
«Если бы у меня было не две, а хотя бы три буквы», — говорит частица БЫ, — «я бы такое сказала!» Ах, эта частица БЫ, какая она — мечтательница! Вечно ей хочется того, чего нет.
Так забавно высказался современный писатель Феликс Кривин в своей грамматической сказке о служебных словах. И правда, частицу БЫ можно назвать мечтательницей, ведь она помогает образовать условное наклонение глагола. Так называется форма выражения того, что могло бы случиться, но только при определённых условиях. Поехал бы, почитал бы, выучил бы, подарил бы.
Насколько же часто мы употребляем подобные фразы? Возможно, это зависит от нашего отношения к себе и к миру. Частое использование условного наклонения говорит о том, что человек не верит в свои силы и не хочет потрудиться для достижения цели. Поэт Эдуард Успенский с юмором показал подобную ситуацию в стихах:
Если был бы я девчонкой —
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, Сынок!»
Конечно, нам смешно. Но признаемся, подобный подход к жизни встречается у многих из нас.
Значит ли это, что мечтательную частицу БЫ нужно убрать из употребления? Конечно же, нет. Во-первых, потому, что иногда помечтать тоже хорошо. Только пусть это будут не просто мечты, а планы и цели.
К тому же частица БЫ может помочь в общении: она позволяет мягко высказать просьбу или повеление. Например: «Не могли бы вы открыть дверь». Вместо резкого отказа также можно использовать условное наклонение: «Я бы пошла с тобой в театр, но у меня другие планы».
А также смягчить критику: «На твоём месте я бы сделал это иначе».
Итак, в русском языке есть удивительное грамматическое явление — условное наклонение глагола. Как и зачем мы его употребляем — зачастую говорит о нашем характере и способе общения с людьми.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
17 июля. О личности и подвиге Благоверного князя Андрея Боголюбского

Сегодня 17 июля. День памяти Благоверного князя Андрея Боголюбского, жившего в двенадцатом веке.
О его личности и подвиге — игумен Лука (Степанов).
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский, страстотерпец, был сыном основателя Москвы — Юрия Долгорукого, а его дедом был великий по служению своему и благочестию Владимир Мономах. И, видимо, как раз от деда воспринял князь Андрей удивительное боголюбие в церкви, усердие, отразившиеся впоследствии уже в великих соборах им воздвигнутых, в великой милости Божьей к нему.
Сама Богородица благословила его своим появлением на написание чудного её образа, боголюбивого, по которому и его собственное наименование осталось в истории — Андрей Боголюбский. Его служение происходило в непростое время, он послужил централизации власти, собиранию Отечества нашего.
Во Владимире им возведены Успенский собор, множество других церквей и монастырей и шедевр не только русской, мировой церковной архитектуры — Церковь Покрова на Нерли, и поныне украшающая нашу землю русскую и воодушевляющая к любви, к традиции древней, к церковной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 июля. О творчестве Анны Петровой Зонтаг

Сегодня 17 июля. В этот день в 1785 году родилась детская писательница и переводчица Анна Петрова Зонтаг.
О её творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Главное её произведение — «Священная история. Избранные сюжеты для детей из Ветхого и Нового Заветов». Классическая книга до 1917 года, передававшаяся несчётное число раз. Это значит, что многие поколения русских людей в империи воспитывались на слоге и слове Анны Петровны. Другое её популярное сочинение — «Подарок детям в день Святого Воскресения».
Примечательно, что дядюшкой Анны Петровны Зонтаг был Василий Андреевич Жуковский, который, собственно, и рекомендовал племяннице заняться художественной литературой и всячески ободрял её на творческом пути.
Ныне книжки Анны Петровны Зонтаг известны лишь библиофилам. Но, может быть, после нашего светлого воспоминания о ней кто-то из слушателей поинтересуется и найдёт «Подарок детям к Христову Воскресению», «Сюжеты из Ветхого и Нового Завета» и оценит по достоинству высокий русский литературный язык, позволявший называть произведения образованных авторов XIX века изящной словесностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 129 зач., III, 18-23.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы знаем, что такое борьба за существование, и практически все в ней в разной степени участвуем. Одни активно и даже агрессивно выгадывают себе лучшее место под солнцем, другие стремятся быть честными и существовать за счёт своего труда, ничего не требуя и даже больше жертвуя, чем отнимая у других. Интуитивно большинству из нас понятно, что второй подход ближе к христианскому взгляду на мир, чем первый. Но почему это так? Каковы богословские основания этой интуиции? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
19 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
20 И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.
21 Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:
22 Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее,- все ваше;
23 вы же — Христовы, а Христос — Божий.
Несколько лет назад в книжном магазине я открыл одну из бесчисленных книг по саморазвитию и организации собственной жизни. Иногда бывает полезно посмотреть, чем живут и к чему стремятся светские люди. Книга представляла собой определённую схему, в которой надо строить планы по самоусовершенствованию, а потом подводить итоги, и снова строить планы. Таким образом человек оказывается должен всё время достигать целей, делать жизнь осмысленнее, гармоничные и лучше. Интересно, что в этой книге никто не планировал болеть, стареть или умирать, никто не планировал в ней финансовых кризисов, конфликтов, свадеб, разводов... В этой книге как будто бы не учитывались живые люди, которые выглядели лишь фоном для построения своей индивидуальной траектории. Но самое главное, в этой книге не учитывался ни Бог, ни Его воля, ни Его замысел о мире.
Отрывок из первого послания Коринфянам, который мы сейчас услышали, начинается с очень короткого и в то же время ёмкого призыва. Апостол Павел говорит: «Никто не обольщай самого себя», то есть не думай о себе много, помни, что ты не сможешь выстроить никакой идеальный траектории, ты не можешь рассчитать ни своего здоровья, ни влияния других людей на твою жизнь, ты не сможешь предугадать всех сложностей, не сможешь быть настолько мудрым, чтобы всё учесть. Понимая это, апостол Павел пишет, что мир, который предлагает свою мудрость и идеальные траектории, на самом деле ошибается сам и обманывает людей, которые ему доверяют. Такая «мирская мудрость» с бесконечным планированием с точки зрения Бога просто суетное безумие, пустое, тщетное и бесплодное. Это, кстати, не говорит о том, что нельзя планировать обычной деятельности, планировать поездки и встречи. Апостол Павел тоже строил планы. Речь о другом. Нельзя считать, что ты способен сделать свою жизнь сам.
Со своей стороны, апостол Павел призывает перестать хвалиться людьми, искать себе кумиров, гуру, руководителей, которые обещают за несколько этапов привести человека к светлому будущему, сделать его самыми эффективным, самым сильным, самым развитым. Вместо этого апостол призывает не хвалиться людьми, а надеяться на Бога. Причём он формулирует это очень интересно: «итак, никто не хвалитесь, так как всё ваше», то есть всё Господь уже дал вам на пользу. У вас есть духовные наставники, есть мир, жизнь и даже смерть. Последнее выглядит очень странно, так как с точки зрения светского общества смерть — страшное и бесполезное явление, от которого один ужас и тоска и никакой пользы. Но апостол Павел говорит, что человек, который доверился Богу, во многом и даже в смерти может увидеть спасительную перспективу. Есть только одно условие: сам он призван стать Христовым и вместе со Христом и во Христе становится Божьим.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов