
В первый день нового 1899-ого года в Москве на Верхней-Красносельской улице открывали благоустроенную богадельню на сто человек из числа престарелых одиноких москвичей. Её возвели на деньги купчихи Натальи Геер. Наталья Петровна — и сама одинокая вдова — построила приют в память о своём муже — Иосифе Геере.
Судьба не баловала Наталью Петровну. Её единственный внук умер, не прожив и года. Через три недели скончалась дочь — тоже единственная. Но несчастья на этом не закончились. В 1876-ом году ушёл из жизни и глава семьи. Наталья Петровна осталась совсем одна. Она была состоятельной женщиной — муж завещал ей огромный капитал. И решила вложить деньги в богоугодное дело, увековечив память супруга.
Геер прожила в Москве всю жизнь. Любила свой город и его жителей. И отправила в городскую Думу письмо с предложением передать Первопрестольной большую часть своих земельных владений — огромный участок стоимостью в 251 000 рублей. С условием, что на нём построят богадельню имени Иосифа Геера. Дума проект поддержала и взяла на себя обязательство возвести богоугодное заведение, а при нём храм, для чего намеревалась использовать и деньги Геер, и средства из городской казны.
Но Наталья Петровна не стала ждать, пока власти выделят финансы на строительство. Она сама заказала проект богадельни Льву Кекушеву. Архитектор спроектировал удобное, невысокое здание. По задумке архитектора, вестибюль первого этажа соединялся проходом с церковью в честь святого Иосифа Обручника. Церковь же, Кекушев, наоборот, построил высокую, большую. В ней могло молиться до тысячи человек сразу. Архитектор учёл, что к старикам, проживающим в приюте, будут приходить родственники и знакомые, потому-то и возвёл такой просторный храм. И по просьбе Натальи Геер выделил в богадельне помещения для лазарета и бесплатной аптеки. Такого Москва ещё не знала!
На втором этаже приюта находились комнаты призреваемых. По широкому коридору можно было свободно прогуливаться, никому не мешая. Всё в доме планировалось так, чтобы старикам жилось удобно. Даже в церковь они проходили прямо со своего второго этажа, не спускаясь на первый. Для этого был построен специальный переход. Вообще, все жилые помещения проектировались и строились вокруг храма. Это сделали для тех стариков, которые не могли ходить. Богослужения они слушали, не вставая с кровати.
Здания богадельни и церкви были прекрасно отделаны. Комнаты украшала дорогая мебель, работала воздушная вентиляция. Пол храма выложили мозаикой, во всех остальных помещениях постелили паркет. Проект обошёлся в 140 000 рублей. Когда стало понятно, что денег на строительство церкви не хватает, Геер добавила ещё двенадцать с половиной тысяч. Она сама купила всю церковную утварь, заказала мраморный иконостас, приобрела облачение для священнослужителей.
Великолепный персонал, нововведение в виде бесплатной аптеки, лазарет, где старики получали круглосуточную помощь — всё это сделало богадельню знаменитой на всю Москву. Призреваемые жили на полном пансионе, отлично питались, спали на удобных кроватях, застеленных накрахмаленным постельным бельём. Геер позаботилась не только о стариках, но и о детях. При богадельне она открыла приют для сирот, родители которых погибли в 1896-ом году на Ходынском поле, когда произошла трагедия во время празднования по случаю коронации Николая Второго.
Наталья Петровна финансировала содержание своего богоугодного заведения до конца жизни. И в завещании оставила ему 18 000 рублей. Богадельня и храм безбедно существовали вплоть до 1917-ого года. После революции их закрыли. Но в Москве по сей день стоит здание когда-то красивейшей обители милосердия, появившейся на карте города благодаря щедрости Натальи Геер и её трепетному отношению к беззащитным старикам и детям.
Все выпуски программы Имена милосердия
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема