
Семён Львович Соловейчик, отечественный педагог, писатель и публицист, понимал воспитание не как систему ограничительных и поощрительных мер, а прежде всего, как умение видеть детскую личность и обращаться к ней. Соловейчик помогал родителям и учителям глубже понимать детей и быть для них не только строгими наставниками, но и настоящими ближними.
Он сам был ещё школьником, девятиклассником, когда в 1946-м году оказался вожатым в летнем пионерском лагере. Произошло это по чистой случайности. Один из вожатых заболел, и Соловейчика попросили срочно его заменить. Почему обратились именно к нему, Семён и сам не знал. «И сейчас ещё удивляюсь тому предложению», — писал Семён Львович в мемуарах. Но именно эта вожатская практика, по словам Соловейчика, определила весь его дальнейший жизненный путь.
Семён решил стать педагогом. Окончив школу, в 1948-м году он поступил на филологический факультет Московского государственного университета. После выпуска получил распределение в город Зубцов Калининской — ныне Тверской — области. Преподавал русский язык и литературу в библиотечном техникуме. Соловейчик вспоминал, что очень многие студентки — а учились там преимущественно девушки — оказались совершенно неначитанными, даже писали неграмотно. И не стремились к знаниям. Что делать? Ставить двойки, отчитывать на педсоветах? Молодой педагог решил действовать по-другому. Он поговорил со студентками — откровенно, доверительно, неравнодушно. Напомнил, что им, будущим библиотекарям, предстоит важная и благородная миссия — нести людям культуру. Такие беседы Соловейчик проводил регулярно, без нажима, терпеливо. Во многом благодаря этому опыту сложился один из главных педагогических постулатов Соловейчика — «учение без принуждения».
Вернувшись в Москву, в 1957-м году, Соловейчик стал сотрудничать с главным подростковым изданием того времени — журналом «Пионер». Под псевдонимом «Вожатый Сима Соловьёв» он отвечал на письма юных читателей, помогал им разобраться с их проблемами и трудными жизненными ситуациями. Впоследствии, в 1965-м году, на основе этого материала Соловейчик издал своё первое научно-популярное педагогическое произведение, которое назвал «Книга про тебя». В общей же сложности Семён Львович написал и выпустил более двадцати книг. Самая известная из них — это «Педагогика для всех». В ней Соловейчик изложил свои основные педагогические идеи. «Любовь и совесть, — писал он — это кислород нравственной атмосферы, в которую каждый из нас погружается с первым вдохом, с первым криком. Всякое их ослабление делает жизнь невыносимой». Главным объектом педагогики Соловейчик называл человеческий дух. А воспитание — делом любви. Он писал: «Волны воспитания — это любовные волны, они идут не по умственному каналу „понимаю — не понимаю“, а по душевному каналу „принимаю — не принимаю“. Понимают — умом, принимают — душой».
Именно к душе ребёнка обращался Семён Львович, когда в течение двадцати лет — с 1957-го по 1977-й — отвечал на детские письма в газете «Комсомольская правда». Когда вёл передачи на радио и телевидении. В конце 80-х он был одним из главных авторов педагогического издания «Учительская газета», а в 1992-м основал издательский дом «Первое сентября».
Коллега Соловейчика, журналист Владимир Шахиджанян, оставил о педагоге замечательные воспоминания: «Семён Львович радостно жил. Творил добро и пытался научить этому других. И всегда верил, что найдёт тех, кто его поймёт».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Надежда на жизнь без больниц для подопечных фонда «Настенька»

Прошлым летом у 10-летней Арины — яркой, жизнерадостной, заряжающей всех вокруг своей энергией, обнаружили опухоль головного мозга. А дальше последовали операция, лучевая терапия и бесконечные больничные коридоры. Арина очень переживала, что лишилась любимых занятий плаванием и своих озорных косичек. Но она, как настоящая спортсменка и круглая отличница, — не привыкла так просто сдаваться. В больнице девочка всегда старалась чем-то себя занять: уроками, лепкой, рисованием или изучением английского языка.
После длительного лечения в Москве Арина вернулась в родной Красноярск, где началось её восстановление. Болезнь оставила свой отпечаток: мышцы лица и тела потеряли прежнюю подвижность. «По характеру Арина боец, всегда идёт до конца», — рассказывает папа. — «Раньше она обгоняла всех в бассейне, а теперь также бойко учится ходить».
Фонд «Настенька» помог девочке попасть на важный курс реабилитации, оплатить который родители были не в силах. Ежедневные занятия со специалистами помогли Арине вновь обрести уверенность в движениях. Теперь она самостоятельно ходит по ровной поверхности и более чётко произносит слова. Каждый день Арина делает дома зарядку и разучивает танцы с помощью видеоуроков. И, конечно, продолжает учиться в школе, но пока дистанционно. Недавно в олимпиаде по английскому языку она заняла 1 место!
Фонд «Настенька» больше 20 лет помогает тяжелобольным детям — дарит их семьям надежду на доброе будущее — без лекарств и больниц. Больше узнать о работе фонда и поддержать его подопечных можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книга Иова — почему в мире есть зло?». Михаил Скобелев

У нас в студии был доцент Московской духовной академии, Сретенской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Михаил Скобелев.
На примере ветхозаветной книги Иова мы говорили о том, как осмысляется присутствие в мире беззакония и страданий при том, что Бог Благ и не творит зла.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Иова.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена особенностям текста книги Иова;
Вторая беседа со священником Дмитрием Барицким была посвящена тому, как в книге Иова преподносится встреча человека с Богом.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Воля Божья в жизни человека». Протоиерей Григорий Крыжановский

Гостем программы «Светлый вечер» стал протоиерей Григорий Крыжановский — духовник общины глухих храма Всех святых в земле Российской просиявших в Новокосино.
Разговор шел о том, как Господь проявляет Себя в жизни людей и как человеку понять и принять волю Божию о себе. Отец Григорий говорит, что воля Божия не всегда совпадает с желаниями человека и может восприниматься как тяжёлая. Он подчёркивает, что этому нужно учиться с детства — через послушание и доверие другому.
Говорили и о духовном наставничестве. Отец Григорий рассуждает о различии между духовным авторитетом и прямым указанием воли Божией, приводит истории о старцах, святителе Луке, Серафиме Вырицком и личной духовной ответственности.
Разговор завершается размышлением о том, что воля Божия — это не внешнее действие, а внутреннее движение души, и что выбирать нужно не то, что проще или правильнее, а то, в чём человек возрастает.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер