Книга Бытия, Глава 4, стихи 8-15. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 4, стихи 8-15

08 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

09 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;

14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Страшная, леденящая душу история — убийство Каином своего родного брата Авеля. Дверь греха, приоткрытая непослушанием прародителей, теперь распахивается настежь: Адам польстился на соблазн змея самому начать определять, что есть добро, и что — зло, и вот, теперь Каин забирает жизнь своего брата, в полной уверенности, что только так — правильно...

Мы не можем точно сказать, в чём именно заключалась правда Каина — конечно, с его точки зрения. В том ли, что Авеля Бог незаслуженно похвалил. Или в том, что Каину невыносимо было ощущать себя «человеком второго сорта» рядом с этим «любимчиком» Авелем. Или это был эдакий «жест дерзости», адресованный лично Богу — если Ты — так, тогда я — вот так! Несомненно одно: какая-то своя, личная правда, у Каина была. Скорее всего, он не понимал всех последствий своего злодеяния — что и показала дальнейшая история — но то, что убийство не было случайным, непреднамеренным — следует из слов Писания: Каин специально вывел Авеля одного в поле, чтобы убить.

Перед нами — столкновение правды Божией — и правды человеческой. Обратим внимание, что когда Бог обращается к Каину ещё до убийства — Каин упорно молчит. Он не хочет общаться с Богом. Он сам себе хозяин. Он уже для себя всё решил и в чужих советах не нуждается. Он уже вытеснил Бога за пределы своего собственного мирка — в котором готовилось преступление. И Бог не вторгается в этот сокровенный каинов мир — Он позволяет ему существовать в соответствии с личной, Каиновой, правдой. Но когда Бог снова обращается к Каину после убийства Авеля — тут уже Каин не молчит, он — огрызается! А потом — словно ребёнок, жалуется на тяжесть наказания. В словах Каина так и звучит между строк: «Ты говоришь, это я-то — плохой? Да Ты ещё хуже — вот, как несправедливо меня наказываешь! Это не я Тебя не люблю, а Ты меня ни капельки не любишь и не жалеешь!»...

И в качестве ответа Бог даёт Каину... невероятные гарантии личной безопасности: он получает исключительный, особый статус, очевидный каждому встречному — перед вами — не просто «плохой человек», но «особо охраняемый плохой человек!»

Странно, не правда ли? Разве не было бы логичнее «симметрично» наказать Каина — например, публичной смертью? Но давайте вспомним: пока у Адама и Евы других детей не было. И Бог счёл крайне важным, чтобы дальнейшая история человечества шла в противостоянии каинитов и сифитов — потомков третьего сына Адама и Евы, Сифа.

Каиниты всё своё внимание обратили к земле, вопль которой от крови убитого Авеля они стали заглушать музыкой, звоном наковален, стуком топоров, рубящих города — одним словом, культурой и технологией. А сифиты, напротив, «начали призывать имя Господа Бога». «Печать Каина», некогда положенная на братоубийце, по сей день никуда не исчезает: но проявляется то в одном месте, то в другом, когда человеческая правда дерзко пренебрегает правдой Божией.

Смотрим ли мы наверх, к Небесному Отцу, поверяем ли с Ним наши помыслы, наши желания, наши действия — или же мы самоуверенно движемся в русле нашей, человеческой правды — не замечая, как проступает на лбу Каинова печать — вопрос, который хорошо бы почаще задавать самим себе...

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!