22 июня 1941 года. Четыре часа утра. В приёмной Сталина раздаётся телефонный звонок. Один, другой, третий... Наконец, сонный секретарь поднимает трубку. «Кто говорит?» — «Начальник Генерального штаба Жуков. Прошу срочно соединить меня с товарищем Сталиным. „Сейчас?!“ — удивляется секретарь. — Вы на часы смотрели? Товарищ Сталин спит!» — «Будите немедля, — голос Жукова твёрд и решителен. — Немцы бомбят наши города. Началась война». Так советский полководец Георгий Константинович Жуков вспоминал события того рокового утра — начала Великой Отечественной войны.
Маршал Победы — так звали и до сих пор продолжают звать Жукова в народе. Военачальник одерживал победы там, где это порой казалось невозможным. Важнейшие, переломные сражения Великой Отечественной Войны связаны с именем маршала Жукова. Среди них — оборона Ленинграда и взятие Берлина. Почитаемый старец ХХ века, архимандрит Кирилл (Павлов), сам прошедший Великую Отечественную, однажды сказал: «В прежние времена Господь воздвигал для России Суворова, Кутузова. В наше время Георгий Жуков — это была милость Божия. Мы обязаны ему спасением».
Одна из самых ярких и значимых страниц военной биографии маршала Жукова — без сомнения, легендарная битва за Москву 1941-1942 годов, изменившая ход войны. «Это были грозные дни», — писал Георгий Константинович в своих мемуарах. Обстановка на подступах к столице складывалась критическая. В результате разгрома фашистами Западного, Резервного и Брянского фронтов, на московском направлении практически отсутствовала оборона. Противник уверенно шёл к Москве, не встречая преграды. Немецкое командование было уверено, что судьба города предрешена. Но Жуков сказал тогда: «Москву мы не сдадим. Костьми ляжем, но не сдадим». И сдержал своё обещание.
Уверенность, энергичность и целеустремленность Жукова вселяла в солдат веру в победу. Он мог не спать десять суток подряд, но сохранял бодрость и присутствие духа. В те дни с Георгием Константиновичем встречался маршал Константин Рокоссовский. Позже он рассказывал: «Жуков принял на себя бремя огромной ответственности, но был спокоен. Во всём его облике угадывалась сильная воля». Жукову удалось остановить передовые части противника и выиграть время, чтобы усилить оборону столицы войсками, оперативно переброшенными под Москву с других фронтов. Он предугадывал манёвры неприятеля и на несколько шагов опережал его. В результате уже через три месяца советские войска перешли из обороны в контрнаступление, а затем обратили немцев в бегство. Битва за Москву прославила Георгия Константиновича Жукова. Но он никогда не присваивал себе лавры победы. «Враг разбился о железную стойкость, мужество и героизм солдат, за спиной которых был их народ, столица, Родина», — подчёркивал Жуков.
В течение года с момента окончания войны Жуков возглавлял Советскую военную администрацию в Германии. Своим коллегам Георгий Константинович не уставал повторять: они здесь не для того, чтобы мстить, разрушать и подавлять, а для того, чтобы помочь немецкой нации зачеркнуть позорное прошлое и построить светлое будущее. Но прежде всего, светлое будущее он подарил своей родной стране. На склоне лет маршал Победы писал в своих мемуарах: «Для меня главным всегда было служение Родине, своему народу. Дни моих самых больших радостей совпали с радостями Отечества. Тревоги Родины всегда волновали меня больше, чем личные. С чистой совестью могу сказать: я сделал всё, чтобы выполнить свой долг».
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия