его воля, попросту не может оставаться эгоистом и останавливаться на своих корыстных планах.
Задумаемся, к чему могут свестись желания и молитвы людей, которые уже довольно долго живут в плену, как это было с иудеями? Однако Бог, обращаясь к ним, говорит, что они призваны не только восстановить свою собственную страну, но и стать светом для народов, чтобы спасение простёрлось до концов всей земли. Можно себе представить, как пленные язычники восприняли эту весть. Кого Ты желаешь спасти на краю земли, Господи? Язычников? Может быть, и тех, кто увёл нас в плен? Как это вообще понимать? Может быть, ограничимся возвращением домой и восстановлением страны?
Но Бог — не человек, чтобы Ему менять Свой замысел из-за человеческого эгоизма и его капризов. Он снисходит к нам, поддерживает нас, но всё же ждёт от нас ответного участия в Его планах. Поэтому обращаясь к Нему со своими простыми просьбами и ожидая от Него снисхождения и заботы, будем помнить о тех, кто ещё не знает Его, о язычниках, неверующих и всех прочих, кто не пришёл к Нему, и вместе с Богом проявлять свою заботу о них.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееБиблейская наука самым тщательным образом исследовала все книги Священного Писания, не стала исключением и книга пророка Исайи. В ней учёные нашли не только различные по времени своего создания фрагменты, но и дали некоторым из отрывков книги свои имена. В частности, начало нынешнего фрагмента представляет собой, так называемую, «Вторую песнь Раба Господня». Важно заметить, что слово «Раб» в словосочетании «Раб Господень» на русском языке пишется с заглавной буквы, и это указывает не на какого-то обычного человека, а на Христа, то есть сказанное Исайей относится исключительно ко Христу, это пророчество о Спасителя мира, которое Исайя облёк в слова, произнесённые грядущим Искупителем человечества.
Некоторых наших современников может смутить само слово «Раб» применительно ко Христу, точно также, как их смущает это слово применительно к человеку в словосочетании «раб Божий», им кажется, что такое наименовании унизительно, для устранения возможного смущения, стоит обратиться к оригинальному еврейскому тексту, благодаря такому обращению мы узнаем, что еврейское слово, переведённое на славянские языки как «раб», имеет множество значений, и на языке библейского богословия оно указывает на того, кто особенно близок к Богу, того, кто пользуется Его особым расположением и благоволением. Из Священного Писания нам известно, что таким существом является человек — высшее и любимейшее творение Божие, но при этом ближе всех к Богу-Отцу Его Единородный Сын Господь наш Иисус Христос, а потому и некоторые пророчества Исайи о Христе озаглавлены как «Песни Раба Господня».
Исайя вкладывает в уста Бога слова, которые изначально не вполне осознавали Христовы апостолы, они, если мы вспомним новозаветные исторические книги, далеко не сразу поняли, что Христова миссия простирается далеко за пределы израильского народа, и поначалу они не вполне понимали, как им поступать с желающими примкнуть к Церкви Христовой язычниками. Об этом непонимании ярко свидетельствует эпизод из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, в котором Бог апостолу Петру через видение нечистой с точки зрения Ветхого Завета пищи и через предложение ее вкусить открывает ту же самую истину, которая когда-то была открыта Исайе: для Христа и благодати Святого Духа нет нечистых народов, Христос, как о том сказано в книге пророка Исайи, — свет всех народов, чтобы через Него спасение «простёрлось до концов земли». После событий 10-й главы книги Деяний апостолы постепенно начали усваивать мысль Исайи, и в конечном итоге их проповедь начала распространяться среди всех тех людей, к которым они физически могли обратиться с евангельским словом.
Читать далееОтрывок, который мы сегодня услышали, не так прост для понимания, как может показаться на первый взгляд. О ком в буквальном смысле говорит Господь? Кто будет призван восстановить колена Израилевы? Кто будет светом для остальных народов? Должен ли это быть сам пророк? Или речь об остатке народа, который возвращается из плена? Возможно, имеется в виду некто третий, чей образ появляется во второй части книги и кого пророк так и называет: раб Господень?
Обратившись к святоотеческому преданию, мы понимаем, что отцы были едины в том, что речь идет о Мессии, рабе Господнем, через которого Бог совершит спасение. Причём спасение не только своего народа, но и спасение всех людей.
Однако возникает резонный вопрос: если речь о Мессии, почему Он называется рабом? Разве Мессия не царь, который должен спасти Божий народ и восстановить справедливость на всей земле? Всё именно так! Но спасение для Бога — это не решение бытовых проблем, а возвращение на путь заповедей, путь соработничества с Богом. Слово «раб» в данном случае совершенно не подразумевает унижения, так как акцент сделан на послушании Богу. И это очень хорошо видно в жизни Христа, который всё время подчёркивал, что исполняет волю пославшего Его Отца.
Не столько из Священного Писания, но и из собственного опыта мы знаем, что мир во зле лежит. Это значит, что жизнь того, кто во всём послушен Богу, будет отличаться от жизни остальных людей. Не радикально, конечно, а только в том, в чём человечество привыкло нарушать волю Творца, в чём привыкло жить по своей воле. Естественно, ситуации бывают разные, но элементарный опыт жизни в сообществе показывает, что, к сожалению, человек отличающийся, раздражает других... А человек отличающийся нравственной чистотой, раздражает вдвойне, ведь его поведение не просто другое, оно как будто бы обличает тех, кто живет во зле. Все эти особенности общественного поведения очень древние. Уже о Каине говорится, что он убил брата, потому что дела его были злыми, а дела брата праведными. Именно поэтому Исаия пишет, что раб Господень презираем всеми и терпит поношение даже от народа...
И всё же итог его пути не таков. Ведь, наконец, все понимают, что Он Божий и поклоняются ему, как рабу Господнему. И вся его жизнь, всё страдание и поношение начинает восприниматься иначе. Всё шло так, как должно, потому что Бог не действует в мире насилием. Нередко можно услышать, что раб Божий никому больше не является рабом. Очевидно, это так, но что это значит? В мирском смысле раб обычного царя мог вести себя нагло и самоуверенно, потому что был близок к правителю... Но раб Божий совсем не таков. Он действительно стремится к тому, чтобы жизнь его соответствовала заповедям. Он, конечно, уверен, но не в себе и своих связях, а в Боге, волю Которого исполняет, и Которому доверяет на всех путях своей жизни.
Читать далееПророк Исаия — один из великих и наиболее почитаемых пророков еврейского народа. В его книге мы находим довольно много различных предсказаний о судьбе Израиля. Но, пожалуй, самая главная тема его писаний — это тема прихода Мессии. Тот отрывок, который мы только что услышали, содержит в себе основные акценты этих предсказаний.
В первую очередь обращает на себя внимание то, что Мессия назван «презираемым всеми», «поносимым» и даже «рабом». Он будет не просто царем. Он будет страдающим царем. Тот, кто отдаст Свою жизнь за народ. Однако, несмотря на то, что Мессия претерпит множество страданий, а также не будет иметь никакой политической поддержки, Ему и Его последователям поклонится весь мир в лице царей и князей народов. Наконец, в Его царство войдут все люди, он станет светом для всего человечества. Оно будет состоять не только из евреев, но также из представителей других национальностей. Все получат через Мессию благословение и возможность полноценного общения с Богом. Для того, чтобы изобразить то благоденствие, которое придет в мир вместе с Ним, Исаия использует образы, которые были очень хорошо знакомы его слушателям. «По всем холмам будут пажити их; не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод». Во время его правления зло потерпит сокрушительное поражение.
Согласно христианскому пониманию, все эти пророчества исполнились с пришествием Иисуса Христа. Господь по Своему человечеству происходил из рода царя Давида, а потому имел царскую кровь. Более того, как Сын Божий Он еще царь и Творец этого мира. И, тем не менее, несмотря на свое царское достоинство, Христос — страдающий царь. На кресте Он пролил Свою кровь за людей. Именно Его мучения, смерть и воскресение стали тем фундаментом, на котором основано Его царство, то есть, христианская церковь. Ее история парадоксальна. Вопреки всем внешним обстоятельствам, гонениям, преследованиям, унижениям, проповедь христианства была так успешна, что новую веру принимали не только простые люди, но целые государства во главе с правителями. И вошли в это царство не только евреи, но и другие народы. Так слова Исаии о том, что через Мессию получат благословение все люди, в точности исполнились. В отличие от ветхозаветной Церкви, к которой принадлежал и сам Исаия, Церковь Христа имеет сверхнациональный характер. Именно поэтому пророк и говорит, что спасение Господа распространится до концов земли.
За точность своих предсказаний Исаию часто называют ветхозаветным евангелистом. Но в первую очередь поражает не то, с какой подробностью он описал будущие события. А то, как Господь заботится о всяком человеке. Какими странными, зачастую парадоксальными путями Он ведет всех людей и каждого из нас ко спасению, к тому пасхальному торжеству, которое в полноте откроется в Его вечном царстве.
Читать далееДовольно часто можно услышать, что христианство себя изжило, что мир стал постхристианским и что с этим уже ничего невозможно поделать. По видимости это, конечно, похоже на правду. Ведь и в самом деле, людей, которые руководствовались бы в своей жизни христианскими принципами и видели конечной целью своей жизни Христа, не так то и много. Даже если пойти по простому пути сравнения медийного интереса к христианству и, например, к автомобилям, то мы увидим, что количество подписчиков на канал какого-нибудь популярного автоблогера ощутимо выше, чем суммарное количество подписчиков на все христианские ресурсы вместе взятые. Даже какая-нибудь не самая известная и не самая талантливая актриса имеет больше подписчиков и вызывает больший интерес, чем вся сумма церковных ресурсов. Но самое важное здесь не это, а то, что христианство мало влияет на нашу жизнь, даже сами христиане предпочитают мимикрировать под окружающий мир и зачастую стесняются открыто говорить о своей вере и о своем уповании. Особенно ощутимо это касается молодых христиан, они боятся быть не такими как все и боятся, что из-за своей веры они подвергнутся насмешкам со стороны сверстников.
Исследование слов пророка Исайи и сопоставление их с тем, что уже произошло и что подтверждено неоспоримыми свидетельствами истории, показывает абсолютную безоговорочную правоту его пророческих прозрений. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить его слова относительно Вавилонского плена. Он вполне мог предвидеть, что развитие событий приведет к пленению израильского народа, но как он мог знать, что плен изменит существующее число израильских колен, что из плена вернутся далеко не все и не потому, что они будут физически уничтожены, а потому, что просто некому будет возвращаться, люди успеют ассимилироваться? Кроме того, что Исайя видел и то, что Бог сделает возможным призвание к Себе бывших язычников. Это тоже произошло, и мы все тому свидетели.
В сегодняшнем отрывке используется очень любопытное так называемое прошедшее пророческое время. Для выражения несомненности будущего пророк говорит о нем языком прошедшего: «Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе» (Ис. 49:8). В этом же месте Исайя говорит и о том, что Бог сделает Христа «заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные». Под «наследиями опустошенными» в мессианском смысле толкователи видят всю область языческого мира, опустошенную заблуждениями идолопоклонства. Впрочем, если не читать толкований, то, с учетом контекста всей пророческой речи, понять это место как-то иначе не получается. Но ведь это еще не произошло, тогда как используемое пророком прошедшее время в начале его изречения не оставляет сомнений в том, что Исайя убежден в истинности этих слов в самой высокой степени. А раз не все области языческого мира еще приведены ко Христу, то и говорить о потери христианством своей актуальности весьма преждевременно.
Читать далееПочему на нашем жизненном пути всегда встречаются люди, которые приносят нам боль и разочарование? Почему жизнь не может течь размеренно и спокойно? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 31-й главы книги Бытия, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Главный герой только что прозвучавшего отрывка, Иаков, был внуком великого Авраама. Судьба Иакова сложилась так, что он был вынужден бежать из отчего дома в Палестине. И виной тому был его собственный нрав. Иаков обманул старшего брата, Исава, и престарелого отца. Хитростью получил те благословения, которые предназначались Исаву. Лишил его первородства. Поэтому Исав грозился убить его. Остаться — подвергать свою жизнь смертельной опасности. После непродолжительных скитаний Иаков нашёл пристанище за границей Ханаана у своего дяди Лавана. Казалось бы, все невзгоды позади. Можно начать новую жизнь. Однако здесь, практически в семейном кругу, Иакова ждали новые испытания. Лаван был очень непростым человеком. Лукавство и даже коварство были яркими чертами его характера. Об этом свидетельствует то, как он поступил со своим племянником.
У Лавана было две дочери. Старшая — Лия и младшая — Рахиль. Иаков хотел жениться на Рахиль. За неё он соглашается работать на Лавана 7 лет. Однако по прошествии этого срока Лаван обманывает его. Вместо Рахиль он отдаёт ему Лию. При этом Лаван ссылается на местный обычай. Дескать, сначала отдаём замуж старшую, потом младшую. Делать нечего. В результате Иакову пришлось заключать ещё один договор и работать на Лавана ещё 7 лет. Однако это ещё не конец. Когда срок контракта был завершён, оказалось, что у Иакова и его жён совсем нет денег. Хитростью и коварством Лаван присвоил себе тот выкуп, за который работал Иаков, и который должен был принадлежать Лии и Рахиль. Поэтому Иакову приходится заключать ещё один договор на очень невыгодных для себя условиях.
20 лет провёл Иаков у Лавана. 20 лет, наполненные трудами и тяготами. 20 лет ему приходилось терпеть несправедливость. Однако, очевидно, для Иакова это пошло на пользу. В поступках своего дяди он видит себя словно в зеркале. У него появляется прекрасная возможность переосмыслить свою жизнь. Подумать о том, какие скорби и какую боль он доставил своему отцу и брату. В результате Иаков смиряется перед Богом и людьми. И вот, когда урок усвоен в достаточной мере, Господь призывает его вернуться домой. Теперь он готов возглавить народ Божий и стать новым патриархом.
Так устроена и наша жизнь. На каждого из нас всегда найдётся свой Лаван. Это, однако, не означает, что мир зол. Нередко то, как окружающие ведут себя с нами, — просто отражение нашего внутреннего состояния. Люди и обстоятельства цепляют нас, потому что наша душа, как репейник. Во все стороны из неё, словно крючки, торчат страсти и греховные привычки. Вот и цепляем мы на своём пути таких же ершистых, как сами. Как говорится, подобное тянется к подобному. Так самим устройством жизни Господь призывает нас взглянуть на себя со стороны. Увидеть, что проблема не вне нас, а в нас самих. Так Он призывает нас перестроить свой образ мысли, образ чувств и действий согласно Его Евангелию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееСитуация, с которой мы сталкиваемся в сегодняшнем чтении может показаться диковинной и непонятной, хотя на самом деле она вполне обыденна. Язык, да и сам предмет, который описывает автор книги, для нас настолько необычен, что мы теряем из вида формальную сторону дела. Но если мы попробуем провести аналогию с чем-то современным, мы увидим, что перед нами довольно простая бытовая ситуация. Сбежавший от братского гнева Иаков, пришёл к своему дяде Лавану и ожидал от него поддержки. Много лет он работал на него, но тот всё время менял своё мнение по поводу его награды за труды. Проходят годы, и праотец народа Божьего постепенно приходит в отчаяние от того, что оказался в руках тестя, который относится к нему всё хуже и хуже. Да и кто бы не пришёл в отчаяние?
Однако в критический момент к Иакову обращается Бог и говорит очень простые слова: «Выйди от Лавана и иди в дом отца твоего. Я вижу, что Лаван делает с тобой, и когда ты будешь возвращаться на Родину Я буду с тобой».
Собственно, это и есть главная идея всего сегодняшнего текста. Ведь если не брать конкретику и обратиться только к нравственному содержанию, мы поймём, что в подобной ситуации бывал практически каждый. Есть человек, от которого ты зависишь, он всё время меняет правила игры, хитрит и не видит над собой кого-то, кто может его остановить. Нередко у нас возникает ощущение, что мы оказались один на один с обстоятельствами, что нам совершенно некому помочь. И вот в этот момент нам очень важно расслышать слова, которые сказаны Иакову: «Я вижу, что с тобой происходит, я поддержу тебя... на твоём пути домой».
И даже если для Иакова призыв возвращаться домой был вполне конкретным указанием отправляться в землю обетованную, а мы сидим дома и никуда не уезжали, эти слова относятся к нам в духовном смысле. Погружаясь в жизнь мира, мы подчиняемся его правилам и оказываемся порабощены самыми разными законами и в итоге нередко не видим для себя выхода, не понимаем, как нам избавиться от этих пут... Конечно, чем дальше мы ушли, тем длиннее и сложнее дорога назад, но для того, чтобы начать этот путь, нам стоит вспомнить, что Бог нас видит, что Он с нами и призывает нас к Себе.
Читать далееИаков, оказавшись в положении нелюбимого родственника Лавана, получает повеление от Бога возвращаться в родные края, откуда фактически сбежал из-за страха перед местью родного брата, Исава. Хоть и прошло двадцать лет, но решиться вернуться туда, где тебя ждёт ненавидящий тебя брат — надо иметь много мужества. Тем более, отправляться в логово заклятого врага вместе со всем семейством, детьми, стадами скота и прочим имуществом — не имея силы, превосходящей противника — выглядит откровенным безумием. Но Иаков не преследует какой-то своей, не согласной с Богом, цели: более того, само возвращение — это проявление предельного доверия Иакова Богу. Ведь Иаков не слышит никаких гарантий свыше, что у него будет всё в порядке: Бог говорит только об одном — Он будет с ним — и одного этого — предостаточно.
Иаков понимает, что ему предстоит встреча с братом, у которого он фактически украл благословение отца. Он не знает, что происходило эти годы, каким теперь стал его брат, что у него в голове и на сердце по отношению к Иакову. Одним словом, риски — крайне высокие. Но, как мы знаем из дальнейшей истории, Иаков идёт к брату не с войной, но с миром — предпосылая богатые стада животных в качестве дара брату, показывая, что всё это — своего рода «жест доброй воли» или свидетельство осознания той боли, которую ранее причинил.
Случается, что между даже самыми близкими людьми происходит глобальное отчуждение или даже образуется вражда. И это состояние может длиться годами, даже десятилетиями. Люди не общаются друг с другом, не пытаются примириться, не ищут для этого возможностей. Но если человек вверяет свою жизнь Богу — то это пребывание во вражде обязательно закончится. И когда подойдёт время для примирения — важно не пропустить этот момент. Каковы бы ни были риски, сколь сильно бы не охватывал страх перед неизвестностью реакции другой стороны — надо сделать этот непростой шаг веры — опираясь только на Бога — и своё собственное благое намерение. И, как мы знаем из истории с Иаковом и Исавом, Бог Сам расставляет всё по своим местам — вражда улетучивается, и братья со слезами наконец-то обнимаются друг с другом!
Читать далееЗнаю людей, которым эта фраза кажется избитой и не очень верной, но, тем не менее, — за всё в этой жизни нужно платить. Речь не идет в данном случае о судебной ответственности или чем-то подобном. Скорее, мы имеем дело с одним из главных законов самой жизни (как бы сказал человек неверующий) или же (что точнее) с проявлением промысла Божия. Можно обмануть человека. Господа обхитрить нельзя. Его справедливость всё расставляет на свои места. Убедиться в подобном легко, просто внимательно послушав сегодняшнее чтение из библейской книги Бытия. Мы с вами становимся свидетелями наступления момента жизненного правосудия. Ветхозаветный праотец Иаков, обманув когда-то своего брата Исава, сам становится жертвой обмана. Покинув родину, Иаков находит пристанище в доме Лавана — дяди по линии матери. У того имелись две дочери — старшая и несимпатичная Лия и младшая красавица Рахиль. Иаков решил жениться, конечно же, на младшей. Для этого он по договоренности с Лаваном отработал семь лет, но в на свадьбе оказался обманут. Вместо Рахили Иакову, так сказать, «подсунули» старшую Лию. Пришлось ветхозаветному патриарху отработать еще семь лет, чтобы наконец-то взять в жены любимую им Рахиль. (В те давние времена многоженство не считалось грехом). Но и на этом испытания Иакова не закончились. Лаван не хотел отпускать от себя ни дочерей, ни такого упорного и целеустремленного работника. Он придумывал для Иакова всё новые хитрые ограничения. Но Господь был на стороне Своего избранника. И начиная с какого-то момента каждая новая неправда Лавана стала оборачиваться в пользу Иакова. Что ярко проявило себя в вопросе с приданым Лии и Рахили. Лаван делал всё, чтобы минимизировать его размер. Он говорил Иакову, что отдаст ему только пестрый скот. А когда количество именно пестрого скота стало большим, то заявил, что передумал — и отдаст скот с крапинами на шкуре. В итоге терпение Господа закончилось. Он, видя смирение Иакова, прямо повелел ему забрать причитавшуюся ему часть хозяйства тестя и вернуться на родину. Лия и Рахиль своего мужа в исполнении воли Божией поддержали, сказав: «делай всё, что Бог сказал тебе». Чему учит нас сегодняшнее библейское чтение? Оно говорит нам о двух сторонах добродетели смирения. Смирение, безусловно, призывает нас к терпению, скромности, самоограничению. Смиренный человек никогда не будет выпячивать своих достижений, искать суетной земной славы. Но у упомянутой уже добродетели есть и вторая сторона, которая состоит в следующем — исполнять волю Божию, несмотря ни на что. Если христианину совесть подсказывает, что следует поступить так, а не иначе, то это дело необходимо осуществить. Праотец Иаков, пройдя сквозь многие испытания, смирился перед Господом и обрел заслуженную награду. Священное Писание призывает нас к мудрости — тому, как гармонично сочетать стороны смирения, ограничивая себя в одних ситуациях, бесстрашно исполнять волю Божию в других.
Читать далееТолько что прозвучавший отрывок рассказывает нам об одном из ключевых моментов истории Иакова. Как мы помним Иаков был одним из родоначальников еврейского народа. Обманом, он получил отцовские благословения и таким образом стал наследником всех обещаний, которые Бог дал когда-то его деду Аврааму. Именно из рода Иакова, а не его старшего брата, должен был произойти Мессия, Спаситель всего человечества. Спасаясь от гнева Исава, он бежит к своему дяде Лавану за пределы Палестины. Здесь он проводит долгие 20 лет. Священное Писание обращает особое внимание на этот период жизни патриарха. Он отнюдь не самый радостный в его жизни.
Лаван постоянно обманывает своего племянника. Сначала вместо своей младшей дочери Рихили, которая приглянулась Иакову и за которую он работал целых 7 лет, он отдает за него замуж старшую Лию. Для того, чтобы жениться на возлюбленной Иаков вынужден работать еще 7 лет. После того как срок прошел, Лаван хитростью вынуждает Иакова работать на него еще 6 лет, причем на очень невыгодных условиях. Помимо этого, неладно и в его собственной семье. Сестры постоянно ссорятся между собой. Каждая женщина хочет быть первой женой. Любимая Рахиль пользуется тем, что именно она предмет обожания патриарха. В свою очередь нежеланная Лия, которую за Иакова отдали обманом, берет тем, что в отличие от своей младшей сестры, которая не может родить, дарит мужу одного за одним прекрасных детей. В этой атмосфере проходит 20 лет. Этого времени достаточно, чтобы Иаков задумался и понял, что все эти неурядицы — прямое следствие его собственных поступков. Как он обманул отца, так и Лаван обманул его. Как он конкурировал со старшим братом, так теперь ссорятся между собой его жены. Бог является Иакову именно тогда, когда он осознает свою неправоту и утверждается в желании изменить свою жизнь. Он усваивает урок свыше и теперь готов исполнить свое предназначение, стать руководителем, патриархом богоизбранного народа.
Эта история демонстрирует нам действие одного важного духовного закона. Все, что с нами происходит — всего лишь зеркало, отражение нашей собственной души. Окружающая жизнь со всеми ее событиями похожа на жидкость, которую вливают в ту форму, которую мы сами создали своими мыслями, словами и поступками. Поэтому и те неприятности, которые случаются порой с нами — тень наших страстей. И зачастую для того, чтобы изменить что-то внешнее необходимо осознать этот закон и постараться изменить для начала нечто в себе. Если этого не будет, жизнь не изменится. Ведь каждый раз мы будем сталкиваться со своим собственным коварным и хитрым Лаваном.
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Пятикнижии Моисея едва ли не самое заметное место с точки зрения объёма текста занимают ритуальные постановления. Они рассказывают о том, какие, в каких случаях, когда и как необходимо приносить жертвы. Вполне естественно, что сам по себе объём библейских ритуальных постановлений в каком-то смысле провоцировал древних израильтян к тому, чтобы считать эти постановления наиболее важными во всём законе. В более поздних книгах Священного Писания мы можем найти предостережения против такого отношения к ритуальным постановлениям. Одно из подобных мест Писания звучит во время великопостного богослужения в православных храмах сегодня, оно взято из 21-й главы книги Притчей Соломона.
Только что прозвучавший отрывок начался с, как кажется, очевидной мысли: «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Притч. 21:3). Автор книги Притчей далеко не единственный библейский автор, который писал об этом. В качестве примеров можно вспомнить высказывания пророков Исайи и Осии, но и ими люди, указывавшие на приоритет правды и правосудия над жертвами, не ограничиваются. Говорили об этом и некоторые авторитетные раввины древности. Для христиан особенно важно, что о том же самом говорил и Христос, достаточно вспомнить Его прекрасную сентенцию — «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Говорят об этом и современные православные священнослужители.
Однако понять и в полной мере принять мысль о превосходстве правды над жертвами довольно непросто, и тому есть причины, которые простираются за пределы Писания: принесение жертв — неважно, каких — всегда проще, чем исполнение правды Божией. Дело здесь в том, что жертвы так или иначе описаны, и если говорить о христианстве, то, к примеру, Великий пост — тоже своего рода жертва, которая, как и всякая иная ритуальная жертва, строго регламентирована: описан устав великопостных богослужений, известны пищевые ограничения и постные традиции. Подобным образом обстоит дело и со всеми иными жертвами.
А вот о правде так сказать не получится, особенно если вспомнить, что под правдой Священное Писание понимает вовсе не соответствие той или иной информации реальному положению вещей, правдой Писание называет в первую очередь справедливость с точки зрения не человеческого, а божественного закона, и очевидно, что справедливость в этом понимании невозможно регламентировать никакими законами, она подчиняется лишь одному закону — закону любви, а это означает, что исполнить правду Божию может лишь тот, кто найдёт в себе мужество и решимость открыть своё сердце Богу и людям. Это, как мы понимаем, сложно, а потому проще закрыться и от Бога, и от людей ритуальными жертвами, которые, конечно же, тоже имеют свой смысл: они должны помогать человеку обрести решимость сделать шаг навстречу божественной любви. И дай Бог, чтобы приносимая ныне великопостная жертва помогла нас сделать этот шаг!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееПрозвучавший отрывок из книги Притчей царя Соломона производит впечатление лоскутного одеяла или разноцветной мозаики. Каждое из поучений — яркий афоризм, не похожий на предыдущий или последующий. Но собранные вместе притчи правителя древнего Израиля становятся даром его мудрости нам — жителям двадцать первого века. Казалось бы, нас и Соломона разделяют многие и многие века. Но насколько свежими выглядят многие его рассуждения. Давайте более внимательно подумаем о некоторых из них.
Начинается сегодняшнее чтение с таких слов Соломона: «Сын мой, соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва». Данное утверждение, хотя и было произнесено в ветхозаветную эпоху, имеет явный новозаветный характер. О превосходстве веры над делами закона любил говорить, например, апостол Павел. Речь идёт о следующем. Человеку свойственно лукавить. И иногда мы, не желая поступать по правде Божией, начинаем рассуждать примерно так. Вот здесь я согрешу, но потом выполню какие-то обряды, сделаю пожертвование и тем самым заглажу свою вину перед Богом.
Писание укоряет за такое понимание религиозной жизни. Господу не нужны наши приношения, ведь Он и так уже обладает всем. Творец желает, чтобы мы стали похожими на Него — милосердными, честными, неравнодушными, любящими людьми. Обряды и пожертвования — лишь инструменты, способные (при правильном применении) привести нас к желанной цели, но никак не ширма, за которой мы стремимся спрятать любимые грешки.
Заслуживает внимания и такое утверждение царя Соломона: «Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду». Наш мир, как написал в первом своё послании апостол Иоанн Богослов, по-прежнему лежит во зле. Вокруг нас каждый день проявляют себя злоба и жестокость. Но в словах царя Соломона мы можем найти некоторое утешение. Правитель пишет, что рано или поздно проявленное насилие обрушится на голову того, кто его совершил. Нельзя жить и безнаказанно обижать окружающих, измываться над слабыми. Проявленная злоба обязательно вернётся к тому, кто дал ей свободу. Что, впрочем, не означает, что нужно злорадствовать, смеяться над чужим несчастьем.
Далее Соломон пишет: «Превратен путь человека развращённого; а кто чист, того действие прямо». Для лучшего понимания прозвучавших слов нужно знать одну историческую деталь. Когда на древнем востоке правитель отправлялся куда-то с визитом, поданные не просто устраивали ремонт дорог по маршруту его следования. Дороги делались абсолютно прямыми и ровными. Для этого даже срывались холмы и продалбливались тоннели. Всё ради комфорта царя. О чём же говорит Соломон?
О том, что тот, кто руководствуется лукавством, вынужден будет на своём жизненном пути трястись по кочкам. Иными словами — постоянно тревожиться, как бы его ложь не раскрылась, как бы его самого не наказали. Тот, кто соблюдает правду Божию, всегда спокоен. Ведь ему нечего скрывать и бояться. Такой человек движется по жизни ровно, не опасаясь, что провалится в яму, которую выкопал для другого. Потому что никогда и никому руководимый совестью христианин не делает зла.
Царь Соломон призывает нас, своих читателей, не забывать о милосердии: «Кто затыкает ухо своё от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан». Снова мы видим, как правитель древнего Израиля констатирует существование неизменных законов бытия. Воистину — человек пожинает то, что сам однажды посеял. Тот, кто проявляет к окружающим милость, сам её однажды получит. Тот же, кто самоизолировался от просьб нуждающихся, закрылся в удобной для себя раковине эгоизма, тот однажды познает горечь равнодушия. Равнодушия, адресованного уже ему самому. От чего да избавит нас Господь.
Читать далее«Всякий торопливый терпит лишение», — говорит сегодня премудрый царь Соломон. Действительно, ведь спешка заставляет человека совершать необдуманные поступки. Не в последнюю очередь это касается духовной области. И вот яркий пример. Нередко, мы начинаем свою церковную жизнь, исполненные энтузиазма. Спешим примерить на себя всю строгость церковной дисциплины. В нас живёт горячее желание подражать святым, образы которых мы встречаем в житийной литературе: мы стараемся поститься строго по уставу, вычитываем молитвы сверх установленной нормы, берём на себя другие подвиги. Сам по себе этот порыв достоин уважения и всяческой похвалы. Но важно при этом понимать, что в этом случае нами руководит не духовный опыт и рассудительность, а та самая спешка и суета, о которой мы услышали сегодня. Не всегда подобный энтузиазм идёт нам на пользу. Это всё равно что без длительной подготовки и упорных тренировок в тренажёрном зале сразу же пытаться поднять тяжёлый вес. Это опасно, ведь можно надорваться. Так и неумеренный подвиг — это всегда чрезмерное напряжение, после которого обязательно последует взрыв. Свидетельством этого является то, что незрелое благочестие нередко сопровождается эмоциональными срывами и раздорами с окружающими. Мы спорим, обличаем, постоянно что-то доказывая другим и самим себе. Люди отворачиваются от нас, мы теряем друзей и родных. В долгосрочной перспективе нас ждёт выгорание, опустошение и даже разочарование в том пути, на который мы встали. Только вчера ты был образцом благочестия, а сегодня ударился во все тяжкие. Всё это — плоды спешки в духовной жизни.
Отцы Церкви прекрасно знали об этой опасности, а потому даже говорили: «Если ты увидишь юношу, который пытается вскарабкаться на небо по лестнице, сдерни его оттуда за ногу». Как во всяком деле, так и в духовной жизни торопливость чревата падениями. Поэтому и Соломон противопоставляет суетливости терпение и прилежание. Необходимо приучать себя к постоянству. Духовная работа должна совершаться постепенно, но методично и планомерно. Нельзя ставить перед собой задачи, которые ты сейчас ещё не в силах решить. Да, мы должны ориентироваться на высокие образцы, но при этом следует адекватно оценивать свои силы, советуясь в каждом шаге с духовно более опытными людьми. Лишь в том случае, если все церковные предписания мы будем выполнять с рассуждением, даже тот малый подвиг и ограничение, которое мы на себя взяли, принесёт большую пользу нашей душе.
Читать далееДля того, чтобы увидеть основной нравственный императив Священного Писания вовсе не надо быть глубоко погруженным в его текст, для осознания центральной мысли Библии не надо быть и гениальным аналитиком. Все предельно просто: все книги Писания буквально кричат об одном и том же, они повторяют одну и ту же мысль, мимо которой не получится пройти даже если очень захочется это сделать. Очередное повторение этой мысли мы встречаем и в этом отрывке книги Притчей, здесь она выражена такими словами: «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва». Эта фраза проста и доходчива, но тем не менее не лишним будет прокомментировать ее последнее слово. Здесь под «жертвой» понимается кровь жертвенных животных, а если посмотреть чуть шире, то и все то, что человек делает в рамках соблюдения религиозных предписаний: принесение жертв к алтарю ветхозаветного храма, уставные молитвы, предписанные законом посты и так далее. Здесь книга Притчей выражает свою мысль очень мягко, тогда как пророк Исайя в схожем месте своей книги говорит значительно более жестко, он не пишет, что соблюдение правды и правосудия всего лишь более угодно Господу, чем жертвы, он утверждает, что без правды и правосудия жертвы — мерзость пред Богом (ср. Ис. 1:11–16).
Понятия правды и правосудия, которые мы встречаем в Священном Писании, имеют мало общего с тем, что под этим понимает человеческое сообщество. Все мы знаем немало исторических примеров того, как, к примеру, государственный закон оказывался очень далек от закона Священного Писания, достаточно вспомнить времена господства в Германии национал-социалистической партии и те законы, которые были установлены на государственном уровне в то время. Но пример Германии — это один из совершенно вопиющих и, хочется надеяться, неповторимых примеров. Обычно же все выглядит совершенно иначе, чаще всего понятия правды и правосудия нам диктует не государство, а общество. Ведь, как мы знаем, вовсе не государство навязывает нам модели поведения в случае каких-то конфликтов на работе или же между соседями, принятые в обществе модели зачастую оказываются далеки от того, что нам предписывает Священное Писание. А оно говорит об одном: задача каждого человека блюсти свою совесть в чистоте, не озираться на окружающих, но смотреть на Писание как нравственный камертон. Библия говорит, что в конечном итоге прав не тот, кто вышел без потерь из конфликта, поступив так, как поступают все, а тот, кто нашел в себе силы простить и уступить, кто сумел сохранить внутренний и внешний мир. Такого человека слышит Бог, только такой человек может со спокойным сердцем приступать к молитве.
Читать далееПремудрый Соломон говорит об одной важной отличительно особенности людей нечестивых — гордости. Примечательно, как он описывает её: «гордость очей и надменность сердца». То есть, глубоко сидящее высокомерие и презрение ярким образом проявляется через то, как человек смотрит на окружающих — его взгляд выдаёт его подлинное отношение, какими бы красивым словами оно ни маскировалось.
Как можно распознать в себе гордость? Для этого есть несколько очень доступных индикаторов.
Первый индикатор — как часто и как легко человек расстраивается от внешних причин. Если что-то в жизни происходит не так, как он для себя решил — и вместо спокойного, мирного — с-мир-енного принятия этих новых обстоятельств, он начинает унывать или, напротив, злиться или обижаться — значит, гордыньку зацепили и она нервно бьёт хвостом направо и налево.
Второй индикатор — насколько человек удовлетворён и благодарен Богу за свою жизнь — или, напротив, он постоянно чем-то недоволен. Печать тягостной думы на мрачном лице — именно отсюда, от неудовлетворённых требований гордыни.
Третий индикатор — легко ли человеку просить помощи в своих проблемах у других людей. Если даже в ситуации реальной и сильной нужды человеку приходится себя буквально ломать об колено, чтобы обратиться за помощью — дело плохо, гордыни предостаточно. Ведь она терпеть не может обнажать слабость, беспомощность и хрупкость реального человека — гордец всегда живёт «в образе», который идеален, всемогущ и являет собой предел всех совершенств!
И, наконец, четвертый индикатор — рассогласованность с жизнью. Поясню. «Бог гордым противится — а смиренным даёт благодать» — это слова из Первого соборного послания апостола Петра. Гордец всегда по жизни «промахивается» — он никак не может «попасть в струю» жизни — то недолёт, то перелёт — и поэтому сплошное расстройство и обида на всех и на вся. А причина-то внутри, в нём самом — в его мнимой болезненной самодостаточности и глубоко скрытом страхе открыться, пустить Бога внутрь своего сердца — и признать Его своим Господом — а не своё фантастическое надуманное «идеальное Эго». Смиренный от гордеца тем и отличается, что в нём больше точек «включённости» в реальный мир — когда он смотрит, он просто видит окружающее без мощного фильтра своих личностных интерпретаций; когда он слушает — он слышит те слова, которые говорятся — а не додумывает невысказанное другим; когда что-то делает — целиком и самозабвенно погружается в процесс, а не постоянно блокирует его бесконечными придирками и недовольством. Смирение не мозгами, а каким-то глубинным нутром чует, что, где и когда следует делать — и таким образом его со-настроенность самому ритму жизни оказывается самым эффективным тайм-менеджером.
Ну как, много ли индикаторов высветилось внутри? Ничего страшного: каждый из нас постоянно колеблется между гордыней и смирением — главное, почаще сверять свою жизнь с Тем, Кто поистине кроток и смирен — наш Христос Спаситель!
Читать далее
священник Стефан Домусчи