
Заслуженный художник России Леонид Васильевич Птицын — автор светлых русских пейзажей, пронзительных полотен на тему Великой Отечественной войны и трогательных жанровых семейных картин. Работы Птицына объехали полмира, а на родине персональные выставки неизменно собирают множество почитателей его таланта. Долгие годы Леонид Васильевич служил людям своим искусством, и это был настоящий подвиг — ведь художником он стал, частично лишившись обеих рук.
Это произошло, когда Леониду было 15 лет. В 1944-м его родное село Кудеверь на Псковщине освободили от фашистов. Приехали сотрудники НКВД. Собрали местных мальчишек-подростков, и после беглого инструктажа отправили... на разминирование окрестностей. А больше и некого было — все взрослые мужчины давно ушли на фронт. У Лёни Птицына работа спорилась. Он удачно обезвредил 70 мин. А 71-я взорвалась. Парень выжил. Но остался без рук. Изуродованные взрывом кисти и запястья ампутировали в госпитале. Лёня плакал, лёжа на больничной койке. Куда он теперь — безрукий? А ведь он мечтал стать художником...
Способности к рисованию у мальчика проявились ещё в детстве. Когда Лёне было 5 лет, он нарисовал портрет своего дяди. Получилось настолько похоже, что вся деревня приходила посмотреть. Народ удивлялся — и откуда у паренька такой талант? А Лёня тогда решил, что обязательно пойдёт учиться на художника. Но теперь он — калека, и о мечте придётся забыть. Лёне казалось, что жизнь кончена. Но однажды друзья принесли ему книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Леонида потрясла история лётчика Маресьева, который лишился обеих ног, но не отчаялся и смог вернуться к своему призванию. Парень воспрял духом. Однажды вечером, зажав карандаш в культях, он неровным почерком вывел на листке бумаги: «Будет тот час, когда мечта моя придёт в реальность. Леонид Птицын, будущий художник».
Он стал пробовать рисовать. Поначалу было очень трудно — карандаш выскальзывал из обрубленных рук, бумага падала со стола. Но Леонид пытался, снова и снова — до слёз, до мозолей на культях. И однажды у него получилось! Лёня нарисовал карандашный портрет матери — удивительного сходства и мастерства. Теперь и сам Леонид, и все вокруг поверили — он сможет быть художником.
В 1947-м году Птицын поступил в Ленинградское художественное училище. Он стал первым в его истории безруким студентом. Но очень скоро и сокурсники, и преподаватели, забыли об увечье Леонида. Он сам грунтовал холст, смешивал краски, точил карандаши. И потрясающе рисовал. Не расставался с кистью даже на каникулах — однажды осенью он привёз в Ленинград из родной Кудевери 70 этюдов! После окончания училища Леонид продолжил образование в Ленинградской Академии художеств. Его приняли в Союз художников СССР. О необыкновенном живописце стали писать в газетах. Леонид Васильевич получал огромное количество писем от людей, которых вдохновлял его жизненный пример, его сила духа.
Одухотворёнными были и полотна Птицына. На них оживала природа и люди. «Автобусная остановка в деревне Кудеверь», «Портрет матери», «Утро», «Прифронтовой полустанок» — работы Леонида Васильевича пронизаны искренностью, жизнелюбием и светом. Картины Птицына приобретали коллекционеры со всего света — из Европы, Китая, Японии, Австралии. Однако художник не любил превращать искусство в коммерцию, и часто просто дарил свои работы. Несмотря на известность, в Леониде Васильевиче не было ни капли самодовольства. До конца своих дней он оставался скромным, непубличным человеком. И не жалел о том, что случилось с ним когда-то. Говорил: «Всё, что Бог ни делал — было к лучшему».
Художник Леонид Васильевич Птицын прожил 88 лет — счастливых, по его собственному признанию, потому что они были наполнены работой. И работа эта приносила радость людям. В этом Птицын видел своё призвание и служение. Он ушёл из жизни в 2017-м, и незадолго до кончины был удостоен премии имени Николая Островского, которая вручается за мужество и крепость духа.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело