Виктор Николаевич Сорока-Росинский — организатор и руководитель Петроградской школы-коммуны имени Достоевского для трудновоспитуемых — способствовал своей деятельностью тому, что многие мальчишки-беспризорники обретали свое место в жизни.
До организации Петроградской школы Виктор Николаевич преподавал историю и философию в мужской гимназии при храме святой Екатерины в Петербурге. А в 1908-м стал одним из ведущих педагогов Введенской мужской гимназии. Своих «трудновоспитуемых» учеников Виктор Николаевич называл нормальными детьми, творческими, одаренными натурами, которые просто попали в тяжелые жизненные обстоятельства. И даже на пенсии Сорока-Росинский организовал у себя дома что-то наподобие детского клуба, где он помогал соседским ребятишкам с домашними заданиями, рассказывал о литературе, искусстве, истории.
Какие принципы были заложены в основу педагогической методики Виктора Николаевича?

Под Новгородом, на берегу реки Мшаги, собрался народ. Из воды доносились отчаянные крики: «Помогите! Тону!». Люди качали головами, всплёскивали руками, но поплыть на помощь никто из них не решался. В это время мимо проходил молодой человек. Он был одет в студенческую форму. Услыхав крики о помощи, студент скинул мундир и бросился в реку. Через несколько минут он вытащил на берег обессилевшего и с трудом переводящего дух мужчину. В апреле 1905 года за свой самоотверженный поступок студент Санкт-Петербургского университета Виктор Николаевич Сорока-Росинский получил серебряную медаль Императорского российского общества спасания на водах.
Можно сказать, что спасению утопающих — пусть уже и не в буквальном, а в переносном смысле — он посвятил всю свою дальнейшую жизнь. Он вытаскивал на поверхность тех, кто, казалось, уже опустился на самое дно. Виктор Николаевич Сорока-Росинский, вошёл в историю отечественной педагогики как организатор и руководитель Петроградской школы-коммуны имени Достоевского для трудновоспитуемых. Той самой «Республики ШКИД», о которой мы знаем из одноимённой повести, написанной выпускниками школы — Леонидом Пантелеевым и Григорием Белых. Сотни никому не нужных мальчишек-беспризорников благодаря ВикНикСору, как называли они воспитателя, обретали себя и своё место в жизни.
Школа имени Достоевского стала, без преувеличения, вершиной педагогической деятельности Сороки-Росинского. К моменту создания этого особенного учебного заведения за плечами у Виктора Николаевича уже был богатый профессиональный опыт. Он преподавал историю и философию в мужской гимназии при храме святой Екатерины в Петербурге. А в 1908-м стал одним из ведущих педагогов Введенской мужской гимназии — той самой, которую буквально несколькими годами ранее окончил поэт Александр Блок. Сохранилась характеристика, которую дал молодому преподавателю директор этой гимназии: «Нрава Сорока мягкого, приветливого, спокойного. К ученикам относится благожелательно». Всё это было не только чертами характера Виктора Николаевича, но и постулатами его собственной педагогической методики. В её основу Сорока-Росинский положил принципы суворовской «Науки побеждать». С детства эта книга прославленного русского полководца была его любимой. Главный суворовский постулат — уважение к личности солдата — Виктор Николаевич перенёс на своих учеников. Не только дисциплина, но прежде всего — любовь, терпение и доброта помогают найти ключ к душе ребёнка, считал Росинский.
Именно так относился он и к своим «трудновоспитуемым» ученикам — беспризоникам из Школы имени Достоевского. Этих мальчишек называли отпетыми хулиганами, малолетними уголовниками. Но Сорока-Росинский категорически возражал. Он говорил: это нормальные дети, творческие, одарённые натуры, просто попали в тяжёлые жизненные обстоятельства. Да, многие из них поначалу были циничными и жестокими. Такими их сделала улица. Но Сорока-Росинский умел видеть их душу. Находить в ней свет. И превращал этих несчастных детей в личностей — сильных, одухотворённых, многогранных. В этом Виктор Николаевич видел свой долг — перед народом, Родиной и перед Богом, как сам он говорил.
Даже выйдя на пенсию, Сорока-Росинский не мог жить без детей. Он организовал что-то вроде домашнего детского клуба, который в шутку называл «академией». В небольшой комнатке коммунальной квартиры, где жил Виктор Николаевич, собирались соседские ребятишки. Он помогал им с домашними заданиями, рассказывал о литературе, искусстве, истории. Устраивал для них экскурсии по Ленинграду. Как-то раз одна девочка, до тех пор отстающая, получила в школе свою первую пятёрку. Виктор Николаевич решил сделать ей сюрприз. Купил билет в кино. А когда, радостный, возвращался из кассы кинотеатра и переходил улицу, не заметил выскочивший из-за поворота трамвай. И скончался под его колёсами.
Но в памяти своих благодарных учеников он всегда оставался живым — добрый, справедливый и чуткий ВикНикСор. Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Человек, который верил в ребят и всем сердцем их любил.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«На чем основывается семейное счастье?». Протоиерей Федор Бородин

Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Мы говорили о том, как молодым людям подходить к созданию семьи, почему часто возникают страхи и нерешительность, и как строить семейную жизнь, чтобы она была долгой и счастливой.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час