Виктор Николаевич Сорока-Росинский — организатор и руководитель Петроградской школы-коммуны имени Достоевского для трудновоспитуемых — способствовал своей деятельностью тому, что многие мальчишки-беспризорники обретали свое место в жизни.
До организации Петроградской школы Виктор Николаевич преподавал историю и философию в мужской гимназии при храме святой Екатерины в Петербурге. А в 1908-м стал одним из ведущих педагогов Введенской мужской гимназии. Своих «трудновоспитуемых» учеников Виктор Николаевич называл нормальными детьми, творческими, одаренными натурами, которые просто попали в тяжелые жизненные обстоятельства. И даже на пенсии Сорока-Росинский организовал у себя дома что-то наподобие детского клуба, где он помогал соседским ребятишкам с домашними заданиями, рассказывал о литературе, искусстве, истории.
Какие принципы были заложены в основу педагогической методики Виктора Николаевича?

Под Новгородом, на берегу реки Мшаги, собрался народ. Из воды доносились отчаянные крики: «Помогите! Тону!». Люди качали головами, всплёскивали руками, но поплыть на помощь никто из них не решался. В это время мимо проходил молодой человек. Он был одет в студенческую форму. Услыхав крики о помощи, студент скинул мундир и бросился в реку. Через несколько минут он вытащил на берег обессилевшего и с трудом переводящего дух мужчину. В апреле 1905 года за свой самоотверженный поступок студент Санкт-Петербургского университета Виктор Николаевич Сорока-Росинский получил серебряную медаль Императорского российского общества спасания на водах.
Можно сказать, что спасению утопающих — пусть уже и не в буквальном, а в переносном смысле — он посвятил всю свою дальнейшую жизнь. Он вытаскивал на поверхность тех, кто, казалось, уже опустился на самое дно. Виктор Николаевич Сорока-Росинский, вошёл в историю отечественной педагогики как организатор и руководитель Петроградской школы-коммуны имени Достоевского для трудновоспитуемых. Той самой «Республики ШКИД», о которой мы знаем из одноимённой повести, написанной выпускниками школы — Леонидом Пантелеевым и Григорием Белых. Сотни никому не нужных мальчишек-беспризорников благодаря ВикНикСору, как называли они воспитателя, обретали себя и своё место в жизни.
Школа имени Достоевского стала, без преувеличения, вершиной педагогической деятельности Сороки-Росинского. К моменту создания этого особенного учебного заведения за плечами у Виктора Николаевича уже был богатый профессиональный опыт. Он преподавал историю и философию в мужской гимназии при храме святой Екатерины в Петербурге. А в 1908-м стал одним из ведущих педагогов Введенской мужской гимназии — той самой, которую буквально несколькими годами ранее окончил поэт Александр Блок. Сохранилась характеристика, которую дал молодому преподавателю директор этой гимназии: «Нрава Сорока мягкого, приветливого, спокойного. К ученикам относится благожелательно». Всё это было не только чертами характера Виктора Николаевича, но и постулатами его собственной педагогической методики. В её основу Сорока-Росинский положил принципы суворовской «Науки побеждать». С детства эта книга прославленного русского полководца была его любимой. Главный суворовский постулат — уважение к личности солдата — Виктор Николаевич перенёс на своих учеников. Не только дисциплина, но прежде всего — любовь, терпение и доброта помогают найти ключ к душе ребёнка, считал Росинский.
Именно так относился он и к своим «трудновоспитуемым» ученикам — беспризоникам из Школы имени Достоевского. Этих мальчишек называли отпетыми хулиганами, малолетними уголовниками. Но Сорока-Росинский категорически возражал. Он говорил: это нормальные дети, творческие, одарённые натуры, просто попали в тяжёлые жизненные обстоятельства. Да, многие из них поначалу были циничными и жестокими. Такими их сделала улица. Но Сорока-Росинский умел видеть их душу. Находить в ней свет. И превращал этих несчастных детей в личностей — сильных, одухотворённых, многогранных. В этом Виктор Николаевич видел свой долг — перед народом, Родиной и перед Богом, как сам он говорил.
Даже выйдя на пенсию, Сорока-Росинский не мог жить без детей. Он организовал что-то вроде домашнего детского клуба, который в шутку называл «академией». В небольшой комнатке коммунальной квартиры, где жил Виктор Николаевич, собирались соседские ребятишки. Он помогал им с домашними заданиями, рассказывал о литературе, искусстве, истории. Устраивал для них экскурсии по Ленинграду. Как-то раз одна девочка, до тех пор отстающая, получила в школе свою первую пятёрку. Виктор Николаевич решил сделать ей сюрприз. Купил билет в кино. А когда, радостный, возвращался из кассы кинотеатра и переходил улицу, не заметил выскочивший из-за поворота трамвай. И скончался под его колёсами.
Но в памяти своих благодарных учеников он всегда оставался живым — добрый, справедливый и чуткий ВикНикСор. Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Человек, который верил в ребят и всем сердцем их любил.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер