Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Книга пророка Исайи, Глава 2, стихи 3-11

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Сотворение животных Тинторетто

Книга Бытия, Глава 1, стихи 24-31, Глава 2, стихи 1-3

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 2, стихи 1-22

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Книга пророка Исайи, Глава 2
Читать далее
Книга Бытия, Глава 1
Книга Бытия, Глава 2
Читать далее
Книга Притчей Соломоновых, Глава 2
Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Иногда, в разговорах с людьми, я задаю очень простой вопрос — причём прямо, в лоб: чего вы хотите от жизни? Обычно следует небольшая пауза, потом чаще всего можно услышать такой ответ: «ну, чтобы всё было, как у людей».

Отрывок из 2-й главы книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах за богослужением, рассказывает нам, что бывает, когда желание «всё, как у людей» — становится на первом месте. Давайте послушаем.

Глава 2.

03 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.

04 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

05 О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.

06 Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении.

07 И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его;

08 и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их.

09 И преклонился человек, и унизился муж,- и Ты не простишь их.

10 Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его.

11 Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.

Пророк Исаия в своём видении описывает картину полного житейского достатка: много золота и серебра (для наших реалий — денег), множество коней (для нас — вся совокупность достижений научно-технического прогресса, не только средства передвижения), полным-полно идолов (для нас — это «воронки продаж», «маркетинговые ловушки», которые засасывают любого доверившегося им), и, конечно же, — магия, колдовство — которое по сей день у тех самых «людей» в большом почёте.

Смотрите, как интересно: прошли тысячелетия — казалось бы, мы живём в совершенно иной цивилизации — а по сути — ничего особо-то и не изменилось! То, что раньше увлекало и было ценным, — лишь немного изменило свои формы.

И к чему же приводит это пресловутое желание, чтобы «всё было, как у людей?» Ответ — в 9-м стихе: «и преклонился человек, и унизился муж — и Ты не простишь их». Неожиданно, правда? Вроде бы должно быть наоборот: когда у человека полный достаток, нет никакой нужды ни в чём — ему бы ходить, высоко подняв голову, радуясь и наслаждаясь счастьем — а чего это он «преклоняется», унижается, умаляется? Что не так в этой погоне за «универсальным общечеловеческим счастьем»?

Один философ как-то сказал: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может». Хоть и принадлежат эти слова известному своим атеизмом философу, он, возможно, сам того не осознав, изрёк глубочайшую истину: масштаб человеческой «дыры» в душе соразмерен только одному — Богу! И чем бы другим он ни пытался её «заткнуть» — всё будет проваливаться без остатка. Потоки машин, несметное число денег, власть, нажива, роскошь, наслаждения — всё это — для чёрной дыры души — как говорится, «на один зубок — и то не хватит».

В этом и состоит «падение» или «унижение» человека, о котором говорит пророк Исаия: несообразность поведения человека его изначальному достоинству. Вместо того, чтобы поднять голову вверх, к Небу, к Богу, и учиться жить с Ним, слушаться Его, общаться с Ним, насыщаться Его любовью, Его мудростью, Его добротой — человек опускает свой взор к земле и начинает бестолково в ней копошиться.

Нам, христианам, не надо, чтобы «всё было, как у людей»: достаточно вполне того, чтобы было как у Одного Человека — Того Самого, о Котором — всё Евангелие!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который только что прозвучал, пророк Исаия обличает еврейский народ за то, что он отступил от Бога. И это были не голословные упрёки. Израиль активно заимствовал культурные и религиозные обычаи восточных народов, которые на тот момент все ещё продолжали жить в Палестине. Между ними и евреями заключались политические союзы и браки. Всё это вело к тому, что богоизбранный народ всё сильнее и сильнее попадал под влияние языческих верований своих соседей. Так, например, как у филистимлян, у них появляются собственные маги и колдуны, вместо поклонения Яхве, Богу своих предков, они начинают поклоняться идолам, божкам соседних племен. Тесным образом уход от Творца связан с всё возрастающей заботой о материальном благополучии. Роскошь и комфорт — вот, что волнует теперь сердце человека в первую очередь. Люди жаждут достатка и все свои силы тратят на его приобретение. Ну и, собственно, получают то, к чему стремится их душа. Земля наполняется золотом, серебром, конями и колесницами. Итак, с одной стороны отступление от Бога, с другой, сытая, самодовольная жизнь.

Как говорится, природа не терпит пустоты. Если в сердце человека нет Бога, его место обязательно занимает что-то другое. Божками становятся окружающие меня люди, абстрактные идеи, материальные блага, в некоторой степени я сам. В моей душе формируется целый пантеон божков, который состоит из разнородных желаний, хотелок и пристрастий. Именно он руководит моей жизнью, определяет, что добро, что зло, подсказывает мне, как необходимо чувствовать, думать, говорить и поступать. К чему стремиться, от чего держаться подальше. И по какому-то духовному закону, я всегда в том или ином виде притягиваю к себе то, чем одержим.

Однако всё это не бесплатно. И цена довольно высока — это моя духовная свобода. Поэтому, описывая состояние внешне благополучных евреев, пророк пишет: «Преклонился человек, и унизился муж». Преклонился перед теми идолами, которых сам же и породил. Такая свобода богопротивна. Здесь нет места человеческому достоинству.

Но это ещё не всё. Ни один созданный моей больной самостью идол не сможет дать настоящего удовлетворения моей душе. Нет такой вещи под солнцем, которая не наскучила бы человеку. Мне всегда нужно больше. Я всегда хочу увеличить дозу удовольствия, как жадная старуха из сказки о Рыбаке и рыбке. И наступает однажды такой момент, когда то, что вчера меня утешало, давало душевный мир и покой, не просто порабощает меня, но вместе с этим начинает меня терроризировать и уничтожать духовно, душевно и физически.

Период Великого поста — прекрасное время для того, чтобы испытать, что же на самом деле руководит моей жизнью. Это замечательный способ обнаружить свои больные места, своих божков, идолов, без которых не могу прожить ни дня, хотя нет в них особой необходимости. Например, я с лёгкостью отказываюсь от молока, мяса, даже от подсолнечного масла, я привык к этому с детства. Но только попробуйте мне сказать, чтобы я не заходил на новостные сайты, не сидел в ютубе, не мониторил соцсети. Поднимется такая волна неприятия и отрицания, что мало не покажется. Следовательно, это и есть моя болячка. Мой божок, который забирает мою свободу, разрушает мою жизнь, искажает моё восприятие реальности. Следовательно, на работу именно с этим паразитом я и должен направлять свои силы в первую очередь.

Поэтому и к своим соотечественникам, и ко всем нам пророк Исаия обращается сегодня со словами: «Придите, и будем ходить во свете Господнем». Свято место в нашей душе предназначено лишь для Творца, не для чего иного. Лишь Он один в конечном счёте может дать мне душевный мир и покой.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В книге пророка Исаии звучит много прекрасных слов о любви Господней к своему народу. Однако учитывая, что жизнь людей полна грехов, в этой же книге мы постоянно сталкиваемся с грозными и полными праведного гнева словами, которые обращены к тем, кто нарушает Завет. Со времён Моисея народ был уверен в своей исключительности. Бог Сам называл их «род избранный, род священный». Им было практически запрещено общаться с другими народами, потому что они хранили истину откровения. Всё это создавало определённое мировоззрение, люди думали, что Божий народ — это самый лучший народ, самый правильный народ, это народ, который не совершает ошибок. Но вот мы видим, как этот же народ впадает в серьёзные грехи. Как его заблудшие, а иногда и явно нечестивые правители позволяют распространяться языческим культам, нарушают заповеди... Иногда даже видимым образом сохраняя верность Богу.

Напротив, язычники могут искренне обратиться к Богу. Мы слышим, что чтение начинается с упоминания разных народов, которые решают прийти к Богу, чтобы учиться Его путям. Они перекуют мечи на плуги и не будут больше учиться воевать. Потому что дело Божье — стремиться к миру. Потому что Бог сотворил нас для жизни в мире и любви.

Сложно себе представить, каково было иудеям слышать такие слова от пророка Исаии. Тем более, что цари во время самого Исаии были вполне благочестивыми. Он говорил о будущем, но видел всё это не только в видении... Он видел это в жизни людей, в их настроениях и отношениях друг к другу. Он понимал, что они верны, но эта верность не выстраданная, глубоко не осмысленная и она закончится отпадением. Он знал также, что люди слабы и вся их самоуверенность, всё их самомнение потеряют всякое значение... ведь они изменят Богу и будут поклоняться богам иным. И не будет им прощения.

Эти последние слова звучат очень страшно. А как же все разговоры о том, что Бог прощает? Неужели это не так? Конечно, так. Но он прощает тех, кто исправился, потому что тех, кто ненавидит, кто исполнен греха, бесполезно прощать. И если народ заблудился и отпал от Творца, он должен будет пройти путь очищения и покаяния. Другого пути нет. Это всегда очень больно. И чем больше о себе возомнить, тем больнее будет. Неслучайно пророк пишет: «Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день». И это не случайно, потому что все людские планы искажены грехом, и надо найти в себе силы смириться перед Богом и его правдой, которая на уровне межчеловеческих отношений обретается только в мире и любви.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Как известно, Израиль получил свой закон через Моисея. Произошло это на Синае. К Синаю и к Моисею были обращены взоры потомков тех людей, которые вышли из Египта и достигли Земли Обетованной. Ничего подобного Синайскому законодательству не было в истории Ветхого Завета, ни какие другие горы не становились местом, с которого Бог возвещал Свою волю.

Но вот пророк Исайи говорит нечто удивительное: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима». Но, конечно, удивительно это звучало только для современников Исайи, а для нас —людей Нового Завета — в этих словах нет ничего странного, мы знаем, что именно Сион — та гора, на которой стоит Иерусалим — стала местом Страданий, Смерти и Воскресения Христа Спасителя. Для христиан очевидно, что пророк Исайи говорит здесь о другом законе, том самом законе, который Христос дал всему человечеству, а не только лишь одному избранному народу. Это пророчество — одно из многочисленных мессианских пророчеств Исайи, которые дали ему право именоваться «ветхозаветным евангелистом», ведь эта и подобные ей мысли были бы весьма уместны в Новом Завете, но мы находим их высказанными за семь с лишним столетий до Рождества Христова.

Любопытно здесь и еще кое-что, а именно сама конструкция фразы «от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима», на которую обращают внимание многие толкователи. К примеру, святитель Кирилл Александрийский относительно этих пророческих слов написал следующее: «Это заключает в себе двоякий смысл. Или этим они выражают ту мысль, что мы получим слово из дома Божия и пребывши там познаем слово Божие, или — что закон оставил Сион и как-бы вышел из него и слово Божие переселилось из Иерусалима. Поелику они упорно восстали на Христа, отвергли Его царство, то Он оставил их, и оставил сирыми». Этими словами святитель Кирилл продолжает мысли апостола Павла, который самыми разными способами во многих своих посланиях говорил о том же: слово Божие не только исходит из Иерусалима и привлекает к себе народы, оно еще и оставило Иерусалим, оно перестало быть исключительным достоянием потомков Иакова по плоти, теперь оно принадлежит тем, кто верует во Христа Воскресшего вне зависимости от того, к какому народу принадлежит этот человек.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Слова о том, что некогда люди «перекуют мечи на орала, и копья свои — на серпы» — на слуху у многих. Да, именно этими словами пророк Исайа предсказывает пришествие в мир Мошиаха — Мессии — Иисуса Христа. Не как «лидера нации», опытного воеводы и политика — как этого прежде всего хотели бы сами иудеи — а как Того, Кто прежде всего «научит Своим путям» — то есть откроет истину о Боге, о мире, о человеке. Его миссия — не в решении сиюминутных политических проблем, а в глубинном переустройстве отношения людей друг с другом. «Свет Господень», о котором говорит пророк, обладает удивительным действием: под его лучами смертоносное оружие превращается в созидательный и полезный инструмент. Другими словами, «мечи на орала» перекуют вовсе не потому, что всем однажды надоест воевать: увы, не надоест — до тех пор, пока человеческих сердец не коснётся благодать Святого Духа, и эта искра Божественного света не преобразит всё то, к чему прикоснётся.

Пророк открывает нам удивительную истину: только Божественный Свет расставляет всё по своим местам — так, как это было изначально задумано Творцом. Без этого света — чем бы мы ни занимались, какими бы ни были хорошими и умными — мы неизбежно блуждаем в потёмках и постоянно обманываемся, обознаёмся, принимаем кажущееся за настоящее благо — и так невольно сами становимся источником зла — хотя и не желали этого. Когда же в мир приходит «Свет Истинный» — которого сам по себе мир произвести не в состоянии — картина существенным образом меняется: привычная «серость» обретает всю палитру цветов, звуков, ощущений — в жизнь приходит очевидность.

Как «работает» этот всё преображающий Божественный свет, скорее всего, на опыте знает каждый из нас. Разве не бывало у вас, когда некий человек, вами давно нелюбимый, вдруг неожиданно разворачивался совершенно другой стороной — непривычной, яркой, светлой — и вдруг приходило понимание: да вся моя неприязнь и осуждение — это мой, надуманный осуждением, греховный фильтр на оке души — сквозь который я и смотрел всё время на человека. А самого главного в нём и не видел!

Учиться собирать отовсюду даже самые крошечные отблески Божественного света гармонии и доброты — вот чем хорошо бы нам поактивнее заниматься, особенно в эти святые дни Великого Поста!

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Всякому, кто учился в школе, известно, что с научной точки зрения человек — это часть животного мира. Но что же говорит о человеке Библия? Каков его статус в мире с её точки зрения? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й и 4-й глав книги Бытия, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем:

Глава 1.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Глава 2.

01 Так совершены небо и земля и все воинство их.

02 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

03 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

Первое, на что стоит обратить внимание в контексте вопроса, прозвучавшего в начале программы, — это время творения животных и человека. Для последнего не выделено никакого особенного дня, и он сотворён как часть животного мира. Как завершающая и высшая, но все же часть. В этом смысле связь человека с животным миром очевидна и поэтому никакие научные данные не могут всерьёз смутить верующих.

Но сводится ли человек только к тому, что мы называем животным? Судя по тому, что мы услышали в сегодняшнем чтении, не сводится никак, потому что оказывается сотворён по образу Божиему. Для людей, которые привыкли понимать всё однозначно и прямолинейно, это может звучать нелепо, ведь глядя на человека, у них может возникнуть вопрос о теле, которое в таком случае должно быть у Бога, и обо всём прочем, что связано для нас с человечностью. Конечно, некоторые отцы древности говорили, что, когда Бог творил Адама, Он смотрел на Христа, но всё же в первую очередь под образом понимаются духовные способности, которые Творец сообщил Своему творению. Проявляясь в тварном мире, они оказываются ограниченными: разумность, свобода воли, способность к творчеству и самое главное способность быть личностью, всё это тварное и поэтому ограниченное, но всё это образ Божьих совершенств и поэтому бесконечно возвышает человека над животным миром. Все эти способности находятся в человеке в зачаточном состоянии, все они даны человеку для того, чтобы тот вырос, духовно вырос из существа, подобного животному, в богоподобное существо. Нередко человек привыкает следовать за желаниями своего тела и уже не замечает, как становится его рабом. Не отрицая нужд тела и устанавливая им правильную меру, Церковь учит человека не забывать о том, что, получив от Бога прекрасное тело, он своим трудом призван воспитать в себе прекрасную душу.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В шестой день творения, завершив всё то, что Бог задумал, Он поставил человека владычествовать над всем творением. Действительно, человек это делает, человек владычествует. Мы активно пользуемся данными над от Бога способностями, мы непрестанно исследуем окружающий нас мир, мы делаем новые открытия, мы всячески совершенствуем своё бытие. Мы достигли в этом деле очевидных успехов, но при этом у нас есть ощущение, что мы лишь в начале пути, и что впереди нас ждёт нечто удивительное. В самом деле, если сравнивать уровень нынешнего технологического развития с тем, который был у человечества всего лишь сто лет назад, то разница будет попросту невероятной. А можно не оборачиваться назад настолько далеко, и вспомнить тот мир, в котором мы жили тридцать лет назад. И разница также будет колоссальной. Всё это, без всякой иронии, прекрасно.

Если, конечно, помнить о тех пределах, которые установил человеку Бог.

А пределы заключены в словах, которые описывают творение человека: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Следовательно, забвение образа Божия в самих себе, искажение этого образа, является тем, что выходит за установленные Богом пределы, и в конечном итоге может привести к катастрофе. Равным образом катастрофой может обернуться и забвение того, что подразумевает под собой подобие Божие. О том, что это такое, мы можем судить из знания об отношении Бога к сотворённому Им миру: Его отношение можно описать как в высшей степени бережное, оно направлено на поддержание бытия всего сотворённого, оно не подразумевает насилия, оно уважительно по отношению к человеку, и направлено на то, чтобы поддерживать мир в гармонии. К тому же самому призван и сотворённый по образу и подобию Божию человек. Из обращения мысли к Богу, мы можем понять и то, что именно Бог вкладывал в повеление владычествовать над всеми живыми существами и над самой землёй: «владычествовать» — означает заботиться и оберегать так, как это делает рачительный и мудрый хозяин в отношении своего имущества. Такой хозяин не станет ставить те эксперименты, которые теоретически способны уничтожить всё его имение, он предельно аккуратен, он не делает того, чего до конца не понимает, а все его риски тщательно просчитаны и взвешены.

Бог, сотворив человека, дал ему повеление быть именно таким хозяином. В какой степени у нас это получается — вопрос дискуссионный и непростой, но если мы не сможем дать на него положительный ответ, то это означает, что мы не исполняем базовую заповедь Бога, что, конечно же, вряд ли способно привести к чему бы то ни было хорошему. Впрочем, Великим постом полезнее всего думать не о человечестве вообще, а о себе самих, и адресовать вопросы не вовне, а внутрь, и именно там искать ответы о соответствии первоначальному замыслу Бога о человеке.

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

В третий день Великого поста во время вечерни благодаря книге Бытия мы узнаём, как Бог завершил процесс творения мира. Повествование пророка Моисея говорит нам о шестом, последнем, дне творческих действий Господа. На данном этапе Творец приступает к созданию высших форм живых существ. Сначала на просторах первозданных материков возникают многочисленные виды сухопутных млекопитающих, а затем на Земле появляется первый человек — Адам.

Бог создаёт Адама из праха земного. Данное библейское выражение требует пояснения. Речь идёт не просто о красной глине (так переводится имя Адам). Святые отцы, толкователи данного отрывка, видят в происходящем событии не просто работу скульптора, но нечто более глубокое. Первый человек вбирает в себя все элементы сотворённого Богом мира. Прах земной есть часть первозданной материи, её в каком-то смысле концентрированное воплощение. В руках Творца он не просто оживает, но обретает дыхание жизни — образ Божий, среди свойств которого — не только разумность, но и бессмертие.

Как повествует пророк Моисей, Господь, увидев всё созданное, благословил творение и на седьмой день почил от дел Своих. Понятие библейского «дня» до сих является почвой для споров — действительно ли дни представляли собой привычные нам сутки или же пророк Моисей имел в виду нечто иное. Седьмой день, ставший для Бога так сказать «временем отдыха», приоткрывает нам тайну процесса мироздания.

Согласно наиболее авторитетным толкованиям седьмой день продолжается до сих пор. Соответственно, первые шесть библейских дней творения также не представляли собой, скорее всего, земных суток, а длились значительно дольше. «Покой», в состояние которого вошёл Господь, по-еврейски звучит как «шабат». Так современные евреи называют заключительный для них день недели — субботу, когда ничего нельзя делать. Тем самым, как считают иудеи, осуществляется подражание Богу, отдыхающему от дел Своих.

Христианский взгляд на этот предмет является иным. В Евангелии мы читаем такие слова Спасителя: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Как же эту фразу совместить с идеей покоя Божия? В шестой день Бог закончил процесс создания всего нового. В нашем мире больше не появляется принципиально новых видов растений или живых существ. Но, прекратив творчество, Бог не оставляет Своей промыслительной деятельности по отношению к миру и человеку. На протяжении седьмого дня Господь хранит всех нас, чтобы ввести в день восьмой — в благую вечность Царства Божия.

И здесь стоит обратить внимание на ещё одно таинственное выражение. В славянском и русском текстах прозвучавшего отрывка оно звучит так: «Так совершены небо и земля и всё воинство их». Ряд толкователей, говоря о воинстве неба и земли, указывают, что речь идёт об ангелах — духовном воинстве Божием. Иные святые отцы смотрят на прозвучавшее выражение шире. Дело в том, что в греческом тексте на месте русского слова «воинство» стоит слово «космос». Оно в данном случае обозначает не безвоздушное пространство. Античные греки именовали «космосом» красоту окружающего мира. И в книге Бытия речь идёт именно о внутренне структурированном (подобно армейскому построению) совершенстве созданной Богом реальности.

Залог этой гармонии состоит не в исключительно физических принципах, но, прежде всего, в причине возникновения нашего мира — плода творчества всей Святой Троицы. Окружающая нас природа является предвозвестницей той удивительной красоты, что ждёт нас в Царстве Божием — месте или состоянии, где вечно длится восьмой день благости Божией.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Вот и подошла к своему завершению библейская история космогонии — наполняется земля разными зверями, скотами, гадами. На вершине этой пирамиды поставляется человек — как властелин всего сотворённого. И только теперь Бог не просто говорит: «Хорошо!» — а подытоживает весь процесс творения: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма!»

Только вместе с человеком сотворённое бытие обретает полноту и завершенность — и Бог может «почить» — отойти немного в сторону, предоставить всему сотворённому развиваться так, как и было задумано. Словно режиссёр во время премьеры, наблюдая из зрительного зала за тем, как играют его актёры, сам себе говорит: «Какая же красота получилась!»...

Именно человек — ключевой момент, главный узел всего мироздания. Каким бы ничтожным он ни был в масштабах Вселенной, именно он — точка соединения всех сотворённых миров — как об этом прекрасно сказал Гавриил Державин:

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей ты телесных,

Где начал ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь — я раб — я червь — я бог!

Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшел? — безвестен;

А сам собой я быть не мог.

Освящение Богом седьмого — субботнего дня — своего рода резюмирование того, что всё было сделано отменно, совершенно. Освящение — то есть выделение в особый статус из ряда всех остальных дней — завершение пропетой песни творения и глубокая пауза, только из которой и можно начать слушать следующую часть повествования. Это тишина послевкусия — в котором всё предыдущее должно углубиться, прорасти в самую сердцевину человека.

Можем ли мы сказать, что и для нас седьмой день недели — воскресенье — тоже — пространство тишины, молчания и покоя — чтобы выполнить заповедь Господа: «Упразднитесь и разумейте, яко Аз есмь Бог?» Но не научившись этому абсолютно необходимому глубокому выдоху, мы очень рискуем так и не начать полноценно дышать в едином ритме с мирозданием — в котором нет столь присущих нам суеты и одышки. Так что, дорогие друзья, сейчас самое время приучить себя один раз в неделю освобождаться от всего будничного и житейского — и учиться покою, учиться всматриваться в свой внутренний и внешний мир — чтобы вместе с Творцом тоже сказать: какая же это всё дивная красота!

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о последнем, шестом дне творения. Бог благословляет земле произвести скотов и гадов, и зверей земных... и, наконец, создает человека. Современная биология настолько приучила нас к мысли о том, что мы часть животного мира, что мы уже не мыслим себя иначе. Однако, вот что важно понимать: помещая творение высших животных и человека в рамки одного дня, Моисей, конечно, же подчеркивает, что человек венец всего мироздания... и все, что было характерно для прочего материального мира — характерно и для него, для его тела. В этом смысле книга Бытия никак не отрицает того, что человек — животное, живущее по биологическим законам, подчиняющееся биохимическим процессам которые существуют в мире и оказываются общими для всех живых существ. Но во всем этом библейском рассказе о происхождении человека, есть одно существенное отличие от рассказа биологического. Являясь частью животного мира человек этим животными миром не ограничивается.

Многие думают, что разница между биологией и верой кроется в проблеме сотворенности человека или происхождения его от других приматов. Библейская уверенность в том, что любые существа и приматы в том числе равно сотворены Богом, значительно снижает остроту полемики. На самом деле, гораздо более важный вопрос: ограничивается ли человек своей биологической природой или он призван превзойти ее? Библейский ответ очевиден.

Говоря о шестом дне творения, Моисей выделяет творение человека особенным образом. Ему предшествует некоторый разговор, который в Предании всегда осмыслялся как совет Лиц Пресвятой Троицы Это совет об особом назначении человека. Он творится как владыка над всей землей, как земной образ небесного Царя, Бога невидимого. Он взят из земли, то есть ему свойственно все, что свойственно остальным живым существам, но он, в отличие от них, к земле не сводится. Они просто существуют, но перед ним Бог ставит особенные духовные задачи.

Человек не просто часть животного мира, он входит в него как тот, кто призван плодиться, размножаться, наполнять землю и владычествовать над нею. Правда это слово очень важно не путать со словом потреблять. Быть владыкой и быть потребителем- совершенно разные вещи. Благословляя первую человеческую семью, Бог обращается к ним не как животным, которые управляются инстинктами размножения, но как к разумным духовным существам, для которых этот призыв оказывается началом творческого существования в мире. Библия говорит нам, что в седьмой день Бог отдыхает. Употребляя такое слово к Богу, Моисей имеет ввиду, что он не творит ничего нового, но это означает, что Бог дает но дает место человеку расти и развиваться во всей полноте данных ему даров.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Какие книги следует читать или с какими людьми говорить, чтобы стать мудрым человеком? Ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 2-й главы книги Притчей царя Соломона, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 2.

01 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,

02 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;

03 если будешь призывать знание и взывать к разуму;

04 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,

05 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

06 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум;

07 Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно;

08 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

09 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

10 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,

11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,

12 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,

13 от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;

14 от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,

15 которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих;

16 дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,

17 которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

18 Дом ее ведет к смерти, и стези ее - к мертвецам;

19 никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.

20 Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,

21 потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней;

22 а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

В начале только что прозвучавшего отрывка царь Соломон перечисляет ряд важных условий, необходимых для того, чтобы найти Божественную Мудрость. Во-первых, необходимо, как говорит Соломон, принимать слова и хранить заповеди. Речь идёт о чтении и исполнении написанного в священных текстах. Также здесь содержится намёк на необходимость общения с духовно опытными наставниками. Для того, чтобы успешно двигаться по пути духовного роста, нужен проводник, тот, кто уже прошёл этой дорогой. Лишь он может указать, как избежать ловушек и преодолеть препятствия, которые встречаются по ходу движения. Во-вторых, важным условием обретения Божественной Мудрости является напряжённая внутренняя работа. Соломон говорит, что необходимо наклонить своё сердце к размышлению, призывать знание и взывать к разуму. При этом интенсивность этой внутренней активности должна быть такая, какая бывает у старателей, которые напали на золотую жилу. Причём в этом процессе поиска внутреннего сокровища должны быть задействованы как ум, так и сердце. Что же является итогом этих усилий? Соломон говорит: ты уразумеешь страх Господень и найдёшь познание о Боге.

Важный вывод можно сделать из этих слов. Несмотря на то, что первоначально о Божественной Мудрости мы слышим от других людей, узнаём о ней из священных книг, хранится она в нас самих. Она в нас изначально. По факту того, что все мы дети Божии. Все мы носим в себе образ нашего Небесного Отца. Найти Божественную Мудрость означает — раскрыть духовный источник в самом себе. В своём сердце как средоточии духовной жизни. Именно об этом слова Христа в Евангелии: «Царство Божие внутри вас есть».

Почему же мы зачастую ищем мудрость где-то вне себя? А потому что не ощущаем её внутри. Возможно, когда-то в детстве мы очень живо чувствовали её присутствие. Но потом внутри нас поселились страхи, обиды, злоба, которые и заглушили её голос. На сердце словно навалилась тяжёлая плита. И теперь нам кажется, что мы отрезаны от Бога. Он ушёл из нашей жизни. На самом деле нет. Скорее мы слишком погрузились в суету. Будучи детьми, мы жили беззаботно. Сейчас мы заняты тем, чтобы не продешевить и не потерять своего. Мы в постоянной погоне за счастьем. Это состояние суетливой беготни и покрывает, словно тёмное покрывало, тот светильник, который горит в каждом из нас.

Тот, кто хочет раскрыть в себе источник Божественной Мудрости, должен остановить этот безумный галоп. Всё своё внимание и все силы своей души направить на исполнение Евангельских заповедей. Пусть это непросто и в некоторых случаях потребует от нас кардинального изменения жизни. Но лишь так возможно уже здесь, на земле, стать участниками Небесного Царства, которое, по словам Христа, силою берётся и открывается лишь тому, кто употребляет усилие.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Кто является источником мудрости и знаний для человека? Сегодняшний ответ очевиден: другие люди. Ребёнок вырастает в обществе, которое через самые разные каналы: семейное воспитание, школу, чтение книг, сообщает ему знания о мире и правила жизни в нём. Но ждём ли мы каких-нибудь знаний от Бога? Для многих этот вопрос даже звучит странно, учитывая количество информации вокруг.

В связи с этим вопросом мне вспоминается история, которую мне когда-то рассказал мой дед. В своё время в маленькое бессарабское село, в котором он родился, приехала группа борцов с религиозными предрассудками. Проповедники новой веры собрали в клубе детей, для того чтобы продемонстрировать им, в кого на самом деле надо верить. Детям предложили попросить у Бога конфет. Они попросили, но конфеты, естественно, сами собой ни откуда не появились. Потом детям сказали, чтобы они попросили конфет у Ленина. После просьбы, обращённой к Ленину, с потолка посыпались конфеты. Взрослые прекрасно понимали, что конфеты бросал из-за занавеса комсомолец, но на детей это произвело впечатление. Провокационных же вопросов они не задавали. То же самое и с нашими знаниями. Естественно, нас окружают мудрые люди, которые пишут книги... Но кто является истинным источником нашей мудрости, знаний о том, как и для чего жить?

В сегодняшнем тексте Соломон даёт ответы на эти вопросы.

Для него так же очевидно, что непосредственной передачей мудрых советов и знаний о жизни занимаются сами люди. Неслучайно, обращаясь к сыну, он говорит: «прими мои слова и сохрани себе мои заповеди». При этом он называет их своими, потому что для сына мудрость, которую он воспринимает, — это мудрость отца, выражение его жизненного опыта, его размышлений.

В то же время Соломон говорит, что и сам человек должен потрудиться для того, чтобы воспринять сообщаемые ему истины. Он должен сделать ухо внимательным к мудрости и склонить сердце к размышлению. Сегодня наша раздёрганность между потоками информации мешает нам быть чуткими к главному, не даёт нам времени размышлять о вечном, но без этого подлинную мудрость приобрести невозможно.

Наконец, Соломон приходит к тому, что настоящий источник всего — всей мудрости, всех знаний и разума — Господь. Да, к большинству из нас знания приходят через других людей и это совершенно естественно. Соломон и не имеет в виду, что каждый научается всему непосредственно от Бога. Для него важно другое: люди могут обладать премудростью, но они не открывают её сами, а получают от Бога, Который, как Творец и Промыслитель мира, знает смысл и предназначение всего.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Притчи Соломона — это далеко не единственный древний литературный памятник, в котором отец адресует поучение своему сыну. Такого рода литература существовала и за пределами мира Древнего Израиля, к примеру, можно вспомнить об очень похожей на некоторые фрагменты Притчей египетской книге «Поучение Аменемопе, сына Канехта». Многие авторитетные исследователи видят в книге Притчей прямые заимствования из этого египетского памятника. Действительно, в них есть немало общего, но отличий, причём существенных, значительно больше. Во-первых, они отличаются объёмами — египетская книга значительно короче, а во-вторых, «Поучение Аменемопе» содержит в себе лишь житейские поучения, тогда как таковые составляют лишь небольшую часть книги Притчей, основной же её объем содержит в себе наставления относительно мудрости, которая самым непосредственным образом соотносится с Богом как Источником всякого блага.

Конечно, мудрость, тем более мудрость от Бога, — очень вожделенна, ведь она способна совершенно изменить жизнь её носителя, тот, кто ей обладает, уже не находится в плену бытовых представлений о сущности явлений, он видит ясно и отчётливо понимает, как вести себя в той или иной ситуации, чтобы избегать неприятных и неожиданных последствий. Но как достигнуть такого состояния, как получить дар исходящей от Бога мудрости? Ответ книги Притчей Соломона таков: в первую очередь необходимо жить нравственной жизнью и вместе с этим погружать свой ум в наставления мудрецов, а это значительно проще сказать, чем сделать, в прежние эпохи такого рода наставления не всегда были доступны в силу дороговизны книг, да и читать умели далеко не все. Сегодня же ситуация иная: складывать из букв слова все способны с самого раннего детства, литература ничего не стоит, она кругом, достаточно лишь ввести поисковый запрос, но чтение и понимание сложных текстов требует напряжённой работы ума, к которой тем труднее себя подвигнуть, чем больше вокруг нас информации иного рода — развлекательной и увеселительной. В итоге же получается, что мы оказываемся в той же самой ситуации, что и люди времён написания книги Притчей: для достижения мудрости нам необходимо к ней стремиться с усердием золотоискателей Клондайка, правда, Соломон написал свою книгу значительно раньше начала «золотой лихорадки», а потому он это стремление выразил в таких словах: «будешь искать... как серебра, и отыскивать его, как сокровище».

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Еще древние греки говорили о том, что человек — существо общественное. Не случайно одним из самых самых строгих наказаний в греческом полисе считался остракизм, или иначе — «суд черепков». Преступника судили и по итогам заседания проводилось голосование при помощи глиняных черепков, «остраконов». Если большинство признавало подсудимого опасным для государственного строя, его изгоняли. По сути, это была социальная казнь. Вне своего полиса, вне своей общности человек был обречен. Он превращался в муравьишку без муравейника, пчелу без улья. Ведь именно общение с такими же как он делало его полноценным. Нередко и для нас бойкот со стороны окружающих становится тяжелым, болезненным испытанием. Мы тянемся к человеку, пытаемся добиться его внимания, жаждем искренности и близости, а нас не пускают, нас игнорируют.

Сегодня, обращаясь ко всем нам, премудрый Соломон говорит: вместо того, чтобы пытаться стремительно сократить дистанцию, войти в доверительные отношения с людьми, необходимо для начала приобрести Премудрость.

Как мы помним, на языке Священного Писания Премудрость не что иное, как важное качество Творца. Итак, сегодня нас призывают помнить о том, что в первую очередь необходимо наладить полноценные отношениях с Богом.

Это далеко не случайно. Лишь общение с Творцом может дать человеку ту чистоту и прозрачность ума, которая необходима для адекватного восприятия действительности. По мере укрепления молитвенного общения с Богом, все вокруг нас становится на свои места. В том числе мы начинаем иначе видеть людей, которые нас окружают. На интуитивном уровне нам становятся понятными их помыслы, мотивы их поступков, их подлинные намерения, а также открывается то, какую роль, они могут сыграть в нашей жизни.

Если же такого общения с Богом нет, то мы обречены судить о людях лишь на основании своего житейского опыта, которого всегда будет недостаточно, и который весьма близорук для того, чтобы предугадать те дурные последствия и ту боль, которую могут доставить случайные, но такие нами желанные связи. Образ жизни и мысли некоторых, с кем нас сводит судьба, может пагубно повлиять на нас, сбить с прямого пути.

Не случайно подобные травмоопасные отношения между людьми Соломон сравнивает с прелюбодеянием. Блудница оставила руководителя своей юности, то есть мужа, чтобы соблазнять других. Она разрушает и собственную душу, и душу того, кто подпадает под ее влияние. Ничем хорошим союз с ней не закончится.

Не случайно Священное Писание говорит: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы».

Так и мы, будем очень внимательны в общении с людьми. Не будем спешить бросаться в объятия тем, кто нас к себе влечет по какой-то причине. Пусть лучше в нашей жизни будет иметь место сознательный остракизм. Если мы все свои силы сосредоточим на том, чтобы приобрести Премудрость, Господь Сам пошлет нам нужных людей. Только так мы сможем приобрести и радость полноценного общения и сохранить свою душу для вечности.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Соломон продолжает начатую в предыдущей главе тему и здесь говорит прямо: «Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум». Мудрость, знание и разум — дар от Бога, но дар этот дается только тем, кто его ищет и жаждет, об этом автор книги пишет здесь же: «если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге». Этими словами Соломон настойчиво проводит мысль, что мудрость и разум — не некая данность, это то, к чему дОлжно стремиться и то, что можно получить.

Очень похожие слова и аналогии использует и Господь Иисус Христос в описаниях Царства Небесного. К примеру, Евангелие от Матфея доносит до нас такие слова Христа: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45–46). Любопытно здесь то, что в обоих случаях для описания возвышенных и надмирных вещей используются весьма приземленные аналогии, эти аналогии настолько просты, что в свое время блаженный Августин Иппонийский вынужден был вступить в дискуссию с теми, кто видел в этих аналогиях восхваление сребролюбия и прочих видов стремления к наживе. В самом деле, ведь и Христос, и Соломон говорят о стремлении к материальным сокровищам как о чем-то вполне естественном и даже в известной степени похвальном. Очень любопытны слова блаженного Августина, которыми он продолжает и развивает мысль Соломона: «Недостойно, оскорбительно для мудрости сравнение с серебром, но любовь с любовью сравнима. Ибо я вижу, что настолько вы любите серебро, что, как повелит вам сребролюбие, принимаетесь за тяжкий труд, переносите голод, пересекаете море, вверяя себя ветрам и течениям. Поэтому, хоть я должен искоренить то, что вам любезно, но нечего мне добавить к любви, которою вы любите. «Любите так, и не пожелаю Я быть любимым в большей мере», — говорит Бог. «Обращаюсь к ненасытным, обращаюсь к прижимистым: любите деньги — любите столько же и Меня. Конечно же, несравненно Мое достоинство: но большей любви от вас не требую; сколько любите деньги, столько и Меня любите».

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
20.03.2024среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****