
Курганский крестьянин Семён Березин размашисто крестился у иконы Божьей Матери. "Слава Тебе, Заступнице",— произносил он тихо свою молитву. Семён Иванович был благодарен Богородице за Её помощь в нелёгком деле: наконец-то ему удалось выкупиться на волю у своей хозяйки, графини Борх, вместе с женой, братом и племянником. Десять лет упорного и кропотливого труда Березину понадобилось, чтобы накопить на выкуп из крепостной зависимости. Теперь они свободные люди, а ведь начинал Семён Иванович в тысяча восемьсот тридцать пятом году простым приказчиком в одной из торговых лавок Кургана с двумя червонцами в кармане!
Ещё через десять лет Березин стал купцом первой гильдии, уважаемым и известным человеком. Он приобрёл собственный салотопенный завод со свечным производством, две мельницы. Современников удивляло, что Березин, один из богатейших в Кургане людей, жил очень скромно, при этом большую часть своей прибыли отдавал на благотворительность. В тысяча восемьсот шестьдесят четвёртом году Березин вошёл в Совет директоров курганского Попечительного о тюрьмах отделения. Его задачей было наблюдение за порядком размещения арестантов, продовольственным снабжением тюрем, санитарным состоянием камер. Некоторые новшества, внедряемые в курганские тюрьмы, Березин оплачивал из своего кармана. Также он участвовал в сборе пожертвований и сам вложил немалый капитал в постройку Спасо-Преображенской церкви при курганской тюрьме.
Особенно усердно Семён Березин помогал Богородице-Рождественскому храму, старостой которого долго время служил. Прежде всего, увидев, как холодно зимой в церкви, он выстроил на свои средства с западной стороны тёплый зимний храм с двумя приделами. Из уважения к его заслугам один из приделов был назван в честь его святого покровителя — Симеона Богоприимца. Множество икон в дорогих ризах и окладах, богослужебных книг приобрёл Семён Иванович для Богородице-Рождественского храма.
Своих детей у Семёна Ивановича не было, поэтому он взял на воспитание осиротевшего племянника Фёдора. Парнишка оказался очень смышлёным и расторопным, помогал купцу в торговле и вёл всю его бухгалтерию. Вскоре неграмотный Семён Иванович во всём полагался на Федю. В нём Березин увидел достойного продолжателя своего дела и решил усыновить племянника.
Как и приёмный отец, Фёдор активно занимался благотворительностью. После смерти Семёна Ивановича он стал новым старостой Богородице-Рождественской церкви и щедрым жертвователем на её нужды. Березин покупал для храма необходимые богослужебные принадлежности и книги, драгоценные ризы для икон. В тысяча восемьсот восьмидесятом году Фёдор Семёнович осуществил капитальный ремонт церкви. Более двух с половиной тысяч Березин потратил на отделку и роспись внутреннего пространства храма. На устройство трёх новых позолоченных иконостасов он пожертвовал пятнадцать тысяч рублей.
Не менее щедро жертвовал Фёдор Березин на образовательные проекты. Он помогал женской школе: внёс в курганский общественный банк тысячу рублей, чтобы проценты с этого капитала употреблялись на нужды учебного заведения, за что генерал-губернатор Западно-Сибирского края объявил ему благодарность. Также Березин оказывал существенную помощь курганской церковно-приходской школе. Такой же милосердной была супруга Фёдора, Екатерина. Она много жертвовала на курганские храмы и была почётной попечительницей курганского женского училища.
По завещанию супругов Березиных в тысяча девятьсот одиннадцатом году в Кургане построили ремесленную школу с мастерскими. Министерство народного просвещения Российской империи присвоило учебному заведению имя Фёдора и Екатерины Березиных.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер