
Рим., 81 зач. (от полу́), II, 10-16.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Чтобы понять тот или иной текст, необходимо знать, при каких обстоятельствах он был написан, какие мотивы двигали автором и, самое главное, какие цели автор преследовал. Всё перечисленное имеет отношение ко всем более-менее осмысленным, качественным литературным произведениям. И уж точно имеет отношение к Священному Писанию. Убедиться в этом можно, послушав отрывок из 2-й главы послания апостола Павла к Римлянам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Апостол Пётр однажды написал, что из-под пера его собрата и коллеги по апостольскому служению — Павла — иногда выходит нечто неудобовразумительное. Иными словами — не слишком понятное для неискушённого читателя. Вот и прозвучавшие строки из послания к христианам города Рима могут привести в некоторое недоумение — что именно хотел сказать апостол Павел? Ведь на первый взгляд кажется, что он вовсе лишает религиозную жизнь какого-либо значения.
Судите сами. Апостол пишет, что Бог, являясь нелицеприятным (то есть абсолютно справедливым), будет по-разному судить людей. В зависимости от того, в какой ситуации жил и действовал тот или иной человек. Так вот — ветхозаветные иудеи будут судиться на основании закона Моисея, а язычники — по закону совести. И если поступки тех и других окажутся в согласии с тем или иным видом закона, то можно надеяться на оправдание. «Как это так?» — спросите вы. Не должно ли всё обстоять иначе?
Как кажется, гораздо правильнее было бы апостолу Павлу рассуждать так. Есть богооткровенный закон — закон Моисея. Исполняешь его — спасаешься, нарушаешь — погибаешь. А те, кто вне закона, должны погибнуть просто все. Ведь они не имеют отношения к закону. Не так ли? Но апостол Павел считает иначе. И ключом к пониманию его логики являются слова, которыми завершается сегодняшний отрывок: «Бог будет судить тайные дела людей через Иисуса Христа».
Православная Церковь живёт с верой, что однажды Спаситель придёт второй раз. И тогда состоит Страшный суд, во время которого определится конечная участь каждого человека. Одни сподобятся вечной радости, другие — вечного осуждения. Сам Христос, описывая Страшный суд, указывает, что главным критерием его (то есть суда) станет милосердие. Спаситель будет спрашивать у каждого человека — сделал ли он что-то доброе по отношению к Сыну Божьему? Не столько напрямую, сколько через служение людям. И это будет не просто вычисление баланса добрых и злых поступков. Войти в Царство Божие смогут только те, кто через милосердие сроднился со Христом, стал на Него похожим. И, соответственно, не внешне, а изнутри начал принадлежать к реальности Царства Божия.
Вот, собственно, что желает сказать апостол Павел. Все люди разные. Одни родились в истинной вере, другие — за её пределами. Но Бог, по словам того же Павла, каждому человеку желает спастись. И каждого стремится наставить на путь истины и любви. Кому-то посчастливилось идти прямой дорогой Богооткровенной веры. А кто-то пока находится в сумерках религиозных заблуждений. Да. И этому человеку даётся Богом возможность сделать что-либо доброе, светлое — или как пишет Павел, исполнить дело закона, написанное в их, то есть язычников, сердцах.
Но для апостола данная участь не представляется идеальной. Он всячески стремится к тому, чтобы люди достигли не просто какого-то оправдания, но именно святости во Христе, сродственности с Сыном Божиим. Поэтому, понимая, что можно при ряде условий надеяться на милость Господа, если исполняешь только предписанное совестью, Павел, тем не менее, усердно проповедовал евангельское учение Христа Спасителя. Не только желая поделиться радостью веры, но точно зная — ему лично Богом предписано совершать апостольское служение. Потому Павел и пишет в другом своём послании — горе мне, если не проповедую. Свидетельствовать о вере обязан был не только апостол Павел. Апостольская миссия возложена на каждого члена Церкви. Потому давайте и мы будем стремиться исполнить то, что предписано именно нам, православным христианам, свидетельствуя об истинной вере и словом, и делом тем, кто пока не нашёл Христа, чтобы и эти люди не блуждали в сумерках, но вышли к свету истинного учения Господа Иисуса, обретя не просто оправдание, но совершенство святости во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 117 зач., XV, 7-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться не срываться на людей? Как приучить себя избегать тяжёлых конфликтных ситуаций и не ввязываться в распри и ссоры? Ответ на эти вопросы можно найти в отрывке из 15-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам,
9 а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.
10 И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.
11 И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.
12 Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.
13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;
15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати
16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.
Одна из проблем, которую апостол Павел разбирает на страницах своего послания к Римлянам, — это проблема раздоров в общине римских христиан. Верующие конфликтовали друг с другом по поводу некоторых ритуальных правил. В частности, между ними был спор о том, насколько строго им необходимо воздерживаться от мясной пищи и, вообще, придерживаться всякого рода гастрономических ограничений. Кто-то относился к телесному посту с чрезмерной серьёзностью. Кто-то делал акцент в своей духовной жизни совсем на другом и особо не беспокоился о том, что именно употреблять в пищу.
Апостол Павел старается примирить враждующие стороны. «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию», — призывает он римских христиан. Большинство из них пришло в Церковь из язычества. И сам факт того, что это произошло, — является проявлением безграничной милости Божией. Господь сделал Своими учениками тех, с кем, согласно ветхозаветному закону, было нельзя садиться даже за один стол. Вот точно так и они сами должны теперь поступать со своими собратьями во Христе. Учиться снисходить друг ко другу даже в тех вопросах, которые кажутся им принципиальными.
Апостол уверен, что верующие смогут переступить через свои амбиции, перестанут доказывать друг другу свою правоту, проявят великодушие, уступчивость и найдут-таки компромисс. На это у них есть достаточно сил. Поэтому Павел и пишет: «вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга». Сами христиане могут об этом не подозревать, но эти таланты даны им Духом Божиим в силу того, что они крестились в Иисуса Христа. Всё, что от них требуется, — раскрыть эти таланты. То есть начать совершать действия, как будто они ими обладают.
Это прекрасная иллюстрация того, как в своей жизни можем действовать и мы. Опыт конфликта есть у каждого из нас без исключения. Мы сталкиваемся с людьми дома, на улице, в общественном транспорте, на работе. Противостоять другому человеку даже на уровне взгляда и тонкого движения сердца для нас очень естественно. Так мы вроде как очерчиваем и защищаем свои границы. И если мы рассмотрим любой свой прожитый день внимательно, то может быть сильно удивлены тому, насколько это сопротивление является нормой нашей ежедневной жизни. Нередко оно перерастает в открытое столкновение и даже в скандал, который в итоге приносит душевную боль.
Апостол Павел уверяет, что мы не обязаны уходить с головой в эту войну всех против всех. У нас есть намного больше внутренних сил, чем мы можем себе представить. Бог дал нам власть гасить любой ненужный конфликт в зародыше. Для этого необходимо всего лишь научиться действовать с теми, кто рядом с нами, по принципу «как будто». Как будто мы умеем миловать и прощать, быть понимающими и снисходительными. Постепенно эти механические действия станут для нас естественными и привычными. А вместе с ними в зависимости от нашего усердия в нашем сердце будет оживать источник благости и познания Бога. Господь наполнит нас — и мы сможем наставлять друг друга с милостью и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть «автомобили жизни» продолжают доставлять помощь семьям и старикам в зону конфликта

Сотрудники и волонтёры Специального гуманитарного Центра Крымской митрополии уже три года выезжают в сёла, которые находятся в зоне боевых действий. Каждый день на легковых автомобилях, газелях, они доставляют по разбитым дорогам еду, воду, лекарства и одежду — то, без чего мирным жителям не обойтись.
«В первую очередь помогаем сёлам, где нет ни света, ни воды, куда не добираются гуманитарные машины других служб», — рассказывает отец Дмитрий Кротков, руководитель гуманитарного центра.
Автомобили приходится загружать до предела, чтобы уместить в одну машину то, что по-хорошему нужно везти на трёх. Ведь ехать большой колонной в прифронтовой зоне — огромный риск.

Люди ждут эти машины как спасение. «Они уже знают, что мы привезём не только груз первой необходимости, но и для каждого ребёнка найдём конфетку, обнимем и утешим. Когда приезжаю, дети бегут ко мне: „Батюшка, а вы нам игрушечку привезли?“ Раздаю им то, что собрали добрые люди», — рассказывает отец Дмитрий.
Помимо этого, команда гуманитарного центра привозит медицинское оборудование и средства ухода в больницы, дома престарелых, а также интернаты для детей с инвалидностью.
От обстрелов, нагрузки и экстремальных условий машины быстро изнашиваются и требуют ремонта. Но денег на то, чтобы привести их в порядок — не хватает. Почти всё уходит на продукты и лекарства для людей. Потратиться на ремонт — значит оставить без еды десятки семей. Однако и без надёжного транспорта тоже не обойтись.
Поэтому отец Дмитрий, руководитель Специального гуманитарного Центра Крымской митрополии, обращается за поддержкой ко всем, кто в силах помочь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ф.М. Достоевский как религиозный философ». Борис Межуев

У нас в гостях был доцент философского факультета МГУ Борис Межуев.
Разговор шел о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном философе, и как его взгляды и поиски отражались в его произведениях.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер