Виктор Николаевич Сорока-Росинский — организатор и руководитель Петроградской школы-коммуны имени Достоевского для трудновоспитуемых — способствовал своей деятельностью тому, что многие мальчишки-беспризорники обретали свое место в жизни.
До организации Петроградской школы Виктор Николаевич преподавал историю и философию в мужской гимназии при храме святой Екатерины в Петербурге. А в 1908-м стал одним из ведущих педагогов Введенской мужской гимназии. Своих «трудновоспитуемых» учеников Виктор Николаевич называл нормальными детьми, творческими, одаренными натурами, которые просто попали в тяжелые жизненные обстоятельства. И даже на пенсии Сорока-Росинский организовал у себя дома что-то наподобие детского клуба, где он помогал соседским ребятишкам с домашними заданиями, рассказывал о литературе, искусстве, истории.
Какие принципы были заложены в основу педагогической методики Виктора Николаевича?

Под Новгородом, на берегу реки Мшаги, собрался народ. Из воды доносились отчаянные крики: «Помогите! Тону!». Люди качали головами, всплёскивали руками, но поплыть на помощь никто из них не решался. В это время мимо проходил молодой человек. Он был одет в студенческую форму. Услыхав крики о помощи, студент скинул мундир и бросился в реку. Через несколько минут он вытащил на берег обессилевшего и с трудом переводящего дух мужчину. В апреле 1905 года за свой самоотверженный поступок студент Санкт-Петербургского университета Виктор Николаевич Сорока-Росинский получил серебряную медаль Императорского российского общества спасания на водах.
Можно сказать, что спасению утопающих — пусть уже и не в буквальном, а в переносном смысле — он посвятил всю свою дальнейшую жизнь. Он вытаскивал на поверхность тех, кто, казалось, уже опустился на самое дно. Виктор Николаевич Сорока-Росинский, вошёл в историю отечественной педагогики как организатор и руководитель Петроградской школы-коммуны имени Достоевского для трудновоспитуемых. Той самой «Республики ШКИД», о которой мы знаем из одноимённой повести, написанной выпускниками школы — Леонидом Пантелеевым и Григорием Белых. Сотни никому не нужных мальчишек-беспризорников благодаря ВикНикСору, как называли они воспитателя, обретали себя и своё место в жизни.
Школа имени Достоевского стала, без преувеличения, вершиной педагогической деятельности Сороки-Росинского. К моменту создания этого особенного учебного заведения за плечами у Виктора Николаевича уже был богатый профессиональный опыт. Он преподавал историю и философию в мужской гимназии при храме святой Екатерины в Петербурге. А в 1908-м стал одним из ведущих педагогов Введенской мужской гимназии — той самой, которую буквально несколькими годами ранее окончил поэт Александр Блок. Сохранилась характеристика, которую дал молодому преподавателю директор этой гимназии: «Нрава Сорока мягкого, приветливого, спокойного. К ученикам относится благожелательно». Всё это было не только чертами характера Виктора Николаевича, но и постулатами его собственной педагогической методики. В её основу Сорока-Росинский положил принципы суворовской «Науки побеждать». С детства эта книга прославленного русского полководца была его любимой. Главный суворовский постулат — уважение к личности солдата — Виктор Николаевич перенёс на своих учеников. Не только дисциплина, но прежде всего — любовь, терпение и доброта помогают найти ключ к душе ребёнка, считал Росинский.
Именно так относился он и к своим «трудновоспитуемым» ученикам — беспризоникам из Школы имени Достоевского. Этих мальчишек называли отпетыми хулиганами, малолетними уголовниками. Но Сорока-Росинский категорически возражал. Он говорил: это нормальные дети, творческие, одарённые натуры, просто попали в тяжёлые жизненные обстоятельства. Да, многие из них поначалу были циничными и жестокими. Такими их сделала улица. Но Сорока-Росинский умел видеть их душу. Находить в ней свет. И превращал этих несчастных детей в личностей — сильных, одухотворённых, многогранных. В этом Виктор Николаевич видел свой долг — перед народом, Родиной и перед Богом, как сам он говорил.
Даже выйдя на пенсию, Сорока-Росинский не мог жить без детей. Он организовал что-то вроде домашнего детского клуба, который в шутку называл «академией». В небольшой комнатке коммунальной квартиры, где жил Виктор Николаевич, собирались соседские ребятишки. Он помогал им с домашними заданиями, рассказывал о литературе, искусстве, истории. Устраивал для них экскурсии по Ленинграду. Как-то раз одна девочка, до тех пор отстающая, получила в школе свою первую пятёрку. Виктор Николаевич решил сделать ей сюрприз. Купил билет в кино. А когда, радостный, возвращался из кассы кинотеатра и переходил улицу, не заметил выскочивший из-за поворота трамвай. И скончался под его колёсами.
Но в памяти своих благодарных учеников он всегда оставался живым — добрый, справедливый и чуткий ВикНикСор. Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Человек, который верил в ребят и всем сердцем их любил.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
5 сентября. О признаках лжеапостолов

В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых».
О признаках лжеапостолов — протоиерей Владимир Кашлюк.
Апостол Павел предупреждает о серьёзной духовной опасности — появлении лжеапостолов, которые искусно маскируются под истинных служителей Христовых.
Лжеапостолы распознаются по следующим признакам. Первое: они являются лукавыми делателями, которые только кажутся созидающими, но на самом деле разрушают насаждённые истинные учения. Второе: притворяются апостолами Христовыми, принимая их внешний вид и образ, то есть действуют как волки в овечьей шкуре. И третье: действуют лицемерно и обманчиво, скрывая свои истинные намерения под личиной истины.
Важно напомнить, что сам Сатана умеет принимать вид Ангела Света, поэтому неудивительно, что его служители маскируются под служителей правды.
Последствия общения с лжеапостолами могут быть губительными для души, поэтому важно сохранять бдительность и распознавать их по плодам их учения и жизни.
Истинные служители Христовы, в отличие от лжеапостолов, действуют открыто, не искажают Слово Божие и проповедуют Христа, а не себя.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 сентября. О трудах и подвиге Священномученика Иринея, епископа Лионского

Сегодня 5 сентября. День памяти Священномученика Иринея, епископа Лионского, пострадавшего за Христа в 202 году.
О его трудах и подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Ириней был епископом, философом, богословом и мучеником. Он был усечён мечом за веру во Христа в правление императора Септимия Севера в самом начале III века.
Среди всех древних святых празднование в честь Иринея, несомненно, одно из самых важных. Ведь он был первым по времени отцом Церкви и богословом-догматистом в истории. Его труды и учения стали олицетворением того славного времени, когда все христиане ожидали скорого возвращения Господа во Втором пришествии.
Сведения о жизни Иринея дошли до нас благодаря церковной истории Евсевия Кесарийского, святому Иерониму и Григорию Турскому, а также благодаря его собственным произведениям, главным из которых была книга «Против ересей».
Святой Ириней боролся с гностиками. Опасность гностицизма заключалась в том, что, в отличие от римского язычества, гностицизм не пытался бороться с Церковью, а наоборот, старался использовать её для своих целей. К подлинным Евангелиям гностики примешивали свои собственные писания.
При этом они не обладали каким-либо видимым единством организации. По сути, они стали прототипом всей последующей эзотерики, оккультных и магических, по сути, представлений, которые будут распространяться от имени христианства и пользоваться всеобщим невежеством до скончания века.
Когда глас Церкви умолкает, когда православные христиане не изучают богословие, мир буквально глохнет от рёва лжепророков. Да избавит нас Господь от невежества молитвами святого Иринея.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 сентября. О милосердии

Сегодня 5 сентября. Международный день благотворительности.
О милосердии — священник Александр Ермолин.
Священное Писание говорит нам о том, что Бог щедр и милостив. Именно так гласит книга Псалтирь: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив».
И давайте вспомним ещё один прекрасный пример из Священного Писания. Это пример милосердного самарянина: человек отправился в путешествие и увидел, что на обочине дороги лежит другой человек, которого избили разбойники и оставили умирать. Он не рассуждает, кто он, какая его национальность, зачем он сюда пошёл и так далее. Он просто отправляет его в гостиницу. Именно так говорит нам Священное Писание. Писание оплачивает все издержки и даже обещает, что, когда он вернётся, оплатит ещё больше, если будут какие-то дополнительные расходы. Вот пример настоящего, подлинного, живого милосердия.
И надо помнить ещё одни прекрасные слова о том, что потому люди узнают, что вы Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собой. Именно любовь по отношению к людям, по отношению к другим людям, как раз является показателем нашей с вами христианской веры.
Поэтому нужно творить дела милосердия. И вот так вот люди увидят нашу веру и задумаются о том, что Бог щедр, долготерпелив и многомилостив.
Все выпуски программы Актуальная тема