Книга пророка Исайи, Глава 2, стихи 3-11
В отрывке, который только что прозвучал, пророк Исаия обличает еврейский народ за то, что он отступил от Бога. И это были не голословные упрёки. Израиль активно заимствовал культурные и религиозные обычаи восточных народов, которые на тот момент все ещё продолжали жить в Палестине. Между ними и евреями заключались политические союзы и браки. Всё это вело к тому, что богоизбранный народ всё сильнее и сильнее попадал под влияние языческих верований своих соседей. Так, например, как у филистимлян, у них появляются собственные маги и колдуны, вместо поклонения Яхве, Богу своих предков, они начинают поклоняться идолам, божкам соседних племен. Тесным образом уход от Творца связан с всё возрастающей заботой о материальном благополучии. Роскошь и комфорт — вот, что волнует теперь сердце человека в первую очередь. Люди жаждут достатка и все свои силы тратят на его приобретение. Ну и, собственно, получают то, к чему стремится их душа. Земля наполняется золотом, серебром, конями и колесницами. Итак, с одной стороны отступление от Бога, с другой, сытая, самодовольная жизнь.
Как говорится, природа не терпит пустоты. Если в сердце человека нет Бога, его место обязательно занимает что-то другое. Божками становятся окружающие меня люди, абстрактные идеи, материальные блага, в некоторой степени я сам. В моей душе формируется целый пантеон божков, который состоит из разнородных желаний, хотелок и пристрастий. Именно он руководит моей жизнью, определяет, что добро, что зло, подсказывает мне, как необходимо чувствовать, думать, говорить и поступать. К чему стремиться, от чего держаться подальше. И по какому-то духовному закону, я всегда в том или ином виде притягиваю к себе то, чем одержим.
Однако всё это не бесплатно. И цена довольно высока — это моя духовная свобода. Поэтому, описывая состояние внешне благополучных евреев, пророк пишет: «Преклонился человек, и унизился муж». Преклонился перед теми идолами, которых сам же и породил. Такая свобода богопротивна. Здесь нет места человеческому достоинству.
Но это ещё не всё. Ни один созданный моей больной самостью идол не сможет дать настоящего удовлетворения моей душе. Нет такой вещи под солнцем, которая не наскучила бы человеку. Мне всегда нужно больше. Я всегда хочу увеличить дозу удовольствия, как жадная старуха из сказки о Рыбаке и рыбке. И наступает однажды такой момент, когда то, что вчера меня утешало, давало душевный мир и покой, не просто порабощает меня, но вместе с этим начинает меня терроризировать и уничтожать духовно, душевно и физически.
Период Великого поста — прекрасное время для того, чтобы испытать, что же на самом деле руководит моей жизнью. Это замечательный способ обнаружить свои больные места, своих божков, идолов, без которых не могу прожить ни дня, хотя нет в них особой необходимости. Например, я с лёгкостью отказываюсь от молока, мяса, даже от подсолнечного масла, я привык к этому с детства. Но только попробуйте мне сказать, чтобы я не заходил на новостные сайты, не сидел в ютубе, не мониторил соцсети. Поднимется такая волна неприятия и отрицания, что мало не покажется. Следовательно, это и есть моя болячка. Мой божок, который забирает мою свободу, разрушает мою жизнь, искажает моё восприятие реальности. Следовательно, на работу именно с этим паразитом я и должен направлять свои силы в первую очередь.
Поэтому и к своим соотечественникам, и ко всем нам пророк Исаия обращается сегодня со словами: «Придите, и будем ходить во свете Господнем». Свято место в нашей душе предназначено лишь для Творца, не для чего иного. Лишь Он один в конечном счёте может дать мне душевный мир и покой.