«О Святом Духе». Священник Владислав Береговой - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«О Святом Духе». Священник Владислав Береговой

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель храма Бориса и Глеба в городе Мосальске Калужской области священник Владислав Береговой.

Мы говорили о Дне Святого Духа, о том, что нам известно о третьем лице Троицы, а также о том, в чем заключаются дары Святого Духа, как их можно приобрести и как не потерять.

Ведущий: Александр Ананьев


Александр Ананьев:

— Понедельник, 5 июня. Духов день. Кто такой Святой Дух? Каким образом человек трансформируется под влиянием Святого Духа? Что такое дар Святого Духа? Есть ли у меня дар Святого Духа? Казалось бы, нет, я же не говорю на всех языках мира. Можно ли его попросить, дается ли он один раз в жизни или можно выпросить второй? Можно ли его умножить? И можно ли его потерять? Всё, что касается этого важного праздника Православия, сегодня будет в программе «Вопросы неофита». Я представляю вам священника, который точно знает все ответы на все вопросы, и сокрушенно качает головой, понимая всю глубину моего несостоявшегося юмора. Настоятель храма Бориса и Глеба в городе Мосальск Калужской области, руководитель молодежного отдела Песоченской епархии священник Владислав Береговой. С праздником, отец Владислав. Добрый вечер.

Священник Владислав Береговой:

— Взаимно. Добрый.

Александр Ананьев:

— Давайте представим себе, что неожиданно в программе «Вопросы неофита» зазвучала тревожная музыка. Читаю из интернета, вот просто из интернета, и этого достаточно, чтобы вы поняли и почувствовали, прочувствовали всю степень того, насколько можно доверять тому, что я читаю. Звучащие слова могут не совпадать с мнением редакции. «Священники советуют задуматься о том, как избежать неправедных действий в Духов день, — отец Владислав. — Категорически запрещается неуважительно относиться к матушке земле, втыкать в нее палки, плевать, разбрасывать мусор и вырывать растения, заниматься тяжелым физическим трудом. Желательно этот день посвятить общению со Всевышним, размышлениям, как обустроить свой внутренний мир. Запрещается чревоугодничать, злоупотреблять алкоголем, прелюбодействовать, ругаться».

Священник Владислав Береговой:

— А в другие дни можно?

Александр Ананьев:

— В другие можно. «Выяснять отношения с близкими людьми, ввязываться в драки».

Священник Владислав Береговой:

— Сегодня нельзя, а завтра тебя...

Александр Ананьев:

— «Заниматься любым видом деятельности, связанным с землей».

Священник Владислав Береговой:

— Кадастры оформлять, нет?

Александр Ананьев:

— В понедельник не работают, кстати, все госучреждения.

Священник Владислав Береговой:

— В понедельник Духов день, тоже не хорошо в контексте сказанного, не объективно.

Александр Ананьев:

— Выходной понедельник. «Все, что будет сделано в Духов день, не позволит получить желаемое. Запрещается также ловить рыбу».

Священник Владислав Береговой:

— Представляете, сейчас кто-то, извините, что перебил, подключился в машине на Радио ВЕРА и так: в Духов день запрещается ловить рыбу, майнить биткоины.

Александр Ананьев:

— Абсолютно. И втыкать в землю палки.

Священник Владислав Береговой:

— Лучше не втыкать.

Александр Ананьев:

— Закончу этот чудный источник.

Священник Владислав Береговой:

— Да, я хочу больше, больше.

Александр Ананьев:

— «Запрещается ловить рыбу, охотничать, ибо нечистый дух может причинить людям непоправимые увечья. Также запрещено рукодельничать, ремонтировать одежду, обувь, инструменты, подметать пол и выносить мусор из дома».

Священник Владислав Береговой:

— Ох, ох, тяжело жили наши суеверные предки.

Александр Ананьев:

— Почему предки? Современный источник. Вы думаете, это наши давние предки оставили нам в интернете? Не так давно случилось с нами эта трагедия. Ни в коем случае нельзя серьезно относиться к тому, что я прочитал. Но согласитесь, почему-то именно с Духовым днем связано немало поверий абсолютно народных, связанных с давним язычеством прекрасным. Здесь даже в этой статье была прекрасная история про то, что в этот день наши предки открывали окна, вспоминали усопших, все понятно.

Священник Владислав Береговой:

— Какой-то языческий праздник выпадал на эти дни.

Александр Ананьев:

— Существовало поверье, что в праздник можно услышать землю, которая считалась беременной, наши предки с самого утра выходили из лома, ложились навзничь и слушали звуки, исходящие из земли. Понятно, откуда это идет, начало лета.

Священник Владислав Береговой:

— Не читай интернет, слушай Радио ВЕРА — это я, земля.

Александр Ананьев:

— А давайте так, я буквально из источника, самого вызывающего доверие попробую достать знания. Что можно и что нельзя на Духов день?

Священник Владислав Береговой:

— Грешить нельзя. Творить добро можно. Всё.

Александр Ананьев:

— А в другой день?

Священник Владислав Береговой:

— А в другой день то же самое. Все эти посты, которые нас к чему-то готовят, как правило готовят к большим праздникам, к Рождеству, к Пасхе Христовой, к Успению Пресвятой Богородицы, к празднику Петра и Павла, просто нас настраивают на определенный лад, в котором мы должны жить ежедневно. Воздержание нужно всегда, а не только по средам и пятницам. Как у спортсмена есть обыкновенные тренировки, есть сборы. Они тренируются еженедельно, не каждый день, а на сборах берут себя в руки, определенный график, каждый день тренировки, определенная еда, ритм жизни, сейчас перед олимпиадой надо хорошенько поработать. А потом он чуть-чуть расслабится, но это не значит, что надо теперь есть что попало и перестать тренироваться. А мы, христиане, часто так живем, сейчас мы Великим постом или еще в какой-нибудь праздник как помолимся да как попостимся. Ну, а потом будем решать уже с нашими родными проблемы таким образом, как обычно решали, через насилие, через ругань, через возмущение, раздражение. Но мы должны научиться жить правильно. Правильное поведение в праздники должно нас немножко всколыхнуть: эй, вспомни, как ты должен жить, ну, хотя бы сегодня поживи вот так, тебе понравится.

Александр Ананьев:

— Хоть не сегодня, хотя бы этот час.

Священник Владислав Береговой:

— Хотя бы эти пять минут. Ребята, давайте пять минут помолчим.

Александр Ананьев:

— Один из очень классных психологов дал очень крутой рецепт, далекий от духовности.

Священник Владислав Береговой:

— Наливочки.

Александр Ананьев:

— Да ну, все б вам... Запрещено же, написано, запрещено, отец Владислав.

Священник Владислав Береговой:

— Как это запрещено? Придите на любую монастырскую трапезу и посмотрите, что у них в большой праздник находится на столах. Там в меру все можно.

Александр Ананьев:

— Не искушайте, мы еще не ужинали.

Священник Владислав Береговой:

— Я понимаю, что у кого есть сложности, тому нисколько не надо, но чуть-чуть.

Александр Ананьев:

— Как научиться любить, говорил один психолог, и мне очень понравилась эта история. Он сказал: попробуйте ответить себе на несколько вопросов в конце дня. Что я сделал, чтобы моему работодателю было круто от того, что я у него работаю? Что я сделал, чтобы моей жене стало лучше, легче и светлее жить? Что я сделал, чтобы мои соседи радовались, что у них такой сосед?

Священник Владислав Береговой:

— Не мешали спать. Заметьте, вы произнесли каждый раз много-много слов, но в каждом предложении было одно и то же, повторялось из предложения в предложение одно и то же слово, глагол.

Александр Ананьев:

— Что сделал? Ну да.

Священник Владислав Береговой:

— Это не чувство, а действие.

Александр Ананьев:

— Причем это был абсолютно психологический совет для людей, которые живут и страдают от собственной никчемности, почему у них жизнь пошла не туда. Он говорит, если хотите, чтобы ваша жизнь пошла туда, сделайте так.

Священник Владислав Береговой:

— Вот сделайте. А все ж хотят, чтобы просто какое-то чувство любви пришло.

Александр Ананьев:

— И говорит, только самые-самые крутыши могут прожить по этим принципам полтора дня максимум. Остальных не хватает и на полдня, жить так.

Священник Владислав Береговой:

— Нет, ну хоть одно доброе дело можно сделать в течение дня.

Александр Ананьев:

— Хоть одно, да, но жить вообще с этой настройкой очень и очень непросто.

Священник Владислав Береговой:

— Тогда надо стяжать память смертную.

Александр Ананьев:

— Хотя по сути мы все призваны к тому, чтобы жить именно так. По крайней мере, святость про это, в частности. Жить так, чтобы всем от тебя становилось хорошо. Даже врагам самым распоследним.

Священник Владислав Береговой:

— Чтобы врагам стало хорошо, ты должен отдать им все, что у тебя есть и сам в рабство уйти. Тут не получится жить так, чтобы быть милым всем, есть всегда люди, которые хотят пользоваться твоей добротой и пользоваться совершенно беззастенчиво.

Александр Ананьев:

— Так, чтобы враги возрадовались, что у них такой хороший враг. Сегодня мы с отцом Владиславом говорим о Святом Духе.

Священник Владислав Береговой:

— У меня глаз задергался.

Александр Ананьев:

— Почему?

Священник Владислав Береговой:

— Само словосочетание: говорим о Святом Духе. Тут молчать о Святом Духе надо, созерцать, в трепете припадать.

Александр Ананьев:

— Тогда такие неофиты, как я, ничего не поймут.

Священник Владислав Береговой:

— Как пророк Исайя: мои глаза видели Господа Саваофа. Как? Человеческие глаза видели Бога, я грешный человек!? А мы сейчас будем о Духе Святом говорить. Да, сейчас поговорим.

Александр Ананьев:

— Ну, я буду задавать вопросы, а вы будете придумывать на них понятные ответы. Как говорил Форрест Гамп: мама умела объяснить так, чтобы стало понятно.

Священник Владислав Береговой:

— Да, если ты не умеешь объяснить что-то ребенку, то ты не знаешь предмет.

Александр Ананьев:

— Именно так. Мне кажется, что Святой Дух из всех трех ипостасей Бога к нам ближе всего. Так это или нет?

Священник Владислав Береговой:

— Да. Так.

Александр Ананьев:

— Потому что Христос с момента Вознесения не на земле, Он между нами, но физически Он не на земле.

Священник Владислав Береговой:

— Ну как, подождите, а Плоть и Кровь Его — это истинное Тело и истинная Кровь, прям без всяких метафор, так оно и есть. Сущность хлеба и вина пресуществляется.

Александр Ананьев:

— Кстати, да.

Священник Владислав Береговой:

— Поэтому Он прямо в каждом из нас, и мы в молитвах перед причастием читаем: войди в меня, во все уды (части тела), в душу, сердце, во утробу. Нет, все-таки Христос с нами, прямо вот физически.

Александр Ананьев:

— Принимается. Плоть и Кровь Христовы это Дары Христовы, я правильно понимаю?

Священник Владислав Береговой:

— Так можно сказать, Святые Дары, так обычно и говорят.

Александр Ананьев:

— Наша жизнь, наша совесть, все, что касается нашего существования — это дар Бога. А что такое дары Святого Духа?

Священник Владислав Береговой:

— Любовь, о которой мы говорим.

Александр Ананьев:

— А разве это не дар Бога?

Священник Владислав Береговой:

— Радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание, благость, милосердие, вера — вот плоды Духа Святого. По плодам их узнаете их. Если ты хочешь понять, в Духе ли Святом человек, то не по количеству переставляемым им гор можно это понять, а по наличию кротости воздержания, мира. Мир это великая вещь, это смирение, мир, то, чего нам не хватает, мир с самим собой, с Богом, с людьми. По этому мы определяем. Не по тому, что человек идет, а у него нимб светится, а по тому, как он делает, как он проявляет себя каждый день. Может он сделать свыше этих полутора часов что-либо доброе?

Александр Ананьев:

— Спойлер: нет, мы все грешные эгоисты.

Священник Владислав Береговой:

— Я могу, это у вас проблемы какие-то.

Александр Ананьев:

— Сарказм?

Священник Владислав Береговой:

— Нет. Святость.

Александр Ананьев:

— «Вопросы неофита» на Радио ВЕРА. Как всегда эмоциональные американские горки в компании настоятеля храма Бориса и Глеба в городе Мосальск Калужской области, руководителя молодежного отдела Песоченской епархии священника Владислава Берегового. Я правильно понимаю, отец Владислав, что мы получаем дары Святого Духа при крещении?

Священник Владислав Береговой:

— Да. И только.

Александр Ананьев:

— Не совсем понимаю тогда все, что вы сказали до этого. Любовь, кротость, все эти прекрасные вещи. Вы хотите сказать, что у десятков моих хороших знакомых, которые не крещены, но которые знают, что такое любовь, которые знают, что такое смирение, которые умеют прощать и просить прощение... По формальным признакам у них нет даров Святого Духа, а откуда бы они взялись, они же не крещенные.

Священник Владислав Береговой:

— Вы только что говорили, что даже крещенным более чем полтора часа раз в год тяжело осуществлять все, что вы сейчас перечисляете.

Александр Ананьев:

— Я пытаюсь понять, что такое дары Святого Духа. Вот что мне сейчас важно понять.

Священник Владислав Береговой:

— Человек много что может хорошего сделать, может даже жизнь свою отдать ради подвига. Исходя из сентиментальности, мы можем 12 кошек усыновить. Еще много чего интересного сделать.

Александр Ананьев:

— Это возраст и одиночество исключительно.

Священник Владислав Береговой:

— Какой вы циник.

Александр Ананьев:

— Я вспоминаю прекрасную картинку, где идет куча кошек, впереди идет кот довольный и говорит: я вам истинно говорю, живет одна сорок лет, идемте же все за мной.

Священник Владислав Береговой:

— Да, смех и грех. Все, что я сейчас произнес, я не придумал, это апостол Павел в послании галатам написал, уж он точно знал, что говорил. Каждый из нас может из себя выжать все то хорошее, что у нас есть, через воспитание, через эмоции, через желание просто казаться замечательным человеком. Надо понять, какая мотивация лежит во всех твоих замечательных добрых поступках. А так чтобы постоянно вот это, в любых обстоятельствах жизни являть, это точно плоды Духа Святого. Мне припоминается преподобный Серафим Саровский. Стабильность духовная — это проявление Духа Святого. А у нас действительно, духовные качели, эмоциональные, такая духовная шизофрения. Хорошо, что хоть не просто плато злых дел, хорошо, что мы иногда из этого болотца голову вытягиваем, как Мюнхгаузен, за косичку себя вместе с лошадью с Божьей помощью вытащили, что-то хорошее сделали, а потом, бульк, опять в болото. А стабильность духовная, это действительно то, что можно получить только через крещение, только через причащение и серьезный духовный труд. Я сразу про себя скажу, что мне еще, конечно, расти и расти, всем нам. И дай нам Бог многих лет жизни, чтобы хоть какая-то стабильность духовной жизни приобрелась. Пусть хотя бы не внутренняя, но хотя бы внешняя. Чтобы Господь не вводил нас в искушение, не давал нам столкнуться с теми обстоятельствами жизни, которые настоящее наше нутро, которое сейчас затихло у кого-то, притихло, в виду невозможности осуществления, не вылезло наружу.

Александр Ананьев:

— Святой Дух исходит от Бога Отца. Правильно?

Священник Владислав Береговой:

— Да. Через Сына, но от Отца. Такой важный момент. Католики чуть-чуть это сместили, западные христиане, тогда еще католиков толком не было. Христос говорил, помните, что если я не буду вознесен, то есть на Крест, то не смогу послать вам Духа Утешителя. То есть именно через Сына посылается, через Его искупительный подвиг. Но онтологически в пакибытие Дух Святой исходит от Отца. Источником бытия Духа Святого является Отец. Но Они едины. То есть Он не занимает какое-то второстепенное место по отношению к Богу Отцу, потому что Они Все Трое обладают единой природой Божества одновременно нераздельно.

Александр Ананьев:

— Давайте посмотрим в хронологию, я просто хочу понять, как это происходит.

Священник Владислав Береговой:

— Никак не понять. Я думаю, что вы запомните.

Александр Ананьев:

— Христос проходит Свой земной путь, претерпевает Крестные страдания, умирает. Через три дня Воскресает, сорок дней по Воскресении проводит со Своими учениками, на сороковой день Возносится, через десять дней Сошествие Святого духа.

Священник Владислав Береговой:

— Да, абсолютно верно.

Александр Ананьев:

— Хронологически так. То есть до Сошествия Святого Духа как такового действия Святого Духа мы не наблюдаем.

Священник Владислав Береговой:

— Да. Книгу Деяний апостольских, знаете, как называют святые отцы и она по сути таковая и есть. Слышали?

Александр Ананьев:

— Безусловно, слышал, но...

Священник Владислав Береговой:

— Озвучу сейчас. Книга деяний Духа Святого, потому что это та книга, в которой больше всего описывается поступков Духа Святого как Личности.

Александр Ананьев:

— И какие? Я просто не читал.

Священник Владислав Береговой:

— Он посылает апостолов на проповедь, благословляет апостолов на проповедь.

Александр Ананьев:

— Разве не Христос посылает апостолов на проповедь?

Священник Владислав Береговой:

— «Изволися Духу Святому и нам». Других уже апостолов.

Александр Ананьев:

— А, других.

Священник Владислав Береговой:

— Там уже Павел, Варнава, Сила. Он может умертвить даже, Анания, Сапфиру. Не такой Дух добренький, Который все разрешает. Быть в отношениях с Духом Святым накладывает некоторую серьезную ответственность. Ты должен быть абсолютно искренен перед Ним, ты можешь обмануть человека, но не Его.

Александр Ананьев:

— Опять же, не совсем понимаю.

Священник Владислав Береговой:

— Я тоже. Так просто красиво сказал.

Александр Ананьев:

— Чтобы опять же было понятно, давайте приведем такой пример. Если представить Бога солнцем, что, впрочем, и происходит, то Дух Святой, как Символ Веры говорит «от Отца исходящий», это свет и тепло, исходящие от солнца. Правильно? Можно ли сказать, что свет и тепло, исходящие от солнца, столь же самостоятельны, как и солнце?

Священник Владислав Береговой:

— Нет. Поэтому любая аллегория слаба такими моментами. Если ребенку сказать, он все поймет, а когда мы уже обладаем какими-то серьезными познаниями в Троичности, то тут возникают некоторые вопросы, конечно. Все-таки Дух Святой отдельная Личность Пресвятой Троицы и не является просто энергией или просто силой Бога Отца. Как, допустим, многие думали, только лишь в 381 году полувековыми стараниями святителя Василия Великого на Втором Вселенском Соборе были догматизировано эти вопросы, так или иначе связанные с Духом Святым. А так Церковь даже в этом вопросе шаталась несколько.

Александр Ананьев:

— Это очень сложная история. Я сейчас в 21 веке, у меня вопросов не меньше. На каких-то уважаемых порталах я нахожу формулировку, что такое Святой Дух. Одно из Лиц Пресвятой Троицы Единого и Неделимого Бога, Выразитель Слова Отца Сына Божьего, предвечно сопутствующий Ему, являющийся Его Чистейшим Образом. Отличается от Отца тем, что вечно исходит от Него, тогда как Сам Отец безначален, ни от кого не исходит и не рождается. От Сына тем, что имеет Свое бытие не через рождение от Отца, а через исхождение.

Священник Владислав Береговой:

— Я даже понял, что тут сказано, интеллектуально.

Александр Ананьев:

— Ну да, довольно точно. Но по-прежнему не совсем понятно.

Священник Владислав Береговой:

— Понять можно только в личном опыте жизни в Духе Святом. Тогда будет все понятно.

Александр Ананьев:

— Хорошо, как? Что значит жизненный опыт в Духе Святом?

Священник Владислав Береговой:

— Ну как преподобный Серафим Саровский просто об этом говорил: все, что мы делаем, должно приносить нам благодать Духа Святого. На самом деле это все синонимично. Благодать Духа Святого.

Александр Ананьев:

— Дары.

Священник Владислав Береговой:

— Дары Духа Святого. Сам Дух Святой. Божественные энергии, если употреблять слова Григория Паламы. Пресловутая, всеми нам искомая благодать, это просто тоже некоторая метафора Духа Святого, это не просто что-то отдельное, это жизнь Духа Святого в тебе и тебя в Нем. И он говорит, что все, что ты делаешь, должно служить стяжанию Духа Святого. Ну, или благодати, говорите как хотите. Не просто пост ради поста, ради того, чтобы ты исполнил послушание Церкви. Или молитва ради молитвы, чтоб помолиться, а чтобы Дух Святой стяжать. Он сам купеческий сын, для него эти термины стяжательства были вполне понятны, и он так объяснял. И это очень интересная мысль. Оказывается, можно больше благодати Духа Святого стяжать, а можно меньше.

Александр Ананьев:

— Это не абсолютная величина?

Священник Владислав Береговой:

— Где-то ты усердно можешь поработать, а где-то в полсилы и ничего не приобрести. А где-то поработать просто до изнеможения и все равно ничего не приобрести, потому что цель была другая, не стяжание Духа Святого, а попостится хорошенько, помолится хорошенько, на службу сходить. Это замечательно, нам этого усилия не хватает. Серьезно. Поэтому который раз уже за сегодня напоминаю, что об этом надо думать. Дух Святой должен в тебя прийти, должен стать единым с тобой, в причастии в том числе, а дальше не потеряй Его. Мы все боимся ангела-хранителя не потерять, чтобы далеко не отошел от тебя. Духа Святого надо бояться потерять через празднословие, через обжорство, через гнев, раздражение, осуждение. Осудишь, улетит сразу. Плодов нет...

Александр Ананьев:

— Это то же самое, что мы имеем в виду, когда говорим, отступить от Бога и потерять Святого Духа — это синонимичные выражения.

Священник Владислав Береговой:

— Я думаю, да.

Александр Ананьев:

— То есть когда ты совершаешь грех, ты теряешь...

Священник Владислав Береговой:

— Им мы живем, движемся, существуем. Если мы вне Его, то все наше движение, все наше существование бессмысленно, беспощадно и суетливо. Суета есть, а наполнения нет, как в «Бесконечной истории», камни есть, но пустые, жаловался камнеед.

Александр Ананьев:

— Я был верен, что как апостолы получили дары Святого Духа один раз, правильно ведь? Сошествие Святого Духа не проходило по вторникам и четвергам в два час.

Священник Владислав Береговой:

— Не знаю, у нас каждый год в богослужебном календаре написано на Троицу каждый календарный год, готовимся.

Александр Ананьев:

— Мы празднуем Сошествие Святого Духа.

Священник Владислав Береговой:

— Мы же не просто празднуем. Все, что мы празднуем, это не просто воспоминание каких-то событий, это нарушение временно-пространственного континиума. Мы становимся реальными соучастниками того, что происходило две тысячи, чуть меньше, лет назад.

Александр Ананьев:

— Но с нами-то это не происходит.

Священник Владислав Береговой:

— Мы в Сионской горнице, не просто это Мосальский или Московский храм, это Сионская горница, вот апостолы, вот Божья Матерь, вот Дух Святой, Он на тебя сходит. Давай теперь, ты преображенный должен выйти, ты другими глазами должен на мир смотреть, хотя бы пять минут, и то будет хорошо, тебе этих пяти минут хватит на пятьдесят лет.

Александр Ананьев:

— Апостолы вышли из Сионской горницы с невероятными дарами.

Священник Владислав Береговой:

— Они не только, кстати, были.

Александр Ананьев:

— Они научились говорить по-румынски и по-бельгийски. Они поняли, что надо делать без вопросов.

Священник Владислав Береговой:

— Представляешь, наконец-то поняли. Мы говорили буквально недавно про Вознесение и не понимали, как это так. Апостолы стоят, сорок дней Христос им объясняет, как жить, все равно не понимают. Дух Святой нужен. Представляете, можно общаться несколько лет со Христом, бы в Его присутствии, а ничего не понять. На самом деле не быть в полноте с Троицей, и не понимать ничего, и делать все не так, и огорчаться, и паниковать.

Александр Ананьев:

— По всем формальным признакам, отец Владислав, в отличие от апостолов, мы даров Святого Духа ни разу не получили, не получаем и вряд ли получим.

Священник Владислав Береговой:

— Да нет тут совсем другое, то особое, исключительное.

Александр Ананьев:

— Предлагаю об этом поговорить через минуту полезной информации. Я тут подвесил интригу в нашей беседе провокационным образом. А через минуту мы продолжим разговор. С праздником вас, друзья. Не отходите далеко, будет здорово. Ну, а как иначе? У нас в гостях священник Владислав Береговой.

Александр Ананьев:

— Радио ВЕРА. Программа «Вопросы неофита». Я Александр Ананьев. Я даже не могу сказать, что на вопросы неофита отвечает, скорей, мы с отцом Владиславом сидим и размышляем вместе.

Священник Владислав Береговой:

— Говорим о несказуемом.

Александр Ананьев:

— Да, говорим о несказуемом, пытаемся рассмотреть незримое, прикоснуться к тому, что невозможно...

Священник Владислав Береговой:

— ...к неосязаемому, разделить неразделяемое, сочетать несочетаемое.

Александр Ананьев:

— В общем, хорошо проводим время.

Священник Владислав Береговой:

— Присоединяйтесь.

Александр Ананьев:

— Настоятель храма Бориса и Глеба в городе Мосальск Калужской области священник Владислав Береговой у нас в гостях. Давайте попробуем разобраться. Сошествие Святого Духа на десятый день после Вознесения Христова происходит, апостолы выходят преображенные. Хотели они этого, не хотели они этого.

Священник Владислав Береговой:

— Хотели.

Александр Ананьев:

— Хорошо, они, безусловно, этого хотели, они же неспроста туда пошли.

Священник Владислав Береговой:

— Десять дней сидели там безвылазно.

Александр Ананьев:

— Они ученики Христа, Сам Господь им рассказывал самое важное, что может быть в жизни человека, и они выходят оттуда преображенные. Я крестился в сорок лет, я хорошо помню этот день. Я не могу сказать, что вышел преображенный. Я вышел счастливый? Да. Научился ли я говорить на всех языках мира? Нет. Стал ли я лучше? Нет. Я просто понял, куда мне надо идти и что мне надо делать.

Священник Владислав Береговой:

— В вас, не как в «Матрице», иголку в голову вставили, и я знаю кунг-фу.

Александр Ананьев:

— Так с апостолами так и произошло.

Священник Владислав Береговой:

— Кстати, да. Там особые дары Духа Святого. Все-таки семя посеяли в вас, а взращивать, окучивать надо вам.

Александр Ананьев:

— То есть это, получается, разные дары Духа Святого?

Священник Владислав Береговой:

— Да, все-таки разные. Здесь мы говорим о нравственных дарах, которые проявляются в нашей повседневной жизни, а там особые, исключительные, которые необходимы были апостолам для проповеди, для распространения благовестия по всей вселенной так, чтобы им верили. Мы видим в один день три тысячи, пять тысяч. Тысячами приходят в Церковь Христову после проповеди апостолов. Это плоды и действие Того же Духа Святого, только по-другому и для других целей.

Александр Ананьев:

— Мне сейчас пришло в голову, знаете, что? Самое убедительное безусловное доказательство действия Духа Святого вот у нас перед глазами, это случилось больше двух тысяч лет назад. Учитывая то, какие идиоты бывают люди, та Церковь, которая была создана больше двух тысяч лет назад, не простояла бы и сотни лет.

Священник Владислав Береговой:

— Да, да, из «Декамерона» Боккаччо известная история.

Александр Ананьев:

— Я просто смотрю на то, что происходит там сегодня, например, и, глядя на то, что творят иные и я сам порой, мне кажется, что это все, это последние дни Церкви, потому что не выстоят стены этой вакханалии. Но они стоят, они стояли тысячу лет назад и будут стоять через тысячу лет, когда нас уже не будет, идиотов. Будут другие, но она все равно будет стоять. А все почему? Потому что здесь то, что гораздо сильнее человека. Тот самый Святой Дух, Который сходит именно в этот день.

Священник Владислав Береговой:

— Да, да.

Александр Ананьев:

— Я рад, что ответил на ваш вопрос, отец Владислав.

Священник Владислав Береговой:

— Да, да.

Александр Ананьев:

— Я придумал этот вопрос только что, и он мой. Я часто в молитвах обращаюсь ко Христу. Я часто в молитвах обращаюсь к Богу.

Священник Владислав Береговой:

— К какому?

Александр Ананьев:

— К Богу.

Священник Владислав Береговой:

— А как вы разделяете к Христу и к Богу? Тогда к Какому и к Кому из лиц, надо уточнять. Потому что к Богу, это как ко Всей Пресвятой Троице, а может быть, и к Каждому Лицу отдельно.

Александр Ананьев:

— У меня есть мое какое-то звучание Христовой молитвы внутри меня, иногда я просто говорю: «Господи помилуй». Иногда к Богородице, когда чувствую, что это правильно и нужно. Но я не помню, чтобы я хоть раз в жизни в молитвах обращался ко Святому Духу.

Священник Владислав Береговой:

— Здрасьте. Утренние и вечерние читаете?

Александр Ананьев:

— Да.

Священник Владислав Береговой:

— Царю Небесный — раз. И третья молитва ко Святому Духу в вечернем правиле — два. И вообще в принципе, когда ты стоишь перед иконой Христа...

Александр Ананьев:

— Ну, я же ко Христу обращаюсь. У меня есть какое-то антропоморфное представление

Священник Владислав Береговой:

— Все равно мы мыслим Христа, Единого со Отцом и Духом, как поется в тропаре субботы: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раю же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». То есть все равно даже когда мы молимся конкретному Лицу Пресвятой Троице, мы мыслим, что Оно Едино с Двумя Другими, Которых мы сейчас не упоминаем. И это очень хорошо проявляется в возгласе или в последней строчке любой молитвы, где мы прославляем обязательно Других Двух лиц Пресвятой Троицы, помимо Того, к Кому сейчас молитва была обращена.

Александр Ананьев:

— Надо же, вы меня сейчас просто сшибли с табуретки. Безусловно, я читаю утренние и вечерние правила, я сейчас понимаю, о чем вы говорите. Но у меня было всегда столько ощущений, что я обращаюсь ко Христу, к Богу, но не к Святому Духу, я не могу Его себе... Мне легко визуализировать Бога, могу визуализировать Христа, а Святого Духа иначе как Свет, исходящий от распростертых рук Христа...

Священник Владислав Береговой:

— Нет.

Александр Ананьев:

— Но я Его так себе представляю.

Священник Владислав Береговой:

— Не надо.

Александр Ананьев:

— Подождите, а иконография Святого Духа, помимо света, это голубь, все, больше нет ничего.

Священник Владислав Береговой:

— Даже под видом огня и под видом голубя. Мы же не представляем Духа Святого под видом огня или голубя в молитве.

Александр Ананьев:

— Нет.

Священник Владислав Береговой:

— Его никак не надо представлять.

Александр Ананьев:

— А, стало быть, как можно обращаться к Тому, Кого ты не можешь себе даже представить?

Священник Владислав Береговой:

— Бог есть Дух и поклоняющийся Богу в Духе Истине является истинным поклонником.

Александр Ананьев:

— Это именно то, что я имею в виду. Я обращаюсь к Богу, ко Христу.

Священник Владислав Береговой:

— Фантазия должна быть максимально отрешена от молитвы. Это прямо вот такой должен быть чистый ум, чистый от образов. Не зря великие старцы критикуют разные фильмы про Христа, где Он показан. Допустим, взять тот же гениальный фильм Гибсона «Страсти Христовы», Христос показан, хочешь — не хочешь, ты будешь мыслить Его таким, каким ты его видел.

Александр Ананьев:

— Что далеко ходить, у нас Христос показан на иконе.

Священник Владислав Береговой:

— Это символическое изображение. Мы понимаем, что это символ. Ведь это не портрет и не фотографическое изображение.

Александр Ананьев:

— Спас Нерукотворный это не портрет?

Священник Владислав Береговой:

— Все-таки нет. Изображение иконы максимально символично. Оно больше говорит о том, чего не видно физическим взором. Тот хорош иконописец, кто может изобразить то, что не изображается, что-то такое между строк, между красок, между оттенков. Икона как раз...

Александр Ананьев:

— Хороший фотограф тот, кто может фотографировать то, что остается за рамками фотографии.

Священник Владислав Береговой:

— Да, у меня есть такой знакомый, Александр Петросян из Питера, фантастически, он сам слепой практически, но видит то, что зрячий не увидит. Это в поддержку тех слов, что любой художник, любой писатель, журналист, священник когда что-то говорит ли пишет, когда он что-то созидает, как-то одно — то, что он хотел сказать своим произведением; совсем другое, что он на самом деле сказал, желая это сказать; другое дело, что он сказал, не желая, то, что вдохновением, то, что благодать является Духа Святого.

Александр Ананьев:

— Не просто все это. Вы сказали, что Святой Дух может и убить, как это случалось в событиях, описанных...

Священник Владислав Береговой:

— Да, всякая хула простится даже на Сына Человеческого, а хула на Духа Святого не простится. Смотрите, как все сложно, как все непросто с Ним. С одной стороны, дает тебе все, с другой стороны, Он кое-что требует в ответ.

Александр Ананьев:

— Почему? Почему именно на этом ставится акцент?

Священник Владислав Береговой:

— Он как Ревнитель описывается. Дух Святой — Ревнитель на страницах книги Деяний. То есть Он ревнует, хотя не так, как женщина мужчину или наоборот, но Он не терпит сидения на двух стульях: суеверий, язычества магии и — веры во Христа. Можешь поплатиться за чтение гороскопов, за лечение у всяких сельских бабок-шептух своих детей, привораживание мужа и вообще все то, что так или иначе является дружбой с магией, эзотерикой и ложной мистикой. Опасная вещь. Нам много дано, просто фантастически много, но нельзя предавать. Дух Святой тебе дает радость, мир, тишину, спокойствие — отлично. Но если ты хочешь так: что-то денежек не дает, надо, наверное, еще какие-то курсы аффирмации пройти, привлечения вселенской энергии — эти вещи не пройдут. Не пройдут. Надо быть очень осторожным.

Александр Ананьев:

— Хула на Духа Святого. Пошел тоже смотреть: это непростительный грех, поношение или отрицание бытия Третьего Лица Пресвятой Троицы, упорное и сознательное отвержение спасательной благодати Божией.

Священник Владислав Береговой:

— Все это сложно.

Александр Ананьев:

— Сложно.

Священник Владислав Береговой:

— Потому что не уникально. И самое интересное, что практически каждого из нас подводит к каждой этой строчке, которая кочует из одного учебника в другой, под действие хулы Духа Святого. Но мне больше нравится классически и практически определение Алексея Ильича Осипова, что хула против Духа Святого это сознательное противление действию Духа Святого. В принципе любой раскол очень хорошо объясняет. Когда ты знаешь, что каноническая Церковь, допустим, вот такая-то, что Бог есть, и ты, допустим, веришь, что Он есть и для тебя это несомненно, но ты вдруг стал правителем какого-то государства, в котором господствующая религия атеизм. Атеизм это тоже в каком-то смысле религия, когда это не поверхностный атеизм подростковый — Бог у меня в душе, а такой настоящий, научный атеизм. И ты гонишь Церковь, уничтожаешь ее, уничтожаешь проповедников, храмы, всё, что так или иначе связано с миссией, не потому, что ты не веришь, что Христос — Бог, ты веришь, но тебе выгодно сейчас ее гнать, чтобы сохранить власть или исполнить указание старших товарищей, если государство не сильно самостоятельно и свободно в принятии решений. Это настоящая хула против Духа Святого, когда ты знаешь, что есть истина, но противишься ей, потому что на данном историческом этапе тебе выгодно. В этом плане Пилат и Ирод, особенно Пилат, и все те, кто знал, что вот Истина перед ним, все равно отправил на казнь, потому что так было выгодно, он сохранил бы работу. Все равно на пару лет всего и сохранил и кончил так себе. Так что в любом случае Бог поругаем не бывает.

Александр Ананьев:

— «Вопросы неофита» на Радио ВЕРА. Чем дальше, тем более сложным становится разговор. Обычно, когда начинаешь программу «Вопросы неофита» ты беседуешь, задаешь вопросы, вопросов остается меньше. А сейчас мы ведем разговор, такое впечатление, что вопросов становится всё больше.

Священник Владислав Береговой:

— Сложный я человек по жизни.

Александр Ананьев:

— Да, тема непростая. А человек вы прекрасный. Сегодня мы беседуем с настоятелем храма Бориса и Глеба в городе Мосальск Калужской области священником Владиславом Береговым. В вашем храме есть икона Святому Духу?

Священник Владислав Береговой:

— Вообще, изображать как-либо Святого Духа можно только символически. В принципе практически над каждыми, особенно в старых храмах, Царскими Вратами мы должны видеть изображение голубки, которая пикирует на священника или диакона, который перед Царскими Вратами произносит молитву. Икона Пятидесятницы тоже, Дух Святой изображен в огоньках.

Александр Ананьев:

— Откуда вообще этот символ голубки взялся?

Священник Владислав Береговой:

— А голубок из истории с крещением Христа, Дух Святой сошел на Христа. Это не значит, что Он не был с Ним раньше. Нам может так показаться, что сейчас Троица стала Троицей в полноте, что Дух Святой был принадлежностью только Отца, но не Сына. Нет. Он явил Себя как единого с Христом по Его человечеству, в том числе, в момент Его Крещения в водах Иорданских.

Александр Ананьев:

— На человека Святой Дух сходит один раз в жизни или регулярно?

Священник Владислав Береговой:

— Регулярно. Это не одноразовое явление, хотя бы только потому, что мы то закрываемся от Него и перестаем общаться с Ним, теряем эту возможность, становимся глухие не только физически, но духовно. А можем через покаяние, через просто пожелание, одно простое желание быть с Духом Святым может сразу вновь вернуть Его.

Александр Ананьев:

— Не с Духом, а в Духе, я так полагаю.

Священник Владислав Береговой:

— И с, и в, и в Нем и через Него, и как угодно, то есть любые слова, которые так или иначе объясняют наше единство.

Александр Ананьев:

— Я подтягиваю обратно свое детское сравнение с солнечным светом, и ты не можешь быть с светом, ты можешь быть в свете. Выйти из-под кровати, из своего полумрака пыльного на свет и быть в свете, в Духе Святом, это от тебя зависит.

Священник Владислав Береговой:

— Протестанты любят так любят говорить: ты в духе? — Да, я в Духе. А ты в Духе?

Александр Ананьев:

— Серьезно? Кстати, о самом выражении «я не в духе», наверное, оттуда и растут у него ноги, да?

Священник Владислав Береговой:

— Может быть. Очень похоже.

Александр Ананьев:

— Может быть, почему бы и нет. Что-то я нынче не в духе.

Священник Владислав Береговой:

— Не всякий протестант, а скорее всего, пятидесятники и неопятидесятники убеждены, что дары Духа Святого, которые в период апостольской общины уже куда-то пропали, у них реанимировались. Страшная вещь на самом деле все эти глоссолалии их. Можно манипулировать Схождением Духа Святого даже сейчас, и очень умело.

Александр Ананьев:

— Есть какой-то обряд в Русской Православной Церкви, связанный с Духом Святым?

Священник Владислав Береговой:

— Всё. Всё связано с Ним, абсолютно всё. Малый молебен освящения воды, освящение воды в Крещение, схождение Духа Святого на Святые Дары, на нас. Священник перед тем, как Дары будут освящены, молится, чтобы Дух Святой сошел на литургии на Дары сии и на нас, на нас и на Них, то есть мы едины. Едина Церковь, те, кто в алтаре, кто за алтарем, с этим хлебом, с этим вином, которые сейчас вдруг становятся Телом Христовым и Кровью и мы Этим же Духом. И Дух Святой по-разному действует на нас. Тот же Дух, но совершенно разное действие. И всё, что в Церкви, всё, абсолютно всё. И частные требы и богослужения об одном, о Духе Святом.

Александр Ананьев:

— Смотрите, что получается. Допустим, я иду по улице и навстречу мне...

Священник Владислав Береговой:

— Крокодил.

Александр Ананьев:

— Лучше, священник Владислав Береговой.

Священник Владислав Береговой:

— Это считай, что крокодил.

Александр Ананьев:

— Я обращаюсь к нему и говорю: отче, благословите. И вы, снизойдя до меня, благословляете.

Священник Владислав Береговой:

— А я в шорах, в футболке, говорю: да, ладно, Саша, ну куда, что люди подумают, стоит мужик какой-то, у другого мужика, такого же, как и он, что-то там просит.

Александр Ананьев:

— Пусть думают, что хотят.

Священник Владислав Береговой:

— Надо, чтобы я в подряснике шел.

Александр Ананьев:

— Хорошо. Я прошу у вас благословения, и в этот момент, сочтя меня достойным этого...

Священник Владислав Береговой:

— Что-то никогда так не думал.

Александр Ананьев:

— ...призываете Святой Дух, дабы Он сошел на меня вследствие каких-то ваших действий.

Священник Владислав Береговой:

— Да.

Александр Ананьев:

— Получается, что человек, хоть и священник, может щелкнуть пальцами, и Сам Святой Дух может вследствие действия человека... Вот чего я не понимаю.

Священник Владислав Береговой:

— Это абсолютное доверие Духа Святого к нам, нашего к Нему, и абсолютная любовь. Абсолютная.

Александр Ананьев:

— Человек не может повелевать Богом, Христом, Святым Духом.

Священник Владислав Береговой:

— По вере. Это по вере и по любви. То есть я верю, что если ты просишь благословение на что-либо доброе, хочешь сделать что-то такое хорошее, чтобы «так просветился свет ваш пред людьми, дабы, видя ваши добрые дела, прославили Отца вашего Небесного» во славу семьи, Церкви, отечества.

Александр Ананьев:

— Но сам факт благословения связан со Святым Духом, правильно?

Священник Владислав Береговой:

— Мгновенно, и всё. Если я вижу как священник, опытный, не опытный, есть вещи очень простые, когда не на открытие фирмы просишь благословение.

Александр Ананьев:

— А хотя бы и на открытие фирмы, дело-то благое.

Священник Владислав Береговой:

— Фирмы ладно, если казино — это уже другое.

Александр Ананьев:

— Казино запрещено законом, если я правильно понимаю, но неважно, не будем в это вдаваться.

Священник Владислав Береговой:

— Ну да. Допустим, если вижу, что дело хорошее, замечательное, то Дух Святой сразу действует. Это фантастика, но вот...

Александр Ананьев:

— И это не благодаря вам? А зачем тогда я у вас прошу?

Священник Владислав Береговой:

— Меня очень утешает история с Каиафой. Я всегда ее вспоминаю. Вроде бы негодяй тот еще, Христа распял не столько Пилат, сколько Каиафа, он всеми возможными средствами к этому Пилата подталкивал. Он сказал одну хорошую вещь, как об этом пишет, кажется, апостол Иоанн. Он сказал это не потому что был таким замечательным, духоносным человеком, а потому что на тот год был первосвященником. Он сказал пророчество о Христе с другим контекстом совсем, но слова, которые понимаемые шире отражали то, что Господь совершает «нас и нашего ради спасения». И вот, честно говоря, это очень утешает, что Господь может действовать даже через негодяев, даже через батюшек, которые идут в шортах и футболочке, по ходу кого-то благословляют, который, может быть, и сам не сильно высоконравственный. Но Господь все равно через нас действует. Это очень здорово. Мы в молитве на литургии просим, чтобы Господь Духа Святого ниспослал на эти Дары, невзирая на наше внутреннее состояние. «Не отыми благодать Духа Святого моего ради недостоинства». То есть я сознаю, что я есть на самом деле, понимаю, что я вообще не достоин по своим нравственно-моральным характеристикам совершать такое благое дело, но вот уж так сложилось, вот уж благодать Духа Святого сошла на нас в день рукоположения.

Александр Ананьев:

— Благодать и дары Духа Святого это синонимы?

Священник Владислав Береговой:

— Ну да.

Александр Ананьев:

— Или, как мне казалось, благодать это нечто, что...

Священник Владислав Береговой:

— Божественная энергия, можно еще сказать, используя терминологию святителя Григория Паламы. Энергия это есть Сам Бог, но не по природе, а в действиях.

Александр Ананьев:

— Не, не, не, это состояние человека. Люди часто спрашивают: ты испытывал когда-то благодать Духа Святого?

Священник Владислав Береговой:

— Это о чувствах. Мы же не примитивные блаженные Анжелы и Терезы Авильские и Катерины Сиенские. Мы о другом.

Александр Ананьев:

— Но это же объективное состояние человека? У меня, например, жена говорит, что у нее было один раз в жизни.

Священник Владислав Береговой:

— Что?

Александр Ананьев:

— Состояние, в котором она определенно, без сомнений испытывала благодать Святого Духа. У меня, я осторожно предположу, что не то чтобы не было, но я был настолько глух и несовершенен, что я его не ощутил. Наверное, было. У человека гораздо более продвинутого, как моя жена, было. У вас, наверняка было раза четыре.

Священник Владислав Береговой:

— Три с половиной.

Александр Ананьев:

— Три с половиной, хорошо. То есть получается, такое абсолютное состояние, благодать Святого Духа, к которой мы все стремимся. То самое состояние, в котором сами собой рождаются молитвы; то самое состояние, к которому мы стремимся, повторяя молитвы, да? Состояние, близкое к свету, святости и абсолюту.

Священник Владислав Береговой:

— Не перепутать бы это с сытым благодушием и эстетическим восторгом. Потому что дальше идет прелесть, когда ты начнешь искать особого состояния. Давайте вернемся все-таки к делам, по которым можно понять, ты с Духом Святым или вне Его. Вокруг тебя люди, пообщавшись с тобой, говорят, как к ране приложил и тепло стало, или говорят, как выжатый лимон. Пообщаешься с кем-то и чувствуешь себя опустошенным, когда человек тебе помог или остался в стороне.

Александр Ананьев:

— Понял, на что вы намекаете, на счет опустошенного состояния.

Священник Владислав Береговой:

— Кофе угостил после записи или не угостил.

Александр Ананьев:

— Хорошо, тогда заканчиваем, отец Владислав, хорошо, я понимаю вас, простите меня, несовершенный я человек. Шучу, у нас просто время подошло. Спасибо вам большое за этот разговор. Опять же буквально в тридцать секунд уложившись, какое-то в честь Духова дня, в честь Сошествия Святого Духа короткое поздравление. Вы много сказали того, что действительно важно. Если наши слушатели были внимательны и даже записывали.

Священник Владислав Береговой:

— Я бы заснул.

Александр Ананьев:

— Но, может быть, есть еще что-то, с чем вы отпустите наших слушателей сегодня.

Священник Владислав Береговой:

— Помните, что Дух Святой это не Решатель наших проблем, а Утешитель. И если вам не хватает утешения от родителей, от детей, от общества, от начальника по работе, почитайте, медленно, не торопясь, молитву Духу Святому. «Царю Небесный Утешитель, Дух Истины, приди и вселись в нас, очисти нас от всякой скверны и спаси, Благий, наши души».

Александр Ананьев:

— Спасибо. Настоятель храма Бориса и Глеба в городе Мосальск Калужской области священник Владислав Береговой. Я Александр Ананьев. С праздником. Услышимся через неделю. Всего доброго.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем