
Осенью 1888 года император Александр III c супругой, детьми и приближёнными возвращался из Крыма в Санкт-Петербург по железной дороге. 17 октября в 14 часов 14 минут у станции Борки в Харьковской губернии царский поезд сошёл с рельсов. Десять из пятнадцати вагонов железнодорожного состава были полностью разрушены, а многие путешественники погибли или получили серьёзные раны, однако все члены императорской фамилии чудом уцелели. Они смогли выбраться из-под обломков вагона, в котором находились, и помогали пострадавшим.
В ту же ночь на станции был отслужен благодарственный молебен, а на следующий день все газетные заголовки страны сообщали о чудесном спасении государя и его семейства. Когда 19 октября императорская семья прибыла в Харьков, радостные горожане хлынули на улицы, чтобы увидеть царя. С таким же ликованием Александр III был встречен в Москве и Санкт-Петербурге, где не смолкало торжественное пение гимна «Боже, Царя храни».
Место крушения императорского поезда стало массово посещаться народом. Поэтому настоятель Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии архимандрит Герман (Клица) и харьковский архиепископ Амвросий (Ключарёв) решили устроить на месте аварии монашеский скит. В августе 1889 года в Борках был освящён первый деревянный храм во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя. А уже в 1891 году заложили каменный храм по проекту архитектора Роберта Марфельда. Спустя три года величественный собор во имя Христа Спасителя был освящён в присутствии императора Николая II, который тоже был в поезде в момент аварии. Храм возвели в неорусском стиле, с крытой галереей и большим золотым куполом. Звонницу украшала мозаика с изображением Христа. Недалеко от храма, прямо на железнодорожной насыпи, куда выбралась императорская семья после катастрофы, была выстроена часовня. Место крушения царского поезда стало центром паломничества. Не раз в устроенной обители бывали и члены императорской фамилии. В 1906 году Спасов Скит по решению Синода получил статус монастыря. При обители устроили музей, библиотеку и больницу, а в 1903 году открыли дом для инвалидов имени императора Александра III, в котором жили престарелые железнодорожники.
Существование обители было прервано революцией 1917 года. Советская власть закрыла монастырь, а многие монахи были убиты. В 1943 году во время Великой Отечественной войны храм Христа Спасителя и большинство монастырских построек были утрачены из-за боевых действий. Сильно пострадала, но сохранилась часовня у железнодорожной насыпи. Однако память о чудесном спасении царской семьи пережила советский период. Часовню восстановили в девяностые годы, а в 2013 году рядом открыли памятник императору Александру III. Величественный храм Христа Спасителя так и не был восстановлен, но память о нём хранят старинные газеты и фотокарточки.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 117 зач., XV, 7-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться не срываться на людей? Как приучить себя избегать тяжёлых конфликтных ситуаций и не ввязываться в распри и ссоры? Ответ на эти вопросы можно найти в отрывке из 15-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам,
9 а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.
10 И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.
11 И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.
12 Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.
13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;
15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати
16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.
Одна из проблем, которую апостол Павел разбирает на страницах своего послания к Римлянам, — это проблема раздоров в общине римских христиан. Верующие конфликтовали друг с другом по поводу некоторых ритуальных правил. В частности, между ними был спор о том, насколько строго им необходимо воздерживаться от мясной пищи и, вообще, придерживаться всякого рода гастрономических ограничений. Кто-то относился к телесному посту с чрезмерной серьёзностью. Кто-то делал акцент в своей духовной жизни совсем на другом и особо не беспокоился о том, что именно употреблять в пищу.
Апостол Павел старается примирить враждующие стороны. «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию», — призывает он римских христиан. Большинство из них пришло в Церковь из язычества. И сам факт того, что это произошло, — является проявлением безграничной милости Божией. Господь сделал Своими учениками тех, с кем, согласно ветхозаветному закону, было нельзя садиться даже за один стол. Вот точно так и они сами должны теперь поступать со своими собратьями во Христе. Учиться снисходить друг ко другу даже в тех вопросах, которые кажутся им принципиальными.
Апостол уверен, что верующие смогут переступить через свои амбиции, перестанут доказывать друг другу свою правоту, проявят великодушие, уступчивость и найдут-таки компромисс. На это у них есть достаточно сил. Поэтому Павел и пишет: «вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга». Сами христиане могут об этом не подозревать, но эти таланты даны им Духом Божиим в силу того, что они крестились в Иисуса Христа. Всё, что от них требуется, — раскрыть эти таланты. То есть начать совершать действия, как будто они ими обладают.
Это прекрасная иллюстрация того, как в своей жизни можем действовать и мы. Опыт конфликта есть у каждого из нас без исключения. Мы сталкиваемся с людьми дома, на улице, в общественном транспорте, на работе. Противостоять другому человеку даже на уровне взгляда и тонкого движения сердца для нас очень естественно. Так мы вроде как очерчиваем и защищаем свои границы. И если мы рассмотрим любой свой прожитый день внимательно, то может быть сильно удивлены тому, насколько это сопротивление является нормой нашей ежедневной жизни. Нередко оно перерастает в открытое столкновение и даже в скандал, который в итоге приносит душевную боль.
Апостол Павел уверяет, что мы не обязаны уходить с головой в эту войну всех против всех. У нас есть намного больше внутренних сил, чем мы можем себе представить. Бог дал нам власть гасить любой ненужный конфликт в зародыше. Для этого необходимо всего лишь научиться действовать с теми, кто рядом с нами, по принципу «как будто». Как будто мы умеем миловать и прощать, быть понимающими и снисходительными. Постепенно эти механические действия станут для нас естественными и привычными. А вместе с ними в зависимости от нашего усердия в нашем сердце будет оживать источник благости и познания Бога. Господь наполнит нас — и мы сможем наставлять друг друга с милостью и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть «автомобили жизни» продолжают доставлять помощь семьям и старикам в зону конфликта

Сотрудники и волонтёры Специального гуманитарного Центра Крымской митрополии уже три года выезжают в сёла, которые находятся в зоне боевых действий. Каждый день на легковых автомобилях, газелях, они доставляют по разбитым дорогам еду, воду, лекарства и одежду — то, без чего мирным жителям не обойтись.
«В первую очередь помогаем сёлам, где нет ни света, ни воды, куда не добираются гуманитарные машины других служб», — рассказывает отец Дмитрий Кротков, руководитель гуманитарного центра.
Автомобили приходится загружать до предела, чтобы уместить в одну машину то, что по-хорошему нужно везти на трёх. Ведь ехать большой колонной в прифронтовой зоне — огромный риск.

Люди ждут эти машины как спасение. «Они уже знают, что мы привезём не только груз первой необходимости, но и для каждого ребёнка найдём конфетку, обнимем и утешим. Когда приезжаю, дети бегут ко мне: „Батюшка, а вы нам игрушечку привезли?“ Раздаю им то, что собрали добрые люди», — рассказывает отец Дмитрий.
Помимо этого, команда гуманитарного центра привозит медицинское оборудование и средства ухода в больницы, дома престарелых, а также интернаты для детей с инвалидностью.
От обстрелов, нагрузки и экстремальных условий машины быстро изнашиваются и требуют ремонта. Но денег на то, чтобы привести их в порядок — не хватает. Почти всё уходит на продукты и лекарства для людей. Потратиться на ремонт — значит оставить без еды десятки семей. Однако и без надёжного транспорта тоже не обойтись.
Поэтому отец Дмитрий, руководитель Специального гуманитарного Центра Крымской митрополии, обращается за поддержкой ко всем, кто в силах помочь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ф.М. Достоевский как религиозный философ». Борис Межуев

У нас в гостях был доцент философского факультета МГУ Борис Межуев.
Разговор шел о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном философе, и как его взгляды и поиски отражались в его произведениях.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер