Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 13-19

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Евангелие от Матфея, Глава 16
Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Тот, кто бывал в больших пещерах, или путешествовал в горах, знает, насколько интересное явление — эхо.

Отрывок из 16-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах за богослужением, напрямую связан с феноменом эхо — давайте послушаем.

Глава 16.

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго.

17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

18 и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Христос задаёт Своим ученикам два вопроса, и каждый раз они обращены к разным адресатам. Первый раз — что о Нём думают «люди» — «они». И ученики подробно озвучивают как раз людские слухи, что, словно эхо, передаются между жителями Палестины.

А знаете ли вы, где именно происходит этот диалог Христа с учениками? Кесария Филиппова (современный Баниас) — северная граница Святой земли, подножие горы Ермон — где находилось древнее святилище языческого бога Пана — зияющая пещера‑"уста" под отвесной скалой. Начиная с III в. до Рождества Христова у входа в эту большую карстовую пещеру существовал греко‑римский пантеон; центр культа Пана располагался прямо у выходящего из пещеры ключа. Когда проходили шумные празднества в честь Пана, представляете, какое мощное эхо заполняло всё пространство? И, кстати говоря, «паника» — происходит именно отсюда: πανικός — относящийся к Пану!

Смотрите, как получается интересно: слухи, как эхо, в своём пределе всегда будут приводить к... панике: бесконечное переповторение слухов, словно эхо, окончательно всё запутывает и наваливается словно удушающее покрывало.

Но после того, как ученики озвучили слухи, Христос задаёт второй вопрос, уже направленный к самим ученикам: а для вас Я — Кто? Все — молчат: повторять слухи смысла нет — и только самый горячий из апостолов, Пётр, возвышает свой голос: Ты — Мессия!..

Из сегодняшнего евангельского чтения хочется сделать два важных вывода. Первый: не хочешь оказаться в паническом состоянии — не вверяйся слухам. Кто транслирует слухи — служит не Христу, а панике!

Второе: когда есть мужество и дерзновение не транслировать чужое, но объявить своё мнение, собственный взгляд — все слухи быстро замолкают, словно захлебнувшееся эхо, — и никаких причин для паники уже не будет!...


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на то, что, говоря о человеке, мы подчёркиваем его разумность, большинство из нас живёт, ориентируясь на чувства. Мы стараемся избегать дискомфорта и стремиться к тому, что приятно, к тому, что мы называем блаженством. Но если с телом и телесными чувствами для нас всё более-менее очевидно, то возможны ли духовные чувства, например, возможно ли говорить о духовном блаженстве? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из шестнадцатой главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 16.

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго.

17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

18 и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Публичные люди всегда привлекали к себе особое внимание окружающих. Их поведение становилось предметом обсуждения, их слова и действия осуждались или воспринимались как пример для подражания. Наконец, они становились лидерами мнений, правда, не во всех сферах, как сегодня, а в том, в чём на самом деле разбирались. Кто мог быть известным человеком в Иудее первого века? В первую очередь представитель власти и религиозный проповедник. Учитывая же, что власть в то время в тех местах была языческой, то есть практически не обладавшей авторитетом, религиозные лидеры были единственными, кого народ на самом деле готов был слушать. Среди многих проповедников, ходивших в то время по дорогам Галилеи и Иудеи, был и наш Спаситель, Господь Иисус Христос. Внешне, с точки зрения не только римлянина, но и обычного иудея, Он не отличался от любого другого проповедника, и только те, кто внимательно слушали Его речи и видели чудеса, понимал, что перед ними не просто странствующий раввин. И дело не только в высоте учения или удивительности чудес, ведь среди тех, кто окружал Христа, не все восхищались увиденным и услышанным. Иисус уточнял закон и вызывал удивление тем, что говорил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи, которые закон только повторяли. Он совершал чудеса в субботу и благочестивые законники, считали, что человек от Бога так поступать не может. Иными словами, если бы подробнее расспросить учеников, они явно могли бы дать более подробный ответ, чем дали Христу в сегодняшнем чтении. Может быть, многие вспомнили сейчас нападки книжников и фарисеев, но дело не только в них.

Сами апостолы в других обстоятельствах уже называли Христа сыном Божиим. Например, так именовал Его Нафанаил при первой встрече, а многие ученики после укрощения бури, которая разыгралась ночью на море Тивериадском. Более того, можно вспомнить, что Сыном Божиим назвал его искуситель в пустыне и бесы, которых Он изгнал из бесноватых в стране Гергесинской. Однако тогда, Спаситель ни людей, ни тем более лукавых духов не называл блаженными.

Почему же в этот раз Он говорит Петру: «Блажен ты Пётр»? В чём природа этого блаженства? Ответ кроется в следующих словах Христа: «ибо не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой, Сущий на небесах». Выходит, что прежде, когда Спасителя именовали этими же словами, имелось в виду нечто понятное и земное. Например, если вспомнить, что пророк Исаия называет Бога «Отцом избранного народа», значит, сыном Божиим можно было назвать всякого, кто действует по-Божьему, исходя из заключённого когда-то завета. Но Пётр говорит о чём-то другом и, видимо, Ему приоткрывается тайна воплощения, суть которой в том, что истинный Сын Божий становится Сыном человеческим. Знание замысла Божьего и понимание того, что ты в этот замысел включён и соработничаешь самому Творцу делает Петра блаженным и может сделать блаженными каждого из нас.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
12.07.2025суббота
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ