«Заповеди блаженства о кротких и алчущих правды». Священник Антоний Лакирев - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Заповеди блаженства о кротких и алчущих правды». Священник Антоний Лакирев

Заповеди блаженства о кротких и алчущих правды (25.06.2025)
Поделиться Поделиться
Вид с вечерней улицы на подсвеченные окна

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.

Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» и «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.

Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди;

Вторая беседа со священником Анатолием Правдолюбовым была посвящена заповедям блаженства о нищих духом и плачущих.

Ведущая: Алла Митрофанова


Алла Митрофанова

—  «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, дорогие друзья. Здравствуйте. Я Алла Митрофанова. Продолжается цикл бесед наших о Нагорной проповеди, о заповедях блаженства и о других тезисах, которые к размышлению и к реализации в собственной жизни нам предлагает Господь Иисус Христос. В нашей студии священник Антоний Лакирев, клирик Тихвинского храма города Троицка. Сегодня и завтра мы с отцом Антонием обсуждаем, ну, получается, четыре заповеди блаженства. Отец Антоний, здравствуйте.

Священник Антоний Лакирев

— Здравствуйте.

Алла Митрофанова

— «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Это первая часть нашей программы. И «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Это вторая часть программы. Вот такой у нас на сегодня с вами план. Какую заповедь блаженства ни возьми, с одной стороны она бездонна, с другой стороны, мне кажется, что всё-таки для начала хорошо бы на понятийном уровне разобраться, что имеется в виду. Потому что кто такие кроткие, понимать можно по-разному. Что такое наследуют землю, понимать можно по-разному. И третий момент, порой кажется, что заповеди блаженства до конца нереализуемы. Вот давайте попробуем обо всём этом постепенно поговорить. Кто такие кроткие, которые наследуют землю? Что такое наследуют землю? И почему, собственно говоря, они её наследуют?

Священник Антоний Лакирев

— Две не совпадающие, хотя близкие вещи надо здесь иметь в виду. Первая сторона дела, это вот что. Есть земля, которую Бог обещал своему народу. И жизнь на этой земле, собственно, и есть необходимое, а может быть, даже и достаточное содержание Царства Бога. До тех пор, пока существует завет, в завете существует обетование о том, что народ Бога будет жить на земле, которую Бог ему обещал. Как выражается Захария, отец Иоанна Крестителя: «Дать нам небоязненно по избавлении от рук врагов наших служить Ему в святости и правде во все дни жизни нашей». Вот значит, жить на обещанной Богом земле небоязненно по избавлению от рук врагов наших. За там тысячу с лишним, почти полторы тысячи лет истории жизни народа Божьего на этой земле, ну, если мы условно там четырнадцатым-пятнадцатым веком датируем исход из Египта да, очень всё было по-разному. Потому что иногда завоевание и отстаивание этой земли производили силой оружия, хотя больше потом было рассказов об этом в исторических книгах Ветхого Завета. На самом деле там завоевания как такового не было, это длилось четыреста лет и было, скорее, вселением на свободные участки. И вот эта разница между картиной, когда все там священная война, всем бошки пооткручивать амореям там и прочим хананеям, это, скорее, картина. И кроме того, это всегда приводило к катастрофе. Вот такая вот гордыня, что у Соломона. Ну, с Соломона ещё всё как-то срослось, да, более или менее, а у его потомков прямо хоть святых выноси. Как только они начинают использовать свою силу, которой они так гордятся, на которую они работают, которую они созидают, там колесницы, коллекционируют всё прочее, да, в конце концов приходит какой-нибудь враг, который в сто раз сильнее, то с юга из Египта, то с востока из Вавилона, то с севера из Ассирии, ну то есть в другом порядке, сначала ассирийцы, потом вавилоняне. И всё, и катастрофа, и ужас. И в то же время есть множество людей, которые вовсе не сторонники такого вот насильственного действия на Святой Земле, на Земле, которую Бог обещал. Они просто приходят и на свободном участке поселяются. И больше того, во времена плена книжники включили в состав книги Бытия рассказ о том, как Авраам покупает землю для захоронения Сары. И это был знаковый нарратив. Ну как сказать, ну сторонники партии войны рассказали бы как Авраам могучим ударом раскидал всех и завоевал поле, значит для погребения Сары. А нет, составители книги Бытия берут другой рассказ, где он его покупает. И это так сказать законный и мирный способ. Короче говоря, вот после всех этих бесконечных поражений с одной стороны, а с другой стороны поражений завоевателей, потому что завоеватели своей силой тоже что-то захватили, но не удержали. И рассеялись как дым египтяне, а потом ассирийцы, как вот войско Рабсака посланное Синахерибом под стены Иерусалима при царе Езекии, раз и куда-то делось, испарилось. И вот, к уже в общем ко временам плена формируется такая мысль, что на самом деле победу одерживают кроткие, что Бог на стороне тех, кто действует кротостью, а не силой. Есть потрясающие слова у первого Захарии, автора первой половины книги Захарии: «Не воинством и не силой, но духом Бога живого». Победа, ну в эпоху Захарии это уже, стало быть, над вавилонянами и пленом. Победа не воинством и не силой, но духом Бога живого. И ещё раз это становится актуальным за полтора столетия до Рождества Господа Иисуса Христа в эпоху Маккавейских войн. Когда с одной стороны Маккавеи проявляют невероятный героизм, верность, мужество, вот верность вере, если так можно сказать, если это не тавтология. И казалось бы, вот победили, разогнали. Прошло несколько десятков лет, коррумпированное правительство, почище какого-нибудь там, не знаю, такого же вавилонского или римского, понимаете. Вот это если хотите контексты. Господь говорит: «Хорошо, хорошо кротким, хорошо кротким, потому что они наследуют землю, а силой никто ничего не добьётся». Это не работает вдолгую. Ты можешь при помощи силы, да, чего-то добиться на коротких дистанциях. Но, вообще вот в перспективе вечности работает только кротость, которая полагается на Бога.

Алла Митрофанова

— Отец Антоний, подождите, а как это применимо к нашей вполне себе земной и человеческой жизни? Вот мы открываем, эм, учебники истории и видим, как происходит освоение, назовём это так, самых разных земель путём колонизации, путём захвата, путём чего-то там ещё, присоединения, да там, ну, самые разные есть способы. Но мы видим, что в человеческой истории границы стран расширяются за счёт того, что у кого-то больше силы, и получается так, что у кого больше силы, тот и прав. А Господь говорит: «Блаженны кротцыи, потому что они наследуют землю. А история показывает, что землю наследуют вовсе не кроткие, а те, у кого больше пушек.

Священник Антоний Лакирев

— Ну, понимаете, да, а потом они распадаются. Сколько мы видели распадов империи за последние там полтора столетия? Прям...

Алла Митрофанова

— Примерно все.

Священник Антоний Лакирев

— Примерно все. Именно, и это естественный процесс, естественно-исторический, если хотите. Это первое. Второе, ну а давайте посмотрим издалека и сверху, с конца света. Вот наступил конец света, люди есть и предстоят перед Богом. И дальше, ну, как бы, твои отношения с Богом зависят от того, как ты жил, да, что ты выбирал, как ты поступал, как ты верил или не верил, доверял или не доверял, любил. Ну вот, 25-я глава Матфея, овцы, козлы значит, встанет И где вот все вот эти вот, которые там силой пушек чего-то себе завоёвывали? Этого просто нет, не существует. Понимаете, Бог не видит политической карты мира. И это то, что мы не хотим о Нём знать. А это важная правда. Бог видит сердца людей. Это первое. Второе. Для Его слушателей есть совершенно определённый, прямо, смысл, который в уши бросается, набатом, потому что они думают, что каждый из них, ну, или, по крайней мере, каждый молодой парень думает идти в партизанский отряд или идти работать? Идти в партизанский отряд защищать свою семью, свой дом, своих близких, или какой-то другой путь находить. Потому что это оккупированная страна, в которой мы с вами говорили в первом нашем разговоре о странствующих проповедниках, которых было мало, а вот партизан было много.

Алла Митрофанова

— Вы имеете в виду партизан из числа иудеев против римлян?

Священник Антоний Лакирев

— Именно.

Алла Митрофанова

— Потому что римляне оккупанты на иудеях.

Священник Антоний Лакирев

— Да, да, именно, из числа иудеев против римлян. И иногда это были маленькие группки, знаете, как из романов Вальтера Скотта, а иногда это были прямо соединения и громадные восстания партизанские. Да, о которых ещё потом Гамалиил в Синедрионе на суде над апостолами вспоминал, помните? Итак, Господь говорит: «Блаженны кроткие, хорошо кротким, потому что они наследуют землю», и многие люди думают, что, получается, что вот это вот насилие, оно как-то неправильно, не надо этого делать. По крайней мере, они задумываются, для них это перестаёт быть очевидностью. Понимаете? Ну и, кроме того, ещё один чрезвычайно важный вопрос. Наш забор между вами и мной передвинут на 10 сантиметров в мою сторону. Поэтому я сейчас с мечом к вам приду и передвину забор на 20 сантиметров в вашу сторону. И будет у меня полторы сотки, а у вас всего одна. Понимаете? Вот. Про землю в самом конкретном выражении. И это же ситуация, которая постоянно возникает в нашей жизни. Мы противодействуем друг другу, у нас конфликты, и мы пытаемся решать эти конфликты силой. Это в меньшей степени про межгосударственные межгосударственности. Это в гораздо большей степени про отношение людей друг к другу перед Богом.

Алла Митрофанова

— Священник Антоний Лакирев, клирик Тихвинского храма города Троицка проводит с нами этот «Светлый вечер». Продолжаем размышлять о заповеди «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Отец Антоний, в Евангелии от Матфея, там, где приводится проповедь Господа, которую мы сейчас называем Нагорной проповедью, есть еще и такие слова. «А я говорю вам, не пройти все злому», — говорит Господь. «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». По сути, наверное, тоже про кротость. Может быть, и нет, но, как мне кажется, если вот верно понимаю, что такое крутость — способность убавить себя, так, чтобы дать возможность другим людям расправить крылья. Вот здесь, получается, по сути, Господь призывает в нашем современном понимании подставиться. То есть не просто убавить себя, чтобы другие смогли расправить крылья, а убавить себя, чтобы другие смогли наставить на тебя те самые пушки. Тебя ударили по правой щеке? Подставь другую, подставь левую. Или что здесь имеется в виду? Ну, во всяком случае, это то, как чаще всего это считывается, то, из чего Толстой выводит свое непротивление злу насилием, и то, как дальнейшее искажение этой заповеди Господа. Что на самом деле здесь имеется в виду?

Священник Антоний Лакирев

— Ну, вообще говоря, конечно, неприятие насилия здесь имеется в виду. И вот нравится нам это или нет? Христиане на протяжении долгих столетий, по крайней мере, семнадцати, если не восемнадцати, увиливают от того, чтобы прямо сказанное Иисусом прямо воспринимать. Поэтому мы находим объяснения и так далее. Это всё, конечно, танцы ужа на сковородке. Да, Господь говорит о том, что насилие — не способ строить человеческие взаимоотношения. Мы в полном шоке, потому что мы вообще не умеем по-другому. Я уж не говорю о том, что мы не верим тому, что Иисус говорит, и что это правда. Мы не верим тому, что хорошо кротким, потому что они в конечном итоге наследуют землю, да, получат жизнь. Вот, но тем не менее, да, Он имеет в виду именно это, и, конечно, это шокирует окружающих его людей, и потому что они понимают, что партизанский отряд — это не выход, и это не решение проблемы. Потом ведь будет дальше разговор снова и снова о царстве Бога, которое внутри, в сердцах и в отношениях между конкретными людьми, а не вот в этой, там, значит, борьбе с оккупантами, изгнанием язычников, прочее-прочее, потому что какой смысл изгонять язычников, если вы будете между собой собачиться хуже них, да, и из-за вас имя Божие хулится у язычников. Вот. Потом Господь действительно всё-таки сосредотачивает нашу мысль именно в конкретной, практической стороне дела, в жизни, которая реальная, конкретная, и происходит перед лицом Бога. И поэтому Он говорит: ну да, есть зло, да, есть, это не твоя ответственность, твоя ответственность, чтобы не было в твоём сердце, в твоих поступках. Поэтому вот не противься этому злу, не противься. Это не значит, что ты там его одобряешь, и, кроме того, вообще не имеет значения, что кто-то тебя сочтёт слабаком. Это тоже, между прочим, нюанс, на который надо обратить внимание. Современные люди, да и тогда тоже, особенно мужчины, как огня, боятся показаться слабыми и в результате ведут себя как подлецы.

Алла Митрофанова

— Это, знаете, дилемма Евгения Онегина. Побоялся, если он откажется от дуэли или не приедет на дуэль, то что скажет княгиня Мария Алексеевна, да, что скажет Зарецкий, этот старый дуэлист, «он зол, он сплетник, он речист», что будут говорить о нем в Петербурге и прочее, прочее, и что в итоге, в итоге он убивает друга. То есть он просто берёт пистолет и убивает человека. То есть цена вопроса была просто страх, а что обо мне скажут, а что обо мне подумают. И из-за этого гибнет совершенно невинный мальчик.

Священник Антоний Лакирев

— Ну да. И в те времена, и в жизни тех людей, к которым Господь обращается точно так же, как у нас, есть конфликты, есть вражда, есть какие-то формы проявления зла, которые окружающие тебя люди на тебя направляют, да, как относиться к окружающим, зависит от того, зачем они тебя окружают. И вот Господь говорит, вот ты, неважно, что там происходит в глобальном мире, там, я не знаю, идёт война между ацтеками и майя, на другой стороне земли. Правда, слушатели Иисуса не знают, ни кто такие ацтеки, ни кто такие майя. Неважно! Вот ты, ты, твое отношение к тем людям, которые перед тобой. И Господь на самом деле много об этом говорит, и Он говорит, если вы не простите брату своему, не простит вас Отец ваш Небесный, Если ты идёшь к жертвеннику и помнишь, что брат твой имеет что-то против тебя, пойди и примирись, или скажи ему наедине, и так далее.

Алла Митрофанова

— То есть он снова и снова фокус внимания человека разворачивает от того, что происходит вокруг, на то, что происходит внутри нас самих.

Священник Антоний Лакирев

— Именно. Именно. Ты стоишь перед Богом, и Бог смотрит. на то, как ты устраиваешь своё взаимоотношение с людьми, которые перед тобой.

Алла Митрофанова

— Отец Антоний, хорошо, но вот смотрите, логика, которую я на самом деле очень часто, вернее, размышления, которые я часто слышу от мужчин. Вот они, они христиане, они церковные люди, они совестливые, они всё. Мне говорят, ну вот есть заповедь, да, что, если тебя ударят по правой щеке, подставь левую. Ну вот практика. Ко мне в дом ворвались, на мою семью напали. Я должен подойти и вместо того, чтобы вмазать, сказать, вот вам моя левая щека, и пусть насилуют моих детей, жену, у меня на глазах, и у меня вот непротивление злу насилиям. Вот в таких ситуациях что, как?

Священник Антоний Лакирев

— Ну, во-первых, на ваше замечание про то, что так рассуждают мужчины, не будем забывать, что все-таки венец творения — женщина. Мужчина нужен только как источник ребра. Больше ни на что не годится.

Алла Митрофанова

— Можно я это запомню, отец Антоний, и буду периодически цитировать, ссылаясь на вас.

Священник Антоний Лакирев

— Хорошо. Теперь посмотрите. В этом рассуждении, казалось бы, всё правильно, но оно абстрактное. Во-первых, то есть это некая абстрактная ситуация, мы заранее себе придумываем правила, по которым мы будем действовать в этой абстрактной ситуации, забывая, что мы живые люди, немощные там, или, наоборот, сильные, и так далее, и так далее, и забывая о том, что в каждой конкретной ситуации надо, вообще говоря, Бога слышать. Первое. И второе. А мы просто так говорим: «Не введи нас во искушение?» Ну или в хорошем переводе «Не допусти нам впасть в искушение». Просто так — это слова сотрясение воздуха? Да, мы просим об этом каждый день три раза, как апостолы это делают, да, всё их молитвенное правило три раза в день, «Отче наш», ну, ещё там хвалебные псалмы. Мы это воздух трясём? Или что? Или это серьёзно? Не душеполезно выдумывать абстрактные ситуации. То, что вот вы говорите, что вы упомянули, да, что будет, когда там ворвутся, всё. Абстракция, абстракция, на самом деле, зависит от твоего характера, значит, ты об этом думаешь, насколько это реально, нереально, что надо сделать, как реализовать твою ответственность, но не выдумываешь себе правила, которые опосредуют между тобой и Богом. Помните, Павел говорит о духе и букве закона, о букве, которая мертвит, о Духе, который животворит, он говорит о том, что заранее придуманная модель поведения, во-первых, оправдывает твою склонность к насилию, а во-вторых, становится стеной между тобой и Богом. Поэтому дело не в том, что это рассуждение...

Алла Митрофанова

— Потому что мы себя уже запрограммировали, да? Ага, и не даём Богу возможности вмешаться в нашу жизнь.

Священник Антоний Лакирев

— Да, и мы предъявляем Богу свою беззащитность, Недостатки, слабости. Кто-то думает: я слаб и не смогу, а кто-то думает: вот у меня среди предков казаки, и чуть что сразу шашку на голову. Понимаете?

Алла Митрофанова

— Понимаю, да. Это знаете как? Это недавно готовилась к лекции о Пушкине, и, в частности, снова перечитывала «Капитанскую дочку». И обратила внимание, в который раз, впрочем, на слова Алексея Николаевича Варламова, ректора литинститута и замечательного исследователя, в том числе и Пушкина, о том, что героем этой повести, герои этой повести, вот в их жизни действует Провидение, да? Ну, то, что на, наверное, церковном языке можно было бы назвать Промыслом. И тут внезапно до меня дошло, может быть, впервые в жизни с такой очевидностью по поводу именно «Капитанской дочки». Почему так явно в их жизни действует проведение или вот этот самый промысл Божий? Потому что они дают своей жизнью и своим устроением сердца возможность Промыслу в их жизни проявиться. То есть это такие люди, а там просто что-то невероятное, что этот Петруша Гринёв, что Маша Миронова, они изумительные. Знаете, вообще на них посмотришь, на двоих вместе. Это реализация Заповедей блаженства. Вот прям вместе они, такая вот реализация Заповедей блаженства. И они по своему строению, получается, дают возможность действительно промыслу Божьему в жизни проявиться. Если бы мы так умели, мы бы, наверное, Промыслом Божьим вообще бы летали бы над землей.

Священник Антоний Лакирев

— На самом деле, вы, конечно, правы, это так, но вообще-то всё ещё хуже. Возвращаясь к тому, о чём вы говорили в предыдущей реплике, потому что Иисус ведь не просто говорит: «Кто ударит тебя в правую щёку, подставь ему левую». Он ещё и идёт на крест. И ещё и говорит, возьми крест свой и следуй за Мной.

Алла Митрофанова

— Причём, Он говорит, не повесь на крест того-то, того-то и того-то.

Священник Антоний Лакирев

— Именно.

Алла Митрофанова

— А идёт на крест Сам.

Священник Антоний Лакирев

— Да. Понимаете, вот Он нам показал, как это делается. Но Он смог, мы не смогли, и то мы в Гефсимании видим, что это тоже Ему не было легко. Да, и Он засвидетельствовал, чем это кончается. Умер. Умер на кресте, вот тот путь, о котором Он говорит, Его право говорить эти слова, там, «не противься злому», «кто ударит тебя в правую щеку», значит, и так далее, Его право говорить такие ужасающие вещи, оплачено кровью, которая пролита на кресте. И я боюсь, что если кто-то из людей дерзает подобные вещи говорить. Ну, если это не оплачено кровью на кресте, это, в общем, не вся правда, скажем так. Вот в том-то и дело, понимаете? Поэтому у подножия креста слушаем эти слова.

Алла Митрофанова

— Священник Антоний Лакирев, клирик Тихвинского храма города Троицка проводит с нами этот «Светлый вечер». Мы говорим о Заповедях блаженства всю эту неделю и о Нагорной проповеди шире. Буквально на пару минут прервемся и вернемся к разговору. У нас заповедь об алчущих и жаждущих правды на очереди.

Алла Митрофанова

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Дорогие друзья, в нашей студии, напоминаю, священник Антоний Лакирев, клирик Тихвинского храма города Троицка. Мы продолжаем говорить о Заповедях блаженства и шире о Нагорной проповеди Спасителя. И предлагаю поговорить сейчас о заповеди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Вот так формулирует Господь. Отец Антоний, давайте опять же, да, начнём с понятий. Кто такие алчущие, жаждущие правды и чем они насытятся?

Священник Антоний Лакирев

— И здесь мы с вами в безнадёжной позиции, потому что это очень многозначная формулировка, отличающаяся у Матфея и Луки. В нашем переводе блаженные, алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся, — говорит Господь у Матфея. Лука передает нам то же самое — блаженны алчущие и жаждущие, потому что они насытятся«. Ну да, Лука обращает особенное внимание на некоторые социальные стороны жизни и для него страдающие, больные, бедные женщины и так далее всякие вот, так сказать, угнетённые группы населения, для него они важны, и, ну, мы можем как бы теоретически предполагать, что Лука это имеет в виду. Не знаю, но если мы смотрим на Матфея, то легче не становится. Потому что наш русский перевод, чрезвычайно получается все поэтично, последовательно и понятно. Блаженные, алчащие, жаждащие правды, и мы понимаем это как истину. Истину, да, правды о жизни, о Боге, о себе, о грехе, о правде и о суде, как выражается Христос. И они эту правду получат. Да, да, действительно, это все так. Беда в том, что это славянское слово не стали переводить на русский, а греческое «дикэосини», скорее «праведность», чем «правда», это чрезвычайно получается всё поэтично.

Алла Митрофанова

— Блаженны алчущие и жаждущие праведности? То есть желающие стать святыми, обожиться?

Священник Антоний Лакирев

— Ну, например, так. Или найти праведный путь перед Богом. Вообще говоря, конечно, в библейском контексте, особенно в литературе мудрых Израиля, которая преобладает там последние полтысячи лет, ну ладно, не полтысячи, ну 300-400 лет до Христа, да, вот, мудрость, премудрость, праведность, путь праведности, путь жизни, вот примерно синонимичные понятия. Значит, Господь, получается, судя по крайней мере по греческому переводу Евангелия от Матфея, Господь говорит: «Хорошо тем, кто нуждается в том, чтобы найти этот путь правды, путь к Богу, на самом деле, да, или путь праведности, как жить в этой самой правде». Тоже, кстати, с греческим переводом святитель Папий Иерапольский на рубеже 1-2 веков про Евангелие от Матфея писал, что Матфей записал изречения Иисуса на арамейском, а переводил их кто как мог. Вот. Папий знал, о чём говорит, по любому лучше, чем мы сегодня, по прошествии 19 столетий.

Алла Митрофанова

— Ну слушайте, мы всё же верим в богодухновенность евангельских текстов.

Священник Антоний Лакирев

— В богодухновенность, но это не отменяет того что смысл, похоже, не вписался в перевод. Не втиснулся. У Павла это бывает страшно заметно, когда объём мысли его таков, что язык не влезает. Так и здесь. Вероятно всё-таки первичным надо считать именно вот этот смысл: «Блаженни, кому нужно найти путь правды, кому не всё равно, как они идут, как они живут, что Бог видит в них, как Авраам, кто хочет этот путь найти, и они насытятся. И ещё тоже не будем забывать о том, что Господь говорит тоже в эпоху плена. Не вспомню, кто из пророков говорит: «Вот, я посылаю на землю жажду». Да, и голод. Не голод хлеба и жажду воды. Господь говорит о последних временах, как о времени, когда Он посылает на землю, ну, собственно, как дар Духа, жажду слышания слов Господних. И, я думаю, что очевидным образом, эта Заповедь блаженства является параллельным местом к этому выражению. Сейчас, простите, ради Бога. А вот, видите, параллельные места говорят, что это Исаия, следовательно, начало послепленной эпохи. Жажда слышания слов Господних. И, вероятно, алчущие и жаждущие правды — это вот оно и есть. Услышать Бога. Для этого надо перед Ним стоять, на Него смотреть, о Нём думать, Его слушать, переспрашивать, чтобы убедиться, что не навывдумывал себе чепухи, и исполнять. И Господь Иисус говорит о том, что это правильный путь. Они насытятся. Те, кто вот это вот переживают жажду слышания слов Господних, не те, кто лучше всех знают, как надо, а те, кто хотят услышать Бога. Вот. Как Аввакум, который говорит: «Залезу на башню, на страже моей встану и не сойду отсюда, пока Ты мне не ответишь». Вот надо мне позарез надо слышать твои, твоё слово. Поэтому, мне кажется, всё-таки, версия Матфея, более обширная, ну и отличающаяся, естественно, от версии Луки, она как-то адекватная и очень вписывается в контекст.

Алла Митрофанова

— Блаженны алчущие и жаждущие праведности. Это получается опять же люди, которые ищут Царствия Божьего для себя и себя пере-, как это сказать, ну, не то чтобы перекраивают, а выпрямляют себя из согбенного состояния, выпрямляют себя для того, чтобы в это Царствие смочь войти. То есть готовиться к тому, чтобы дальше там возьмут, не возьмут — это уже Господь решает, да, но я со своей стороны сделаю всё. Опять же, когда мы читаем: «Блаженны алчущие и жаждущие правды», это может быть воспринято и часто воспринимается как борьба за справедливость.

Священник Антоний Лакирев

— И это, кстати, ещё один допустимый перевод. Допустимый перевод, потому что само слово имело много значений в языке того времени, и мы, наверное, не можем ограничиться каким-нибудь одним. Но, понимаете, какая штука. Путь праведности или путь мудрости, как это называют какие-нибудь там книги премудрости, путь перед Богом, это напрямую связано с тем, как устроена наша жизнь, есть в ней справедливость или нет. В иудейском толковании завета Бога с Ноем, последним пунктом требований, которые Бог предъявляет к народу Божьему, является создание справедливой правовой системы. Ну вот, там есть более короткий вариант толкования как в Деяниях: «Воздерживаться от идоложертвенного, удавленины и блуда». Вот в иудейской традиции шире толкование, в том числе запрет на не только на убийство, но причинение боли живым существам, многое другое. И вот один из пунктов — это справедливость в жизни, в жизни общества, в отношениях между людьми. Они считали, по крайней мере в новозаветную эпоху, что да, это обязанность наша перед Богом. Поэтому смысл справедливости в слове «дикэосини» тоже вполне есть. И его тоже надо учитывать, когда мы пытаемся понять, что говорит Господь. Но напрямую, конечно, вот он цитирует жажду слышания слов Господних. На самом деле, потрясающе то, что Он говорит: «Они насытятся». Они насытятся, когда ты действительно жаждешь принадлежать царству, жаждешь выпрямить свой путь по Богу, как по путеводной звезде, тебе будет это дано. Ты насытишься. Ты будешь это знать. И это совершенно потрясающе, потому что очень легко представить себе картину, когда миллиарды людей жаждут. Все мы хотели бы побывать на Альфе Центавра. Но в этой жизни нет. Господь говорит: «Насытятся». И это, вообще говоря, потрясающее откровение, потрясающее обетование.

Алла Митрофанова

— То есть, примерно, как, полетим на Альфу Центавра все вместе?

Священник Антоний Лакирев

—  Да, будет дано, будет дано это насыщение жаждущих слова Божьего, жаждущих слышать Бога, видеть Его. Больше того, на самом деле, алчущих и жаждущих тела и крови Господних в конечном итоге будет дано. И это совершенно потрясающе.

Алла Митрофанова

— Священник Антоний Лакирев, клирик Тихвинского храма города Троицка проводит с нами этот «Светлый вечер». Отец Антоний, а вот дальше Господь говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Это уже в шестой главе Евангелия от Матфея. Но логически это тоже такое продолжение вот конспекта Нагорной проповеди, того, что мы знаем как Нагорную проповедь. А, алчущие, жаждущие праведности, царствия Божьего, вот этого, как вы сказали, да, сродни это так же невероятно, как и полёт на Альфу Центавра, но Господь говорит, что это будет. И вот смотрите, и, и Господь говорит, как к этому готовиться, да, собирать себе сокровища на небе. Не на земле, а на небе. А это как? Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Это как?

Священник Антоний Лакирев

— Ну, понимаете, христианство — что угодно, только не технология. Поэтому мне трудно отвечать на вопрос «как?» Ну смотрите, примерно может быть вот о чём разговор. Всё, что мы пытаемся на земле построить, всё равно оказывается очень непрочным. Река времён в своём стремлении уносит все дела людей. Вот, это относится к народам, царствам и царям, ну и, в общем, относится к жизни каждого из нас. И в конечном итоге в вечности остаётся только то, что произошло с участием Бога, в его присутствии и за что мы Бога поблагодарили. и что светом Божьей любви преобразилось. Вот так. Господь говорит о том, что всё это, все эти вещи, которые кажутся нам важными, ну они правда важны, сокровища, потому что, ну, какой-то, да, нужен запас. Холодильники мы же все покупаем для чего-то. Так, чтобы был какой-то запас, и всё такое. Это всё нужные и важные вещи и так далее. Но это ещё не всё пространство нашей жизни. Понимаете? Ну, в зависимости от типа восприятия люди по-разному всё это понимают и видят. Я вижу картинку, так вот жизнь, которая происходит на плоскости. И на этой плоскости есть и сокровища, и запасы, и всё вот значит, и воры подкапывают и крадут. Но есть ещё другое измерение, в котором присутствует Бог, и в котором, на самом деле, важное в нашей жизни, без чего нельзя. Без чего нельзя. Мне кажется, довольно очевидная вещь. Господь слушателям своим, которые ещё тоже страшно опасаются, что сейчас придут очередной раз налоги собирать, их же собирают-то не по правде, а, в зависимости от уровня собственной жадности, эти самые всякие мытари, Господь говорит: «Это только часть жизни. Больше того, на самом деле, это не главное». Ну, там считать это не главным — это следующий этап, если хотите, личностного возрастания. Для начала нам важно понять, что действительно это не всё, мы не заперты в этом посюстороннем земном пространстве. Ну вот так. Там неветшающее сокровище, где воры не подкапывают и не крадут, там, на Небесах.

Алла Митрофанова

— А может быть, здесь речь идёт об иерархии смыслов в нашей простой земной человеческой жизни? Потому что, ну, ведь как, сказать, что вот это всё совершенно неважно, что мне есть, что пить, во что одеться, о чём Господь говорит дальше, может себе позволить, несемейный человек, может быть, там, не знаю, монах, например, да, живущий вот где-нибудь, пребывающий постоянно в молитве с Богом, от действий которого не зависит судьба, его, скажем, там, детей или его близких.

Священник Антоний Лакирев

— Но Нагорная проповедь обращена не к нему.

Алла Митрофанова

— Вот. А как тогда, отец Антоний? Вот а, а как тогда? У меня, понимаете, у меня в голове у меня свой профессиональный травматизм, Акакий Акакиевич Башмачкин из повести «Шинель» Николая Васильевича Гоголя. Во всех смыслах замечательный человек, кроткий, да, он Акакий Акакиевич, Акакий переводится как кроткий. Кстати говоря, да, блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Только Акакий Акакиевич землю не унаследовал, а наоборот, посмертная участь его страшна, потому что он призраком носится по Невскому проспекту и тырит пальто у ни в чём не повинных людей. Как он до этого дошёл? Нам Господь разворачивает вот эту вот картину страшную. А, удивительный, замечательный человек, смиренный, всё, но смыслом его жизни стала шинель. Когда вот такая подмена происходит, то получается, ну вот, к шинели украли, получается, у человека украли смысл жизни. Всё.

Священник Антоний Лакирев

— А, я думаю, что вы упрощаете про «Шинель». Но это мы с вами как-нибудь за кадром обсудим. Понимаете, Господь ведь говорит: «Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом». Вот выход, который он предлагает. Он не говорит, значит, вообще всё неважно, там, прочее, прочее. Мы все работаем. А если не работаем, то что небо коптим? Понимаете, вот мы все трудимся, чтобы этот мир принадлежал Богу и был его достоин. Хоть немножко более, чем вчера. И это серьёзные вещи, это призвание, задание от Бога нам в жизни. И нельзя к этому относиться как к чему-то третьесортному. Но всё-таки да, и у нас есть семьи, отношения в этих семьях — это пространство Бога, это действие Духа, вот как между электродами искра, так в наших отношениях там хотя бы в семье вот разряд, искра Духа Святого присутствует. Это серьёзные и важные вещи. Но Господь предлагает тем, кто его слушает, поверить в то, что Отец Небесный в курсе. Он знает. Довериться в этом отношении Богу. Это чрезвычайно важная, серьёзная вещь. Не в том дело, что, значит, не собирайте себе сокровищ на небесах, то есть получил зарплату, немедленно раздай, вместо того, чтобы отдать жене, как это сделает всякий здравомыслящий человек. Нет, не о том разговор. Ценность где? Где? Это об иерархии ценностей, что важно. Моя жизнь происходит в Царстве Небесном, в том числе здесь вот она выражается в чём-то, да, и мы нуждаемся, но Отец знает, что мы имеем нужду во всём этом. И мы доверяем Ему царствовать и в этой сфере тоже. Ну и доверяем тому, что Бог не даст тебе больше, чем ты сможешь понести. Мы обычно думаем, что, а вдруг Он даст мне меньше, чем хотелось бы. Ой, нет. А важно, что если тебе дать слишком много, то ты с катушек съедешь.

Алла Митрофанова

— Нет, Господь обычно даёт с горкой.

Священник Антоний Лакирев

— Мерою полной, потрясённой и угнетённой. Но Отец знает, что мы имеем нужду во всём этом. И поэтому для нас ценностью номер один, смыслом, центром внимания может быть Отец и Его призвание, которое Он нам даёт. И всё остальное, как бы это важно, а, другое, ну, хорошо, здесь может быть так, может быть эдак.

Алла Митрофанова

— Так я примерно это и имела в виду, когда об Акакии Акакиевиче говорила. Понимаете, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Это же, ну, это же не реалистическая повесть про маленького человека. Это притча. Это на самом деле, как мне кажется, это гоголевская притча. И никакой он не маленький человек, у него там вполне себе и должность, и титулярный советник, не, это и не четырнадцатый в общем-то ранг. И, ну, это отдельный большой разговор, но происходит в его жизни вот такая страшная подмена, когда на место смысла жизни он ставит пальто. Когда вот то, что должно составлять, ну, как вектор всех его стремлений, получается, во всей его жизни начинает сводиться к тому, чтобы появилась вот эта самая шинель. И когда она из его жизни исчезает, то исчезает и смысл.

Священник Антоний Лакирев

— Я всегда думал, что это о том, как искажает душу страдание и унижение. вот не в том дело, ну, то есть, каждый из нас имеет право о «Шинели» думать своё. Не в том может быть дело, что шинель стала для него центром жизни, но вот в том, как чудовищно то, что он всю свою жизнь, силу души, личность вынужден был на это положить, пережить это всё и как это его исковеркало.

Алла Митрофанова

— Так он же получал удовольствие от работы. Отец Антоний, он с удовольствием занимался переписыванием бумаг. И в этом смысле это был его выбор. Понимаете, человек был на своём месте. Там вот ещё что удивительно, да, я, когда перечитываю «Шинель», я снова и снова думаю: всякий ли из нас может похвастаться, ну, я, кстати, могу похвастаться тем, что у него любимая работа? Вот, складывается порой ощущение, вот там, ну, поговоришь с людьми, и прямо сердце сжимается от того, что люди вынуждены ходить туда, где им не нравится. Акакию Акакиевичу его служба в департаменте нравилась. И когда ему предлагали повышение, он от этого отказался, потому что для него это было слишком тяжело. Ну, ему проще было вот так, и это доставляло ему радость.

Священник Антоний Лакирев

— Мне кажется, сам Гоголь видит это как такое трагическое сужение личности, которая могла бы в совершенно другом масштабе существовать.

Алла Митрофанова

— А вот тут с вами абсолютно согласна.

Священник Антоний Лакирев

— Но мы с вами о Нагорной проповеди. А о «Шинели» поговорим в другой раз.

Алла Митрофанова

— Вы знаете, нет, может быть, это действительно мой профессиональный травматизм. Но для меня наша русская литература, ну и шире вообще, ну, мировая литература, но русская как-то вот особенно, может быть, потому что я носитель русского языка и думаю на этом языке, представляется таким расширенным комментарием во многом к евангельскому тексту. И в том числе, конечно же, и к Нагорной проповеди. Поэтому у меня вот эти образы постоянно в голове и возникают. И, когда я наших классиков читаю, перечитываю, ну, мне кажется, они, поиск вели в этом, ну, в этом направлении, да, это же вообще настоящее искусство, настоящее произведение искусства. Мне кажется, это всегда такой знаете, либо крик от земли к Небу, либо песня, вот от земли к Небу, да, вот. Но это всегда попытка, условно говоря, достучаться до Небес или выстроить диалог, потому что, может быть, достукиваться не надо, потому что там открыто на самом деле, да. Вот. Поэтому, мне кажется, что это всё вполне логично. Ну вот, наш звукорежиссёр Виктор даёт нам сигнал, что пора заканчивать. Простите, я вас в сторону, видимо, всё-таки увела. Но, подводя итог, алчущие и жаждущие праведности, получается, насытятся. И если мы себя чувствуем ненасыщенными, может быть, мы чего-то не того ищем и желаем?

Священник Антоний Лакирев

— Ну, в общем, да, Господь же говорит: «Ищите сначала Царствия Божьего и праведности Его, или пути праведности и пути к нему, царствия Божьего, всё остальное приложится вам». А ещё хорошо, что Он говорит в будущем времени. Он не говорит: «Всё, ребята, подводим итоги. Сдавайте тетради, сейчас будем проверять контрольную». Нет, он говорит: «У вас впереди. Ищите Царство. Ищите. Это призыв. Понимаете, это надо делать, призыв, который надо исполнить. И остальное приложится. А без Царства оно может и приложится, но как приложится, так и отложится. И смысла в нём не будет.

Алла Митрофанова

— Священник Антоний Лакирев, клирик Тихвинского храма города Троицка был в нашей студии. Мы говорили сегодня о двух заповедях блаженства: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» и «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». А вот завтра мы с отцом Антонием поговорим про милостивых и чистых сердцем. Почему блаженны они и что уготовано им от Господа. И как это всё, самое главное, разворачивается в нашей жизни, применимо ли оно к ней, да, можем ли мы пользоваться, даже не то чтобы пользоваться, да, а просто, ну хотя бы, ну хотя бы смотреть в эту сторону. Насколько это реально и совместимо с нашей земной прозаической жизнью. Спасибо вам большое, отец Антоний.

Священник Антоний Лакирев

— Слава Богу.

Алла Митрофанова

— Я Алла Митрофанова. Прощаюсь с вами. До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях

Также рекомендуем