
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой в интернете можно наткнуться на заголовки: «Самая сильная молитва» или «Молитва, которая реально помогает». Всё это несомненно напоминает магию, суть которой в том, чтобы найти такие слова, которые буквально заставят Бога исполнить волю того, кто просит. Но что на самом деле делает молитву сильной? Ответ на этот вопрос звучит в 67-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 67.
1 Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь.
2 Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.
3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.
4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.
5 Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его.
6 Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своём жилище.
7 Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне.
8 Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею,
9 земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай — от лица Бога, Бога Израилева.
10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твоё, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его.
11 Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного.
12 Господь даст слово: провозвестниц великое множество.
13 Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу.
14 Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом:
15 когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне.
16 Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская!
17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?
18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.
19 Ты восшёл на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога.
20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.
21 Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти.
22 Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях.
23 Господь сказал: «от Васана возвращу, выведу из глубины морской,
24 чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов».
25 Видели шествие Твоё, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне:
26 впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами:
27 «в собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева!»
28 Там Вениамин младший — князь их; князья Иудины — владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы.
29 Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!
30 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары.
31 Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней.
32 Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострёт руки свои к Богу.
33 Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа,
34 шествующего на небесах небес от века. Вот, Он даёт гласу Своему глас силы.
35 Воздайте славу Богу! величие Его — над Израилем, и могущество Его — на облаках.
36 Страшен Ты, Боже, во святилище Твоём. Бог Израилев — Он даёт силу и крепость народу Своему. Благословен Бог!
Когда мы очень хотим с чем-нибудь справиться, но сами сделать этого не можем, нам приходится искать того, кто окажется на это способен. Если нам не хватает сил, мы ищем того, кто сильнее нас. Если стремимся к власти и авторитету, то ищем более властного и авторитетного. И, естественно, превосходящим нас во всём — в силе, во власти, в знании, в премудрости нам представляется Бог. Я говорю «нам представляется» не потому, что это не так, но потому что зачастую мы понимаем эти Его свойства слишком по-человечески, и, что ещё хуже, воспринимаем самого Господа совершенно потребительски. Ведь, когда кто-нибудь пишет «Такой-то псалом — это самая сильная молитва», он предполагает, что прочтение его текста действует безотказно, то есть Бог воспринимается как сила, у которой нет Своего мнения, нет возможности поступить по-Своему. И если бы воспринимающие молитву таким образом знали, что Бог совершенно не таков и молитва — это диалог, в котором Он — премудрый и свободный участник, ещё неизвестно, стали бы они что-то читать.
Прозвучавший сейчас 67-й псалом часто воспринимается как особенная молитва от врагов, злых духов и всех, кто строит человеку то, что можно было бы назвать кознями. Действительно, Бог изображается в нём как Царь, враги которого рассеиваются, как дым, и тают, как воск перед лицом огня. Но на самом ли деле наши враги — это враги Божии и наоборот? Очевидно, что нет. Первое, против чего враждует Бог, — это греховная воля разумных существ. И это значит, что, призывая Бога в борьбе с врагами, мы прежде всего призываем Его на помощь нам в борьбе с нашими собственными грехами. Став человеком, Господь восходит на крест, пленяет лукавого и даёт людям такие дары, которые позволяют всем, даже тем, кто Ему противились, войти с Ним в общение.
Псалом 67. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 67. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 96 зач., VIII, 2-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Людям, как известно, свойственно сложные вещи упрощать. Так устроено наше сознание, и нам так просто легче жить. Но есть области бытия, где упрощение может довести до печальных последствий. И одна из таких областей — жизнь духовная. О недопустимости упрощения отношений человека и Бога рассуждает апостол Павел в отрывке из 8-й главы своего послания к Римлянам, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Лейтмотивом прозвучавшего отрывка из послания апостола Павла к Римлянам является противостояние плоти и духа. На первый взгляд, понять суть проблемы, которую поднимает апостол, довольно трудно. Для этого нам понадобится немного погрузиться в исторический контекст. Римская община христиан первоначально состояла из евреев, поверивших во Христа и принявших крещение. Затем к ним присоединились бывшие язычники. До определённого времени церковная община Рима жила в мире. Но затем последовал указ императора Клавдия, согласно которому евреи (и иудеи, и христиане) изгонялись из всех крупных городов из-за подозрений в сепаратизме. В результате, Римская община лишилась своего ядра. Что привело к кризису — помочь его преодолеть поспешил апостол Павел, направивший столичным христианам послание. В этом тексте содержится много важных мыслей и ценных советов. Один из них мы только что слышали.
Апостол Павел напоминает своим читателям, а вместе с ними и нам, что спасение в христианском понимании невозможно получить самостоятельно — без Бога. Спасение является даром Божиим. И поддаются досадной иллюзии те, кто полагают, что с Творцом можно играть в какие-то религиозные игры. А именно — с помощью исполнения тех или иных традиций, обрядов фактически принудить Бога к тому, чтобы Он даровал человеку те или иные блага. Апостол называет подобный ошибочный подход к духовной жизни — плотским. Потому что данное видение не может возвыситься над горизонтом земных вещей. Такое отношение к религии имело место и в язычестве, и в позднем иудаизме. И там, и там люди полагали, что через совершение каких-то ритуалов они гарантированно получают необходимый результат — помощь свыше. При этом какого-либо внутреннего изменения к лучшему в общем-то и не требуется.
Апостолу Павлу такой меркантильный подход совершенно не нравился. В первую очередь, по причине его фактической лживости. Вот почему Павел призывает своих читателей жить не плотской, а духовной жизнью. Что означает на практике следующее. Вера не может существовать без внешнего проявления. Но внешние поступки определяются тем, какое конкретное содержание вкладывает человек в них. И Павел призывает нас не играть в меркантильные игры, не упрощать отношения с Богом до уровня «ты мне — я тебе», а опираться на искреннюю веру и на надежду, что наши скромные приношения будут Богом приняты и освящены. И ответом со стороны Творца станет дар Духа Святого, без помощи Которого никакого спасения стяжать нельзя. Потому что спасение не есть какой-то бесконечный комфорт, что существует помимо Бога, но жизнь вечная во Христе и со Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Заповеди блаженства о нищих духом и плачущих». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в студии был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» и «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Китайские мученики». Священник Алексей Юсупов

У нас в гостях был секретарь китайского Патриаршего подворья в Москве священник Алексей Юсупов.
Мы говорили о православии в Китае, об истории распространения христианства в этой стране, а также об известный китайских христианских мучениках.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер