Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Исаия

Книга пророка Исайи, Глава 5, стихи 7-16

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.

Книга Бытия, Глава 4, стихи 8-15

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 5, стихи 1-15

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Книга пророка Исайи, Глава 5
Читать далее
Книга Бытия, Глава 4
Читать далее
Книга Притчей Соломоновых, Глава 5
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Как узнать, что моего сердца коснулась Божественная благодать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 5-й главы книги пророка Исаии, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 5.

07 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль.

08 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.

09 В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей;

10 десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.

11 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином;

12 и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.

13 За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.

14 За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их.

15 И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут;

16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.

Пророк Исаия — грозный пророк. Его книга содержит в себе различные предостережения, адресованные еврейскому народу. Вот и сегодня он обличает своих единоплеменников в беззакониях. И в первую очередь Исаия упрекает богачей и чиновников. Многие из тех, у кого в руках сосредоточены деньги и власть, вершат неправедный суд и проливают невинную кровь. В частности, они ведут себя так, будто Земля Обетованная предназначена только для них. Всеми правдами и неправдами они приобретают всё больше и больше земли и недвижимости. И в итоге лишают простые еврейские семьи того, что им принадлежит по праву их происхождения, — собственного участка в той земле, которую Господь дал всему Израильскому народу. Также пророк обличает тех, кто одержим страстью пьянства. Тех, кто все дни напролёт проводит в увеселениях и пирушках. Очевидно, что речь идёт преимущественно о людях зажиточных. Лишь они могли позволить себе тратить своё время и деньги на различные увеселения.

Несправедливость, притеснения, бражничество — вот пороки, в которых погрязла элита Израиля. По словам Исаии, преступления эти так сильны, что вопль обиженных людей доходит до Господа. И день возмездия близок. Пророк предсказывает наступление дней, когда, как он выражается, Бог явит Свою святость в правде. Надвигается катастрофа. Страдают все, от малого до великого. Но в полноте ужас этих событий испытают именно те, кто жил так, будто он неприкасаемый. Многие из них испытают такое потрясение, от которого уже никогда не смогут оправиться. Таково будет для Израиля посещение Бога, Который всеми силами стремится привести Свой народ в чувство и вернуть его на путь добродетели.

Важные выводы можно сделать для себя из этого отрывка. Не всегда проявление святости Божией в нашей жизни означает радость, мир, покой и достаток. Иногда явное действие Бога в судьбе человека — это ряд именно скорбных и тяжёлых обстоятельств. Когда страдает не только тело, но и душа. Более того, в этот водоворот могут быть втянуты и окружающие. Семья, друзья, близкие и даже те, кто видимым образом не имеет к нам лично никакого отношения и не зависит от нас. Так Бог разбивает те наши ложные представления о жизни, которые всё дальше и дальше уводили нас от Него. Так Он вырывает те эмоциональные привязанности, пристрастия и одержимости, которые занимают в нашем сердце место, предназначенное для Творца. А мы переживаем ужас и страдаем. Ведь всё, что мы потеряли, нам было дорого. И мы не знаем, как без этого жить. Но, если в этих скорбях направим всё своё внимание на Бога, наша боль будет постепенно угасать. А вместе с ней будет уходить и страх. Вместо них Господь наполнит нас светом Своей благодати, которая принесёт душе мир, покой и безмятежность.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Одним из крайне важных установлений закона Моисея был закон о юбилейных годах, о котором повествует 25-я глава библейской книги Левит, юбилейным в Израиле должен был быть каждый пятидесятый год. Помимо того, что в юбилейные года останавливалась работа на полях и рабы отпускались на свободу, ещё и утраченные по каким-либо причинам земельные наделы возвращались их исконным хозяевам. Вообще, в установлении юбилейных годов чётко прослеживается идея предотвращения социального расслоения общества, благодаря этому Моисееву закону в Израиле не должно было появляться чрезмерно богатых или же, напротив, крайне бедных людей, но время шло, память об обязательности закона постепенно стиралась, а потому социальное расслоение проникло и в среду потомков Иакова.

Пророк Исайя пытался восставать против такого положения дел: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остаётся места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис. 5:8). Но пророка предсказуемо не желали слушать те, к кому он обращал свои воззвания. Конечно же, Исайя не был глупым человеком, он прекрасно осознавал, каким образом воспринимают его слова избыточно богатые люди — как досадное недоразумение, на которое можно не обращать внимание, и потому пророк сказал и о последствиях невнимания к словам Бога: «За то народ мой пойдёт в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою» (Ис. 5:13). Так и произошло: народ оказался в плену, те, кто надеялся на своё влияние и богатство, оказались в том же самом положении, что и самые простые люди. Случилось это не потому, что Бог мстителен и пытается наказать тех, кто не соблюдает Его закон, а по той причине, что установленные Богом законы общественной жизни действуют с той же неотвратимостью, что и установленные Богом физические законы, ни у кого нет возможности их обойти, точно так же, как никто не в силах сопротивляться гравитации или же высоковольтному напряжению электрического тока. И Бог здесь абсолютно ни при чём, Он лишь установил определённые законы для этого мира, и они оказывают своё действие на всех Им сотворённых существ.

Вместе с этим Бог наделил человека разумом для постижения законов бытия, и разумом надо активно пользоваться вне зависимости от нашего общественного статуса или же финансовых возможностей, пользоваться для исполнения законов Того, Кто воззвал нас из небытия и обещал нам блаженную вечность в том случае, если мы сумеем остаться верными слову Истины.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что прозвучавший отрывок начинается со сравнения. Пророк Исаия сравнивает Израиль с виноградником. Образ, довольно распространённый в Священном Писании. Нередко авторы Библии сравнивают Бога с земледельцем, который выращивает виноград, то есть, израильский народ. Он дал ему крепкую ограду, Закон Моисеев; послал к нему добрых работников, Своих пророков; очистил его от камней, то есть от всяких языческих суеверий. Однако вместо того, чтобы принести добрые плоды, верность, послушание и любовь к Своему Создателю, виноградник-Израиль приносит дикие и кислые ягоды. Сегодня пророк Исаия разъясняет, о каких именно плодах идёт речь.

Слова пророка — это слова обличения сильных мира сего. Он обращается к еврейской аристократии, которая вопиющим образом нарушала ряд важных законов. В первую очередь — закон о наследовании земли. Согласно заповедям Моисея, каждая еврейская семья обладала правом на участок в Палестине. На этом участке можно было построить дом и вырастить столько пшеницы, сколько хватило бы этой семье на пропитание. В случае крайней нужды человек мог заложить свой участок или продать его, но только на время. Каждый 50-й год, который назывался «юбилейный», все долги аннулировались. Родовое имущество возвращалось их владельцам. Однако богачи часто нарушали этот закон. Торговля хлебом являлась очень прибыльным бизнесом в Палестине. Поэтому они скупали земли бедняков, чтобы выращивать на них большее количество пшеницы. При этом вопреки закону они не возвращали земли. В результате малоимущие евреи практически превращались в крепостных. Ко всему этому Исаия упрекает судей в том, что они не вершат праведный суд и проливают в итоге невинную кровь. Иначе говоря, богатые ведут себя так, как будто Земля Обетованная существует только для них. Они совершенно не думают о своих братьях. За такой образ жизни весь Израиль постигнет бедствие. Придёт враг и разорит их землю. Многочисленные дома, которые богатые построили себе, будут стоять пустыми. Их огромные поля перестанут давать обильный урожай. Народ уйдёт в Вавилонский плен, где знатные люди окажутся наравне с простолюдинами.

Прозвучавший отрывок очень показателен. Это яркий пример того, что тема социальной справедливости занимает в пророческой письменности очень важное место. Через все книги проходит ключевая идея: здоровая духовная жизнь тесным образом связана со здоровыми общественными отношениями. Одно предполагает другое. Невозможно быть верующим человеком и брать взятки, притеснять обездоленных, злоупотреблять властью. Если человек ведёт подобный образ жизни, его неизбежно постигнет возмездие. Ведь Бог не только Бог любви, но и правды. И она обязательно восторжествует. При этом есть важный момент. Несмотря на такую активную общественную позицию, мы не найдём в словах пророков призывов к революции и мятежу. Для них подлинное преобразование действительности человек должен начинать с себя самого. Лишь тот на самом деле способен преображать этот мир, кто смог победить свои страсти, изменить своё сердце.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Любовь может быть разной, может быть требовательной, может быть безусловной... В наши дни довольно часто можно услышать, что любить человека надо таким, какой он есть. Подразумевается, что любить надо не за что-то, а просто, без предварительных условий. При этом обычно забывают, что такая любовь не гарантирует, ни счастья, ни хороших отношений. Например, если жена любит мужа, который страдает от алкогольной зависимости, даже если ее любовь будет безусловной, и она не будет ничего от него требовать, их отношения не будут простыми и вряд ли они смогут быть по-настоящему счастливыми. Потому что дело не только в любящем...

Когда мы говорим о наших отношениях с Богом, нам бывает свойственно переносить на них то, к чему мы привыкли в межчеловеческих отношениях. И в этом есть свои плюсы и минусы. Конечно, Бог существо личностное, и научившись общаться с людьми как с личностями, мы обращаемся к Нему как к живому и разумному, способному к общению. Однако в этому наши отношения не сводятся. В общении с людьми мы можем отказаться от их требований, посчитать их завышенными или попросту неуместными. В конце концов, взрослея мы можем сами определять свой жизненный путь, и никто ни по каким признакам не скажет нам, кем мы должны быть. Когда мы рождаем детей, они вырастают и могут быть от нас совершенно независимы. В отличие от людей, Бог не просто общается с нами, как другой человек, он не смотрит на нас со стороны... Он наш Творец. И это важнейшая идея, которая лежит в основе всего откровения. Только осознав это мы можем понять всю логику Его отношений с людьми. Мы зависим не только от Его отношения к нам, оно всегда исполнено любовью, даже тогда, когда нам трудно в это поверить. Мы так же зависим от собственного отношения к Нему.

Так, например, сегодняшнее чтение начинается с того, что Бог называет «мужей Иуды» любимым насаждением своим. Очевидно, что под выражением «мужья Иуды» Бог именует не только мужчин из колена Иудина, но и весь народ вообще. Однако любовь Божия вовсе не означает, что у этих самых мужей Иуды, все хорошо. Дело в том, что Бог как Творец в праве ожидать от человека определенного поведения. Он говорит, что ждал правосудия, то есть справедливости, но вместо этого люди заняты кровопролитием, Он ждал от них праведности, но вокруг вопли и стенание. Что же движет этими людьми? Желание захватить дома и земли слабых, будто они одни существуют на земле. Они выходят из пространства Божией любви, хотят выстраивать отношения с миром на других основаниях. И вот их дома оказываются пусты, и слава и богатство их истлевает, потому что таковы условия мира, который они построили... мира, в котором они отказались от правды и праведности... мира, в котором они отказались от любви.

Все это, конечно, призывает нас задуматься над тем, какой мир строим мы? Помним ли, что у мира есть Творец, который сотворил его, чтобы в нем царили святость и правда.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что услышанный отрывок посвящен важной теме, которая довольно часто встречается в книгах древнееврейских пророков — теме справедливости. Справедливость — это воздаяние, соразмерное поступку. Сегодня пророк Исаия приводит яркий пример того, как работает этот механизм.

Несмотря на то, что Земля Обетованная, Палестина, была дарована всему еврейскому народа и каждая семья должна была иметь на ней свой участок, богатые за долги забирали земли бедных и вопреки закону Моисея навсегда присваивали их себе. Люди превращались в крепостных. Поэтому и говорит им пророк Исаия: вы ведете себя так, как будто Земля Обетованная принадлежит одним вам. За это поведение народ постигнет неизбежное наказание: земля не даст урожая, великолепные дома будут стоять пустыми. Так пророк прямо намекает на одну из величайших катастроф, произошедших с еврейским народом, — Вавилонский плен.

И все же, несмотря на это воздаяние, отношения Бога и Его народа не ограничиваются бездушным законом «око за око, зуб за зуб». Господь использует закон справедливого возмездия лишь в исключительных случаях — когда человек встает на путь саморазрушения. Нечто подобное в своей практике используют психологи. Иногда душевная болезнь настолько прогрессировала, что единственное средство, которое может заставить человека увидеть проблему, переосмыслить свое поведение, захотеть измениться и стать в итоге здоровым, — это шоковая терапия. В противном случае — окончательное помешательство и самоуничтожение.

Но даже не это главное. Если врач зачастую руководствуется желанием вылечить больного ради профессионального престижа, а иногда и материальной выгоды, мотив Бога один — безграничная любовь к своему заплутавшему ребенку. И самое главное подтверждение этому — Его смерть на кресте за всякого из нас. А потому христианская максима гласит: только тот может позволить себе быть до конца справедливым по отношению к окружающим, кто сам готов ради любви к ним, испытать всякую несправедливость.

Наверное, все это касается и нас с вами. Ведь мы часто сталкиваемся с несправедливым отношением к себе и к своим близким. А потому постоянно ищем правду. Требуем ее от окружающих: от кого знаем и не знаем, от начальства, от власти. А когда не находим, возмущаемся. Возмущаемся до того, что хотим наказать обидчиков, причинить им боль и страдания. Нами двигают чувство обиды, раздражения, неприязни. Если мы даже добьемся своего, то подобная справедливость не будет иметь ничего общего с христианской. Ведь Сам Христос показал нам Своим примером, что обратная сторона подлинной справедливости — это всегда милость и жертвенная любовь.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Библейская книга Бытия — это книга загадок, которые в полной мере мы не сумеем разгадать до той поры, пока Сам Бог не откроет нам сокровенный и полный смысл написанного в этой библейской книге. Сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения звучит отрывок из 4-й главы Бытия. Давайте послушаем его и попытаемся по мере наших сил проникнуть в те тайны, которые содержит в себе этот библейский отрывок.

Глава 4.

08 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

09 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;

14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

Как мы понимаем, вопросов к этому отрывку книги Бытия может быть очень много, и у каждого человека они будут свои. Однако есть один вопрос, на который, как кажется, обращают особое внимание абсолютно все читатели Священного Писания Ветхого Завета. Этот вопрос может быть сформулирован множеством способов, а касаться он будет финала только что прозвучавшего отрывка, того таинственного знамения, которое сделал Господь Каину, а также того, почему же за убийство Каина отомстится всемеро.

Мы привыкли полагать, что человек, совершивший тяжкое преступление в какой-то степени лишается защиты Божией, ну а если говорить про убийц, то о них совершенно замечательно сказано в Евангелии от Матфея, которое сохранило всем прекрасно известные слова Христа: «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Конечно, и у этих слов есть свои толкования, да и практика христианской жизни свидетельствует, что есть те ситуации, когда человек вынужден взяться за оружие, и это не будет инкриминировано ему ни Церковью, ни обществом как преступление. В первую очередь к таким ситуациям относится защита Родины и своих близких. Но это исключения, если их не учитывать, то мы знаем, что убийцы в любом обществе караются с особой строгостью, очень часто такие преступления влекут за собой высшую меру наказания. Однако в Библии мы видим нечто совершенно иное, да, Каин несёт своё наказание, но это наказание крайне непривычное для нас, более того, оно подразумевает какую-то совершенно уникальную неприкосновенность Каина.

Как это понимать?

Многие авторитетные христианские толкователи видели в этом определённое проклятье, которое было наложенное на Каина. Он обречён был на долгую жизнь в крайне стеснённых условиях, омрачённых нравственными терзаниями и страхом. С другой же стороны, долгая жизнь дана была ему ещё и для того, чтобы в полной мере осознать свой грех, ведь после смерти уже никакого осознания быть не может. Здесь мы видим, что Бог, точно так же, как Он не оставил Своим милосердием Адама и Еву, не отвернулся и от их потомка, в котором столь явно начал проявлять в себе грех первых людей. Каин согрешил явно и страшно, но для милосердия Божия этот факт не стал препятствием. Конечно же, история Каина пугает, но вместе с этим она и обнадёживает: да, люди могут от нас отвернуться, но Бог никогда не отворачивается от человека, и всегда даёт ему возможность для покаяния. Впрочем, и эта возможность не длится бесконечно, всё же, мы существа, ограниченные временем, стоит об этом помнить, и использовать отпущенное нам время по его прямому назначению, то есть для искоренения греха и для восхождения к богоподобию.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Люди нередко совершают поступки, которые должны предотвратить нежелательное будущее. В русском языке есть известная пословица: «Знал бы, где упасть, соломку бы подстелил». Правда, она про неудачи, ведь выдаёт наше сожаление о том, что обычно мы не знаем, где упадём и не знаем, как себя обезопасить, а везде, как известно, соломку не подстелешь. К сожалению или к счастью, мы не знаем будущего и многое делаем наугад, опасаясь самых разных вещей: случайностей, ошибок или злого умысла. А что ещё может сделать человек в этом мире? Очень просто: он может попытаться устранить проблему по мере её возникновения... И устранить тем способом, который ему покажется правильным.

Но может ли человек ориентироваться только на себя? И будет ли правильным любой способ?

Сегодняшний текст рассказывает о первой такой попытке в истории человечества. Два брата Каин и Авель живут вместе со своими родителями Адамом и Евой вне рая. Мы не знаем, пытался ли Адам заново выстроить отношения с Богом, но уже его дети приносят жертвы Творцу. Что мы об этих жертвах знаем? Что каждый принёс их от плодов собственного труда: один был земледельцем, а другой скотоводом, он пас овец. Еще мы знаем, что сам труд братьев находился в рамках Божиих заповедей, так что принесённое было допустимым для жертвоприношения. Книга Бытия не говорит нам о том, почему жертва Каина не была принята, но апостол Иоанн Богослов говорит, что на убийство старший брат решился, потому что дела его были злы, а дела Авеля праведны.

И вот перед Каином проблема. Он допустил зло в сердце, но не увидел в этом помехи для обращения к Творцу. Его жертва не принята, но менять себя он не хочет. Вместо этого он решает изменить обстоятельства и убить брата. Уж если он и боялся соперничества с его стороны, то теперь бояться будет нечего. Каином движет зависть в самом классическом смысле, ведь он хочет не такого же положения, как у Авеля, он хочет положения самого Авеля, желает занять его место. При этом он прекрасно знает, что Бог повелел людям плодиться и размножаться, убивать не повелевал. Скрывая грех, он уводит брата в поле, где и убивает его. Как и в случае с Адамом, этот поступок будто бы помрачает рассудок Каина. Первый пытался спрятаться от Бога за деревьями рая, а второй пытается сделать вид, что не понимает, о чём это с ним говорят. Однако от Бога ничего не утаить. Он призывал Каина господствовать над грехом и теперь, уже после его совершения, констатирует, что братоубийца, отказавшийся от покаяния, оказывается проклят, то есть отвержен от жизни.

Каин был злым и не хотел меняться. Бог не принял его жертву, и это разозлило его ещё больше и в итоге привело к убийству брата. Старший сын прародителей, которого Ева назвала даром Божиим, духовно погиб, потому что отказался смириться перед Богом и обратиться к Нему с покаянием. В нашей жизни тоже бывают случаи, когда Господь явным образом указывает нам на нашу неправоту... не для того, чтобы мы разозлились или начали унывать, но для того, чтобы смирились и постарались исправить свою жизнь.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Страшная, леденящая душу история — убийство Каином своего родного брата Авеля. Дверь греха, приоткрытая непослушанием прародителей, теперь распахивается настежь: Адам польстился на соблазн змея самому начать определять, что есть добро, и что — зло, и вот, теперь Каин забирает жизнь своего брата, в полной уверенности, что только так — правильно...

Мы не можем точно сказать, в чём именно заключалась правда Каина — конечно, с его точки зрения. В том ли, что Авеля Бог незаслуженно похвалил. Или в том, что Каину невыносимо было ощущать себя «человеком второго сорта» рядом с этим «любимчиком» Авелем. Или это был эдакий «жест дерзости», адресованный лично Богу — если Ты — так, тогда я — вот так! Несомненно одно: какая-то своя, личная правда, у Каина была. Скорее всего, он не понимал всех последствий своего злодеяния — что и показала дальнейшая история — но то, что убийство не было случайным, непреднамеренным — следует из слов Писания: Каин специально вывел Авеля одного в поле, чтобы убить.

Перед нами — столкновение правды Божией — и правды человеческой. Обратим внимание, что когда Бог обращается к Каину ещё до убийства — Каин упорно молчит. Он не хочет общаться с Богом. Он сам себе хозяин. Он уже для себя всё решил и в чужих советах не нуждается. Он уже вытеснил Бога за пределы своего собственного мирка — в котором готовилось преступление. И Бог не вторгается в этот сокровенный каинов мир — Он позволяет ему существовать в соответствии с личной, Каиновой, правдой. Но когда Бог снова обращается к Каину после убийства Авеля — тут уже Каин не молчит, он — огрызается! А потом — словно ребёнок, жалуется на тяжесть наказания. В словах Каина так и звучит между строк: «Ты говоришь, это я-то — плохой? Да Ты ещё хуже — вот, как несправедливо меня наказываешь! Это не я Тебя не люблю, а Ты меня ни капельки не любишь и не жалеешь!»...

И в качестве ответа Бог даёт Каину... невероятные гарантии личной безопасности: он получает исключительный, особый статус, очевидный каждому встречному — перед вами — не просто «плохой человек», но «особо охраняемый плохой человек!»

Странно, не правда ли? Разве не было бы логичнее «симметрично» наказать Каина — например, публичной смертью? Но давайте вспомним: пока у Адама и Евы других детей не было. И Бог счёл крайне важным, чтобы дальнейшая история человечества шла в противостоянии каинитов и сифитов — потомков третьего сына Адама и Евы, Сифа.

Каиниты всё своё внимание обратили к земле, вопль которой от крови убитого Авеля они стали заглушать музыкой, звоном наковален, стуком топоров, рубящих города — одним словом, культурой и технологией. А сифиты, напротив, «начали призывать имя Господа Бога». «Печать Каина», некогда положенная на братоубийце, по сей день никуда не исчезает: но проявляется то в одном месте, то в другом, когда человеческая правда дерзко пренебрегает правдой Божией.

Смотрим ли мы наверх, к Небесному Отцу, поверяем ли с Ним наши помыслы, наши желания, наши действия — или же мы самоуверенно движемся в русле нашей, человеческой правды — не замечая, как проступает на лбу Каинова печать — вопрос, который хорошо бы почаще задавать самим себе...

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

История братьев Каина и Авеля кажется совершенно понятной, почти хрестоматийной. Но при внимательном прочтении вызывает все же немало вопросов. Прежде всего, стоит обратить внимание на имена братьев. Приобретшее зловещий оттенок именование Каин на самом деле таковым не является. Оно образовано от глагола «создавать». При рождении Каина его мать Ева воскликнула — «приобрела я человека от Господа». Всё перечисленное позволяет сказать, что прародители видели в своем первенце исполнителя пророчества Божия — спасителя, который вернёт людям Рай. Но Каин не только не вернул мирозданию его изначальной чистоты, но и усугубил разрушительные процессы греховности. Первенец Адама и Евы совершил первое в истории убийство — лишил жизни своего брата Авеля. Имя «Авель» также имеет глубокое символическое значение, связанное, как ни странно, с личностью Каина. Авель в переводе на русский означает «пар», то есть что-то пустое, эфемерное. Такое странное имя Адам и Ева выбрали для второго сына, видимо, потому что поняли — Каин, в котором уже стали проявляться жестокость и злоба, совсем не спаситель. Видя это, прародители и назвали второго сына Авель — так они выразили свою грусть и разочарование. В лицах Каина и Авеля мы видим столкновение двух цивилизаций, двух подходов к восприятию мира и взаимодействия с ним. Авель жил в гармонии с творением Божиим, благодарно относился к полученным возможностям. И труд был для него в радость. Каин — воплощение отягощенности и внутренней вымученности. Жертва, которую он принес Богу, потому не была принята, что являлась плодом страха, а не любви. Как раз отсутствие любви, место которой заняла зависть, и привело Каина к тяжкому греху братоубийства.

Первое убийство еще больше омрачило жизнь первых обитателей земли. Господь не желал, чтобы ещё одно убийство случилось. Потому Он дал неразумному Каину защиту. Никто и ничто не должно было нанести ему вреда. Так Бог хотел предотвратить второе в истории убийство. Первенец Адама и Евы, даже несмотря на полученную свыше защиту, стал очень несчастным человеком. Каин собственными руками отравил своё бытие, что выражалось не только в том, что земля отныне отказывалась давать жизнь посаженным им растениям, но прежде всего в страхе, который ежеминутно преследовал первого убийцу. Этот страх вылился в то, что Каин и его потомки стали возводить вокруг своих домов стены. Археологи нашли в ближневосточном регионе два типа праисторических селений. Одни вписывались в окружающий ландшафт, другие же отгораживались от него той самой стеной. Иными словами, одни древние обитатели земли видели в природе исключительно угрозу, другие же стремились находиться с ней в гармонии. Это явная иллюстрация того, чем на практике отличаются два модуса бытия — с Богом и без Него. С Богом нет причин бояться, существовать в беспросветном ужасе. Богоборчество же неминуемо ведёт за собой ад. Святая Церковь, предлагая нам Великим постом прозвучавшее чтение из книги Бытия, призывает избрать жизнь с Господом и тем самым обрести истинные смысл и счастье жизни.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Скупые строки книги Бытия описывают, как продолжается развиваться драма грехопадения. Первое убийство человека человеком — и ещё большая пропасть разверзается между людьми и природой. Пропитанная кровью невинно убиенного Авеля, земля больше не даст прежней силы для человека. Реакция Бога — парадоксальна: казалось бы, зачем давать Каину загадочную «печать» или «знак», благодаря которому он до конца своих дней сохранял бы статус полной неприкосновенности — своего рода «депутатского иммунитета»? Разве не стоило бы, напротив, его наказать как следует — может, даже смертной казнью! — чтобы другим было неповадно?

Много загадочного, так до конца и непрояснённого, в этой «печати» — но я бы предложил посмотреть вот с какой точки зрения. Бог — в отличие от нас, остаётся всегда верен своей любви к человеку — даже когда этот человек любви, кажется, совсем недостоин. Он не просто «Педагог» — он Совершеннейший Педагог. И в качестве иллюстрации, как это может быть, мне приходит на память одна история из Нового Афонского патерика — когда в глухом скиту жил молодой послушник с двумя престарелыми монахами. В какой-то момент ему всё надоело — ухаживать за стариками, вычитывать длинные службы, мало спать, скудно питаться — и он решил вернуться обратно в мир. К его удивлению, старцы вообще никак не отреагировали на его категоричное заявление — хотя по факту он просто их бросал на произвол судьбы. На следующий день, когда он с вещами зашёл к ним попрощаться — они снова ничего ему не сказали. Он ещё больше удивился. Но когда он уже вышел за пределы скита, неожиданно один из стариков его догнал — и вынул из кармана пухлый конверт. «На, возьми, тебе там, в миру, для женитьбы эти деньги больше пригодятся! Ты столько ведь для нас всего делал!» Когда послушник понял, что ему старики отдают все деньги, что были у них — и отдают без единого укора! — он был шокирован. Он ждал чего угодно — но только не такой, безусловной любви, когда другому даётся полное право быть плохим — и при этом его продолжают любить. Юноша разревелся, упал в ноги к старцам — и никуда не пошёл.

Быть может, и Бог, налагая печать неприкосновенности на Каина, надеялся на такое же покаяние?…

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

О библейском силаче Самсоне известно не только, что он мог в одиночку победить многих врагов, но и что его самого одолела с помощью хитрости одна единственная женщина. Звали её Далида. И в отрывке из пятой главы книги Притчей Соломона, который читается сегодня во время великопостного богослужения, речь идёт о женщинах, похожих на Далиду. Давайте послушаем.

Глава 5.

01 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,

02 чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;]

03 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;

04 но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;

05 ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.

06 Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.

07 Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.

08 Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,

09 чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;

10 чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.

11 И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены,-

12 и скажешь: "зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,

13 и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:

14 едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!"

15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

Услышанные нами строки царь Соломон адресует юношам ветхозаветного Израиля. Но как же слова древнего правителя, к сожалению, актуальны для наших дней! Иудеи времён Соломона жили в окружении язычников. Те, сознательно или нет, всячески стремились приучить ветхозаветных евреев к своим обычаям, втянуть соседей в порочный образ жизни. В том числе сделать нормой беспорядочные половые связи вне брака. Инструментом для этого служила деятельность дам лёгкого поведения. Многие из них были жрицами различных языческих божеств.

Эти женщины соблазняли молодых иудеев, привязывали их эмоционально к себе, а затем подталкивали к смене веры. Надо сказать, что и царь Соломон сам не избежал подобной печальной участи. У правителя древнего Израиля имелся обширный гарем. Формально многожёнство не было запрещено ветхозаветным законом. Но одно дело — две жены, а совсем иное — триста жён и восемьсот наложниц. Таким количеством женщин окружил себя любвеобильный правитель.

Жёны и стали причиной религиозного падения Соломона. Далеко не все супруги царя верили в истинного Бога. С помощью уловок и порочных наслаждений эти язычницы заставили праведника позабыть о вере в истинного Господа, начать поклоняться идолам. Только болезненные утраты и скорби заставили царя прийти в себя и вспомнить, Кому он обещал служить, восходя на царский трон.

Желая отчасти искупить свою вину, царь решил оставить наставление молодому поколению. И мы с вами поучения Соломона только что слышали. Правитель с болью призывает читателей всячески сторониться блуда и разврата. Юношей Израиля Соломон просит стороной обходить жилища блудниц. Ведь платой за проявленную слабость станет не только болезни тела, но и повреждение души. Царь призывает холостых читателей хранить целомудрие, а женатых, как сказано в тексте поучения, «пить воду только из своего водоёма». То есть вступать в телесные отношения исключительно с супругой, сохраняя верность и нравственную чистоту.

Советы правителя древности, как было уже отмечено ранее, актуальны и сегодня. Мир вокруг нас буквально дышит порочностью. Нас окружают рекламы с почти голыми телами. Девство высмеивается как недостаток. Супружеская верность преподносится как пережиток прошлого. Рождение детей воспринимается как обуза. Но это всё ложь. Вспоминается одна шутка — заманить людей в ад можно, но только сделав ад привлекательным. Не будем же идти этим путём. Наоборот, станем хранить и ценить чистоту, верность, чтобы познать истинную радость жизни, источником которой является Бог.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Человек, которому принадлежат только что прозвучавшие строки, — это царь Соломон. Он был человеком не простой судьбы. Сын великого еврейского царя Давида, Соломон получил в наследство огромное государство, которое находилось в зените своей славы. В отличие от своего отца, который большую часть жизни провёл в военных походах, Соломон был правителем мира. Согласно Священному Писанию, он отличался особой мудростью и проницательностью. Слава о его удивительных интеллектуальных и душевных дарованиях гремела по всему Древнему Востоку. До сих пор, когда кто-то принимает рассудительное, взвешенное решение, мы называем его «соломоновым». Однако, несмотря на такие таланты, была у царя одна слабость. Женщины. Согласно библейскому повествованию, у Соломона было 700 жён и 300 наложниц. Практически все они были иностранные принцессы. Среди них были египтянки, моавитянки, женщины из племён Аммона, Едома, Сидона, женщины хеттов. Эти браки заключались не только с целью формирования политических союзов. Соломон именно влюблялся в своих жён. Как говорит Писание: «к ним прилепился Соломон любовью». Подтверждением этому является то, что он потакал им в их желании служить богам своих отцов. По причине своей любвеобильной слабости Соломон допустил язычество при царском дворе и сам присутствовал при языческих обрядах.

Иными словами, о женщинах Соломон знает не понаслышке. Он в полноте испытал на себе влияние тёмной стороны женской натуры. И прозвучавшие сегодня слова, не просто абстрактные, теоретические рассуждения. Это горький опыт человека, который не просто оступился, но был вынужден на поводу у страсти пойти против своего предназначения.

Библия не даёт однозначного ответа, покаялся Соломон или нет. Церковный разум желает верить, что покаяние было. Верить в то, что Бог не оставил мудрого царя. И свидетельством этого могут являться его книги, которые входят в состав Священного Писания. Однако всё же остаётся в этом вопросе некоторая неопределённость. Пусть она будет нам предостережением. Даже великий может упасть и не подняться, если пойдёт против своего призвания служить Богу. А потому, как собственным опытом свидетельствует мудрый царь, будем стремиться пить воду из своего водоема и текущую из своего колодца.

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Автор прозвучавших строк — царь древнего Израиля Соломон. Соломон был личностью противоречивой. Его жизнь делится на два отрезка. Сначала правитель стремился в точности исполнять волю Божию, остерегался грехов и пороков. Но впоследствии изменил своим принципам. Соломон оказался крайне слаб по отношению к противоположному полу. Согласно преданию, у царя было 300 жён и 700 наложниц. Многие из них не принадлежали к народу еврейскому и исповедовали веру в различных богов. В конце концов, в идолопоклонника превратился и сам Соломон.

Отступление от истинной веры не лишило Соломона полностью благодати Божией. Но отразилось на его сыне Ровоаме. Тот оказался глупым и недальновидным правителем. Из-за его жестокости царство Израильское разделилось на две части. Большая — весь север Израиля — отказалась признать Ровоама царём. Меньшая — крошечная Иудея — согласилась. Упомянутое событие произошло уже после смерти Соломона, который, впрочем, был предупреждён Богом, что ожидает его царство в будущем.

Желая обезопасить наследника от грядущих ошибок, Соломон оставил ему духовное завещание. Среди прочего, правитель призывает наследника, а вместе с ним и иных читателей, остерегаться развратных женщин. Царь прямо говорит, что подобные дамы могут завлекать мужчин внешней привлекательностью, но конец у подобных отношений всегда один и тот же. Внутреннее выгорание, разочарование в жизни, болезнь и, наконец, смерть.

Наставления царя Соломона могут показаться чересчур патриархальными. Но, несмотря на прошедшие века, они по-прежнему являются актуальными. Наше общество только по имени является христианским. При ближайшем рассмотрении оно часто оказывается ничуть не лучше не то что ветхозаветного, но даже языческого образа жизни.

Подчас приходится слышать вопрос от людей, далёких от Церкви, — а в чём, собственно, состоит причина осуждения христианством невоздержанного в половом смысле образа жизни? На самом деле, речь идёт не просто о том, что блуд наказывается Богом. Господь вообще человека не наказывает. Мы сами наводим на свою голову различные мучения.

У каждого человека есть определённый запас жизненных сил. Предположим, что он (этот запас) похож на автомобильный бак с бензином. Легкомысленный водитель, не знающий, куда же ему нужно в действительности ехать, растратит имеющееся топливо, просто бесцельно колеся по улицам. Водитель разумный поступит иначе. Он сначала точно определится, куда же ему направиться, выберет правильный маршрут и устремится к желаемой цели.

Как вы уже догадались, в первом случае речь идёт о человеке, который легкомысленно относится к своей половой жизни. Он бездумно тратит данный Богом запас жизненных сил на беспорядочные связи. В конце концов, такой человек сам лишает себя возможности найти настоящую любовь, обрести крепкую семью. Ведь он воспринимает другого как средство для удовлетворения похоти.

Иначе поступает тот, кто строит жизнь на основании заповедей Божиих. Такой человек похож на разумного водителя. Он не растрачивает ресурсы, относится к ним самым ответственным образом. Только найдя настоящую любовь, основанную на верности и уважении, он вкладывает полученные от Бога силы в супружеские отношения и воспитание детей. Таким образом, прозвучавшие сегодня наставления царя Соломона являются по-настоящему актуальными и жизненными. Потому что призывают человека беречь себя от порочных связей и распоряжаться даром жизни мудро, имея перед глазами ориентир заповедей Божиих.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Недавно в интернете появилась и стала распространяться по социальным сетям совершенно замечательная история, которую приписывают американскому актеру Роберту де Ниро. Эта история прекрасно иллюстрирует на практике смысл сегодняшнего отрывка из книги Притчей. Позволю себе процитировать ее полностью: «После 50 лет брака я однажды внимательно посмотрел на свою жену и сказал: „50 лет назад у нас был маленький дом, старенькая машина, мы спали на диване и смотрели маленький черно-белый телевизор, но зато каждую ночь я ложился в одну кровать с красивой 19-летней девушкой. Сегодня у меня огромный дорогой дом, много дорогих машин, огромная кровать в роскошной спальне, телевизор с широким экраном, но я сплю в одной кровати с 69-летней женщиной. Я начинаю сомневаться в своем браке“. Моя жена очень разумная женщина. Она не обиделась и не ругалась. Она просто предложила мне найти себе 19-летнюю девушку, а она уже позаботится о том, чтобы я снова жил в маленьком домике, спал на продавленном диване и смотрел черно-белый телевизор».

К сожалению, эта история не имеет ничего общего с реальной жизнью Роберта де Ниро, он, как известно, был женат дважды, а в настоящее время он не состоит в браке. Но история красивая и понятно, что она описывает один из возможных вариантов развития событий в том случае, если человека по какой-то причине вдруг перестанет устраивать его жена, то, что мы видим в этой истории в полной мере соответствует принципу, который описал автор книги Притчей: не стоит подходить к чужим женщинам, дабы «здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома». Хочешь быть благополучен, сыт и здоров, держись той женщины, которая была дана тебе Богом в юности, — таков призыв книги Притчей.

Выдуманная история про де Ниро, — лишь одна из бесчисленного множества иллюстраций того, что бывает, если человек уклоняется от этого принципа. Полагаю, что у каждого из нас есть свои похожие реальные истории. Важно понимать, что все эти злоключения — не какая-то случайность, они часть общего закона, который является одним из базовых законов человеческого общежития. Это закон, точно такой же закон, как и законы физики. Тот факт, что кому-то повезло и он сумел выжить, к примеру, после попадания в него молнии, вовсе не означает, что молния безопасна. Так и здесь: тот факт, что кто-то сумел благополучно сменить жену, вовсе не означает отмены базового закона, который предельно ясно изложен в Священном Писании.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Современная культура в большинстве своих проявлений демонстрирует ориентацию на чувства. Разум воспринимается как нечто сухое, схоластичное и в итоге скучное и даже мертвящее. Рациональность оставлена на откуп ученым или предпринимателям, которые должны совершать расчеты и организовывать бизнес, в то время как взаимоотношения с людьми, как считается, должны основываться на чувствах. По крайней мере такое впечатление может сложиться по современным фильмам и литературным произведениям. Ориентация на разум, на чувство долга… все это оказывается чем-то незначительным перед сильным чувством, особенно, конечно, чувством любви. Уж если герои влюбляются, их чувство практически всегда оказывается определяющим… Все остальные решения кажутся блеклыми и пошлыми перед всеохватывающим чувством. Если кто-то из них в браке, он сразу представляется им жизнью во лжи, а все и вся, кто стоит на их пути к «счастью», оказываются формалистами и лицемерами. Отсюда романтизация мимолетных чувств, супружеских измен, нарушения слова, пренебрежения обязанностями… Естественно, ведь перед нами самое прекрасное из чувств.

Конечно, люди научились влюбляться не только в наши дни, просто они по-разному относились к чувствам, которые возникали в их душе, да и в любви видели разные оттенки: страстный, дружеский, родственный, жертвенный. Сравнивая эти картины мира беспристрастно, начинаешь понимать, что наше современное сведение «настоящей любви» только к страстной влюбленности, делает наш духовный мир более примитивным и плоским.

Премудрый Соломон, автор замечательного произведения о любви, которое содержится в Ветхом Завете и называется «Песнь Песней», знал, что такое истинная любовь. Именно поэтому, обращаясь к своему сыну он, прежде чем говорить о любви, говорит о рассудительности. Кото-то услышав рядом слова любовь и рассудительность махнет рукой и скажет: как вообще можно сравнивать эти вещи! Что такое эта ваша рассудительность? На самом деле все просто: рассудительность — это то же, что трезвенность, адекватность и вообще разумность, опора на знание, а не только на ощущение.

Каково же место чувства в человеке, с точки зрения вероучения Церкви? Разве не Бог вложил в нас чувства, разве не Он дал нам разум?

Конечно, именно Бог сотворил нас разумными и чувствующими существами. В раю, до грехопадения человека, в нем господствовал дух и все остальное было ему подчинено. В нем были чувства, но они не были омрачены грехом, не были собственническими, эгоистичными, обесценивающими другого… Когда был совершен грех — чувства осквернились и в этом искаженном состоянии стали господствовать в человеке.

В нас много прекрасных чувств, но если мы обратим на них пристальное внимание, мы увидим, что все они в той или иной мере поражены грехом. К примеру влюбленность, которую сегодня все принимают за единственно настоящую любовь — действительно может быть тем возвышенным даром Божиим, благодаря которому мы оказываемся способны к тому, чтобы трепетно и бережно, благоговейно воспринять ближнего, быть готовым к верности и жертвенности в любой момент… Влюбленность может вырасти до подлинной, сердечной любви, которая не подвластна переменам и никогда не может причинить боли ближнему.

Но если эта же влюбленность становится кумиром, если ее считают высшей ценностью, на которую надо ориентироваться, она может, стать хищнической, и потребительской, и безжалостной. Вся возвышенность и чистота может померкнуть.

Что же позволит нам правильно вести себя? Именно рассудительность, то есть способность трезво, с ориентацией на заповеди Божии, разобраться в себе и, верно оценив свои чувства, удержаться от греха, устремившись к истинной добродетели.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
26.03.2024вторник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****