Книга пророка Исайи, Глава 2, стихи 3-11

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Всякому человеку свойственно ценить свой выбор, считать его лучшим и даже видеть в нём пример для других. Выбирая христианство, верующие, конечно, считают его истинным и бывают рады, когда близкие разделяют их выбор. Но что значит выбрать христианство? Согласиться с мировоззрением? Разделить общую веру? Общую нравственную жизнь? Ответить на эти вопросы помогает отрывок из 2-й главы книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Кто из нас в молодости не был максималистом, и кто не сталкивался с разочаровавшимся взрослым, который говорил, что ничего не исправить и всё это совершенно глупые мечты? Какой это бывает соблазн для неокрепшей и доверчивой души, когда человек, у которого не получилось достичь высоких целей юности, словами и делами демонстрирует тому, кто только выходит в жизнь, всю бесполезность и даже глупость этих самых целей.
Сегодняшний отрывок из книги пророка Исаии поражает своей трагичностью. В начале автор говорит о многих народах, которые пожелают обратиться к Господу и придут для этого в Иерусалим. Они поднимутся на гору Господню и приблизятся к Его святому храму. Причём сделают это не в целях завоевания, но в надежде научиться от Бога ходить по Его путям, то есть жить по Его заповедям. На первый взгляд подобное поведение язычников может показаться непоследовательным, ведь на то они и язычники, чтобы жить по прихотям своих сердец... Но оно будет вполне последовательно, потому что всякий человек несёт в себе образ Творца и ощущает внутри действие изначального нравственного закона... Исаия видит, что в будущем эти народы не просто придут ко Святой горе, но и действительно поменяют свою жизнь, перекуют мечи на плуги и копья на серпы, то есть прекратят враждовать.
Однако, чтобы они, придя в Божий город, научились всему, о чём говорит пророк, в этом городе должны будут жить те, кто сможет встретить их и поделиться с ними традицией живой веры. К ним, людям завета, обращается пророк: придите, будем ходить во свете! Но те, кто должен быть примером, — сами охладели в вере и отвернулись к богам иным. К ним должны будут прийти язычники, но они сами стали похожи на язычников. Вместо того, чтобы смиренно полагаться на Бога, положись на самих себя, за что в итоге Господь предал их в руки окружавших их народов.
Про кого же говорит Исаия? Только ли про иудеев? Или к нам, современным верующим, всё это тоже относится? Очевидно, что время Великого поста — это время ревизии, время пристального обращения к собственной душе, время переоценки собственной жизни. Когда-то иудеи считали себя народом Божиим, хотя от Бога отвернулись и жили так, будто никакого завета не заключали. В свою очередь нам, как вошедшим через крещение в Новый Завет, стоит помнить, что христианство не терпит формальностей, и является не просто мировоззрением, но самой жизнью со Христом и во Христе. Тем более, что от меры искренности и глубины нашей веры, зависит обращение к Богу тех, кто живёт рядом с нами.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов