В первый день нового 1899-ого года в Москве на Верхней-Красносельской улице открывали благоустроенную богадельню на сто человек из числа престарелых одиноких москвичей. Её возвели на деньги купчихи Натальи Геер. Наталья Петровна — и сама одинокая вдова — построила приют в память о своём муже — Иосифе Геере.
Судьба не баловала Наталью Петровну. Её единственный внук умер, не прожив и года. Через три недели скончалась дочь — тоже единственная. Но несчастья на этом не закончились. В 1876-ом году ушёл из жизни и глава семьи. Наталья Петровна осталась совсем одна. Она была состоятельной женщиной — муж завещал ей огромный капитал. И решила вложить деньги в богоугодное дело, увековечив память супруга.
Геер прожила в Москве всю жизнь. Любила свой город и его жителей. И отправила в городскую Думу письмо с предложением передать Первопрестольной большую часть своих земельных владений — огромный участок стоимостью в 251 000 рублей. С условием, что на нём построят богадельню имени Иосифа Геера. Дума проект поддержала и взяла на себя обязательство возвести богоугодное заведение, а при нём храм, для чего намеревалась использовать и деньги Геер, и средства из городской казны.
Но Наталья Петровна не стала ждать, пока власти выделят финансы на строительство. Она сама заказала проект богадельни Льву Кекушеву. Архитектор спроектировал удобное, невысокое здание. По задумке архитектора, вестибюль первого этажа соединялся проходом с церковью в честь святого Иосифа Обручника. Церковь же, Кекушев, наоборот, построил высокую, большую. В ней могло молиться до тысячи человек сразу. Архитектор учёл, что к старикам, проживающим в приюте, будут приходить родственники и знакомые, потому-то и возвёл такой просторный храм. И по просьбе Натальи Геер выделил в богадельне помещения для лазарета и бесплатной аптеки. Такого Москва ещё не знала!
На втором этаже приюта находились комнаты призреваемых. По широкому коридору можно было свободно прогуливаться, никому не мешая. Всё в доме планировалось так, чтобы старикам жилось удобно. Даже в церковь они проходили прямо со своего второго этажа, не спускаясь на первый. Для этого был построен специальный переход. Вообще, все жилые помещения проектировались и строились вокруг храма. Это сделали для тех стариков, которые не могли ходить. Богослужения они слушали, не вставая с кровати.
Здания богадельни и церкви были прекрасно отделаны. Комнаты украшала дорогая мебель, работала воздушная вентиляция. Пол храма выложили мозаикой, во всех остальных помещениях постелили паркет. Проект обошёлся в 140 000 рублей. Когда стало понятно, что денег на строительство церкви не хватает, Геер добавила ещё двенадцать с половиной тысяч. Она сама купила всю церковную утварь, заказала мраморный иконостас, приобрела облачение для священнослужителей.
Великолепный персонал, нововведение в виде бесплатной аптеки, лазарет, где старики получали круглосуточную помощь — всё это сделало богадельню знаменитой на всю Москву. Призреваемые жили на полном пансионе, отлично питались, спали на удобных кроватях, застеленных накрахмаленным постельным бельём. Геер позаботилась не только о стариках, но и о детях. При богадельне она открыла приют для сирот, родители которых погибли в 1896-ом году на Ходынском поле, когда произошла трагедия во время празднования по случаю коронации Николая Второго.
Наталья Петровна финансировала содержание своего богоугодного заведения до конца жизни. И в завещании оставила ему 18 000 рублей. Богадельня и храм безбедно существовали вплоть до 1917-ого года. После революции их закрыли. Но в Москве по сей день стоит здание когда-то красивейшей обители милосердия, появившейся на карте города благодаря щедрости Натальи Геер и её трепетному отношению к беззащитным старикам и детям.
Все выпуски программы Имена милосердия
Беседная икона Божией Матери
В 1383 году жители России люди наблюдали необъяснимое явление: по воздуху над городами и весями чудесно перемещался образ Божией Матери. Очевидцы отмечали, что святыня «шествовала по воздуху светозарно», то есть была окружена сиянием. Парящую икону заметили сначала неподалёку от Смоленска, затем над погостом на реке Оять под Вологдой. И наконец, обрели опустившейся на землю в селении Тихвино, близ Великого Новгорода.
Явленный образ Богородицы стали именовать Тихвинским. Он как две капли воды оказался схож с древней Влахернской иконой Богородицы. Это святое изображение Царицы Небесной, созданное ещё апостолом Лукой, хранилось в Константинополе и таинственно исчезло незадолго до обрете́ния святыни в России.
Для чудотворной иконы в селе Тихвино поставили храм в честь праздника Успения Божией Матери. Во время его строительства произошло ещё одно чудо. Пресвятая Богородица явилась местному жителю по имени Георгий и повелела установить на купол церкви не железный, а деревянный крест — в воспоминание того, что Христос был распят на древе. Георгий передал слова Пречистой Девы односельчанам, но ему не поверили. Когда же над храмом стали водружать железный крест, порыв ветра подхватил верхолаза и мягко опустил на землю. После этого церковь увенчали деревянным символом Распятия.
Удивительная история стала частью «Сказания об иконе Богоматери Тихвинской», составленного в конце четырнадцатого века. Чудесное происшествие нашло отражение также в иконописи. Мастер четырнадцатого столетия изобразил Георгия коленопреклонённым перед Богоматерью. Царицу Небесную он представил у подножия ветвистого дерева, покрытого распустившимися цветами. Того самого, из которого был изготовлен Крест Христов — орудие пытки, ставшее знамением победы над смертью.
Икона, посвящённая разговору Царицы Небесной с простым человеком о Кресте, получила название Беседная. Она широко распространилась в России в шестнадцатом-семнадцатом веках. Сейчас самые древние списки Беседного образа хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Далматская икона Божией Матери
Далматская икона Божией Матери связана с именем преподобного Далмата. От рождения этого святого звали Дмитрий Иванович Мокринский. Он появился на свет в 1594 году в селении Берёзовский острог под Тобольском, в семье казачьего атамана. Став взрослым, и сам служил казаком, создал семью, воспитывал детей. После смерти супруги принял постриг с именем Далмат в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре. Обитель располагалась в тридцати километрах от современного города Алапаевска и до наших дней не сохранилась.
Братия избрала Далмата своим настоятелем. Но смиренный инок отказался. Желая избежать власти и почёта, он тайно удалился из монастыря и поселился отшельником в пещере на берегу реки Исеть. С собой Далмат взял только икону Пресвятой Богородицы. Образ, написанный в начале семнадцатого столетия, отображал исторические события, которые легли в основу праздника Успения, то есть, блаженной кончины Божией Матери.
Иконописец изобразил Пречистую Деву одновременно лежащей на смертном одре и спелёнатой подобно младенцу на руках у Иисуса Христа. Спаситель представлен в центре композиции в сиянии славы. Он пришёл, чтобы принять чистую душу Своей Матери и вознести её на небо. Вокруг центральных фигур — собрание апостолов, которые, согласно Преданию, стали свидетелями завершения земной жизни Царицы Небесной.
Икона Успения Богородицы стала главной святыней монастыря, образовавшегося вокруг кельи преподобного Далмата на реке Исеть. Далматовскую обитель в 1651 году сожгли войска сибирского хана Девлет-Гирея. Образ Божией Матери чудом остался невредимым во время пожара. В 1707 году его торжественно поместили под сводами нового монастырского каменного собора, освящённого в честь праздника Успения.
Икона прославилась чудотворениями с именем Далматская. Ей было установлено празднование 15-го февраля. Каждый год в этот день в Успенский монастырь на реке Исеть съезжались тысячи паломников.
Так продолжалось до революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, насельникам пришлось покинуть родные стены. Уходя, они забрали с собой Далматскую икону Успения Богородицы. С тех пор её местонахождение остаётся неизвестным. Но сохранилось несколько списков древнего образа. Один из них, написанный в девятнадцатом веке, хранится в Знаменской церкви города Барнаула.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного»
В 1824 году монах Иларион поселился уединённо недалеко от села Троекурово в Липецкой губернии. К нему приходило много людей за духовным советом. Однажды в село Троекурово приехала помещица. Её имение должно было идти в продажу за долги. Монах Иларион принял её и успокоил известием, что Бог даст деньги на погашение долгов. Вернувшись домой, помещица узнала, что имение назначено к описи. Тогда она усомнилась в словах отшельника. Однако вскоре крестьяне принесли ей нужную для взноса сумму, которую сами собрали. А чуть позже пришло письмо от прозорливого монаха Илариона. В нём были такие слова:
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного».
Все выпуски программы Слова Святых