
Большинство наших соотечественников считают Египет или курортом, или родиной пирамид. К сожалению, христианское наследие Египта известно сравнительно небольшому количеству людей. А ведь именно в египетских пустынях происходили важные библейские события. Здесь же появилось такое церковное служение, как монашество. Символом египетского христианства считается крест святого Антония Великого или крест-«тау». Он представляет собой изображение креста, состоящего из вертикальной перекладины, соединённой сверху с перекладиной горизонтальной. Внешне крест святого Антония напоминает русскую букву «т» или греческую — «тау». Отсюда и название — крест-тау. На крестах такой формы распинали преступников в Римской империи. Крестом святого Антония эта форма крестного изображения называется потому, что служила символом монашеских общин, появившихся в Египте благодаря подвигу святого Антония Великого. Святой Антоний, живший в четвёртом веке, считается основателем монашества. Он был одним из первых, кто решился стать отшельником ради любви к Богу.
Впрочем, крест-тау стал известен ещё задолго до времён святого Антония. Впервые мы сталкиваемся с этим символом в Египте, примерно за тринадцать тысяч лет до Рождества Христова. В ту эпоху еврейский народ был пленен Египетским царством. Спастись иудеям удалось только после того, как государство жестокого фараона постигли ужасные испытания, посланные Богом для вразумления правителя. Сначала воды Нила превратились в кровь, затем на египтян стали поочередно нападать жабы, мошки-паразиты, саранча...
Последнее испытание было самым страшным — в семьях египтян умерли первенцы — евреев это горе обошло стороной. Они по повелению пророка Моисея помазали косяки входных дверей своих домов кровью жертвенного ягненка, изобразив, как повествует предание, как раз крест-тау. Естественно, в их понимании данный знак не относился к жертве Христа. В Египте тех времен крест-тау являлся символом небесной защиты. Окончательно крест т-образной формы стал символом ветхозаветных иудеев после их чудесного перехода по дну Красного моря, воды которого расступились по молитве пророка Моисея. Во время путешествия по Синайской пустыне евреев стали жалить ядовитые змеи. По повелению Божию Моисей сделал из меди изображение змея. Его он подвесил на большой по размеру металлический крест-тау. Каждый ужаленный змеёй иудей исцелялся, с молитвой взирая на медного змея.
Благодаря ветхозаветным событиям крест-тау стал почитаться египетскими христианами. Во-первых, это символ напоминал о важном событии из Ветхого Завета — освобождении евреев из рабства фараону. Во-вторых, как верили местные христиане, Спаситель был распят на кресте именно такой формы. Когда святой Антоний основал православное монашество, он и его последователи отличительным знаком селений христианских подвижников пустыни сделали крест-тау. Его древние монахи изображали при входе в свои пещеры или ветхие хижины. В 13 веке крест-тау распространился в западном мире, став символом монахов-францисканцев. Основателю ордена Франциску Ассизскому было явление: он увидел Спасителя, распятого на кресте-тау. С этого времени распятие такой формы стало символом францисканцев, которые, впрочем, также, как и мы, называют крест-тау крестом святого Антония Великого.
Все выпуски программы Вселенная православия
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема