Книга Притчей Соломоновых, Глава 5, стихи 1-15

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Признаком здравого и рассудительного человека является умение видеть губительность тех или иных поступков. Но как быть, если вред их на первый взгляд совсем не очевиден? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й главы книги Притчей Соломоновых, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Человек, который когда-нибудь после рыбалки готовил свежепойманную рыбу, знает, как важно не задеть при разделке желчный пузырь. Потому что желчь, попавшая в пищу, сделает непригодным к употреблению любое блюдо. Если вовремя спохватиться, её можно нейтрализовать, но после приготовления уже нет. Выглядеть блюдо может сколь угодно красиво и привлекательно, но есть приготовленное из-за горечи будет невозможно.
Рассуждая о супружеской измене, Соломон говорит своему сыну нечто подобное. Речи обольстительницы подобны мёду, но это только иллюзия, потому что последствия её горьки, как полынь, и рана от неё, как рана от меча. Учитывая, что автор обращается к сыну, он предостерегает его от льстивой женщины. При этом мы понимаем, что этими же словами, верная жена предостерегается от речей льстивого мужчины. Суть жизни такого человека Соломон характеризует чрезвычайно точно: обольститель непостоянен. Он обольщает, не потому что любит, не потому что готов быть опорой, не потому что готов отдавать. Нет. Когда-то поддавшись страсти сам, такой человек умеет только поглощать жизнь других. Неслучайно премудрый царь предостерегает сына: не приближайся к её дому, чтобы не отдать тебе твоего здоровья другим, чтобы не насыщать своей силой чужих... В подобном хищническом использовании не будет никакой любви, но лишь потребление... Страстное, ненасытимое и самое главное истощающее. Человек, который поддался искушению, очнётся в тот момент, когда восстановить прежнее, здоровое и целостное состояние будет очень трудно, если вообще возможно. Купившись на сладкие речи, на красивый вид и лживую ласку, такой человек остаётся ни с чем. Он был наивен, строил планы, но у того, кто обольщает, никаких созидательных планов нет и быть не может, в его планах использовать. Однако использование другого не может быть плодотворным, потому что оно в корне противоречит любви. В норме внимательный человек чувствует это сам, избегая льстивых и соблазнительных речей. Но мир, постепенно деградируя, пришёл к тому, что начал измену буквально романтизировать, делая опасность всё менее очевидной. Что же делать верующему человеку? Как противостоять мнению окружающих? Ответ прост. Надо внутренне решить, кто для нас более авторитетен: мир, лежащий во зле, или Бог, зовущий к святости. Тот, кто выберет мир — соберёт внешне красивые, но внутренне горькие плоды. Кто выберет Бога — обретёт мудрость и жизнь вечную.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов