Книга Притчей Соломоновых, Глава 2, стихи 1-22
Притчи Соломона — это далеко не единственный древний литературный памятник, в котором отец адресует поучение своему сыну. Такого рода литература существовала и за пределами мира Древнего Израиля, к примеру, можно вспомнить об очень похожей на некоторые фрагменты Притчей египетской книге «Поучение Аменемопе, сына Канехта». Многие авторитетные исследователи видят в книге Притчей прямые заимствования из этого египетского памятника. Действительно, в них есть немало общего, но отличий, причём существенных, значительно больше. Во-первых, они отличаются объёмами — египетская книга значительно короче, а во-вторых, «Поучение Аменемопе» содержит в себе лишь житейские поучения, тогда как таковые составляют лишь небольшую часть книги Притчей, основной же её объем содержит в себе наставления относительно мудрости, которая самым непосредственным образом соотносится с Богом как Источником всякого блага.
Конечно, мудрость, тем более мудрость от Бога, — очень вожделенна, ведь она способна совершенно изменить жизнь её носителя, тот, кто ей обладает, уже не находится в плену бытовых представлений о сущности явлений, он видит ясно и отчётливо понимает, как вести себя в той или иной ситуации, чтобы избегать неприятных и неожиданных последствий. Но как достигнуть такого состояния, как получить дар исходящей от Бога мудрости? Ответ книги Притчей Соломона таков: в первую очередь необходимо жить нравственной жизнью и вместе с этим погружать свой ум в наставления мудрецов, а это значительно проще сказать, чем сделать, в прежние эпохи такого рода наставления не всегда были доступны в силу дороговизны книг, да и читать умели далеко не все. Сегодня же ситуация иная: складывать из букв слова все способны с самого раннего детства, литература ничего не стоит, она кругом, достаточно лишь ввести поисковый запрос, но чтение и понимание сложных текстов требует напряжённой работы ума, к которой тем труднее себя подвигнуть, чем больше вокруг нас информации иного рода — развлекательной и увеселительной. В итоге же получается, что мы оказываемся в той же самой ситуации, что и люди времён написания книги Притчей: для достижения мудрости нам необходимо к ней стремиться с усердием золотоискателей Клондайка, правда, Соломон написал свою книгу значительно раньше начала «золотой лихорадки», а потому он это стремление выразил в таких словах: «будешь искать... как серебра, и отыскивать его, как сокровище».