
Вечерний Дрезден сиял огнями. По Набережной реки Эльбы прогуливались горожане, покупая у юрких мальчишек с лотками наперевес горячие яблочные штрудели и сливочное мороженое. Под ярко горящим фонарём юный художник рисовал портрет пожилой дамы в широкополой шляпе. Карандашные штрихи ловко ложились на бумагу.
Художник работал молча. Только иногда жестами подсказывал даме, как повернуть голову. Те, кто видел молодого человека впервые, удивлялись его неразговорчивости; те, кто уже успел с ним познакомиться, знали: его молчаливость — отнюдь не признак невоспитанности. Художник был глухонемым.
Звали его Иван Карлович Арнольд. Он приехал в Дрезден из Петербурга, обучался в Академии художеств, а по вечерам выходил на Набережную чтобы немного заработать, рисуя портреты прохожих. Деньги Ивану были очень нужны. Он мечтал когда-нибудь скопить сумму, которой хватит на то, чтобы открыть у себя на родине школу для глухонемых и самому преподавать в ней. Для этого он посещал в Дрездене специальные курсы по сурдопедагогике. Их тоже нужно было оплачивать.
Иван, конечно, понимал, что одними портретами много ему не заработать. Поэтому прилежно учился и, окончив Академию, вернулся в Петербург, где сначала работал художником в Эрмитаже, а затем поступил на должность топографа в Департамент государственных имуществ. Иван вёл скромную жизнь, довольствуясь малым, и откладывая большую часть жалованья на реализацию своей мечты.
Глухим Иван Карлович был не всегда. Родился он совершенно здоровым, но в двухлетнем возрасте, играя, упал, сильно ушиб голову и повредил слуховой нерв. В тысяча восемьсот одиннадцатом, когда ему исполнилось шесть, родители отдали его в Петербургское училище для глухонемых. В то время в России это было единственное учебное заведение подобного рода. Именно тогда Ивана Арнольда впервые посетила мысль о том, чтобы когда-нибудь самому открыть такую школу.
В тысяча восемьсот пятьдесят втором году Иван Карлович смог сделать первый шаг в осуществлении задуманного: у себя на дому он открыл частный пансион для глухонемых, взяв на воспитание пятерых учеников, которых содержал за собственный счёт. Спустя два года его ученики с успехом выдержали публичные экзаменационные испытания.
Это вызвало большой общественный резонанс. Многие влиятельные и богатые люди пожелали оказать поддержку начинанию Ивана Карловича, что было как нельзя кстати — скромные средства, которыми располагал Арнольд, подходили к концу.
Тогда же Иван Карлович принял решение перевести училище из Петербурга в Москву. Так, в тысяча восьмисот шестидесятом году при поддержке генерал-губернатора Тучкова в первопрестольной, в Долгоруковском переулке, открылось Арнольдовское училище для глухонемых.
Иван Карлович сумел привлечь к финансированию своего детища известных благотворителей — например, купца Павла Третьякова. Постепенно скромное училище превратилось в целый пансион для мальчиков и девочек, доступный, в том числе и детям из бедных семей — их принимали туда на бесплатное обучение. Тогда же учебное заведение переехало в новый благоустроенный дом на Донской улице. Воспитанники пансиона обучались общеобразовательным дисциплинам, ремёслам, посещали Богослужения в располагавшемся неподалёку Донском монастыре. Однако вскоре, удостоверившись, что училище прочно встало на ноги, Арнольд решил покинуть шумную Москву. Он уехал в тихий городок Сестрорецк под Петербургом, где располагался приют для глухонемых, и стал там простым воспитателем. В тысяча восемьсот восемьдесят первом году, незадолго до своей смерти, Высочайшим императорским указом Иван Карлович был награждён орденом Святого Станислава второй степени. А его педагогический вклад в работу с глухонемыми и по сей день считается неоценимым.
Все выпуски программы Имена милосердия
Помощь проекту «Не в центре внимания» и неизлечимо больным детям

Повысить качество жизни неизлечимо больных детей, улучшить их самочувствие, помочь родителям ощутить опору в трудной ситуации — обо всём этом заботятся сотрудники фонда «Мои друзья». В рамках проекта «Не в центре внимания» они поддерживают семьи, в которых тяжело болеют дети. Как правило таким малышам и подросткам необходим ежедневный уход, лекарства, медицинская техника, лечебное питание, реабилитации и многое другое. Родители не всегда могут справиться со всеми расходами сами. Поэтому фонд «Мои друзья» приходит им на подмогу.
Проект «Не в центре внимания» призван подчеркнуть важность помощи тем, кого нельзя вылечить. Каждая новая реабилитация, нужные вещи для ухода, удобное инвалидное кресло и не только — всё это позволяет детям чувствовать себя лучше, жить, не испытывая постоянный дискомфорт, нормально дышать, есть, спать и развиваться.
12-летняя Алия из города Нижнекамска — одна из тех, кто уже получил помощь фонда. Девочка не ходит и не говорит. Тем не менее она очень творческая и жизнерадостная. Любит слушать сказки, и вдохновляясь ими, лепить фигурки из гипса. А ещё девочка рисует в довольно необычной технике. Сначала на поверхности воды создаёт красками яркие узоры, а затем уже переносит их на бумагу.
Раньше из-за своей болезни Алия целый день проводила сидя в инвалидном кресле или лёжа в кровати. Но недавно в семье девочки появился помощник. Фонд «Мои друзья» приобрел для Алии вертикализатор. Он позволяет ей принимать вертикальное положение, что крайне важно для всего организма. Теперь девочка чувствует себя гораздо лучше.
Если вы тоже хотите помогать неизлечимо больным детям, поддержите проект «Не в центре внимания». Сделать это можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Михаил Коронатович Бахирев». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о знаменитом российском флотоводце начала 20-го века адмирале Михаиле Коронатовиче Бахирёве, о его жизни, об участии в русско-японской и Первой мировой войнах и о судьбе после революции.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Тайны Вавилонской башни». Павел Астахов

Гостем программы «Вечер воскресенья» был заслуженный юрист России, адвокат, писатель, телеведущий Павел Астахов.
Наш гость рассказал о работе над фильмом «Вавилон. Башня гордыни», о съемках в Ираке и о том, какие удивительные факты об истории строительства Вавилонской башни удалось узнать.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья