Книга Бытия, Глава 4, стихи 8-15. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 4, стихи 8-15

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Люди нередко совершают поступки, которые должны предотвратить нежелательное будущее. В русском языке есть известная пословица: «Знал бы, где упасть, соломку бы подстелил». Правда, она про неудачи, ведь выдаёт наше сожаление о том, что обычно мы не знаем, где упадём и не знаем, как себя обезопасить, а везде, как известно, соломку не подстелешь. К сожалению или к счастью, мы не знаем будущего и многое делаем наугад, опасаясь самых разных вещей: случайностей, ошибок или злого умысла. А что ещё может сделать человек в этом мире? Очень просто: он может попытаться устранить проблему по мере её возникновения... И устранить тем способом, который ему покажется правильным.

Но может ли человек ориентироваться только на себя? И будет ли правильным любой способ?

Сегодняшний текст рассказывает о первой такой попытке в истории человечества. Два брата Каин и Авель живут вместе со своими родителями Адамом и Евой вне рая. Мы не знаем, пытался ли Адам заново выстроить отношения с Богом, но уже его дети приносят жертвы Творцу. Что мы об этих жертвах знаем? Что каждый принёс их от плодов собственного труда: один был земледельцем, а другой скотоводом, он пас овец. Еще мы знаем, что сам труд братьев находился в рамках Божиих заповедей, так что принесённое было допустимым для жертвоприношения. Книга Бытия не говорит нам о том, почему жертва Каина не была принята, но апостол Иоанн Богослов говорит, что на убийство старший брат решился, потому что дела его были злы, а дела Авеля праведны.

И вот перед Каином проблема. Он допустил зло в сердце, но не увидел в этом помехи для обращения к Творцу. Его жертва не принята, но менять себя он не хочет. Вместо этого он решает изменить обстоятельства и убить брата. Уж если он и боялся соперничества с его стороны, то теперь бояться будет нечего. Каином движет зависть в самом классическом смысле, ведь он хочет не такого же положения, как у Авеля, он хочет положения самого Авеля, желает занять его место. При этом он прекрасно знает, что Бог повелел людям плодиться и размножаться, убивать не повелевал. Скрывая грех, он уводит брата в поле, где и убивает его. Как и в случае с Адамом, этот поступок будто бы помрачает рассудок Каина. Первый пытался спрятаться от Бога за деревьями рая, а второй пытается сделать вид, что не понимает, о чём это с ним говорят. Однако от Бога ничего не утаить. Он призывал Каина господствовать над грехом и теперь, уже после его совершения, констатирует, что братоубийца, отказавшийся от покаяния, оказывается проклят, то есть отвержен от жизни.

Каин был злым и не хотел меняться. Бог не принял его жертву, и это разозлило его ещё больше и в итоге привело к убийству брата. Старший сын прародителей, которого Ева назвала даром Божиим, духовно погиб, потому что отказался смириться перед Богом и обратиться к Нему с покаянием. В нашей жизни тоже бывают случаи, когда Господь явным образом указывает нам на нашу неправоту... не для того, чтобы мы разозлились или начали унывать, но для того, чтобы смирились и постарались исправить свою жизнь.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!