«Петров пост». Иеромонах Макарий (Маркиш) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Петров пост». Иеромонах Макарий (Маркиш)

* Поделиться
Александр Ананьев и Алла Митрофанова

У нас в гостях был руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).

Мы говорили о смыслах и значении наступающего Петрова поста, а также о том, какой может быть практика поста в современных семьях.


Все выпуски программы Семейный час


А. Ананьев

— И снова здравствуйте, дорогие друзья, в очередной раз в светлой студии радио «Вера» семейный самовар, семейные баранки... Хотя лукавлю, нет у нас сегодня баранок в студии, зато есть замечательный священник, который последнее время не так часто появляется на студии радио «Вера». Ну, во-первых, расстояние, во-вторых, так непонятно все-таки жизнь устроена — то одно заболевание, то другое заболевание ограничивает нас в передвижениях. Вот недавно обезьянью оспу завезли, отец Макарий.

Иеромонах Макарий

— Ах, это барахло, простите меня, оно никогда не исчерпается. Всегда что-нибудь найдется.

А. Ананьев

— Мы с огромным удовольствием приветствуем руководителя епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, иеромонаха Макария (Маркиша). Добрый вечер, отец Макарий.

Иеромонах Макарий

— Здравствуйте, дорогой Александр.

А. Ананьев

— И да, ведущая программы «Семейный час» Алла Митрофанова здесь.

А. Митрофанова

— И Александр Ананьев здесь. Мы все здесь.

А. Ананьев

— Да, «Семейный час». И сегодня, несмотря на какую-то радость на наших лицах, говорить мы будем о серьезном, о строгом, местами даже суровом — о наступающем Петровом посте.

А. Митрофанова

— Ну он не строгий. И не суровый.

А. Ананьев

— Вот понимаете, отец Макарий, вот что делать с женой, которая поправляет мужа постоянно?

Иеромонах Макарий

— Благодарить и радоваться.

А. Ананьев

— Православие запрещает бить женщин, в общем. Хотя иногда хочется.

Иеромонах Макарий

— Ну опять я говорил вам в тот раз: ведь вырежут и потом пустят по эту самую...

А. Ананьев

— Надо следить за словами, и это правда. Шутки шутками, но вот действительно у нас с Алечкой разное отношение к посту. А в программе «Семейный час» мне хочется заострить сегодня нашу полемику вот в какую сторону: разве может быть пост вот в семейном понимании? Ну как вот у нас есть, условно говоря, коллектив, на работе — радио «Вера», понятно, это отдельная история, но вот, допустим, коллектив магазина «Продукты» № 24. И вот: а давайте все устроим пост? Ну не бывает такого, чтобы все....

Иеромонах Макарий

— Ну, пожалуй, и не должно быть.

А. Ананьев

— Правильно, все люди разные, у всех разные цели, у всех разный опыт духовной жизни, обычной жизни, у всех разные задачи, у всех разная нагрузка. Зачем устраивать вот это вот что-то общее? Но когда мы заводим речь о семье — здесь все становится по-другому.

Иеромонах Макарий

— Согласен.

А. Ананьев

— Потому что семья, с одной стороны — это малая Церковь. С другой стороны — ну нельзя там или вернее очень сложно, когда у тебя там на кухне печется баранья нога с чесноком и розмарином, без которой глава семьи жизни не чувствует....

Иеромонах Макарий

— Ну не знаю, не знаю...

А. Ананьев

— Вот пост и семейная жизнь.

Иеромонах Макарий

— Насчет бараньих ног я что-то даже затрудняюсь сказать. Мало ли, а может, наоборот, это как раз и правильно. Вот по какой-то причине он ест эту баранью ногу. А другой кто-то с ним в семье, один или несколько, видят в этом некую свою духовную задачу: спокойно переносить наличие этих ног и обходиться винегретом. Почему бы и нет? Это тоже хорошо.

А. Митрофанова

— Так, по сути, ведь так и люди и живут. Действительно, если, к примеру, постится жена и не постится муж, она же готовит ему все прекрасные блюда, состоящие из всего, для него одного. Ну да, и что же?

Иеромонах Макарий

— Бывает такое, бывает, не надо из этого делать трагедию и не надо делать проблему. Ну трагедии-то точно нет, но иногда пытаются видеть проблему: вот а как? А очень просто. Причем пост в строгом смысле слова, то есть пищевые ограничения, в чем его, можно сказать, сила или удобство? Потому что, в принципе, можно работать над ним и совершенно единолично. И никто не знает. Ведь Спаситель здесь говорит: когда постишься, помажь свою главу маслом и умой свое лицо, вымойся — что для тех мест было, может быть, и редкостью, в условиях недостатка воды, — и предстань людям непостящимся, чтобы Отец твой Небесный видел тебя постящимся тайно и дальше воздал тебе уже явно. Значит, это достаточно редкостное такое, нравственное, прямое указание Спасителя о том, как надо себя вести вот в молитвенном таком, благочестивом направлении.

А. Ананьев

— Вообще, что касается Великого поста, нет вопросов. И я знаю, к чему он готовит, я знаю, к чему мы все готовимся, к чему мы все идем, и это определенно требует подготовки, и очень серьезной подготовки. Рождественский пост — нет вопросов. Он другой, вот как я воспринимаю. Смотрите, я сейчас хочу подчеркнуть одну важную вещь: я все-таки был и остаюсь неофитом и во многом необразованным и неопытным человеком, но для меня Рождественский пост, он все-таки гораздо более радостный, чем пост Великий. Мы готовимся к рождению Христа, к рождению Богомладенца, мы готовимся украшать елки, мы ходим по праздничным рождественским базарам и выбираем ту самую — у нас с Алечкой есть традиция, отец Макарий: каждый год выбирать одну самую самую-красивую елочную игрушку.

Иеромонах Макарий

— А, игрушку. Я думал, елку.

А. Ананьев

— Нет, одну самую... Мы все-таки надеемся, что это уже наступающее в скором времени Рождество мы будем встречать в загородном доме, и посадим елку — это у меня отдельная мечта.

Иеромонах Макарий

— Ну очень правильно.

А. Ананьев

— Вот мы покупаем одну маленькую. Ну, в общем, это радостный пост. И с Успенским постом, даже с Успенским постом — там тоже, в общем, вопросов нет: мы готовимся к Успению Богородицы. И тут Петров пост. Тут-то мы к чему готовимся?

Иеромонах Макарий

— К празднику первоверховных апостолов Петра и Павла.

А. Ананьев

— Ну просто праздников-то у нас очень много. Вот вы сегодня подарили прекрасный перекидной календарь — «От Пасхи до Пасхи» называется, потрясающий, очень красивый. Так там же каждый день праздник.

Иеромонах Макарий

— Совершенно верно.

А. Ананьев

— К чему мы готовимся Петровым постом?

Иеромонах Макарий

— В данном случае к этому конкретному событию — апостольскому прославлению. И вы помните, что наша Церковь именуется Единой, Святой Соборной и Апостольской. Ее апостольское начало и апостольское содержание этой Церкви нашей — все это весьма важно. Но, понимаете, друзья мои, у нас тут немножко разъезжаются как бы два предмета. Одна сторона — это церковный календарь, события церковного как бы устроенного круга, там, может быть, обычай поста, литургический обычай поста, литургические компоненты устава и их реализация в обыденной жизни приходской или монастырской — это тоже разные вещи. А мы-то с вами начали с какого-то семейного бытия, как происходит, что происходит в жизни каждого отдельного человека — не монаха, не священнослужителя, не там экклесиарха, который там ведает церковным богослужением, не регента церковного хора, которому задача как-то, так сказать, подготовить эти богослужения. А обычных, так сказать, мирских людей, членов семьи, как они этот пост проводят. Конечно, тут вряд ли удастся нам свести, так сказать, в один и то же корпус вот эти очень разные стороны церковной, и даже общественной, и личной жизни.

А. Ананьев

— Я правильно понимаю, я сейчас начал догадываться, что мы здесь готовимся фактически к главному празднику Церкви самой, создания Церкви, рождения Церкви.

Иеромонах Макарий

— Насколько главный, так сказать, мы обычно так не пытаемся их выставить по ранжиру. Чем заканчивается Петровский пост? Праздником в честь апостолов Петра и Павла. Ну хорошо, вот, значит, и какие тут могут быть еще сомнения в этом отношении. Это событие подчеркивает и реализует все, можно сказать, содержание Книги Деяний Апостолов. Если, скажем, вот мы говорили с вами о Рождественском посте — здесь содержание, понятно, глав Евангелия, прежде всего глав Евангелия от Луки, что происходило при рождении Спасителя. Если мы говорим о Великом посте — понятно, речь идет о всех четырех Евангелиях, их заключительных главах. Если говорить о Петре и Павле, их прославлении — ну это Книга Деяний. Читайте, интересуйтесь, узнавайте и так далее, все будет прекрасно. Но все это, можно сказать так, Книгу Деяний можно читать в течение круглого года, никто не запрещает. Или если в течение Петровского поста вам не получилось ее читать, или у вас какие-то другие дела были, или другие книги для чтения, или другая область интересов — ну тоже нет никакой специальной задачи вам, так сказать, переключаться. А вот пост, сам по себе пост как пищевое ограничение, изменение своего, как это сказать, обмена веществ с окружающей средой — вот здесь все-таки есть о чем позаботиться, потому что пост — это прежде всего пост. Как-то звучит очень странно, но мы на пост начинаем нагружать: какие фильмы смотреть, какие книги читать...

А. Ананьев

— Куда ехать в отпуск.

Иеромонах Макарий

— Куда ехать в отпуск, в какой ресторан ходить.

А. Ананьев

— Обязательно, обязательно. Вот жена опять придет, скажет: муж, море, хочу, чтобы пальмы, чтобы шезлонг, чтобы официант принес коктейль. А я ей такой: пост, матушка, нельзя.

Иеромонах Макарий

— Ну вот не знаю, это между вами и женой или между женой и мужем, честное слово. Ну как-то, мне кажется, было бы неразумно здесь вот пытаться втиснуть личные условия жизни в церковный календарь, каким бы он ни был, постным, или скоромным, или мясоедным. Когда вы пойдете, и ваш официант понесет вам чего нужно, вы скажите этому официанту любезно: ты мне, любезный, рыбки принеси, а мяса потом, после поста. Вот примерно так.

А. Митрофанова

— Могу ошибаться, но, по-моему, Петров пост изначально возник как альтернатива, или своеобразная замена, или возможность попоститься тем, кто по той или иной причине пропустил Великий пост.

Иеромонах Макарий

— Не знаю.

А. Ананьев

— По-моему, это похоже на заблуждение. Это нивелирует смысл самого Петрова поста. Как будто бы у него нет смысла, он заимствует смысл у Великого поста.

А. Митрофанова

— Ну почему же, подготовка к празднику Петра и Павла — это самостоятельный смысл. Ну ладно, не будем об этом. Действительно, в семейной жизни, когда наступает пост, встает такой вопрос. Ну ладно, хорошо, с едой проще всего разобраться: вот это едим, это не едим. Что касается там, не знаю, телевизора, не знаю там, ну соцсетей, ну кино... Ну сейчас кино, конечно...

А. Ананьев

— Соцсети запретили, телевизор ничего дельного не показывает — никогда не было поститься так легко, как в 2022 году. Даже все эти любимые некоторыми — каюсь, грешен, и мной, — рестораны быстрого питания, известные во всем мире, позакрывали...

Иеромонах Макарий

— Ну слава Богу.

А. Ананьев

— Вот нет уверенности. А я страдаю, отец Макарий.

Иеромонах Макарий

— А что страдать? Зашли в магазин, купили себе тех же самых продуктов и потребляйте их с радостью в семейном кругу.

А. Митрофанова

— В общем, это все, может быть, не самое такое сложное. Самое сложное — это друг друга не съесть.

Иеромонах Макарий

— Так это всегда нужно, все 365 дней в году. Вот в чем особенность-то.

А. Митрофанова

— А так в пост же что-то обостряется внутри.

Иеромонах Макарий

— А может, наоборот, затупляется, у кого как. Ведь, между нами говоря, взрослыми людьми, вот эти продукты мясные там, еще какие-то, высококалорийные, высокобелковые, они, наоборот, по замечанию, в общем-то, и диетологов, и древних наших источников, как раз служат к уменьшению какой-то такой эмоциональной активности взрослых людей. Не знаю, я по себе это не очень чувствую, но вроде бы так. Вроде бы так.

А. Ананьев

— «Семейный час» на светлом радио. Сегодня здесь руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, иеромонах Макарий (Маркиш), Алла Митрофанова, Александр Ананьев. Готовимся к Петрову посту, который начинается уже послезавтра, 20 июня, и продлится две недели, до 11 июля. Вроде как не очень много, 20 дней всего лишь, да, особенно в сравнении там с Великим постом, Рождественским постом. И еще об этом посте принято говорить, что он не такой строгий, как прочие. А при этом по формальным признакам, да, он такой же, в большинстве своем строгий.

Иеромонах Макарий

— Понимаете, друзья мои, это такая достаточно болезненная тема, и я не устаю один раз запомнил, и с тех пор повторяю все время слова все-таки не последнего авторитета в нашей Церкви, а именно Святейшего Патриарха Кирилла, который, обращаясь к Епархиальному собранию города Москвы, заметил следующее. Почти по памяти цитирую, почти точно. Значит, большую ошибку совершают те средства массовой информации, которые дословно воспроизводят в своих изданиях пищевые диетические требования Типикона, указания Типикона, то есть церковного устава. Русская Православная Церковь издревле руководствовалась гораздо более умеренными и сбалансированными обычаями, характерными для нашей страны, для нашего народа. Ну если опять-таки кто-то скажет: это какой-то модернизм или там, не знаю, что, ну всякие находят способы нас обругать. Но если источник таков, то, наверное, об этом сказано, есть глубокий смысл. Диетические указания Типикона, который вы сейчас найдете в любой газете, там рядом с гороскопами и еще с какой-нибудь ерундой, относится к жизни монастыря в средиземноморских странах тысячу лет тому назад и больше. Ну какое отношение имеют к нам? Ну какое-то, чисто историческое. А обычай Русской Православной Церкви состоит в том, что постная пища не включает в себя продуктов мясных, молочных ну и яиц. Точка. Все остальное, особенно в отношении Великого поста — там первой седмицы, Страстной седмицы там и так далее — решается индивидуально между человеком, прихожанами и священником, кому там что посоветовать, как построить свое питание, если у человека есть на это особый интерес. А вот эти правила — ну они общезначимы. И что характерно, если вы возьмете источники, совершенно не относящиеся к религии вообще никак, диетологические всякие рекомендации, посмотрите на пирамиду здорового питания (почему пирамида, потому что у нее в основании пирамида шире, чем при вершине), значит, в основании лежат те продукты, которые можно есть, рекомендуются диетологами есть в большем количестве, чем ближе к вершине, тем их больше надо ограничивать. Вот на самой вершине стоит мясо, молочные продукты и яйца, на самой вершине пирамиды этого здорового питания. Вот эту верхушку обстричь — все остальное.

А. Ананьев

— Слушайте, ну не думаю, что на сто процентов справедливо. Вот чего можно ограничить: быстрые углеводы — мимо, хлеб, макаронные изделия, картошку — мимо, что еще? Ну сахаросодержащие напитки. И, получается, это все то, что можно в любой пост, в том числе и Великий.

Иеромонах Макарий

— Разумеется, пожалуйста. Мы только что с вами говорили, что вопрос решается индивидуально.

А. Ананьев

— Хотя это стоило бы ограничить. А вот куриную грудку — постную, не жирную, куриную грудку, яйцо на завтрак — это вполне, это безвредно, это полезно даже.

Иеромонах Макарий

— Ну вот не знаю. Действительно, не все же, как говорил один очень умный священник, не всем же быть умными. Ну вот я не умный здесь. Мало того, я еще сошлюсь вот на что, что поскольку я живу жизнью такой, более-менее все-таки монашеской, и уже много-много лет сам себе ничего не готовлю. Пришел — сел, что дали — съел. И доволен.

А. Митрофанова

— Вот, кстати говоря, момент важный: когда мы заморачиваемся о меню, не нарушаем ли мы тем самым пост серьезней, чем если вдруг там случайно что-то проскочит в нашем рационе? Вообще придание такого колоссального количества сил на вычитывание, где там есть яичный порошок...

А. Ананьев

— И денег, между прочим, Алла Сергеевна, и денег.

А. Митрофанова

— И денег, да.

Иеромонах Макарий

— Распорядитель семейным бюджетом.

А. Ананьев

— «Сейчас пост, поэтому нам надо взять риет из горбуши с фисташками, он полезен Великим, ну этим, Петровым постом».

Иеромонах Макарий

— Да, или морских гадов, которые тоже. Вы совершенно правы, сто процентов правы. Вот это действительно надо бы внести, так сказать, в основу постного питания: меньше заботиться о еде. Но по нашему времени нашего избыточного питания и избыточного снабжения всем чем угодно, ну меньше заботиться — пришел, купил сосисок, сварил и съел. Ну так не надо бы сосиски-то, с чего, кто нам не дает. Или там творогу намешал со сметаной — тоже простая пища совсем, но непостная. Поэтому меньшую заботу надо соединять все-таки с заботой о том же самом церковном наследии, о котором мы говорим. Вот церковное наследие предусматривает ограничения, устранение мясных и молочных продуктов. Ну не знаю, как-то вот на этом бы надо и остановиться, и дальше никуда не лезть. У меня был очень такой мелкий эпизод, но запомнился печально: я пошел в магазин с некоторыми людьми верующими, даже не буду говорить, с кем именно, и они пошли сразу в отдел кондитерский и там, как вы и сказали, провели изрядное время, вычитывая, значит, этикеточки, в каких кондитерских изделиях, какие полагаются, какие не полагаются. Ну и молчать я молчал, как это покойный Аркадий Райкин говорил: я им это не сказал, я им это подумал. Ну пошли в другой отдел, где хлеб и сухари, купили сухари и ели бы с удовольствием с чаем, вместо этих пирожных и печений, там сухари, какие там у вас.

А. Ананьев

— Которые не содержали яичный порошок.

Иеромонах Макарий

— Сухари-то?

А. Ананьев

— Нет, вот...

Иеромонах Макарий

— А то, что содержат молочную кислоту. Вот спор большой: молочная кислота, допустима или недопустима? Конечно, не надо читать никаких этикеток, но есть простые вещи и желательно им следовать. Вот как Алла Сергеевна сказала, совершенно верно: примитивней, проще. И в наших условиях опять-таки за счет этого разнообразия питания, которое неслыханно для прежних поколений, но при этом разнообразие дает возможность выбора из гораздо более широких вариантов.

А. Ананьев

— Тем сложнее, что все-таки лето.

Иеромонах Макарий

— А что сложнее?

А. Ананьев

— А я мангал купил, отец Макарий.

А. Митрофанова

— Так ты же его для баклажанов купил.

Иеромонах Макарий

— Так кто у вас хозяин, вы или мангал?

А. Ананьев

— С одной стороны — я, а с другой-то стороны...

Иеромонах Макарий

— Со всех сторон.

А. Митрофанова

— А, кстати, по поводу целеполагания. Важно же еще помнить, наверное, что пост — это же не самоцель.

Иеромонах Макарий

— Нет, пост не цель, но средство.

А. Митрофанова

— Вот для чего? Средство для чего? Потому что, когда мы начинаем постом, как это нередко бывает, в себе открывать те или иные свойства, от которых надеялись уже избавиться в семейной жизни, это все, естественно, так обостряется, вскрывается — там какое-то раздражение, не знаю, что-то еще там, все не так, — ведь, по сути, пост-то для того, чтобы вот эти мышцы прокачать, отвечающие за состоянии нашей души.

Иеромонах Макарий

— Ну да, так да, конечно, одно из средств нашего духовного возрастания, покаяния, говоря совсем уж простым языком, исправления ошибок. Кто же спорит с этим, разумеется. И если у вас во время поста обнаруживаются ваши ошибки, благодарите Господа и кайтесь, и исправляйтесь, все очень хорошо, все очень просто. Вот, пожалуй, что вот эти простые правила, о которых мы с вами говорим: постная пища, значит, должна быть по возможности проще. По возможности проще, чем любая другая. Но здесь, понимаете как, если вы хотите кого-то угостить, кому-то что-то сделать приятное — кому-то, не себе, своему чреву, а ближнему, и в семье это тоже вещь не последняя, — ну, значит, вы сделайте. Но сохраняйте при этом вот эти элементарнейшие требования: вместо мясного наполнения ваших пирожков наполните его там, не знаю, чем наполняют? Капустой — прекрасно, вкусно, замечательно. Все будет хорошо. Вот еще раз второе правило. Первое правило — о простоте пищи, второе правило можно назвать таким, так сформулировать: если у вас есть выбор между пищей постной и непостной, делайте выбор в пользу постной. Если выбора нет, то, значит, его нет, и на этом ставите точку.

А. Ананьев

— Очень люблю повторять и вспоминать высказывание протоиерея Димитрия Рощина, который хмуро ответил мне на мой вопрос относительно того: ну отец Димитрий, с чего бы это Христу надо было, чтобы я не ел сосиску? Он так покачал головой и говорит: нет, если ты следуешь за Христом, у тебя не встает вопрос о какой-то там сосиске. Ну а как же... Нет, если ты следуешь за Христом, у тебя нет вопросов о сосиске.

Иеромонах Макарий

— Это означает, что вы ее просто не возьмете в столовой или в ресторане.

А. Ананьев

— Вообще не возникнет даже этого вопроса. Потому что есть гораздо боле важные вещи. Все это остается на периферии или даже за периферией.

Иеромонах Макарий

— Вы неправильно поняли отца Дмитрия. Ну можно так сказать: если вы следуете за Христом, у вас встает вопрос о том, чтобы пьяным сесть за руль? Да нет, в общем, что я, больной что ли. Ну а в то же время у некоторых возникают такие идеи неразумные, которые не следуют за Христом.

А. Ананьев

— Сейчас мы прервемся на минуту, у нас полезная информация на светлом радио, а через минуту продолжим семейный разговор за семейным столом в студии радио «Вера». О Петровом посте, о том, существует ли вообще такой феномен как семейный пост. Семейные же молитвы существуют? Существуют. А семейный пост существует? Не знаю. Хотя, если сравнивать в каком-то смысле жизнь семейную с жизнью монашествующих в монастыре, а сравнение больше, чем может показаться, в смысле сходств...

Иеромонах Макарий

— Да.

А. Ананьев

— То почему бы и нет?

Иеромонах Макарий

— Так это мы уже спорили, что есть.

А. Ананьев

— Да. Не отходите далеко, мы вернемся в студию ровно через минуту.

А. Ананьев

— Готовясь к нашей сегодняшней встрече, мы с Алечкой нашли замечательную цитату протоиерея Игоря Прекупа: «Петров пост, — пишет он, — способствует осмыслению того, что есть Церковь, что есть церковная жизнь, кто мы Церкви, в чем Ее предназначение, в чем наше предназначение в Ней и, наконец, кто мы друг другу? Петров пост — самое подходящее время задуматься об этом и всмотреться в себя и дать честный ответ на вопрос самому себе: а в Церкви ли я, а в Церкви ли мы?» Добрый вечер, друзья, это «Семейный час», здесь руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, иеромонах Макарий (Маркиш). Еще раз добрый вечер, отец Макарий.

Иеромонах Макарий

— Здравствуйте, дорогие слушатели.

А. Ананьев

— С наступающим вас воскресеньем и с наступающим Петровым постом.

А. Ананьев

— Красавица Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— Александр Ананьев.

А. Ананьев

— Да. И сегодня мы говорим о Петровом посте. Вот очень важная мысль, особенно в контексте «Семейного часа», прозвучала в словах отца Игоря Прекупа: кто мы в Церкви, в Церкви ли мы и кто мы друг другу. Насколько крепка связь того, кто мы друг другу в семье, с тем, кто мы друг другу в Церкви? Мне кажется, что взаимосвязь, которая, вот мне показалось, что она есть, чем больше я думаю об этом, тем более она такая крепкая. И в этом смысле проживание Петрова поста с целью дать себе ответ на вопрос, что такое Церковь, кто такие люди, которые создают Церковь и в Церкви ли мы, и кто мы для нее и кто мы друг для друга, на самом деле очень-очень крутой духовный тренажер получается.

Иеромонах Макарий

— Ну отец Дмитрий здесь совершенно прав. Маленькую только, как всегда, поправочку можно добавить или комментарий: понимаете, это дело всей жизни. Это, я уж прошу прощения, у нас так передача «Семейный час» как бы более легкая, чем богословские суждения. Значит, по-моему, тоже когда-то говорили уже на эту тему. Женщина жалуется на мужа: муж Великим постом, его священник очень строго предупредил, чтобы он нецензурной брани не употреблял, и он держался, не употреблял. А сейчас уже Пасха наступила, и он вовсю пустился. Значит, она меня спрашивает: вы мне скажите, где такое в Церкви сказано, что после Пасхи можно уже опять? Ну не надо нецензурную брань употреблять никогда. И осознавать себя частью Церкви, и устраивать свои семейные отношения по образцу отношений христианских, по образцу отношений церковных правильно совершенно, и пост нам помогает в этом. Можно подумать, вот как бы выяснить здесь: а чем именно нам помогает режим поста в ограничении пищи или правил пищевых в том, чтобы как-то себя здесь правильно поставить? Ответ крайне простой: пост — можно поставить знак равенства между постом и воздержанием, удержанием от власти своих прихотей, эмоций, ну и каких-то, может быть, пожеланий, даже желудочных. Хочется мне сосиску? Да. Буду я ее есть? Я начинаю взвешивать, вспоминаю: так сегодня же пост идет — не буду есть сосиску. Поем вместо сосиски... колбасу.

А. Ананьев

— Хорошо вам рассуждать.

Иеромонах Макарий

— Колбасу тоже не буду. А чего?

А. Ананьев

— Вы знаете, я признаюсь честно, немножко завидую... И даже не так, восхищаюсь и радуюсь тем замечательным людям, кто выбрал монашеский путь служения — они гораздо более свободны в целом ряде случаев. В то время как человек, живущий там в семье, имеющий крепкие связи там в социуме, да, имеющий там права и обязанности, принять какое-то очень простое решение оказывается сложнее.

Иеромонах Макарий

— Поясните, я что-то не понял.

А. Ананьев

— Ну вот, допустим, в семье. Вот вы сказали: я вспоминаю, что пост и говорю: а, тогда не надо, я пока отложу. И принимаю решение ограничить себя.

Иеромонах Макарий

— Так.

А. Ананьев

— Каждый раз, когда в семье кто-нибудь из членов семьи принимает решение ограничить себя, давайте начистоту, это может не сказаться на остальных? Даже если он не вешает там амбарный замок на холодильник и не говорит: друзья, с сегодняшнего дня ни мяса, ни сосисок, ни молока. Нет, ну если он принимает это решение, это неизбежно сказывается на всех.

Иеромонах Макарий

— В хорошем же смысле сказывается.

А. Ананьев

— А я не знаю.

Иеромонах Макарий

— Это прекрасная возможность вот того самого духовного восхождения или реализации духовных потенциалов, которые нам даны вот для этого поста, в том числе и для Петрова поста. Почему бы и нет? Хорошо, слава Богу. И я уже не говорю о том, что вообще-то в семье желательно единодушие. Но даже если его нет, то действуя по-христиански — действуя с добротой, действуя с милосердием, действуя с состраданием, где-то с элементарнейшим юмором добрым, вы добиваетесь хороших результатов, а не создаете плохие.

А. Ананьев

— Отец Макарий, я не по нашей семье сужу, но буду судить по людям, которые меня окружают. Великий пост, как правило, держат. Рождественский пост, как правило, держат. А насчет Петрова поста, скажем так, легкие ограничения, исключительно такие символические, но, как правило, вот в рамках семейной жизни, да, остается прежний ход, по ряду причин. Во-первых, недавно по ощущениям, прямо вот только что был Великий пост, и мы его как бы постарались пройти, хотя этот Великий пост был ужасно тяжелым. Не знаю, как вот вы его прожили, мы его прожили, он для нас был и длиннее, и тяжелее и, в общем, мрачнее и, в общем, было тяжело. И вот этот вот пост хочется очень часто пропустить. Вот да, он есть, но он радостный, он летний. Все равно мы готовимся к отпуску, мы собираем какие-то чемоданы, мы смотрим какие-то путевки, билеты, мы как-то пытаемся устроить радостный праздник — уже не пост, понимаете. Особенно в рамках семейной жизни.

Иеромонах Макарий

— Не согласен. Почему не пост? Ну пост ведь прежде всего начинается со стола, обеденного стола. Ну если вы сжарили говяжью котлету, или сжарили рыбный фарш, или сделали пюре со сметаной или с постным маслом, ну какая вам беда от этого? Было бы, не знаю, там лет 200 назад, когда просто кусок пирога был редкостным угощением, лишить себя вот этого, там ложки сметаны — ну да, люди зубами там скрежетали от голода, допустим, не знаю, я в таких условиях не жил. Но в наше-то время что за проблема? Я вот слушал вас внимательно: пост тяжелый, выдержал. Даже сама фраза «выдержать пост» и то, мне кажется, она давным-давно устарела. Ешьте, материально питания полно всякого. Наши соседи и сограждане, наши мусульманские друзья, у них по отношению, пожалуйста, практика поста совершенно иная: им нужно выдерживать без еды и без питья световой день. Ну это кому как, не знаю, кому-то легко, кому-то это трудно. Действительно, надо выдерживать тем, кто к этому не привык. Да, ну зато вечером они могут поесть, попить. У нас наши, извиняюсь за выражение, смехачи над ними смеются, совершенно напрасно смеются, но по крайней мере мусульманская традиция поста предусматривает некое выдерживание. Православный обычай поста (ну не говорю про монастырь, про монастырь не будем говорить) обычной гражданской жизни — там нет вообще никакого выдерживания. Ешь себе и ешь, подбирай, помни, что выбор продуктов другой. Точка.

А. Ананьев

— Ну монашеский устав, там...

Иеромонах Макарий

— Ну я не буду говорить, разные бывают монастыри, разная обстановка, по-всякому. В общем, напрямую наших слушателей не должно касаться. А гражданская жизнь касается, и там вот я не вижу совершенно никакого повода для такого заострения, в том числе и, ну вот как мы говорим, в Петровом посте.

А. Ананьев

— Мне очень понравились ваши такие бытовые зарисовочки, за которыми скрывается целый космос, целый мир. Вот вы говорите: да, у меня монашеский путь служения, я ведь сам себе не готовлю, приду, вот что мне положили, то я ем. Зато благодарен и Богу и людям, которые мне приготовили. И я так подумал: ну это же практически семейный уклад.

Иеромонах Макарий

— Так, хорошо.

А. Ананьев

— Дома же тоже там, вот что у нас сегодня на обед? Ты же не придешь: так, жена приготовила себе борщ, а я сегодня забабахаю себе гороховый суп с пряностями и с копченостями. Зачем? Жена борщ приготовила.

Иеромонах Макарий

— Ну бывает, что муж работает на разгрузке цемента одиннадцатичасовую смену, и жена изжарит ему котлету — тот самый будет вариант, когда выбора нет, когда он должен получать достаточное количество белковой пищи, вот так вот они решили по какой-то причине. Значит, она возьмет, эту котлетку изжарит, ему даст, а сама с детьми обойдется только этим, кашей. Что плохого? И дети будут знать, что да, вот так. Или другая ситуация: там у дедушки или у бабушки, или у жены проблемы с желудочно-кишечным трактом, и врач предписал стакан кефира ежедневно. И ей тоже поставят стакан кефира, она тоже его выпьет, без всяких, как вы сказали, воздействий на окружающих людей. Кроме только того, что сострадание, сочувствие ей в ее болезни.

А. Ананьев

— И это не единственное сходство между монашеской жизнью и семейной жизнью. Потому что ну вот, например, в монашеской жизни люди же живут довольно тесной общиной и постоянно вместе, и им приходится мириться с несовершенствами друг друга, с характером друг друга. Они вот там не могут что-то выбрать и не общаться, да, вот там друг с другом. Они всегда вместе, и это тоже очень такое серьезное испытание.

А. Митрофанова

— Причем они друг друга не выбирали. В отличие от мужа и жены, в монастыре себе не выбирают соседей.

А. Ананьев

— А мужа и жену, вот я тоже не верю, что мы как-то выбираем: я выбирал себе жену. Да не выбирал я себе жену, Господь мне ее дал, вот какую есть, такую дал.

Иеромонах Макарий

— Ну в монастырь насильно тоже не загоняли.

А. Митрофанова

— Да.

Иеромонах Макарий

— Так что нет, действительно это, конечно, тематика очень интересная — о сходствах, различиях, взаимном каком-то отражении монашества и супружества.

А. Ананьев

— У каждой семьи есть свой устав. И у каждого монастыря есть свой устав, свои традиции. От монастыря к монастырю они же разные ведь, да?

Иеромонах Макарий

— Так разумеется.

А. Митрофанова

— А у нашей семьи какой устав, интересно?

А. Ананьев

— У нашей семьи? Ой, да об этом же прилюдно, да еще и в эфире федеральной уважаемой радиостанции разве можно говорить. Не надо. Это дискредитирует и тебя, и меня, и институт брака в целом. Оставим-как это втайне.

Иеромонах Макарий

— Опять кто-нибудь это вырвет из контекста, и начнутся неприятности. А что сделаешь, это риск.

А. Ананьев

— Оно нам не надо.

Иеромонах Макарий

— В нормальной семье, понимаете, мы говорим, устав определяется одним-единственным словом. Каким?

А. Митрофанова

— Любовь.

Иеромонах Макарий

— Правильно. Все. А что такое любовь? Бог есть любовь. В первом Послании Иоанна, 4-я глава, 8-й стих: «Бог есть любовь».

А. Митрофанова

— Поскольку у нас еще собака, то у нас любовь и котлета.

А. Ананьев

— И паштет, две банки, как любим добавлять. Вот, кстати, кто у нас не постится, так это да, домашнее животное. А часто ли к вам обращаются прихожане на исповеди с проблемами, связанными с семьей и постом?

Иеромонах Макарий

— Да, вот эта тема: такой-то член семьи не постится или, наоборот, постится так, что у всех глаза на лоб лезут и требует, чтобы другие там постились. Да, это достаточно распространенная картина, которая требует исправления на основании здравого смысла. Вот вы сказали слово «устав», произнесли, и тут не должен быть устав. Тут устав с тем самым словом «любовь» — сострадание, сочувствие, внимание — в условиях семьи будут универсальным решением для любых проблем, связанных с постом. Да не только постом, но и постом, в частности.

А. Ананьев

— Есть ли какие-то задачи, которые можно поставить перед собой вот именно Петровым постом? Потому что Великим постом — я знаю, какие задачи можно поставить себе, да, и Рождественским. А Петровым я в какой-то растерянности. Перед собой лично. И, может быть, собрать всех на семейный совет, сказать: друзья, сегодня суббота, послезавтра грядет Петров пост, и я постановляю, значит, нашим семейным уставом совершить за эти грядущие там 20 дней буквально следующее...

Иеромонах Макарий

— Не нравится мне.

А. Ананьев

— Разобрать сарай, убраться в гардеробной, выбросить от трех до пяти килограммов ненужной одежды.

А. Митрофанова

— Зачем же выбрасывать?

А. Ананьев

— Хорошо, отдать ее тем, кто нуждается.

А. Митрофанова

— Конечно.

Иеромонах Макарий

— Сейчас никто не берет.

А. Ананьев

— Или же все это ерунда? Понимаете, я пытаюсь донести вот что: можно ли, мне очень понравилась ваша мысль о том, что главное — это любовь, да. Можно ли регламентировать любовь, загнать ее в рамки каких-то правил, загнать ее в рамки каких-то пунктов меню, пунктов задач? По-моему, все это такая ерунда, это все должно происходить само собой как бы. А само собой ничего не происходит.

Иеромонах Макарий

— Любовь не загонишь. Но практических задач, почему их не ставить и почему бы не иметь этот постный период как некоторый какой-то внешний маркер тех или иных дел, которые вы собираетесь выполнить. Давайте, друзья мои, постараемся за это время сделать то-то и то-то. Почему бы и нет, что нам может помешать? Кто нам может помешать? Ну не надо здесь видеть никакой механической связи, связь должна быть какая-то практическая, утилитарная, так скажем, утилитарная. Но при этом пост остается постом как ограничение в питании.

А. Ананьев

— Распорядок и регулярность — нам, людям немощным, это всегда на пользу.

Иеромонах Макарий

— В меру.

А. Ананьев

— Когда кончается мера?

Иеромонах Макарий

— Когда начинает причинять это дело вред вместо пользы. Понимаете, друзья мои, здесь очень на самом деле простое такое, оптимистическое соображение: добро и зло однонаправленно, одномерно. Потому что Бог — источник добра. Противобожеское направление (можете называть его диавольским, каким угодно) — источник зла. Бог один — источник добра один. И если мы делаем доброе дело — оно будет добрым для всего мира в ширину, и для меня одного и моей семьи, вот если заузить этот вот взгляд. Вы можете мне возразить, сказать, что а как же, вот мы играем в шахматы, я выиграл, ты проиграл — значит, тебе польза, а мне вред. На то она и игра, вот я как бы так смотрю на игру, что игра — это такое действие конфликтное, когда одному может быть причинена польза, а другому вред. Играют в футбол — одна команда проиграла. Ну проиграла, да, это нам вред, но это игра, на то она и служит игрой, чтобы мы там, может, стали лучше играть, а может быть, бросили это занятие, если оно плохо получается. Но когда мы говорим о чем-то, начиная от разборки сарая и кончая политическими событиями — это ведь не игра. Мы сразу вспоминаем, что добро и зло при оценке этого дела будет, как сказать, одномерным. Либо это общее доброе дело для всех и для всего, либо нет.

А. Ананьев

— «Семейный час» на светлом радио. Алла Митрофанова и Александр Ананьев, и руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, иеромонах Макарий (Маркиш). Сегодня говорим о наступающем Петровом посте, он у нас начинается уже послезавтра, и мы поздравляем вас с наступающим воскресным днем и с наступающим Петровым постом. Пусть он будет легким, светлым, радостным, на пользу, да, отец Макарий, а не во вред. Не могу представить себе, чтобы воздержание, молитва и какой-то образ жизни, связанный с отказом от чрезмерного, был бы не на пользу.

Иеромонах Макарий

— Отказ от чрезмерного всегда полезен.

А. Ананьев

— Да.

Иеромонах Макарий

— Но когда людям кажется, что они отказываются от чрезмерного, а на самом деле они вносят страшный разброд в свою личную жизнь и в здоровье даже, элементарнейшие вещи. Вот вы говорите, меня спросили, обращаются ли ко мне с вопросами о посте? Достаточно часто на исповеди приходится слышать от людей: я старалась поститься, но у меня ничего не получилось. Почему не получилось? Спазмы желудка, инсулиновый там шок, не знаю, что угодно, весь медицинский справочник. Ну говоришь: да, вы сильно согрешили тем, что причиняете себе вред здоровью.

А. Ананьев

— Очень хочется избежать вот этого, чтобы там поднять хоругвь, расправить плечи, сделать суровое выражение лица и идти навстречу трудностям и испытаниям для того, чтобы, да просто для того, чтобы стать лучше, и сделать лучше этих домашних и семейных.

А. Митрофанова

— Здесь примерно то же самое, когда пост из инструмента становится самоцелью. Вот это так не работает, он тогда ломается.

Иеромонах Макарий

— Слушайте, конечно. Вот вообще вот вам, я сейчас подумал, как бы на Петров пост такое чтение, что предложить на пост, какое чтение, постное чтение? Басни Крылова читайте, там все об этом есть — «Пустынник и медведь». Вот медведь очень пустынника любил и когда увидел, что комар кусает этого пустынника, что сделал медведь, вы узнаете из басни. Ну вот, пожалуйста, вам ситуация с постом.

А. Ананьев

— Прекрасный план, прекрасный. Слушайте, вот какой аспект. Мы немало сейчас говорим о связи психологии и веры и психологии и православия, и нередко сталкиваемся с тем, ну вот в наших подкастах «Что будем делать?», например, которые выпускает «Фома», мы записываем вместе там с протоиереем Александром Гавриловым, психологом Кристиной Курочка, и нередко сталкиваемся с тем, что у выросших людей из детей религиозных, верующих, воцерковленных семей рождаются определенные деструкции, нехорошие зависимости и прочие болячки, знаете, по какой причине? По причине религиозного насилия в семье.

Иеромонах Макарий

— Да.

А. Ананьев

— А причем насилия не из желания поглумиться над беззащитным ребенком, а из желания...

Иеромонах Макарий

— Желали как лучше, вышло как всегда.

А. Ананьев

— Их желаний благих абсолютно.

Иеромонах Макарий

— Да. Черномырдин скончался, а лозунг его живет. Совершенно верно. Сто процентов правильно. И в самом деле это каждый священник это знает.

А. Ананьев

— И вот какая штука, смотрите. В любом случае пост требует усилий, правильно?

Иеромонах Макарий

— Даже это не точно. Ну что усилия? Еще раз говорю: изжарить рыбу вместо мяса требует усилий? Вспомнить об этом.

А. Ананьев

— Ну что это за пост, если он идет естественно и не требует усилий?

Иеромонах Макарий

— А вот хорошее замечание, между прочим. Вот для людей, которые как-то врастают в христианскую жизнь, пост становится естественным путем, который не требует никаких особых усилий, ну в 95 процентах случаев. Ну иногда, редко бывает, как правило, скажем, он не должен требовать никаких особых усилий, это норма поведения. Мы с вами вспомнили, помните, такой гротескный такой вопрос: пьяный за руль садится. Требует усилий? Конечно, требует, видишь, как я тут выпил, теперь мне что же, на такси что ли ехать? Ну поедешь на такси, ничего такого. Это не требует, у нормального человека не требует усилий, если он не привык. Если он привык в пьяном виде ездить, ну тогда потребует. Вот примерно такое отношение вообще к нравственной жизни, нормальной нравственной жизни, в том числе и посту.

А. Ананьев

— А мы постепенно подходим к финалу нашей программы, и здесь мне хочется попросить вас о семейном наставлении там главе семьи отдельно и членам семьи отдельно накануне Петрова поста. Каким он в конечном итоге должен быть? Какие задачи можно перед собой поставить? Как его прожить? И, знаете, и еще обратить внимание вот на такой момент, все-таки я настаиваю на этом. Мы все ждали лета, мы все ждали тепла, мы все хотим праздника — дети в пионерские лагеря уезжают, а в пионерских лагерях там и праздники, и концерты, и все. И мы тоже. Вот страсть как не хочется, знаете, залечь опять, образно говоря, в духовный окоп такой, да, обложиться духовными гранатами, и закидывать этими гранатами там какие-то развлечения, какие-то поводы улыбнуться.

Иеромонах Макарий

— Кто-то вам закомпостировал мозги, по большому счету, честно говоря.

А. Ананьев

— Алла Сергеевна, кто мне мозги закомпостировал?

Иеромонах Макарий

— Нет, наверняка не ваша жена.

А. Митрофанова

— А что сразу...

Иеромонах Макарий

— Кто-нибудь на приходе, не знаю. Вы наставления же сами себе дали вот этой краткой вводной, вы уже сами себе дали: там не должно быть всего того, о чем вы сейчас говорите. Вот и все дела. Вот вы если эту установочку возьмете и наши слушатели, естественно, и будет пост.

А. Ананьев

— Ну я сейчас первое, что открыл, да, вот эти наставления на Петров пост. Необходимо ограничить посещение развлекательных мероприятий, праздники отмечать в семейном кругу без шумных застолий.

Иеромонах Макарий

— А что такое шумное застолье, это вообще дело хорошее или греховное? Как раньше нам говорили: мы из фирмы вот такой, драку заказывали? Вот вам шумное застолье.

А. Ананьев

— Вчера было шумное застолье, хорошо было.

А. Митрофанова

— Грузинское застолье представляю, когда тосты, песни, танцы.

Иеромонах Макарий

— Ну не знаю, что русскому здорово, то грузину смерть, и наоборот. Значит, как они там в Закавказье празднуют, посты отмечают, я не знаю. Знаю, что шумные застолья — дело нехорошее. В пост или в мясоед, и ежику понятно.

А. Ананьев

— Надо ограничить просмотр телевизора, по церковным канонам в период поста не совершается таинство брака, венчания.

Иеромонах Макарий

— Вот это верно, это правильно, что кто собрался сейчас жениться, особенно здесь присутствующих...

А. Ананьев

— Нет, подождите, вот это, кстати, я вообще не понимаю. Потому что таинство брака — это же вам не развлечение. Мы все знаем, к каким суровым испытаниям ведет этот шаг.

Иеромонах Макарий

— Все прекрасно, ведет к огромной радости. А почему в периоды постов не совершается бракосочетание — и тоже дело понятное. Потому что наши далекие предки, когда они совершали бракосочетание, они угощали друг друга. А угощения тогда были очень простые. Дорогие друзья, вспоминайте притчу или историю о блудном сыне. Это очень вот такие вот мелкие крупицы из евангельского повествования нам раскрывают колоссальной важности соображения. Пришел сын, который из далекой страны — отец зарезал теленка. Ну теленка кто-то и пожалеет, ну ладно. Приходит второй сын — это люди, это скотоводы, это скотоводческое хозяйство, — и говорит отцу с укором: ты мне даже козленка не дал зарезать, чтобы мне повеселиться с друзьями. Вот какие у них были возможности какой-то физической, телесной радости. XXI век... XXI? Не XXII? 22-й год XXI века.

А. Митрофанова

— Да.

Иеромонах Макарий

— Я путаю. Значит, XXI век в Российской Федерации — не надо резать телят и козлят, есть огромнейшие возможности для нормальной, веселой, радостной жизни без нарушения поста.

А. Ананьев

— Да, тем более что я сейчас поделюсь с вами своим самым любимым июньским рецептом. Я надеюсь, он доставит вам радость. Ну июньским, июльским, неважно, когда за окном плюс 28–35 градусов нет ничего прекрасней. Кисловатый квас домашний, куча зелени — петрушка, укроп, лук нарубленный мелко, туда три-пять вареных картофелин, порезанных кубиками, свежий огурец, соленый огурец и, самое главное, редиска, порезанная кружочками, и соль, и перец обязательно, конечно. И на выходе получается постная такая, Петрова постная окрошка.

Иеромонах Макарий

— Ну окрошку все знают.

А. Ананьев

— Вот прямо хочется.

Иеромонах Макарий

— Ради Бога, какие проблемы.

А. Ананьев

— Да, все это начнется уже послезавтра. Отец Макарий, спасибо вам огромное за этот разговор. Вы имеете абсолютно терапевтическое свойство утешать, успокаивать, ну и настраивать. Знаете, как хороший камертон нескладный школьный оркестр настраивает в одной тональности, так и вы нас настраиваете на хорошее, доброе, вечное. И вообще поговоришь с вами — и как-то успокаиваешься душой и улыбаться начинаешь чаще.

А. Ананьев

— Спасибо вам.

Иеромонах Макарий

— И вам спасибо. Я надеюсь, что это не я настраиваю, это было бы слишком много на себя взять. А так в целом христианская жизнь хорошо людям дает возможность жить и радоваться.

А. Ананьев

— И все-таки настаиваю, спасибо вам. Руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, иеромонах Макарий (Маркиш), Алла Сергеевна Митрофанова...

А. Митрофанова

— Александр Владимирович Ананьев.

А. Ананьев

— Услышимся ровно через неделю. С наступающим вас Петровым постом. Пока.

А. Митрофанова

— До свидания.

Иеромонах Макарий

— Всего доброго.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем