Книга Бытия, Глава 4, стихи 8-15
История братьев Каина и Авеля кажется совершенно понятной, почти хрестоматийной. Но при внимательном прочтении вызывает все же немало вопросов. Прежде всего, стоит обратить внимание на имена братьев. Приобретшее зловещий оттенок именование Каин на самом деле таковым не является. Оно образовано от глагола «создавать». При рождении Каина его мать Ева воскликнула — «приобрела я человека от Господа». Всё перечисленное позволяет сказать, что прародители видели в своем первенце исполнителя пророчества Божия — спасителя, который вернёт людям Рай. Но Каин не только не вернул мирозданию его изначальной чистоты, но и усугубил разрушительные процессы греховности. Первенец Адама и Евы совершил первое в истории убийство — лишил жизни своего брата Авеля. Имя «Авель» также имеет глубокое символическое значение, связанное, как ни странно, с личностью Каина. Авель в переводе на русский означает «пар», то есть что-то пустое, эфемерное. Такое странное имя Адам и Ева выбрали для второго сына, видимо, потому что поняли — Каин, в котором уже стали проявляться жестокость и злоба, совсем не спаситель. Видя это, прародители и назвали второго сына Авель — так они выразили свою грусть и разочарование. В лицах Каина и Авеля мы видим столкновение двух цивилизаций, двух подходов к восприятию мира и взаимодействия с ним. Авель жил в гармонии с творением Божиим, благодарно относился к полученным возможностям. И труд был для него в радость. Каин — воплощение отягощенности и внутренней вымученности. Жертва, которую он принес Богу, потому не была принята, что являлась плодом страха, а не любви. Как раз отсутствие любви, место которой заняла зависть, и привело Каина к тяжкому греху братоубийства.
Первое убийство еще больше омрачило жизнь первых обитателей земли. Господь не желал, чтобы ещё одно убийство случилось. Потому Он дал неразумному Каину защиту. Никто и ничто не должно было нанести ему вреда. Так Бог хотел предотвратить второе в истории убийство. Первенец Адама и Евы, даже несмотря на полученную свыше защиту, стал очень несчастным человеком. Каин собственными руками отравил своё бытие, что выражалось не только в том, что земля отныне отказывалась давать жизнь посаженным им растениям, но прежде всего в страхе, который ежеминутно преследовал первого убийцу. Этот страх вылился в то, что Каин и его потомки стали возводить вокруг своих домов стены. Археологи нашли в ближневосточном регионе два типа праисторических селений. Одни вписывались в окружающий ландшафт, другие же отгораживались от него той самой стеной. Иными словами, одни древние обитатели земли видели в природе исключительно угрозу, другие же стремились находиться с ней в гармонии. Это явная иллюстрация того, чем на практике отличаются два модуса бытия — с Богом и без Него. С Богом нет причин бояться, существовать в беспросветном ужасе. Богоборчество же неминуемо ведёт за собой ад. Святая Церковь, предлагая нам Великим постом прозвучавшее чтение из книги Бытия, призывает избрать жизнь с Господом и тем самым обрести истинные смысл и счастье жизни.