Книга Бытия, Глава 1, стихи 24-31
Книга Бытия, Глава 2, стихи 1-3
В шестой день творения, завершив всё то, что Бог задумал, Он поставил человека владычествовать над всем творением. Действительно, человек это делает, человек владычествует. Мы активно пользуемся данными над от Бога способностями, мы непрестанно исследуем окружающий нас мир, мы делаем новые открытия, мы всячески совершенствуем своё бытие. Мы достигли в этом деле очевидных успехов, но при этом у нас есть ощущение, что мы лишь в начале пути, и что впереди нас ждёт нечто удивительное. В самом деле, если сравнивать уровень нынешнего технологического развития с тем, который был у человечества всего лишь сто лет назад, то разница будет попросту невероятной. А можно не оборачиваться назад настолько далеко, и вспомнить тот мир, в котором мы жили тридцать лет назад. И разница также будет колоссальной. Всё это, без всякой иронии, прекрасно.
Если, конечно, помнить о тех пределах, которые установил человеку Бог.
А пределы заключены в словах, которые описывают творение человека: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Следовательно, забвение образа Божия в самих себе, искажение этого образа, является тем, что выходит за установленные Богом пределы, и в конечном итоге может привести к катастрофе. Равным образом катастрофой может обернуться и забвение того, что подразумевает под собой подобие Божие. О том, что это такое, мы можем судить из знания об отношении Бога к сотворённому Им миру: Его отношение можно описать как в высшей степени бережное, оно направлено на поддержание бытия всего сотворённого, оно не подразумевает насилия, оно уважительно по отношению к человеку, и направлено на то, чтобы поддерживать мир в гармонии. К тому же самому призван и сотворённый по образу и подобию Божию человек. Из обращения мысли к Богу, мы можем понять и то, что именно Бог вкладывал в повеление владычествовать над всеми живыми существами и над самой землёй: «владычествовать» — означает заботиться и оберегать так, как это делает рачительный и мудрый хозяин в отношении своего имущества. Такой хозяин не станет ставить те эксперименты, которые теоретически способны уничтожить всё его имение, он предельно аккуратен, он не делает того, чего до конца не понимает, а все его риски тщательно просчитаны и взвешены.
Бог, сотворив человека, дал ему повеление быть именно таким хозяином. В какой степени у нас это получается — вопрос дискуссионный и непростой, но если мы не сможем дать на него положительный ответ, то это означает, что мы не исполняем базовую заповедь Бога, что, конечно же, вряд ли способно привести к чему бы то ни было хорошему. Впрочем, Великим постом полезнее всего думать не о человечестве вообще, а о себе самих, и адресовать вопросы не вовне, а внутрь, и именно там искать ответы о соответствии первоначальному замыслу Бога о человеке.