
Осенью тысяча восемьсот двенадцатого года окрестности Калуги представляли собой тяжёлое зрелище: в город медленно двигались сотни наспех сколоченных подвод с ранеными и умирающими. Остро не хватало врачей, медсестёр, лекарств. Раненые страдали неимоверно — ощущался недостаток даже самых элементарных средств помощи: белья, чистых рубашек, соломы для постелей. Но по прибытии в Калугу измученные воины встречали самый радушный приём и заботливый уход: не зря русский главнокомандующий Михаил Кутузов назвал калужан «достойными сынами Отечества». Местные жители встречали страждущих как родных, устраивая их с удобствами в своих домах, самоотверженно ухаживали за выздоравливавшими, привозили для них продукты и вещи. Одними из первых и самых отзывчивых жертвователей на больных и раненых воинов стали братья Золотарёвы.
Купцы Золотарёвы были одними из самых почитаемых людей Калуги, и не столько за их богатство и успех, сколько за милосердие и добрые дела. Купеческий род Золотарёвых пошёл от известного в Калуге мастера — чеканщика серебра Максима Кузьмича Золотарёва. Его сыновья — Иван и Пётр Золотарёвы — стали крупными промышленниками и купцами: вели активную торговлю в России и Германии. Золотарёвы занимались и металлопроизводством: им принадлежал ряд мелких горноплавильных железодельных заводов под Калугой. Со временем производство укрупнилось, концентрируясь возле Песоченского завода. В начале двадцатого века на Песоченском заводе работало до тысячи человек, годовой выпуск продукции достигал пятисот тысяч рублей.
Купец Первой гильдии Пётр Максимович Золотарёв пользовался таким большим авторитетом у жителей Калуги, что в тысяча восемьсот четырнадцатом году его выбрали городским головой. Петра Максимовича было за что уважать: горячий патриот и милосердный христианин, он не жалел денег на закупку продовольствия, тёплых вещей, лошадей для обеспечения русской армии во время Отечественной войны 1812 года. После окончания войны немало средств и усилий Пётр Максимович потратил на развитие больницы, открытой его братом. Считал своим долгом помогать Пётр Золотарёв и Церкви: постоянно жертвовал крупные суммы на нужды Калужского Лаврентьева монастыря.
Его брат, Иван Максимович Золотарёв, был лично знаком с Александром Первым и Николаем Первым: монархи останавливались в его прекрасной усадьбе, когда гостили в Калуге. Возможно, именно царь Николай натолкнул Золотарёва на мысль открыть в городе общедоступную больницу, чтобы каждый житель Калуги мог получить качественную медицинскую помощь. Эта идея встретила у Ивана Максимовича горячее сочувствие: тяжело заболела любимая дочь, и он как никто другой видел необходимость создания городской лечебницы. После смерти дочери в тысяча восемьсот двадцать шестом году Иван Максимович решил в память о ней отдать двухэтажный каменный дом стоимостью шестьдесят тысяч рублей под общедоступную городскую больницу. На проценты с капитала в пятьдесят тысяч рублей, также пожертвованного Золотарёвым, здесь могло бесплатно лечиться пятнадцать неимущих жителей Калуги. Благотворитель поставил единственное условие: расходовать оставшиеся деньги на совершенствование медицинской помощи, приобретение медицинской библиотеки и соответствующего оборудования.
В тысяча восемьсот тридцать четвёртом году Пётр Максимович Золотарёв выстроил рядом с Золотарёвским больничным домом главный лечебный корпус, куда была переведена больница из золотарёвского дома, а в старом здании разместили психически больных. Через полвека продолжатели дела Золотарёвых заново отделали больничную церковь, открыли фельдшерскую школу с трёхгодичным курсом обучения.
Жители Калуги с благодарностью вспоминают купцов Золотарёвых, так много сделавших для развития доступной медицины в Калужском крае. В две тысячи двенадцатом году в Калужской Торгово-промышленной палате учредили премию в честь Петра Золотарёва, которой награждают предпринимателей за активную благотворительную деятельность.
Все выпуски программы Имена милосердия
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема