
«Служить Богу всею крепостию, всем умом и помышлением», — такой обет ещё в ранней юности дала Елена Казимирчак-Полонская. И жила, удивительным образом сочетая в себе земное и небесное: талант выдающегося учёного — как астронома её знала вся Европа — и глубокую веру в Бога.
Елена родилась в 1902-ом году в Волынской губернии, что на Украине, в дворянской семье. Родители Елены не скрывали своего атеизма, но девушка не разделяла их воззрений и мучительно искала Бога. Стать верующей ей помогло чудо. Однажды, гуляя в парке, она обратилась к небесам с вопросом: есть ли Бог, слышит ли Он её? И в этот момент всё вокруг преобразилось. Привычный пейзаж словно озарился волшебным светом. Елена поняла: Господь сам возвестил её о Своём присутствии. «Этот миг, явленный свыше, предопределил весь дальнейший жизненный путь служения Богу», — писала потом Казимирчак-Полонская.
Елена окончила Варшавский университет и стала доктором философии. Параллельно изучала богословие. Позже получила ещё два высших образования, имела степени доктора физико-математических и астрономических наук. После революции 1917-ого года Елена Ивановна не собиралась эмигрировать. Но закончилась Первая мировая война и в результате Брестского мира Волынь отошла к Польше. Полонская невольно оказалась за границей. Однако всегда оставалась в курсе того, что происходило в России. И очень сочувствовала молодёжи, которую власти страны Советов лишили христианской веры.
Когда началась Вторая мировая война Елена Ивановна не раз рисковала жизнью, спасая от нацистов евреев. Однажды едва не погибла. Её арестовали и повели на расстрел. Пять автоматов были нацелены на хрупкую женщину. Елена Ивановна заговорила с солдатами на немецком языке, напомнила им, что у них есть жёны, матери, дети. Она обращалась к ним, как к христианам и солдаты опустили оружие. Со словами «Беги!», они отпустили пленницу.
Вера в Бога и молитва помогли Елене выстоять в самые тяжёлые времена, когда пропал без вести муж, умерли сын и мама. Она осталась без жилья, работы и денег. Но не унывала. У Елены Ивановны была цель — служение Богу.
В 1945-ом году советское правительство, согласно «Ялтинской договоренности», разрешило русским эмигрантам вернуться на Родину. Казимирчак-Полонская решила поехать в Россию, как она говорила «на подпольную религиозную работу». Много лет Елена Ивановна проводила тайные занятия с молодёжью и стала для неё тем светом, который помогал победить мрак безверия. Она не прекратила занятий, даже побывав в тюрьме — в 1952-ом году Казимирчак-Полонскую арестовали. Следователь, который вёл её дело, в результате бесед с подсудимой уверовал в Бога и добился освобождения своей подопечной.
Выйдя на пенсию в семьдесят лет — Елена Ивановна работала в Институте теоретической астрономии Академии Наук в Ленинграде — Казимирчак-Полонская приняла монашеский постриг. Матушка Елена занималась переводами для ленинградской Духовной Академии, читала лекции будущим священнослужителям. В 1990-ом году она создала общину преподобного Сергия Радонежского, трудясь в ней помогала одиноким старикам, открыла епархиальную больницу Ксении Блаженной.
Монахиня Елена прожила 90 лет. Почти весь 20-ый век с его войнами, революциями, безбожием. Всё это она сумела пережить, не отступив от веры и с вдохновением творя дела милосердия. А перед смертью она так рассказала своим ученикам об источнике своего вдохновения: «В молитве, как и в жизни, человек обязан дерзать, воспаряя с крылатым лозунгом на устах: „Выше, ещё выше — в самую лазурную заоблачную даль!..“»
Все выпуски программы Имена милосердия
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 175 зач., IV, 1-6

Комментирует священник Антоний Борисов.
Иногда, чтобы сделать рывок вперед, нужно отойти на пару шагов назад. Чтобы почувствовать надёжную точку опоры и дать себе место для разбега. Подобный принцип действует и в духовной жизни. Каким образом? Пусть ответом послужит нам отрывок из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем;
2 но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса,
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Второе послание было написано апостолом Павлом к коринфянам после того, как он убедился, что кризис, постигший эту поместную церковь, миновал. Прежде всего, благодаря вмешательству самого апостола, сумевшего с помощью первого послания вразумить коринфских христиан. Итак. Второе послание имеет более миролюбивое содержание, чем первое. И здесь Павел получает возможность проникновенно рассуждать о собственном духовном пути и церковном служении. Он честно признаётся, как нелегко дается ему дело проповеди. Не по причине проблем с риторикой, а в силу упрямства слушателей.
Даже те современники Павла, что принимали его проповедь с энтузиазмом, в дальнейшем проявляли себя не лучшим образом. Как те же коринфяне, например. И Павел честно признаётся, что просто устал иметь дело с человеческими лукавством и вероломством. Но иного пути, вне апостольского служения, святой для себя не видит. Потому что отказ от проповеди автоматически означал бы разрыв отношений со Христом, предательство Сына Божьего, поручившего Павлу проповедовать Евангелие Царства Господня. Потому Павел, несмотря на внутреннюю усталость и внешнее сопротивление, продолжал говорить разным людям о Христе Иисусе, обращаясь к ним, так сказать, с открытым забралом.
Или как он пишет сам: «отвергнув скрытные, постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом». Выбранный Павлом подход приносил обильные плоды. Многие и многие люди, благодаря его проповеди, находили смысл жизни во Христе. Но были и те, кто отказывался в Спасителя поверить. В первую очередь, из-за нежелания изменить свою жизнь в соответствии с заповедями Христовыми. Этих людей Павел называет поклонниками «бога века сего». Речь идёт о комплексном культе — власти, богатства, порока — не отпускающего тех, кто оказался в плену у этого ненасытного, всепожирающего молоха.
Но Павел не теряет надежды и продолжает стучаться в сердца разных людей — благочестивых и не очень, помня, что Христос пришёл в наш мир спасать не праведников, а грешников. И Павел стремится щедро делиться со слушателями и читателями этим благодатным светом Христовым. Или как он пишет: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». И Павел понимает, что он не своей силой проповедует, а силой Христовой. Потому, перед тем, как вновь и вновь обращаться к людям со словом о Евангелии, апостол внутри своего сердца как бы отступает назад. Отчасти для условного разбега, но, прежде всего, для того, чтобы уступить место Христу, Который обещал, что Дух Святой будет говорить через верных Богу. И обещание это сбылось и сбывается до сих пор. Но только тогда, когда мы перестаём поклоняться ложным богам (прежде всего, собственному «я») и даём место в сердце Господу Иисусу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Феофан Затворник». Священник Павел Каледа

У нас в студии был клирик храма Воскресения Христова в Кадашах, священник Павел Каледа.
Разговор шел о жизни, служении и богословских трудах святителя Феофана Затворника.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Первая беседа с Артёмым Малышевым была посвящена святителю Филарету Московскому.
Вторая беседа с Артёмом Малышевым была посвящена святителю Иннокентию Херсонскому.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер