
Заслуженный художник России Леонид Васильевич Птицын — автор светлых русских пейзажей, пронзительных полотен на тему Великой Отечественной войны и трогательных жанровых семейных картин. Работы Птицына объехали полмира, а на родине персональные выставки неизменно собирают множество почитателей его таланта. Долгие годы Леонид Васильевич служил людям своим искусством, и это был настоящий подвиг — ведь художником он стал, частично лишившись обеих рук.
Это произошло, когда Леониду было 15 лет. В 1944-м его родное село Кудеверь на Псковщине освободили от фашистов. Приехали сотрудники НКВД. Собрали местных мальчишек-подростков, и после беглого инструктажа отправили... на разминирование окрестностей. А больше и некого было — все взрослые мужчины давно ушли на фронт. У Лёни Птицына работа спорилась. Он удачно обезвредил 70 мин. А 71-я взорвалась. Парень выжил. Но остался без рук. Изуродованные взрывом кисти и запястья ампутировали в госпитале. Лёня плакал, лёжа на больничной койке. Куда он теперь — безрукий? А ведь он мечтал стать художником...
Способности к рисованию у мальчика проявились ещё в детстве. Когда Лёне было 5 лет, он нарисовал портрет своего дяди. Получилось настолько похоже, что вся деревня приходила посмотреть. Народ удивлялся — и откуда у паренька такой талант? А Лёня тогда решил, что обязательно пойдёт учиться на художника. Но теперь он — калека, и о мечте придётся забыть. Лёне казалось, что жизнь кончена. Но однажды друзья принесли ему книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Леонида потрясла история лётчика Маресьева, который лишился обеих ног, но не отчаялся и смог вернуться к своему призванию. Парень воспрял духом. Однажды вечером, зажав карандаш в культях, он неровным почерком вывел на листке бумаги: «Будет тот час, когда мечта моя придёт в реальность. Леонид Птицын, будущий художник».
Он стал пробовать рисовать. Поначалу было очень трудно — карандаш выскальзывал из обрубленных рук, бумага падала со стола. Но Леонид пытался, снова и снова — до слёз, до мозолей на культях. И однажды у него получилось! Лёня нарисовал карандашный портрет матери — удивительного сходства и мастерства. Теперь и сам Леонид, и все вокруг поверили — он сможет быть художником.
В 1947-м году Птицын поступил в Ленинградское художественное училище. Он стал первым в его истории безруким студентом. Но очень скоро и сокурсники, и преподаватели, забыли об увечье Леонида. Он сам грунтовал холст, смешивал краски, точил карандаши. И потрясающе рисовал. Не расставался с кистью даже на каникулах — однажды осенью он привёз в Ленинград из родной Кудевери 70 этюдов! После окончания училища Леонид продолжил образование в Ленинградской Академии художеств. Его приняли в Союз художников СССР. О необыкновенном живописце стали писать в газетах. Леонид Васильевич получал огромное количество писем от людей, которых вдохновлял его жизненный пример, его сила духа.
Одухотворёнными были и полотна Птицына. На них оживала природа и люди. «Автобусная остановка в деревне Кудеверь», «Портрет матери», «Утро», «Прифронтовой полустанок» — работы Леонида Васильевича пронизаны искренностью, жизнелюбием и светом. Картины Птицына приобретали коллекционеры со всего света — из Европы, Китая, Японии, Австралии. Однако художник не любил превращать искусство в коммерцию, и часто просто дарил свои работы. Несмотря на известность, в Леониде Васильевиче не было ни капли самодовольства. До конца своих дней он оставался скромным, непубличным человеком. И не жалел о том, что случилось с ним когда-то. Говорил: «Всё, что Бог ни делал — было к лучшему».
Художник Леонид Васильевич Птицын прожил 88 лет — счастливых, по его собственному признанию, потому что они были наполнены работой. И работа эта приносила радость людям. В этом Птицын видел своё призвание и служение. Он ушёл из жизни в 2017-м, и незадолго до кончины был удостоен премии имени Николая Островского, которая вручается за мужество и крепость духа.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер