Книга Притчей Соломоновых, Глава 2, стихи 1-22
Кто является источником мудрости и знаний для человека? Сегодняшний ответ очевиден: другие люди. Ребёнок вырастает в обществе, которое через самые разные каналы: семейное воспитание, школу, чтение книг, сообщает ему знания о мире и правила жизни в нём. Но ждём ли мы каких-нибудь знаний от Бога? Для многих этот вопрос даже звучит странно, учитывая количество информации вокруг.
В связи с этим вопросом мне вспоминается история, которую мне когда-то рассказал мой дед. В своё время в маленькое бессарабское село, в котором он родился, приехала группа борцов с религиозными предрассудками. Проповедники новой веры собрали в клубе детей, для того чтобы продемонстрировать им, в кого на самом деле надо верить. Детям предложили попросить у Бога конфет. Они попросили, но конфеты, естественно, сами собой ни откуда не появились. Потом детям сказали, чтобы они попросили конфет у Ленина. После просьбы, обращённой к Ленину, с потолка посыпались конфеты. Взрослые прекрасно понимали, что конфеты бросал из-за занавеса комсомолец, но на детей это произвело впечатление. Провокационных же вопросов они не задавали. То же самое и с нашими знаниями. Естественно, нас окружают мудрые люди, которые пишут книги... Но кто является истинным источником нашей мудрости, знаний о том, как и для чего жить?
В сегодняшнем тексте Соломон даёт ответы на эти вопросы.
Для него так же очевидно, что непосредственной передачей мудрых советов и знаний о жизни занимаются сами люди. Неслучайно, обращаясь к сыну, он говорит: «прими мои слова и сохрани себе мои заповеди». При этом он называет их своими, потому что для сына мудрость, которую он воспринимает, — это мудрость отца, выражение его жизненного опыта, его размышлений.
В то же время Соломон говорит, что и сам человек должен потрудиться для того, чтобы воспринять сообщаемые ему истины. Он должен сделать ухо внимательным к мудрости и склонить сердце к размышлению. Сегодня наша раздёрганность между потоками информации мешает нам быть чуткими к главному, не даёт нам времени размышлять о вечном, но без этого подлинную мудрость приобрести невозможно.
Наконец, Соломон приходит к тому, что настоящий источник всего — всей мудрости, всех знаний и разума — Господь. Да, к большинству из нас знания приходят через других людей и это совершенно естественно. Соломон и не имеет в виду, что каждый научается всему непосредственно от Бога. Для него важно другое: люди могут обладать премудростью, но они не открывают её сами, а получают от Бога, Который, как Творец и Промыслитель мира, знает смысл и предназначение всего.