
Второго мая 1945-ого года в Берлине, занятом советскими войсками, состоялось первое выступление русских артистов. Когда на площадку вышла Лидия Русланова бойцы стали скандировать: «Ва-лен-ки! Ва-лен-ки!». Так называлась самая знаменитая песня Руслановой. И Лидия Андреевна объявила: «А сейчас „Валенки, не подшиты, стареньки“, которые до самого Берлина дошагали!».
Она умела петь так, что зрители от песни к песне то смеялись, то грустили, то плакали, а то пускались в пляс. Искусством пения Лида начала овладевать с шести лет, когда осталась сиротой. Девочка пела, как тогда говорили «за подаяние». Ходила с сумой из одной деревни Саратовской губернии в другую. А потом на малышку обратила внимание сердобольная чиновница. Она забрала Лиду в Саратов и определила её в приют, где была церковно-приходская школа и, главное, церковный хор, в котором Лида стала солисткой. Весь город стремился её послушать. Люди говорили: «Идём сегодня на Сироту. Уж больно хорошо поёт» и называли её «маленьким ангелом».
К семнадцати годам Лида была уже опытной певицей. Во время Первой мировой войны она служила сестрой милосердия в санитарном поезде. В Гражданскую выступала перед бойцами Красной Армии, блестяще исполняя русские народные песни, которых знала сотни. В 1924-ом году Русланову пригласили работать в Москву. Лидию приходили слушать рабочие, учёные, учителя, медики, военные. Она объездила с концертами всю страну. И везде люди брали кассы с боем, чтобы послушать царицу русской народной песни.
В 39-ом году началась советско-финская война. Русланова выехала на позиции. Пела перед бойцами в 30-ти градусные морозы. Из точки в точку приходилось ездить на дрезинах, на санях, иногда на лыжах. А спать — в промёрзших фанерных домиках. Потерять голос в таких условиях можно было очень легко. Но Русланова держалась. Всего за 28 дней концертная группа, в которой она состояла, дала больше сотни концертов!
Это было малой толикой по сравнению с тем, что сделала певица в Великую Отечественную. С первых же дней войны Лидия Андреевна надела военную форму и вошла в состав фронтовой бригады. И до самой Победы пела на передовых позициях. Выступала под обстрелами, в блокадном Ленинграде, в окопах, землянках, госпиталях.
Лидия Андреевна помогала фронту не только песнями. На деньги, заработанные ещё в мирное время, она купила две батареи «катюш» и подарила их миномётному полку. Среди наград артистки был орден Красной Звезды. Им Русланову наградили за трёхчасовой концерт. Командование попросило её петь тогда как можно дольше и усилило звук с помощью походной радиостанции. Песни были прекрасно слышны на позициях врага. И немцы так заслушались, что прекратили обстрел. За время того концерта наши войска успели провести передислокацию и начали наступление. Об этом подвиге Руслановой писали многие газеты.
Писали и о другом эпизоде. Он произошёл под Вязьмой. Лидия Андреевна попала к разведчикам. Спела им, и они ушли на задание. А ночью одного из них принесли на носилках — парень был ранен, звал маму в бреду. Русланова взяла за его руку и тихо спела колыбельную. Вскоре солдата увезли в госпиталь. Прошло полгода и во время одного из концертов в лесу к артистке кинулся боец: «Мама! Я узнал, я помню, это вы мне пели, когда я умирал». Разведчик уверял, что именно Лидия Андреевна спасла ему жизнь. У них была и третья встреча. Боец снова лежал раненый, а она снова держала его за руку, слушая слова: «Теперь я верю, что доживу до Победы, если нашёл вас, если, раненый, дополз». Он сдержал слово и дошёл до Берлина. И вместе со всеми слушал концерт Руслановой, который она дала на ступенях поверженного Рейхстага.
«Гвардии певица», как называли Русланову, никогда не могла забыть войну. А про добрые дела Лидии Андреевны в годы Великой Отечественной, о том, что она дала более тысячи фронтовых концертов, не могли забыть не только те, для кого она тогда пела, но и их дети. Уже в шестидесятые годы, поэт Евгений Евтушенко написал стихотворение «Руслановские валенки»:
Когда мы с «Ура!» хоровым
И с песнями в глотках рисковых
Рванули вперед на Берлин
Из страшных снегов подмосковных
В валенках,
в валенках,
В неподшитых,
стареньких...
Все выпуски программы Имена милосердия
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема