
Второго мая 1945-ого года в Берлине, занятом советскими войсками, состоялось первое выступление русских артистов. Когда на площадку вышла Лидия Русланова бойцы стали скандировать: «Ва-лен-ки! Ва-лен-ки!». Так называлась самая знаменитая песня Руслановой. И Лидия Андреевна объявила: «А сейчас „Валенки, не подшиты, стареньки“, которые до самого Берлина дошагали!».
Она умела петь так, что зрители от песни к песне то смеялись, то грустили, то плакали, а то пускались в пляс. Искусством пения Лида начала овладевать с шести лет, когда осталась сиротой. Девочка пела, как тогда говорили «за подаяние». Ходила с сумой из одной деревни Саратовской губернии в другую. А потом на малышку обратила внимание сердобольная чиновница. Она забрала Лиду в Саратов и определила её в приют, где была церковно-приходская школа и, главное, церковный хор, в котором Лида стала солисткой. Весь город стремился её послушать. Люди говорили: «Идём сегодня на Сироту. Уж больно хорошо поёт» и называли её «маленьким ангелом».
К семнадцати годам Лида была уже опытной певицей. Во время Первой мировой войны она служила сестрой милосердия в санитарном поезде. В Гражданскую выступала перед бойцами Красной Армии, блестяще исполняя русские народные песни, которых знала сотни. В 1924-ом году Русланову пригласили работать в Москву. Лидию приходили слушать рабочие, учёные, учителя, медики, военные. Она объездила с концертами всю страну. И везде люди брали кассы с боем, чтобы послушать царицу русской народной песни.
В 39-ом году началась советско-финская война. Русланова выехала на позиции. Пела перед бойцами в 30-ти градусные морозы. Из точки в точку приходилось ездить на дрезинах, на санях, иногда на лыжах. А спать — в промёрзших фанерных домиках. Потерять голос в таких условиях можно было очень легко. Но Русланова держалась. Всего за 28 дней концертная группа, в которой она состояла, дала больше сотни концертов!
Это было малой толикой по сравнению с тем, что сделала певица в Великую Отечественную. С первых же дней войны Лидия Андреевна надела военную форму и вошла в состав фронтовой бригады. И до самой Победы пела на передовых позициях. Выступала под обстрелами, в блокадном Ленинграде, в окопах, землянках, госпиталях.
Лидия Андреевна помогала фронту не только песнями. На деньги, заработанные ещё в мирное время, она купила две батареи «катюш» и подарила их миномётному полку. Среди наград артистки был орден Красной Звезды. Им Русланову наградили за трёхчасовой концерт. Командование попросило её петь тогда как можно дольше и усилило звук с помощью походной радиостанции. Песни были прекрасно слышны на позициях врага. И немцы так заслушались, что прекратили обстрел. За время того концерта наши войска успели провести передислокацию и начали наступление. Об этом подвиге Руслановой писали многие газеты.
Писали и о другом эпизоде. Он произошёл под Вязьмой. Лидия Андреевна попала к разведчикам. Спела им, и они ушли на задание. А ночью одного из них принесли на носилках — парень был ранен, звал маму в бреду. Русланова взяла за его руку и тихо спела колыбельную. Вскоре солдата увезли в госпиталь. Прошло полгода и во время одного из концертов в лесу к артистке кинулся боец: «Мама! Я узнал, я помню, это вы мне пели, когда я умирал». Разведчик уверял, что именно Лидия Андреевна спасла ему жизнь. У них была и третья встреча. Боец снова лежал раненый, а она снова держала его за руку, слушая слова: «Теперь я верю, что доживу до Победы, если нашёл вас, если, раненый, дополз». Он сдержал слово и дошёл до Берлина. И вместе со всеми слушал концерт Руслановой, который она дала на ступенях поверженного Рейхстага.
«Гвардии певица», как называли Русланову, никогда не могла забыть войну. А про добрые дела Лидии Андреевны в годы Великой Отечественной, о том, что она дала более тысячи фронтовых концертов, не могли забыть не только те, для кого она тогда пела, но и их дети. Уже в шестидесятые годы, поэт Евгений Евтушенко написал стихотворение «Руслановские валенки»:
Когда мы с «Ура!» хоровым
И с песнями в глотках рисковых
Рванули вперед на Берлин
Из страшных снегов подмосковных
В валенках,
в валенках,
В неподшитых,
стареньких...
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Онкологика» оперативно помогает тем, кто столкнулся с раком

Фонд «Онкологика» шесть лет помогает взрослым людям с диагнозом рак, а также их близким по всей России. Фонд рассказывает, куда обратиться в первую очередь и что для этого нужно, оплачивает обследования, приобретает медицинские изделия, проводит юридические и психологические консультации и даже предоставляет продукты.
История фонда началась с Мирославы Сергеенко. Девушка сама перенесла рак. Пройдя через все трудности, связанные с болезнью, она поняла, насколько важны пациентам поддержка и грамотная навигация на этом пути. Спустя время Мирослава основала фонд «Онкологика», куда теперь каждый день обращаются сотни людей.
Однажды на горячую линию фонда позвонил и Никита из Нижегородской области. Ему 20 лет. Парень учится на сварщика и больше года живёт с четвёртой стадией рака. Никита проходит лечение и не думает сдаваться. «Эмоционально это тяжело, но главное – не надо отчаиваться. Нужно быть оптимистом, и обязательно всё получится», - говорит он. При этом молодой человек признаётся, что без помощи фонда «Онкологика» выстоять было бы в разы сложнее. Так получилось, что семья Никите не помогает, парень живёт самостоятельно. И когда он заболел и не смог работать, то столкнулся с финансовыми трудностями. Но благодаря друзьям и фонду он обрёл поддержку.
Команда проекта помогла ему оформить инвалидность, обеспечила продуктами, а также оплатила проезд в Москву, до больницы, и обратно.
Если вам или вашим близким тоже важна поддержка, позвоните на горячую линию фонда «Онкологика»: 8 800 350 57 85, вас не оставят в беде. Больше узнать о фонде, поддержать его работу и благополучателей можно на официальном сайте. Ваша помощь станет опорой для тех, кто не в силах справиться сам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Исторический контекст Нагорной проповеди». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя, об историческом контексте этого события, для кого эта проповедь произносилась и как воспринималась слушателями.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер