![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/05/jason-w-PBNbMX6jtBM-unsplash-1-1.jpg)
Фото: Jason W / Unsplash
В 2014-м году престижная литературная премия Александра Солженицына была вручена литературному критику и литературоведу Ирине Роднянской. Мне довелось поработать рядом с Ириной Бенционовной в редакции нашего старейшего журнала «Новый мир», где она в течение 20-ти лет заведовала отделом критики...
Доложу вам, друзья, что критики получают литературные премии крайне редко. А Роднянская — не просто критик, она ещё и критик-мыслитель, критик-художник.
...Удивительно: её самая первая публикация вышла в 1956 году, то есть в середине прошлого века! Ирина Бенционовна писала о Николае Заболоцком как о великом поэте, когда об этом не писал никто; десятилетиями осмысливала наследие мыслителей Владимира Соловьева и Сергея Булгакова; собрала и переиздала легендарный «Поэтический словарь» Квятковского и ещё, и ещё, и ещё.
Десятки важнейших, знаковых имен прошлого и настоящего!
А теперь я приведу её собственные слова с обложки двухтомника «Движение литературы» (2006), послужившего одним из поводов присуждения солженицынской премии: «...Идеал дисциплинированного чтения, делающего литературоведа интерпретатором, — это для меня пребывание одновременно внутри и вне произведения...»
Вот что говорила о своём многолетнем опыте чтения Ирина Роднянская на церемонии вручения ей Литературной премии Александра Солженицына:
«У меня как у читателя, можно сказать, с отрочества возникла по сию пору необъяснимая потребность, оказавшись наедине с художественным текстом, выразить словесно то, что я из него какими-то рецепторами своими извлекла. В этом азартно нуждалась я сама, а публичность высказывания представлялась вторым делом. Мне, этакому читателю-открывателю, текст виделся сверкающим белизной, никем ещё не истоптанным снежным полем, где я впервые оставляю свой извилистый след, обозначая им лабиринты авторской акцентуации, в том числе и тупики, куда заводит творца измена подлинности».
В 2022 году в премиальной книжной серии вышла книга Роднянской под названием «Книжная сотня» (половину сборника составила малоформатная литературная критика в фирменной новомировской рубрике «Книжная полка...», где после слова «полка» непременно обозначается имя её «держателя»).
Итак, сотня мини-рецензий за 10 лет, с 2000-го по 2009-й: «академических» и наблюдательно-беглых, доверительных и беспощадно-жёстких, просветительских и лиричных. Некоторым образом, сплошные «закладки».
И «под занавес» тома (перед горячими текстами речей членов жюри и ответного слова лауреата) — фундаментальная статья для энциклопедического словаря «Русские писатели. 1800–1917» — о поэте, драматурге, прозаике и переводчике Алексее Константиновиче Толстом.
Кстати, на церемонии вручения премии Ирина Роднянская цитировала знаменитые: стихи Толстого «Двух станов не боец, но только гость случайный...». Это, друзья, — к внутреннему портрету её надпартийной позиции, её христианского мировоззрения...
«...Я остаюсь верна своему неопосредованному общению с произведением как с нетронутым полем, сулящим множество „открытий чудных“, о коих мне заранее ничего не известно. И это же переживание текста как загадки, которую тянет разгадать, не оставляло меня, когда я писала о не мною досконально изученных Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Достоевском, Блоке; поэтому я отношу своё соприкосновение с ними тоже к области литературной критики, а не к собственно филологии».
Премиальная формулировка солженицынской премии Ирине Роднянской, голос которой мы сейчас слышали, состоит из двух частей. Первая — условно говоря — «за литературу», вторая — «за публицистику». В первой говорится — цитирую — о «преданном служении отечественной словесности в её поисках красоты и правды».
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/10/70746745.jpeg)
Рим., 82 зач., II, 14-29.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Помню, как во время прохождения практики в школе одна из моих однокурсниц заговорила на уроке о жертвенной любви к ближнему как о христианской ценности, после этого преподаватель сказала ей, что так говорить нельзя, потому что это ценность общечеловеческая. Позже, обсуждая её реплику, мы ещё долго спорили с преподавателем, о том, что вообще такое общечеловеческие ценности и существуют ли они на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из второй главы послания апостола Павла к римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Говоря совсем просто, ценность — это нечто значимое и важное для человека. В этом смысле общечеловеческие ценности, конечно, существуют. Разве кто-нибудь будет спорить, что для абсолютного большинства людей на земле жизнь лучше смерти, спокойствие лучше тревоги, а достаток лучше бедности? Кажется, что всё очевидно. Так же, как очевидно, что, например, во все времена и во всех племенах воспитание детей было значимой частью жизни общества... Вроде бы всё так. Но уже здесь можно начинать задавать вопросы. Каких детей? Плод в утробе матери ребёнок или нет? Больной или слабый ребенок достоин пропитания и воспитания или нет? А ребёнок, от которого отказались родители? И вот оказывается, что разные культуры давали разные ответы на эти, казалось бы, очевидные, вопросы. Причём не только давали, но и дают сейчас. И можно не вспоминать жестокости Спарты, достаточно задуматься о нас самих. О том, что мы сами много говорим о ценности детской жизни, но на самом деле не так уж ценим её в действительности.
В итоге серьёзный разговор об общечеловеческих ценностях приводит к следующему: либо человек легкомысленно объявляет общечеловеческими ценностями те, которые кажутся общими именно ему, и он просто не задумывается о реальном положении дел в разных культурах. Либо он подразумевает под общечеловеческими ценностями нечто настолько общее, что предметный разговор об этом оказывается невозможен.
Но что же в таком случае имеет в виду апостол Павел, когда говорит, что даже язычники могут найти в своих сердцах закон, подобный закону Божьему?
Ответ довольно очевиден. Люди сотворены по образу Бога-Троицы, Бога, Который есть любовь. Где бы мы ни жили и в какой бы культуре ни воспитывались, закон нашей природы влечёт нас к тому, чтобы увидеть в другом человеке ценность, увидеть в нём того, кого мы призваны любить. Конечно, культура и конкретные обстоятельства могут значительно повлиять на наше стремление любить другого. Люди могут пренебрегать собственными детьми, могут расчеловечивать врагов, но в глубине души их совесть всё равно будет свидетельствовать о том, что в ненависти и пренебрежении правды быть не может и что важнее всего в мире любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Учебники для школ Луганской Народной Республики
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/MX0pKY0iGY4-240x240.jpg)
Образовательно-просветительский проект «Клевер Лаборатория» поддерживает учителей из Луганской Народной Республики. В местных школах они преподают «Основы православной культуры» и стараются вложить в ребят всё самое доброе. Но порой учителям не хватает знаний, связанных с предметом. Именно поэтому «Клевер Лаборатория» совместно с Русской Православной Церковью проводит для них онлайн обучение и делится ценными материалами, которых в интернете не найти.
В Республике проблемы со связью, и чтобы пообщаться с экспертами, учителя специально приезжают в те места, где есть хороший сигнал. Настолько им важна поддержка.
Педагог Елена Мальцева рассказывает:
«Мы своими силами восполняем те пробелы и потребности в материалах, которые есть. Разрабатываем пособия, рабочие тетради, что крайне сложно. Поэтому рады любой помощи. Кончено, для того чтобы полноценно преподавать «Основы православной культуры», нужны учебники, которые можно раздать каждому ученику. Но у школ просто нет возможности их приобрести. Сейчас важно закрыть потребности по основным предметам, а ОПК, к сожалению, в этот список не попадает».
Проект «Клевер Лаборатория» решил прийти учителям на подмогу. Он закупит учебники по «Основам православной культуры» для школ Северодонецка, Рубежного, Лисичанска, а также для школ из других городов и сёл Луганской Народной Республики. А ещё пополнит местные библиотеки русской классической литературой, которой там практически нет.
Если вы тоже хотите поддержать учителей и детей из Луганской Народной Республики, присоединяйтесь к важной инициативе. Переходите на сайт проекта lnr.clever-lab.pro и сделайте любой благотворительный взнос.
«Основы православной культуры». Любовь Павличенко
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Ljubov-Pavlichenko.jpg)
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была педагог дополнительного образования школы № 1231 имени Поленова Любовь Павличенко.
Мы говорили о преподавании Основ православной культуры в школах и как с современными детьми интересно и доступно говорить о христианстве.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева.
Все выпуски программы Светлый вечер