Книга Притчей Соломоновых, Глава 5, стихи 1-15
Современная культура в большинстве своих проявлений демонстрирует ориентацию на чувства. Разум воспринимается как нечто сухое, схоластичное и в итоге скучное и даже мертвящее. Рациональность оставлена на откуп ученым или предпринимателям, которые должны совершать расчеты и организовывать бизнес, в то время как взаимоотношения с людьми, как считается, должны основываться на чувствах. По крайней мере такое впечатление может сложиться по современным фильмам и литературным произведениям. Ориентация на разум, на чувство долга… все это оказывается чем-то незначительным перед сильным чувством, особенно, конечно, чувством любви. Уж если герои влюбляются, их чувство практически всегда оказывается определяющим… Все остальные решения кажутся блеклыми и пошлыми перед всеохватывающим чувством. Если кто-то из них в браке, он сразу представляется им жизнью во лжи, а все и вся, кто стоит на их пути к «счастью», оказываются формалистами и лицемерами. Отсюда романтизация мимолетных чувств, супружеских измен, нарушения слова, пренебрежения обязанностями… Естественно, ведь перед нами самое прекрасное из чувств.
Конечно, люди научились влюбляться не только в наши дни, просто они по-разному относились к чувствам, которые возникали в их душе, да и в любви видели разные оттенки: страстный, дружеский, родственный, жертвенный. Сравнивая эти картины мира беспристрастно, начинаешь понимать, что наше современное сведение «настоящей любви» только к страстной влюбленности, делает наш духовный мир более примитивным и плоским.
Премудрый Соломон, автор замечательного произведения о любви, которое содержится в Ветхом Завете и называется «Песнь Песней», знал, что такое истинная любовь. Именно поэтому, обращаясь к своему сыну он, прежде чем говорить о любви, говорит о рассудительности. Кото-то услышав рядом слова любовь и рассудительность махнет рукой и скажет: как вообще можно сравнивать эти вещи! Что такое эта ваша рассудительность? На самом деле все просто: рассудительность — это то же, что трезвенность, адекватность и вообще разумность, опора на знание, а не только на ощущение.
Каково же место чувства в человеке, с точки зрения вероучения Церкви? Разве не Бог вложил в нас чувства, разве не Он дал нам разум?
Конечно, именно Бог сотворил нас разумными и чувствующими существами. В раю, до грехопадения человека, в нем господствовал дух и все остальное было ему подчинено. В нем были чувства, но они не были омрачены грехом, не были собственническими, эгоистичными, обесценивающими другого… Когда был совершен грех — чувства осквернились и в этом искаженном состоянии стали господствовать в человеке.
В нас много прекрасных чувств, но если мы обратим на них пристальное внимание, мы увидим, что все они в той или иной мере поражены грехом. К примеру влюбленность, которую сегодня все принимают за единственно настоящую любовь — действительно может быть тем возвышенным даром Божиим, благодаря которому мы оказываемся способны к тому, чтобы трепетно и бережно, благоговейно воспринять ближнего, быть готовым к верности и жертвенности в любой момент… Влюбленность может вырасти до подлинной, сердечной любви, которая не подвластна переменам и никогда не может причинить боли ближнему.
Но если эта же влюбленность становится кумиром, если ее считают высшей ценностью, на которую надо ориентироваться, она может, стать хищнической, и потребительской, и безжалостной. Вся возвышенность и чистота может померкнуть.
Что же позволит нам правильно вести себя? Именно рассудительность, то есть способность трезво, с ориентацией на заповеди Божии, разобраться в себе и, верно оценив свои чувства, удержаться от греха, устремившись к истинной добродетели.