
В конце 2014-го года в социальных сетях Донецка появилась страничка с детской ладошкой на аватарке. Общественная организация «Мы» — добровольное объединение граждан для поддержки нуждающихся. «Если вы знаете о ком-то, или сами нуждаетесь в какой-либо помощи — сообщайте нам. Мы будем стараться максимально быстро помочь», — сообщалось в первой же записи. За этими словами стоял человек, которого близкие и друзья называли не иначе, как добрым ангелом — Мария Владимировна Пирогова.
Впрочем, для всех она была просто Машей. Молодой, целеустремлённой, доброй, чуткой, отзывчивой. И горячо любящей свою Родину. Когда Донбасс оказался отрезанным от снабжения, Мария не смогла оставаться в стороне. Столько народа нуждалось в поддержке! Кто-то голодал. Кто-то лишился крова. Кто-то потерял близких. Всем этим людям обязательно нужна была помощь! Так появилась волонтёрская организация «Мы». Мария Пирогова стала её основателем. Машу и нескольких ребят-единомышленников, которые откликнулись на её призыв помочь ближним, в шутку называли «мышками». Может быть потому, что добрые дела, которые в столь непростое время были сродни подвигу, они делали тихо, скромно, безо всякой шумихи. А в соцсетях на страничке организации каждый день появлялись слова благодарности от тех, кому удалось помочь. «Спасибо большое, Мария Пирогова, за то, что Вы помогли в приобретении продуктов для семьи!», «Огромная благодарность за помощь в стройматериалах для восстановления дома», «Благодарим от души за детские подарки».
Чего стоила Марии помощь людям в условиях блокады и войны, знали немногие. А она каждый день рисковала жизнью, пробираясь на видавшем виды автомобильчике, под завязку нагруженная продуктами, лекарствами, детским питанием. Друзья и соратники поражались: Маша всегда знала, как живут люди, что им нужно прямо сейчас, и с готовностью шла на риск ради земляков. «Сколько тепла она принесла», — с восхищением говорят о ней коллеги.
В 2018 году Марию Пирогову избрали депутатом Народного совета Донецкой республики. На официальном посту девушка продолжала заниматься волонтерской деятельностью. Ездила по городам Донбасса с гуманитарными миссиями — часто под обстрелами... Люди со слезами на глазах благодарили Машу. Главным для них были даже не те жизненно необходимые вещи, которые она, с риском для собственной жизни, доставала и привозила. А душевное тепло и поддержка, которую измученные, но не сломленные жители республики получали от светлой, позитивной девушки. Маша для каждого находила нужные слова.
6-го декабря 2022 года центр Донецка попал под обстрел противника. Пострадали Спасо-Преображенский кафедральный собор, Художественный музей, рынок, автовокзал, жилые дома. Мария Пирогова в тот день направлялась в Донецкий городской молодёжный центр. Девушка была ещё и творческой натурой — окончила Донецкую музыкальную академию по классу джазового вокала, потрясающе пела и сочиняла. Она шла в Молодёжный центр на запись своей новой песни, посвящённой родному Донецку. Была уже на пороге, когда на здание обрушились «Грады»... Маша погибла под ударами реактивных снарядов. Ей было 29 лет. Указом Президента России Мария Пирогова была посмертно награждена Орденом Мужества.
Короткая жизнь Марии Пироговой стала истинным служением ближнему. Простая, улыбчивая донецкая девушка смогла обогреть десятки тысяч людей. Маша говорила: «Нас очень много у матушки России. И у нас у всех одна цель, одна мечта, одна Родина — одна душа!»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело