У нас в гостях был настоятель храма святого Александра Невского в городе Химки протоиерей Сергий Полтавцев.
В день Святого Духа разговор шел о том, что православное учение говорит о Лицах Святой Троицы, и как действие Святого Духа проявляется в мире.
Ведущий: Александр Ананьев
Александр Ананьев:
— Добрый вечер, дорогие друзья. Меня зовут Александр Ананьев. Каждый вечер в понедельник в одно и то же время я появляюсь в студии Радио ВЕРА и начинаю задавать свои вопросы неофита. Иной раз это очень простые, понятные даже мне вопросы, ответы на которые, предполагается, что я, если и не знаю, то как-то догадываюсь, или допускаю, что я знаю ответ, но есть иные формулировки. А вот бывают случаи, как, например, сегодня, когда у меня есть вопросы и нет ответов. Есть мои ощущения, есть мои сомнения, есть мое недоумение, есть мое, самое главное, смущение. Я сразу прошу прощения за корявость формулировок и за свое смущение, потому что то, что мне важно сегодня узнать, важно для меня действительно и непонятно. Выдержать эти шестьдесят минут вопросов неофита со стойкостью, мудростью и прощением вызвался замечательный священник, ответственный за секретариат по работе с министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Московской митрополии, настоятель храма святого Александра Невского в городе Химки протоиерей Сергий Полтавцев. Добрый вечер, отец Сергий.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Здравствуйте, здравствуйте, друзья.
Александр Ананьев:
— Вас, надеюсь, не смутила моя вот эта увертюра. Мне действительно очень важно получить ответы на мои вопросы. И я даже скажу больше, тема нашего сегодняшнего разговора это, пожалуй, самый непонятный для меня вопрос веры, для меня неофита. У меня есть какие-то мои внутренние сложившиеся, ну, или по крайней мере, мне кажется, что у меня есть, отношения со Христом. Я обращаюсь ко Христу, я стремлюсь ко Христу, я визуализирую себе Христа, я, как мне кажется, пытаюсь посмотреть в Его глаза, пытаюсь поймать Его взгляд. И это понятно. Мне гораздо более сложно отношения с Богом, потому что я пытаюсь предать Ему какие-то антропоморфные очертания, человеческие. Я пытаюсь представить Его человеком, что неправильно. Бог не антропоморфен, но при этом Он личность. Из-за этого у меня в голове смущение, как можно обращаться к Тому, Кого ты себе не можешь представить. Бог это что, свет? Бог это что, голос? Очень сложно. И уж совсем не понятно, Кто такой Святой Дух? И вот об этом мы сегодня и хотим поговорить. Сегодня Духов день, друзья, день Святого Духа.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Давайте, начнем, наверное, вот с чего. Вообще, откуда человек узнал о Боге-Творце? Наша религия, наша конфессия, мы православные христиане. Есть еще, естественно, католическая церковь, иудаизм, ислам. Это монотеистические религии. Во всех этих религиях человек узнал о Боге от Него Самого. Это очень важный момент, который мы не должны забывать.
Александр Ананьев:
— Из первых уст.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Из первых уст, совершенно верно. Бог открывал людям на протяжении много количества времени о Себе сведения потихоньку. Мы знаем, что Бог явился Аврааму в виде Святой Троицы. Даже из Священного Писания, то, что оставил нам пророк Моисей и другие пророки, это боговдохновенные Писания, это то, что открыл Сам Господь, Сам Бог. Бог-Отец и Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Конечно, нам как людям сложно понять, потому что мы пытаемся представить нашим человеческим мышлением, как это так? Сарацинские мудрецы задавали вопрос одному из святых, да и вообще такие вопросы постоянно на протяжении всей человеческой цивилизации возникают, Кто Такой Бог? Кто это, свет? Что это, абсолют? Они задавали вопрос, как вы можете верить в три Бога, да нет же, это не три Бога. Это один Бог. Это Бог-Отец, как Лицо Троицы, Бог-Сын, как Лицо, и Бог-Дух Святой, как Лицо. Но Бог один. Как можно представить себе нашим человеческим умом. Наверное, давайте какое-то сравнение приведем. Например, солнце возьмем, солнце, как круг, как небесное тело, в общем-то, символ вечности. И та энергия, которая идет от солнца — мы, конечно, современные люди, мы знаем, что это фотоны, это частицы света — но на самом деле это то, что дает нам жизнь, наши глаза видят этот свет. То есть, получается, тело небесное — это творение Божие. Но тело небесное дает нам свет, энергию к жизни, тепло дает, но проявление его различное, вот в чем дело. Поэтому получается, что Бог-Творец, Его проявление как Бога-Отца, Его проявление, как Бога-Сына, Его проявление, как Бога-Духа Святого.
Александр Ананьев:
— Очень удобное — вот именно так — удобное объяснение, отец Сергий, и очень опасное для меня, я сейчас объясню, почему. В этом объяснении мне очень легко уложить в голове, что есть Бог, и есть воздействие Бога на меня. И это воздействие является Святым Духом, что ведь не правильно. Потому что Святой Дух это Личность.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Совершенно верно, это Личность, это Третье Лицо.
Александр Ананьев:
— То есть не солнце и свет солнца, это...
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Это Создатель, это Создатель всего мира тоже. И Его проявления в этом мире явны, видны нашему глазу. Потому что через проявление, через схождение Святого Духа... Ну, вот представьте себе, мы, например, крестим ребенка. Ребенок принимает крещение и миропомазание. Крещение как рождение от воды и духа, о котором говорил Господь в Евангелии, необходимо. Но необходимо и миропомазание, потому что вследствие миропомазания схождение Святого Духа на ребенка, на человека крещаемого совершается. Давайте, каким-то более простым языком. Приходит какой-то возраст ребенка, мы отводим его в школу. Но как мы отводим? Перво-наперво мы записываем его в школу. Пришли папа с мамой в школу: мы хотим, чтобы наш ребенок учился. — Хорошо, готовьтесь. Как родители готовятся к новому учебному году у ребенка? Они покупают портфель, книги, тетрадки, карандаши, фломастеры. Мало того, приводят ребенка в школу и там, в школе, уже приступает к этому процессу учительница или учитель. То есть все необходимые параметры должны быть учтены. Это процесс не просто, давайте ребенка научим, это процесс подразумевает под собой и некоторые действия. Давайте подразумевать, что некоторые действия у Творца всей вселенной тоже проявляются в нашей жизни. Да, мы знаем, что Бог-Сын явился на земле, Иисус Христос, это Логос, Слово. Но мы действительно не видели лица Господа, никому из человеков не дано видеть. Мы не видим лица Святого Духа, потому что нам не дано Его видеть. Во-первых, это не то, что не существует, это существует. А во-вторых, действительно, как я сказал, это проявление Бога, но это проявление именно Лица Этого Бога, Троичность.
Александр Ананьев:
— Хотите, признаюсь?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Да.
Александр Ананьев:
— Понятней не стало. Мне это очень сложно понять, каким образом Три есть Одно, Каждый есть Личность, Каждый есть одно и то же и при этом разные. Вопрос, Они разные?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Нет, Это один Бог.
Александр Ананьев:
— А почему их три?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Ну потому что троичность Бога нашего, потому что три лица у Нашего Бога. В этом и заключается некая сложность, святые отцы на протяжении веков прорабатывали догматические вопросы, истины вырабатывали догматические, потому что все равно... Давайте вспомним, например, Первый Вселенский Собор, на котором святитель Спиридон Тримифунтский, очень простой человек, когда все богословы пытались что-то друг другу доказать и приводили какие-то свидетельства и какие-то слова говорили. А святой Спиридон вышел, у него в руках был кусок кирпича. Это был, наверное, последний аргумент. Он сжал, святой человек, он сжал этот кусок кирпича, вниз потекла водичка, вверх сполох пламени. А в руках оказалась глина. Как? Это одно или это три, или это в одном три совместилось, но проявления разные.
Александр Ананьев:
— Я сейчас скажу крамолу, наверное. Но на ум приходит выражение — агрегатное состояние.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Ну, может быть.
Александр Ананьев:
— Есть вода, похожая на камень, это лед. Есть вода, похожая на воздух, это пар. Есть вода, похожая на пуховую перину, это снег.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Ну, конечно же, ну, конечно же. Когда апостол Петр шел по воде ко Господу Иисусу Христу, вода ведь как может держать человека, значит есть нечто, что Богу подвластно в каких-то удивительных проявлениях.
Александр Ананьев:
— Вот вопрос. А Сошествие Святого Духа, во время проведения таинств? Проводит священник, я правильно понимаю, призывает?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Да, верно.
Александр Ананьев:
— Мне странно уместить в голове, что человек может каким-то образом воздействовать на Бога так, чтобы Бог по воле человека совершал то или иное действие. Понимаете, о чем я говорю? Есть много того, что я хотел бы, чтоб Бог сделал. Я вот так делал, вот так делал, но я понимаю, что нет ни единого способа управлять Богом. Ни единого. У меня. Святой Дух это Бог.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Зачем вообще Бог создал человека? Это такой серьезнейший вопрос. Он самодостаточен. Но Он создал человека, чтобы человек был Ему помощником, чтобы он был тоже творцом. Ведь первый человек Адам, которого Бог создал из праха, из земли, и был помощником Богу. Господь говорит: вот тебе рай, вот эти животные, которые создал, птицы, рыбы, давай им наименование. Получается, Бог и создал человека для того, чтобы человек Ему помогал.
Александр Ананьев:
— В чем?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Бог это всеобъемлющая любовь. Бог создал человека не потому, что человек нужен Ему был для этого, а только потому, что Ему хочется делиться любовью, радостью. Как счастливый человек, возьмите молодого человека, который полюбил девушку. У него душа поет, ему хочется песни петь, стихи писать, цветы дарить, радоваться, чтобы вокруг него друзья его радовались его радостью. Это такой простой пример, но пусть он послужит хотя бы отдаленным отблеском Божественной любви. Получается, что Бог может и Сам все творить, Он из камня может создать человека элементарно, в долю секунды, как мы говорим. Но дело в том, что Богу угодно — это тоже слово ключевое — Богу угодно, это по Его воле, чтобы мы на земле помогали Ему творить. Поэтому нет, нисколько не управляет человек Духом Святым, когда крестит и молится, чтобы было сошествие Святого Духа на крещаемого. Нет, нисколько. Но человек принимает как бы необходимое, по Божьей воле, участие в этом процессе. Это важный момент, чтобы мы его понимали.
Александр Ананьев:
— «Вопросы неофита» на «Светлом радио». На них сегодня отвечает настоятель храма святого Александра Невского в городе Химки протоиерей Сергий Полтавцев. Говорим мы сегодня о том, Кто такой Святой Дух. Неофитский вопрос абсолютно. Мы с вами не так давно, в начале июня, говорили здесь в программе «Светлые истории» о детях. Так что, простите мне детскость моего вопроса. Бог-Отец, Бог-Сын. Как вы думаете, ребенок в этом треугольнике кого бы еще нарисовал?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Интересный вопрос. Очень интересный вопрос.
Александр Ананьев:
— Бог-Мать, понимаете. Когда я задумался над нашим сегодняшним разговором, я сначала подумал, что это ужасная крамола — Бог-Мать. А потом с другой стороны — секунду, секунду — а почему мы установили, что Святой Дух это непременно мужчина? Можно ли в каком-то узком смысле допустить, предположить или хотя бы позволить себе почувствовать женскую природу Святого Духа?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Да, вопрос совсем не детский. Интересный вопрос, но он очень серьезный. Вспоминаю сейчас преподобного Макария, и Антония вспоминаю, богопросвещенных святых отцов. Скажем, Антоний задавал Богу вопросы, а почему так, а почему это так. Тоже, наверное,.. ведь святого можно уподобить и ребенку. Он в своей святости, в своей простоте просто спрашивал. А Господь ему явил такой ответ: внимай себе, все, что нужно для твоего спасения, все, что нужно тебе, дано; не заходи за некие рамки, это уже не играет роли в твоем спасении, чтобы ты в этом мире жил под Божиим покровом. Я бы, честно говоря, избегал бы ответа на такой вопрос. Потому что не мне о нем рассуждать. Действительно, мне кажется, этот вопрос из области фантастики, не будем на него рассуждать. Уж извините, простите.
Александр Ананьев:
— Нет, это очень правильный ответ. Мне важно ваше мнение. Я ответ на свой вопрос получил. Давайте попробуем с остальными. Я вообще сегодняшнюю программу, с вашего позволения, назвал «Десять вопросов о Святом Духе». И вопросов у меня действительно много. От того, где и каким образом я могу, и могу ли, получить действие Святого Духа на меня, заканчивая тем, почему в мире, в России, в Москве так мало храмов и церквей, посвященных Святому Духу. Начнем с того, где и каким образом я могу получить воздействие Святого Духа на меня. Предполагаю, что вы скажете сейчас. Вы скажете, что во время таинства. Таинство это и есть соприкосновение со Святым Духом. Я правильно понимаю?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Вы правы, но я взял бы более широкий взгляд. Дело в том, что благодать Святого Духа пребывает с нами всегда. Мы ходим по этой благодати, мы живем этой благодатью, мы дышим этой благодатью. Отними эту благодать от нас, и мы замертво упадем. Поэтому сказать, что человек получает эту благодать только при совершении таинства. Да, конечно, в любой храм зайдет человек, и он просто чувствует это удивительное место, потому что там невидимо пребывает благодать Святого Духа. Но мы не будем забывать, что в человека вдунул, вдохнул этот дух, в нем Он пребывает всегда, нетленный, вечный и этот живой отблеск небесный в каждом человеке есть. Поэтому и всегда благодать присутствует вместе с ним. Другое дело, что человек может сам от себя эту благодать отодвигать. Как он живет в этом мире, как он себя позиционирует, что он творит в этом мире.
Александр Ананьев:
— То есть в этом смысле я ничем не отличаюсь от святых апостолов, двенадцати учеников Христа? Вы понимаете, куда я клоню? На них было сошествие Святого Духа, момент рождения нашей любимой Церкви. И с ними произошли невероятные метаморфозы, невероятные ощущения, самые сильные ощущения. Они заговорили на всех языках, они увидели то, что никогда не видели, они ощутили то, что никогда не ощущали. При этом, как вы верно заметили, стоит мне зайти в любой храм, и я ощущу даже не просто Святой Дух, а благодать Святого Духа. И это отдельный вопрос, чем Святой Дух отличается от благодати Святого Духа? Давайте прямо. Почему я не говорю на всех языках, как это было у апостолов после сошествия Святого Духа?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Апостольский путь был крайне тяжелым, очень тяжелым. И по мере того, как Господь открывал своим ученикам тайны Царства Небесного — заметим, что у Него было не только двенадцать ближайших учеников, у Него еще было много учеников — и по мере того, как он открывал эти тайны, от Него отпадали ученики, отходили от Него. И когда их осталось определенное количество, двенадцать учеников, и Господь говорит, не хотите ли и вы от меня отойти. На что апостол Петр говорит: ну, куда нам идти от Тебя? «Учитель благий, куда нам идти от Тебя». И они с ним остались, но это был очень тяжелый путь. Мало того, мы все знаем, что один из учеников оказался предателем, он оступился. То есть этот путь и тяжелый и очень опасный. И если брать нас, простых людей, много чего Господь нам открывает в притчах, в примерах, потому что многое мы, я даже и про себя могу сказать, что мы порой не достойны чего-то такое глобальное увидеть, потому что к этому надо быть подготовленным человеком. И мы не можем равняться на святых апостолов. По воле Божией эти ученики были рядом с Ним, они осуществили то, что на них Господь положил. У нас свое место в жизни.
Александр Ананьев:
— До сошествия на них Святого Духа они оставили Христа. После сошествия Святого Духа у них не осталось другого варианта, кроме как идти апостольским путем. Правильно ли это утверждение, или же я заблуждаюсь здесь?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Да, действительно ученики Его оставили, рядом с Ним в самый тяжелый момент, когда Господь был на Кресте, был только один ученик — Иоанн Богослов. И были женщины, жены-мироносицы и Матерь Божия. Остальные ученики все рассеялись. Но как Господь и сказал, что вы потом все соберетесь. Я, наверное, не буду здесь предполагать, что у них не было иного пути. Наверное, это радость возвращения, наверное, это радость общения с Богом. Ведь этот период жизни трехгодичной, который был вместе со Спасителем, наверное, такой след оставил в их жизни, они просто по-другому не могли поступать. И в принципе это правильно.
Александр Ананьев:
— Вот это я и имею в виду, что не осталось выбора.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Пусть будет так.
Александр Ананьев:
— Понимание, что ты не можешь иначе.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— А это уже получается некая обязанность. Почему? Потому что это некий груз, который положил... Вспомним, что практически все апостолы стали мучениками. Это же очень серьезно, это крестный путь, это путь лишений, это путь, который привел их к Богу, но через очень большие испытания.
Александр Ананьев:
— Давайте сейчас буквально на минуту прервемся, пусть у нас будет полезная информация на Радио ВЕРА. А через минуту продолжим разговор. У меня есть важный поворот нашей беседы с моим сегодняшним гостем протоиереем Сергием Полтавцевым. Не переключайтесь, это очень важный, особенно сегодня в Духов день или день Святого Духа, разговор.
Александр Ананьев:
— Кто Такой Святой Дух? Когда и каким образом мы получаем Святой Дух? Должны ли мы Ему поклоняться? И должен ли я, в свои сорок четыре, крестившись четыре года назад, ощущать присутствие Святого Духа? А если да, то как? Меня зовут Александр Ананьев. Сегодня мы беседуем с настоятелем храма святого Александра Невского в городе Химки протоиереем Сергием Полтавцевым. Отец Сергий, давайте вот такой вопрос, опять же неофитский. Слева поставим человека, который никогда не участвовал в таинствах, то есть никогда не ощущал воздействия Святого Духа. Как мы с вами определили, одно из определений святого таинства это взаимодействие человека и Духа Святого. А справа поставим человека, который регулярно принимает участие в таинствах. В чем разница между ними, что есть у одного, чего нет у другого?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Некая приближенность к Богу, конечно, влияет на жизнь человека. Но давайте мы с вами заметим, что церковный человек порой не отличается от человека не церковного. И здесь главное не то, что человек принимает таинства или нет, не важно, ходит он в храм или не ходит — понятно, что это для нас важно. Ходит ученик в школу, для нас это важно, он обучается. Приходит человек в храм Божий не потому, что это угодно священнослужителям, а потому что там он, образно говоря, духовно растет, он обучается. Но... Но Царство Божие это не какое-то место, некая территория, и человек хочет попасть в Царство Небесное, но это будет потом, а сейчас Царство Небесное, где это? Это в сердце человека.
Александр Ананьев:
— «Внутрь нас есть».
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Это «внутрь нас есть». Это сердце человека. И один человек, который, может быть, в храм и не ходит, но настолько у него сердце открыто Богу, настолько у него сердце наполнено радостью, любовью, настолько сердце его отзывчиво на беду человеческую, что он гораздо ближе к Богу, чем тот, который ходит в храм. И поэтому на этот вопрос, чем отличаются эти два человека, нельзя какую-то математическую зависимость проводить. Вот этот человек ходит в церковь, церковный, он лучше, а этот обязательно хуже. Ни в коем случае.
Александр Ананьев:
— Тем самым мы предполагаем необязательность участия в таинствах, потому что и без них можно ощущать присутствие Бога, идти в сторону Бога и быть святым человеком. Мне очень понравилось ваше сравнение со школой, но в школе все ученики разные, и процессы там все разные. Кто-то хорошо знает математику, кто-то математику знает средне, а кто-то плохо. Это допустимо. Воздействие Святого Духа не может быть — много или немножко, оно абсолютно. Оно — да, есть или да, нет. Оно не может быть много или мало. Мне важно понять, что происходит в момент соприкосновения человека со Святым Духом во время таинства, и должен ли я что-то ощутить. Я прихожу в храм, я принимаю участие в таинствах, и все время жду каких-то ощущений. Я это не отщелкиваю внутри, не говорю об этом вслух, но внутри меня есть маленькое-маленькое сожаление, что я ничего не почувствовал, а так хочется. Как апостол, почувствовать.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Наверное, здесь нужно сказать, что у Святого Духа есть дары, то есть проявления, которые может чувствовать человек, когда он получает эту благодать, благодать Святого Духа. У меня такие проявления тоже были в жизни. Они, с одной стороны, есть такие яркие, с другой стороны, как вы говорите, я ничего не почувствовал, но все равно, даже та тишина, тот покой в душе человека и в сердце, когда он побывал, например, в храме, чувствуется практически всеми. А дары, еще пророк Исайя обозначал эти дары, это было еще ветхозаветное время. Дары: дух премудрости — очень интересно, да? — разума дух, крепости, страха Божия, терпения. А апостол Павел, например, пишет: «Плоды святого духа: любовь, радость, мир, долготерпение». Святой Дух ревнует о человеке, Он хочет, чтобы человек... Давайте школу вспомним. Нужно хорошо учиться, для этого нужно заниматься, надо заставлять себя. Может быть, тоже какое-то сравнение не совсем удачное, что значит заставлять? Нам нужно раскрыть свои таланты, нужно развиваться, нам нужно готовиться к взрослой жизни. А Дух Святой ревнует о человеке, чтобы человек был лучше, чище, светлее. И вообще Дух Святой готовит человека к будущей жизни. Дух Святой хочет, чтобы человек, прожив и пройдя по земле свой жизненный путь, в итоге приобрел эти плоды и с этими плодами пришел в Царство Небесное. Понимаете? Поэтому если человек чувствует сострадание у себя в душе, если человек чувствует любовь, если человек, например, с терпением относится. На него раздражается кто-то, а он про себя говорит: нет, я буду терпеть, не буду отвечать на зло злом, я потерплю лучше, Господи дай мне терпение. Это проявление плода Святого Духа. Получается, что Дух Святой помогает человеку в этой жизни.
Александр Ананьев:
— Другими словами... Я услышал, я все пытаюсь найти понятные мне определения. Если бы не Святой Дух, я, вот такой, какой я есть, ничем не отличался бы от золотой рыбки в аквариуме. И был бы у меня и мозг, я бы ел и плавал, и размножался бы, но не было бы у меня сострадания, любви, не просыпался бы во мне голос совести, не обращался бы я к Богу, а просто бы существовал. А благодаря Святому Духу, у меня есть возможность поговорить об этом с вами сейчас, чего не может сделать золотая рыбка, даже если бы захотела.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Ну, золотая рыбка, извините, в другом статусе по отношению к Богу. Ведь человек это высшее создание Божие, человек действительно создан, чтобы быть сотворцом, чтобы быть помощником, чего не скажешь о золотой рыбке.
Александр Ананьев:
— Ну, жирафа возьмем. Он гораздо более красивый, чем я.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Нет, нет. Конечно, человек это удивительное создание Божие, просто удивительное. Ведь Господь нас приготовил для вечности, Господь нас приготовил для того, чтобы мы всегда были с ним. И мы действительно будем существовать вечно, действительно так. Но там, в этой вечности мы должны быть готовы к той жизни, а готовность к той жизни должна вырабатываться сейчас через эти дары Святого Духа.
Александр Ананьев:
— Еще одно сравнение мне пришло в голову. Одно время я увлекался пошивом кукол для кукольного театра, такие куколки, которые на руку надеваешь. И вот Бог-Отец, мне сейчас показалось, это тот, кто шьет эти куклы. Своими руками, включает настольную лампу, музыку и шьет эти куклы, создает. А Святой Дух это Его рука, который надевает эту куклу Себе на руку и кукла оживает. Без этой руки это будет тряпочка симпатичная просто лежать, а тут она начинает разговаривать, делать что-то. Не абы что. Хотя кажется со стороны, что вроде как она сама решает, что говорить, куда идти, но все по воле Божьей. Как вам сравнение, оно, по-моему, прекрасно?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— А я, можно, добавлю. Я сразу же вспомнил замечательную сказку Пиноккио.
Александр Ананьев:
— Про мальчика, который мечтал стать человеком. Это же изложение Евангельское практически.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Да, совершенно верно. Деревянный мальчик, который идет по жизненному пути вместе со сверчком, со своей совестью, который пытается его вразумить, от каких-то ошибок уберечь.
Александр Ананьев:
— Сверчка-то он убивает.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Нет-нет, сверчок там, слава Богу, жив. Я имею в виду, как этот мальчик деревянный становится настоящим человеком? Он жертвует собой. Проявив любовь к папе Карло, пожертвовав собой, он оживает и становится самым настоящим мальчиком. Какая глубокая заложена мысль, правда?
Александр Ананьев:
— Там тяжелые истории. Это одна из моих любимых книг в детстве была, мне было жутко и интересно ее всегда читать. Самым ярким персонажем этой книги была женщина с голубыми волосами, такой прообраз Богородицы, которая любила Пиноккио, несмотря ни на что, плакала, когда с ним приключалась очередная неприятность, и самое главное, именно уход ее разбудил в сердце деревянного озорника настоящее раскаяние. У меня до сих пор перед глазами жуткая картинка для детской книжки — надгробный камень, а там еще итальянские иллюстрации были, надгробный камень, трава какая-то растет, ворон сидит, и мальчик плачет у этой могилы. Невероятные абсолютно ощущения с детства.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Замечательная сказка. Дух Святой помогает нам идти по жизни, и как сказал Господь, что «Я упрошу Отца и пошлет Он Духа Святого и Он возвестит вам о грехе, о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня...» То есть такой Дух-Наставник. «О правде, что Я иду к Отцу Моему Небесному; а о суде, что князь мира сего будет изгнан вон». То есть Дух совершит здесь некую работу, и Он очистит человека, Он будет очищать человека, Он будет пытаться достучаться в сердце каждого человека.
Александр Ананьев:
— Совершит или совершает?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Совершает, конечно же. Бог был, есть и будет, и Он неизменен, Он в вечности, поэтому Он всеведущ, Он всемогущ.
Александр Ананьев:
— Опять же непонятно, отец Сергий. В апостольские времена действие Святого Духа было осязаемо и зримо. Не было никаких сомнений, что это Святой Дух. Сейчас же оно не зримо, как Сам Бог. Будь оно зримо, наверное, я предполагаю, говори Он нам все то, о чем вы сейчас говорили, не было бы того безумия, которым сейчас наполнен мир, не было бы тех страданий, которыми он наполнен. Что изменилось с тех времен с апостольских, когда Святой Дух был зрим и осязаем, и почему даже зримость и осязаемость Святого Духа не избавила мир тогда от всех страданий, их же тогда было тоже не мало, и не избавляет сейчас.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Вы точно совершенно подметили, что в то время, когда Господь ходил по земле Своими пречистыми стопами, и когда Он просвещал, не все были готовы Его слышать. Да, за Ним ходили толпы людей, да в одном месте Он накормил, ученики Его по Его повелению накормили пять тысяч человек, в другом четыре тысячи человек. Но ведь, действительно, не все были готовы Его слышать и услышать, а были такие, которые хотели Его убить, что в итоге и произошло. А сейчас, конечно же, мир вообще — не очень хочется на эту тему говорить — но очень сильно поврежден. А что касается того, что действительно, если бы сейчас были такие чудеса... Тогда я могу встречный вопрос задать: а зачем? Ведь нам все дано для спасения. Может, немножко непонятен такой встречный вопрос. Действительно, человек увидел бы какое-то чудо и уверовал бы. А вот это вопрос — а уверовал бы или нет? Я очень сильно сомневаюсь. Человек говорит: я хочу. Как тот апостол Фома, Фома неверующий, мы говорим. Ему говорят: мы видели Господа воскресшим, он говорит: не верю. Ну, как он не верил, да и остальные апостолы не верили, ведь об этом Господь Иисус Христос своим ученикам открытым текстом говорил, что «Мне надлежит быть убиту и воскреснуть», а они Ему не верили. Что сейчас произошло в мире, и можно ли сказать, что если сейчас увидят такие чудеса, как воскрешение, исцеление, а эти чудеса присутствуют?.. Мы знаем, что бывают и такие люди, которые вдруг оживают не через пять минут, когда еще физиологический процесс так далеко не зашел, а через сутки, через трое, действительно такие чудеса бывают. И что сейчас изменилось? Хотят ли люди верить. Я привожу такой пример. У нас храм в Химках находится рядом с Химкинской Мегой. Мега супермаркет очень крупный, комплекс торговый. Мы так шутим: у нас храм, а есть Мега-храм, у нас воскресенье мало людей в храме, а где все люди? Они в Мега-храме. И действительно невозможно даже поставить машину, потому что этот комплекс пользуется популярность, конечно же. Приезжают туда люди и что-то купить, и отдохнуть, и в кино сходить, и детей повеселить. То есть, понимаете, что я хочу сказать. Наверное, не нужно... Мы можем что-то предполагать, но Господь Сам знает, что делает. Господь Сам подает Свои дары, тогда Он подавал в таком обилии, чтобы людей как можно больше уверовало. Тогда люди были верующими, например, другой религии, например, иудаизм, не было еще ислама. Были люди совсем не верующие, еллины, предположим, язычники. Кто-то веровал в дерево, как друиды, кто-то в камень верил, как у Высоцкого в песне в той. Человек неверующий был крайне редок. Сейчас можно сказать, что человек неверующий это некая стандартная ситуация.
Александр Ананьев:
— Не верю я, что есть неверующие люди.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Нет, конечно же, если человек окажется на корабле, который тонет в море, не дай Бог, то все вспомнят Бога. Это же не выход из положения. Ну что, Богу надо всех загнать на корабль, который будет тонуть? Почему в совершенно стандартной ситуации, в нашей спокойной жизни человек не хочет верить? Почему он так относится? Наверное, такие условия создались в нашей цивилизации. Тоже привожу такой пример. Заболела у человека голова, таблетку проглотил, хуже стало, скорую вызвал, нужно тепло, а зачем, батарея греет, только заплатил коммунальные услуги. Если мы вспоминаем древность, тогда человек видел проявления, которые он не мог объяснить, ему было очень трудно жить и трудно выживать. Он понимал, что он практически не может повлиять на этот мир. А сейчас мы доросли до того, что какое-то время назад мы реки поворачивали, что мы пуп земли, в космос полетели, мы можем быть хозяином.
Александр Ананьев:
— Есть у меня ощущение, дорогой отец Сергий, что иные времена приходят, когда отвернутся люди от этих в кавычках «Мега-храмов» по ряду причин. Во-первых, не будет в этих Мега-храмах того, к чему люди привыкли, а во-вторых, от страха и в поиске спасения вернутся они в храмы настоящие.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Хочу маленькую ремарочку, заметочку такую сказать. Человек живет в деревне, например, вот это его дом, это его огород, и он удивляется, да, что же там какое-то растение, предположим, чистотел, так много растет, там нет, там нет, а тут... А оказывается, что... Попытаюсь объяснить. По воле Божией так получается, что здесь растет этот чистотел, потому что ему это растение нужно, потому что при его заболевании ему нужно получать настой этот. Он об этом еще не знает. Он не думает, ему об этом еще не сказал тот человек, который ведает всем этим, растения знает. Но сам факт, есть и такие неслучайные случайности, нужно только их увидеть. И то, что вы сказали, да, действительно, есть такой взгляд, что Господь попускает что-то, чтобы мы одумались, чтобы мы пришли в себя, чтобы мы по-другому взглянули на положение человека здесь на земле, что мы из себя представляем. Это очень глобальные вопросы. Человек в этом информационном потоке о многом не хочет задумываться даже.
Александр Ананьев:
— «Вопросы неофита» на «Светлом радио». Мы продолжаем разговор с настоятелем храма святого Александра Невского в городе Химки протоиереем Сергием Полтавцевым. Евангелие от Луки, глава 12, стих 10: «Всякому, кто скажет слово на Сына человеческого, прощено будет, а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится». Почему именно так расставлены акценты, именно на Духа Святого, не на Христа, не на Бога, а именно на Святого Духа?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— У человека в жизни должно быть что-то такое, что для него является по-настоящему...
Александр Ананьев:
— Святым.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Как у древних племен такое выражение — табу. Не трогай и все. Сам Иисус Христос, придя на землю, настолько смирился, настолько пришел в уничижение, что даже по воле Божией, конечно, но Он допустил, что Ему пришлось даже взойти на Крест и претерпеть страдания и хуления, оскорбления, биение. Но что-то должно быть у человека, что будет для него абсолютно святым и неприемлемо, чтобы человек забывал в этой жизни, что все ему подвластно, все ему разрешено. Вспомним, например, как Адаму Господь сказал: вот от любого дерева ешь, вот плоды, а это дерево не трогай. Должно быть что-то такое, чтобы было закрыто от человека. Может быть это не объяснение, но я себе мыслю так.
Александр Ананьев:
— По ощущениям есть некая иерархия, по крайней мере, последовательность в наших молитвах определенная: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух. Первое, второе и третье. Во-первых, первая часть вопроса, действительно ли есть такая иерархия, иерархия главенства, по логике-то есть. А второе, почему же тогда именно хула на Святого Духа является таким страшным непростительным грехом? Получается не на самого главного.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Вопрос очень серьезный. Он нуждается в глубоком осмыслении. Все три Лица Святой Троицы равнозначны, потому что мы говорим об одном Творце, о Боге. Бог-Создатель, Бог-Отец. Бог-Сын, Слово, Которое пришло в мир для нашего спасения. И Бог-Дух Святой, Который ведет нас в Царство Небесное, водительствует нас. Опять подчеркну, Бог один, Он един.
Александр Ананьев:
— То есть, иерархии нет?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Иерархия вообще в созданном Богом мире есть и строгая. Что касается Самого Творца-Бога, нам много что закрыто, мы много чего не можем себе объяснить, но я, может, для себя подчеркну и скажу, что это совсем не значит, что мы можем хулить Бога-Отца и Бога-Сына, и нам это как бы сойдет с рук. Но водительство Святого Духа, помощь Его для нас очень важна. У ребенка, например, папа и мама, и папа любимый и мама любимая, совершенно не значит, что он кого-то меньше любит. И, конечно же, он должен с любовью относиться и к папе и к маме. Наверное, так и мы должны относиться к Своему Создателю, к Богу, может быть, сильно не различая Лица. Но водительство Святого Духа, присутствие Его при нас всегда, повсеместно. Бог есть Любовь, кто любит Бога, тот соблюдает заповеди, тот живет по Его оставленным нам правилам. А если мы начинаем жить неправильно, если мы начинаем нарушать правила, то получается, что Дух Святой от нас отходит, мы теряем защиту Бога. Может быть, поэтому.
Александр Ананьев:
— Дорогой отец Сергий, я заглянул в интернет, и интернет дал мне ответ на мой вопрос. Храмов и церквей, посвященных Святому Духу, критически мало. Я насчитал двадцать девять по всему миру, половина из них за границей. В то время как одному святителю Николаю посвящено огромное количество храмов, и, конечно же, не поднимется даже мыслишка за то, что святитель Николай важнее Святого Духа, да ни в коем случае. Но почему Святому Духу посвящено так мало храмов?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— На этот вопрос прямого ответа у меня нет. Потому что здесь тоже касательно нашей человеческой природы. Мы живем на земле, перед собой видим то, что нас окружает. И нас окружают — не явно перед глазами, а вообще — окружают святые, которые нам ближе по-человечески.
Александр Ананьев:
— Понятнее.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Понятнее, да. Был этот святой, жил он на земле — батюшка Серафим Саровский, святитель Николай Угодник, блаженная Матрона — они были среди нас, не в наше время, раньше, но, тем не менее, это были такие же люди, как мы. Они своей святой жизнью угодили Богу. Они в Царстве Небесном. Мы к ним обращаемся как к заступникам, по их молитвам происходят чудеса и помощь идет. Наверное, это более запечатлевается в нашей душе, в благодарность этим святым строятся храмы, посвящаются им. Я замечу, что вы острую тему подняли. А может быть, действительно, больше строить храмов в честь Святого Духа?
Александр Ананьев:
— Последний вопрос, символ Святого Духа ведь белый голубь?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Да, конечно. Святой Дух явился в виде голубя при Крещении Господа Иисуса Христа. Но у Него и другое было явление Святого Духа.
Александр Ананьев:
— Луч света?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Облако. На горе Фавор. И ветер. Как было схождение Святого Духа на апостолов? Они услышали шум ветра, который влетел в их дом и языки почили. Огонь, это ведь тоже символ.
Александр Ананьев:
— Все стихии?
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— В общем-то, да.
Александр Ананьев:
— Спасибо вам большое, дорогой отец Сергий. Сегодня мы беседовали с настоятелем храма святого Александра Невского в городе Химки протоиереем Сергием Полтавцевым. С праздником вас.
Протоиерей Сергий Полтавцев:
— Спаси Господь. И всех вас тоже с праздником. Спасибо большое.
Александр Ананьев:
— Александр Ананьев. Радио ВЕРА. Всего доброго.
Все выпуски программы Светлый вечер
Сказ о том, как Владимир Даль словарь составлял
Многие знают имя Владимира Ивановича Даля как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а некоторые имеют эту книгу в своей библиотеке... Я же хочу рассказать пару историй о том, как Владимир Иванович свой словарь создавал. Начну с того, что Даль по первому образованию — морской офицер, мичман. Прослужив 6 лет на корабле, он решил сменить род деятельности и... — выучился на медика. Став хирургом, Владимир Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов в качестве полевого врача. И если мы с помощью фантазии перенесёмся в то время и в место его службы, то увидим удивительную картину: возле госпитального шатра стоит верблюд, навьюченный мешками. А в мешках — исписанные Владимиром Далем листки. Здесь, в этих свитках — настоящее сокровище: слова, пословицы, сказки и прибаутки, собранные военным врачом в беседах с простыми служаками. Очарованный с юности красотой и меткостью русской речи, общаясь с матросами и солдатами, Владимир Даль записывал забавные сюжеты и не знакомые ему русские слова. В пору врачебной службы его записи составляли уже немалый объем. Поэтому начальство и выделило ему для перевозки верблюда. Правда, Даль чуть не потерял все свои богатства, когда верблюд внезапно попал в плен к туркам. Но обошлось — казаки отбили. Так вот получилось, что гордый корабль пустыни возил на своём горбу бесценное русское слово.
В течение жизни Даль записывал не только слова, но и сказочные сюжеты. В итоге его увлечения появилась книга сказок. Будучи в Петербурге, с экземпляром этого издания Даль направился прямиком... Ну конечно, к Пушкину! Там, у поэта дома они и познакомились. Пушкин сказки похвалил. Но более всего восхитился он далевским собранием русских слов. Особенно понравилось Пушкину слово «выползина» — сброшенная змеиная шкурка. Так Александр Сергеевич впоследствии и стал в шутку называть свой сюртук. Именно Пушкин уговорил Даля составить словарь. Благодаря этой встрече мы можем держать в руках словарь Даля, погружаться в стихию живой русской речи того времени и пополнять свой лексикон интересными словами. Например, узнать, что такое «белендрясы» и «вавакать, «мимозыря» и «жиразоль».
Приятного чтения, друзья!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.