Книга Бытия, Глава 4, стихи 8-15
Страшная, леденящая душу история — убийство Каином своего родного брата Авеля. Дверь греха, приоткрытая непослушанием прародителей, теперь распахивается настежь: Адам польстился на соблазн змея самому начать определять, что есть добро, и что — зло, и вот, теперь Каин забирает жизнь своего брата, в полной уверенности, что только так — правильно...
Мы не можем точно сказать, в чём именно заключалась правда Каина — конечно, с его точки зрения. В том ли, что Авеля Бог незаслуженно похвалил. Или в том, что Каину невыносимо было ощущать себя «человеком второго сорта» рядом с этим «любимчиком» Авелем. Или это был эдакий «жест дерзости», адресованный лично Богу — если Ты — так, тогда я — вот так! Несомненно одно: какая-то своя, личная правда, у Каина была. Скорее всего, он не понимал всех последствий своего злодеяния — что и показала дальнейшая история — но то, что убийство не было случайным, непреднамеренным — следует из слов Писания: Каин специально вывел Авеля одного в поле, чтобы убить.
Перед нами — столкновение правды Божией — и правды человеческой. Обратим внимание, что когда Бог обращается к Каину ещё до убийства — Каин упорно молчит. Он не хочет общаться с Богом. Он сам себе хозяин. Он уже для себя всё решил и в чужих советах не нуждается. Он уже вытеснил Бога за пределы своего собственного мирка — в котором готовилось преступление. И Бог не вторгается в этот сокровенный каинов мир — Он позволяет ему существовать в соответствии с личной, Каиновой, правдой. Но когда Бог снова обращается к Каину после убийства Авеля — тут уже Каин не молчит, он — огрызается! А потом — словно ребёнок, жалуется на тяжесть наказания. В словах Каина так и звучит между строк: «Ты говоришь, это я-то — плохой? Да Ты ещё хуже — вот, как несправедливо меня наказываешь! Это не я Тебя не люблю, а Ты меня ни капельки не любишь и не жалеешь!»...
И в качестве ответа Бог даёт Каину... невероятные гарантии личной безопасности: он получает исключительный, особый статус, очевидный каждому встречному — перед вами — не просто «плохой человек», но «особо охраняемый плохой человек!»
Странно, не правда ли? Разве не было бы логичнее «симметрично» наказать Каина — например, публичной смертью? Но давайте вспомним: пока у Адама и Евы других детей не было. И Бог счёл крайне важным, чтобы дальнейшая история человечества шла в противостоянии каинитов и сифитов — потомков третьего сына Адама и Евы, Сифа.
Каиниты всё своё внимание обратили к земле, вопль которой от крови убитого Авеля они стали заглушать музыкой, звоном наковален, стуком топоров, рубящих города — одним словом, культурой и технологией. А сифиты, напротив, «начали призывать имя Господа Бога». «Печать Каина», некогда положенная на братоубийце, по сей день никуда не исчезает: но проявляется то в одном месте, то в другом, когда человеческая правда дерзко пренебрегает правдой Божией.
Смотрим ли мы наверх, к Небесному Отцу, поверяем ли с Ним наши помыслы, наши желания, наши действия — или же мы самоуверенно движемся в русле нашей, человеческой правды — не замечая, как проступает на лбу Каинова печать — вопрос, который хорошо бы почаще задавать самим себе...