Книга Бытия, Глава 1, стихи 24-31
Книга Бытия, Глава 2, стихи 1-3
В третий день Великого поста во время вечерни благодаря книге Бытия мы узнаём, как Бог завершил процесс творения мира. Повествование пророка Моисея говорит нам о шестом, последнем, дне творческих действий Господа. На данном этапе Творец приступает к созданию высших форм живых существ. Сначала на просторах первозданных материков возникают многочисленные виды сухопутных млекопитающих, а затем на Земле появляется первый человек — Адам.
Бог создаёт Адама из праха земного. Данное библейское выражение требует пояснения. Речь идёт не просто о красной глине (так переводится имя Адам). Святые отцы, толкователи данного отрывка, видят в происходящем событии не просто работу скульптора, но нечто более глубокое. Первый человек вбирает в себя все элементы сотворённого Богом мира. Прах земной есть часть первозданной материи, её в каком-то смысле концентрированное воплощение. В руках Творца он не просто оживает, но обретает дыхание жизни — образ Божий, среди свойств которого — не только разумность, но и бессмертие.
Как повествует пророк Моисей, Господь, увидев всё созданное, благословил творение и на седьмой день почил от дел Своих. Понятие библейского «дня» до сих является почвой для споров — действительно ли дни представляли собой привычные нам сутки или же пророк Моисей имел в виду нечто иное. Седьмой день, ставший для Бога так сказать «временем отдыха», приоткрывает нам тайну процесса мироздания.
Согласно наиболее авторитетным толкованиям седьмой день продолжается до сих пор. Соответственно, первые шесть библейских дней творения также не представляли собой, скорее всего, земных суток, а длились значительно дольше. «Покой», в состояние которого вошёл Господь, по-еврейски звучит как «шабат». Так современные евреи называют заключительный для них день недели — субботу, когда ничего нельзя делать. Тем самым, как считают иудеи, осуществляется подражание Богу, отдыхающему от дел Своих.
Христианский взгляд на этот предмет является иным. В Евангелии мы читаем такие слова Спасителя: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Как же эту фразу совместить с идеей покоя Божия? В шестой день Бог закончил процесс создания всего нового. В нашем мире больше не появляется принципиально новых видов растений или живых существ. Но, прекратив творчество, Бог не оставляет Своей промыслительной деятельности по отношению к миру и человеку. На протяжении седьмого дня Господь хранит всех нас, чтобы ввести в день восьмой — в благую вечность Царства Божия.
И здесь стоит обратить внимание на ещё одно таинственное выражение. В славянском и русском текстах прозвучавшего отрывка оно звучит так: «Так совершены небо и земля и всё воинство их». Ряд толкователей, говоря о воинстве неба и земли, указывают, что речь идёт об ангелах — духовном воинстве Божием. Иные святые отцы смотрят на прозвучавшее выражение шире. Дело в том, что в греческом тексте на месте русского слова «воинство» стоит слово «космос». Оно в данном случае обозначает не безвоздушное пространство. Античные греки именовали «космосом» красоту окружающего мира. И в книге Бытия речь идёт именно о внутренне структурированном (подобно армейскому построению) совершенстве созданной Богом реальности.
Залог этой гармонии состоит не в исключительно физических принципах, но, прежде всего, в причине возникновения нашего мира — плода творчества всей Святой Троицы. Окружающая нас природа является предвозвестницей той удивительной красоты, что ждёт нас в Царстве Божием — месте или состоянии, где вечно длится восьмой день благости Божией.