Книга Бытия, Глава 1, стихи 24-31, Глава 2, стихи 1-3. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 1, стихи 24-31

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Книга Бытия, Глава 2, стихи 1-3

01 Так совершены небо и земля и все воинство их.

02 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

03 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В шестой день творения, завершив всё то, что Бог задумал, Он поставил человека владычествовать над всем творением. Действительно, человек это делает, человек владычествует. Мы активно пользуемся данными над от Бога способностями, мы непрестанно исследуем окружающий нас мир, мы делаем новые открытия, мы всячески совершенствуем своё бытие. Мы достигли в этом деле очевидных успехов, но при этом у нас есть ощущение, что мы лишь в начале пути, и что впереди нас ждёт нечто удивительное. В самом деле, если сравнивать уровень нынешнего технологического развития с тем, который был у человечества всего лишь сто лет назад, то разница будет попросту невероятной. А можно не оборачиваться назад настолько далеко, и вспомнить тот мир, в котором мы жили тридцать лет назад. И разница также будет колоссальной. Всё это, без всякой иронии, прекрасно.

Если, конечно, помнить о тех пределах, которые установил человеку Бог.

А пределы заключены в словах, которые описывают творение человека: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Следовательно, забвение образа Божия в самих себе, искажение этого образа, является тем, что выходит за установленные Богом пределы, и в конечном итоге может привести к катастрофе. Равным образом катастрофой может обернуться и забвение того, что подразумевает под собой подобие Божие. О том, что это такое, мы можем судить из знания об отношении Бога к сотворённому Им миру: Его отношение можно описать как в высшей степени бережное, оно направлено на поддержание бытия всего сотворённого, оно не подразумевает насилия, оно уважительно по отношению к человеку, и направлено на то, чтобы поддерживать мир в гармонии. К тому же самому призван и сотворённый по образу и подобию Божию человек. Из обращения мысли к Богу, мы можем понять и то, что именно Бог вкладывал в повеление владычествовать над всеми живыми существами и над самой землёй: «владычествовать» — означает заботиться и оберегать так, как это делает рачительный и мудрый хозяин в отношении своего имущества. Такой хозяин не станет ставить те эксперименты, которые теоретически способны уничтожить всё его имение, он предельно аккуратен, он не делает того, чего до конца не понимает, а все его риски тщательно просчитаны и взвешены.

Бог, сотворив человека, дал ему повеление быть именно таким хозяином. В какой степени у нас это получается — вопрос дискуссионный и непростой, но если мы не сможем дать на него положительный ответ, то это означает, что мы не исполняем базовую заповедь Бога, что, конечно же, вряд ли способно привести к чему бы то ни было хорошему. Впрочем, Великим постом полезнее всего думать не о человечестве вообще, а о себе самих, и адресовать вопросы не вовне, а внутрь, и именно там искать ответы о соответствии первоначальному замыслу Бога о человеке.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!