
Фото: Jason W / Unsplash
В 2014-м году престижная литературная премия Александра Солженицына была вручена литературному критику и литературоведу Ирине Роднянской. Мне довелось поработать рядом с Ириной Бенционовной в редакции нашего старейшего журнала «Новый мир», где она в течение 20-ти лет заведовала отделом критики...
Доложу вам, друзья, что критики получают литературные премии крайне редко. А Роднянская — не просто критик, она ещё и критик-мыслитель, критик-художник.
...Удивительно: её самая первая публикация вышла в 1956 году, то есть в середине прошлого века! Ирина Бенционовна писала о Николае Заболоцком как о великом поэте, когда об этом не писал никто; десятилетиями осмысливала наследие мыслителей Владимира Соловьева и Сергея Булгакова; собрала и переиздала легендарный «Поэтический словарь» Квятковского и ещё, и ещё, и ещё.
Десятки важнейших, знаковых имен прошлого и настоящего!
А теперь я приведу её собственные слова с обложки двухтомника «Движение литературы» (2006), послужившего одним из поводов присуждения солженицынской премии: «...Идеал дисциплинированного чтения, делающего литературоведа интерпретатором, — это для меня пребывание одновременно внутри и вне произведения...»
Вот что говорила о своём многолетнем опыте чтения Ирина Роднянская на церемонии вручения ей Литературной премии Александра Солженицына:
«У меня как у читателя, можно сказать, с отрочества возникла по сию пору необъяснимая потребность, оказавшись наедине с художественным текстом, выразить словесно то, что я из него какими-то рецепторами своими извлекла. В этом азартно нуждалась я сама, а публичность высказывания представлялась вторым делом. Мне, этакому читателю-открывателю, текст виделся сверкающим белизной, никем ещё не истоптанным снежным полем, где я впервые оставляю свой извилистый след, обозначая им лабиринты авторской акцентуации, в том числе и тупики, куда заводит творца измена подлинности».
В 2022 году в премиальной книжной серии вышла книга Роднянской под названием «Книжная сотня» (половину сборника составила малоформатная литературная критика в фирменной новомировской рубрике «Книжная полка...», где после слова «полка» непременно обозначается имя её «держателя»).
Итак, сотня мини-рецензий за 10 лет, с 2000-го по 2009-й: «академических» и наблюдательно-беглых, доверительных и беспощадно-жёстких, просветительских и лиричных. Некоторым образом, сплошные «закладки».
И «под занавес» тома (перед горячими текстами речей членов жюри и ответного слова лауреата) — фундаментальная статья для энциклопедического словаря «Русские писатели. 1800–1917» — о поэте, драматурге, прозаике и переводчике Алексее Константиновиче Толстом.
Кстати, на церемонии вручения премии Ирина Роднянская цитировала знаменитые: стихи Толстого «Двух станов не боец, но только гость случайный...». Это, друзья, — к внутреннему портрету её надпартийной позиции, её христианского мировоззрения...
«...Я остаюсь верна своему неопосредованному общению с произведением как с нетронутым полем, сулящим множество „открытий чудных“, о коих мне заранее ничего не известно. И это же переживание текста как загадки, которую тянет разгадать, не оставляло меня, когда я писала о не мною досконально изученных Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Достоевском, Блоке; поэтому я отношу своё соприкосновение с ними тоже к области литературной критики, а не к собственно филологии».
Премиальная формулировка солженицынской премии Ирине Роднянской, голос которой мы сейчас слышали, состоит из двух частей. Первая — условно говоря — «за литературу», вторая — «за публицистику». В первой говорится — цитирую — о «преданном служении отечественной словесности в её поисках красоты и правды».
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Волгоград. Храм Казанской иконы Божией Матери
До революции 1917 года Волгоград носил имя Царицын и границы города выглядели иначе. Так, Ворошиловский район, расположенный сейчас чуть южнее центра, в то время считался окраиной. Он назывался Дар-гора, поскольку городская власть бесплатно раздавала здесь участки земли. Жили в окрестностях в основном люди бедные. Они не имели возможности построить церковь на местном кладбище и об упокоении близких молились в небольшой часовенке.
Исправить ситуацию православные решили в 1894 году. Проект храма заказали саратовскому архитектору Михаилу Грудистову. За основу архитектурного плана зодчий взял готовый прообраз — им стала церковь Александра Невского при русском посольстве в Париже. Особенно схожими эти два здания делали купола, украшенные небольшими оконцами с наличниками.
Церковь на Дар-горе освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Общинная жизнь в храме продолжалась некоторое время и после революции 1917 года, когда на верующих начались гонения. Однако, в декабре 1939-го безбожники закрыли Казанскую церковь и устроили в её помещениях хлебозавод.
Через два года началась Великая Отечественная война. Город, переименованный большевиками в Сталинград, стал местом жестоких сражений. С июля 1942-го по февраль 1943-го здесь происходила Сталинградская битва. На какое-то время здание храма в честь Казанской иконы Божией Матери захватили фашисты. Они устроили молебен о победе немецкого оружия. Служил его неизвестный священник, привезённый захватчиками. Никто из местных жителей не согласился участвовать в этом действе.
А вот на пасхальное богослужение 1946 года храм был полон народа. Казанская церковь стала средоточием надежд и чаяний жителей опалённого войной города — обездоленные просили на паперти милостыню, а стены пестрели объявлениями о поиске родных. Общими молитвами и трудами вершилось чудо возвращения в мирную жизнь.
С тех пор прошло много лет, а Казанский собор так остаётся особо значимым местом для жителей Волгограда.
Все выпуски программы ПроСтранствия
21 ноября. О мерах по борьбе с нацизмом

19 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил пленарное заседание двадцать седьмого Всемирного русского народного собора, посвященного теме «К 80-летию Победы. Защитники Отечества: военный и духовный подвиг».
В своём пастырском обращении Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о мерах по борьбе с нацизмом.
Желая победы нашей армии, мы, безусловно, молимся о скорейшем прекращении войны на Украине, переживая за судьбы наших братьев и сестёр по обе стороны фронта. И для нас совершенно очевидно: чтобы не допустить нового столкновения братских народов и чтобы исключить подобные трагедии в дальнейшем, по всему миру необходимо навсегда лишить нацизм его идейной и правовой почвы. Это было бы достойным венцом того подвига, который совершили наши предки 80 лет назад.
Добиться этого надо в мировом масштабе, закрепив, если так можно выразиться, противоядие против нацизма на международном уровне. А что для этого необходимо?
Но, во-первых, сохранить память о победе над фашизмом, не допуская переоценки исторических событий с позиции реваншизма.
Второе: исключить любые формы осквернения памяти победителей нацизма, одновременно осуждая любые попытки реабилитации, тем более героизации, нацистских пособников.
Третье: добиваться международных санкций в отношении тех государств, которые проводят политику этнической, религиозной и языковой дискриминации.
Четвёртое: разработать чёткие правовые стандарты для определения нацизма и нейтрализации его проявлений.
Ну а самое главное, всем нам необходимо осознать, что на Земле нет высших рас, ибо мы все — дети Божии. И эта планета дарована нам для того, чтобы мы могли жить в мире друг с другом, памятуя слова Спасителя: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся». Задача полного преодоления нацизма и неонацизма — поистине задача вселенского значения, от которой зависит будущее всего народа человеческого. И она возлагается на всех людей, разделяющих христианские идеалы, да и на всех людей доброй воли. Нам нужно быть вот на высоте этих задач, чтобы стать достойными памяти тех, кто одержал великую победу в 1945 году, и не растерять плоды этой победы.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 ноября. О предназначении ангелов и человеков по Божьему замыслу

Во 2-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Не Ангелам Бог покорил будущую вселенную».
О предназначении ангелов и человеков по Божьему замыслу — игумен Лука (Степанов).
Ангелы — служебные духи, призванные Богом содействовать спасению верных и волю Божию осуществлять как на небесах, так и на земле. Но человек, в отличие от ангелов, имеющий в своём составе и материальную природу, тем не менее поставляется Им выше ангелов.
Сам Бог для спасения человечества принимает человеческую природу, человеческое естество и таким образом, через Крест, Воскресение, и Вознесение Своё, посаждает самого человека одесную Бога Отца, само человечество, его природу.
Потому и призывает нас апостол осмыслить величие своего призвания как человека и будущность, к которой мы предназначены: не для временного только благоустройства или благополучия земного создан человек, но для вечного единства с Творцом своим. И помнящий об этом предназначении оказывается неотделим от Матери Церкви, которая устроена Спасителем нашим ради осуществления нашего вечного призвания.
Все выпуски программы Актуальная тема







