Книга Бытия, Глава 4, стихи 8-15. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 4, стихи 8-15

08 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

09 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;

14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

История братьев Каина и Авеля кажется совершенно понятной, почти хрестоматийной. Но при внимательном прочтении вызывает все же немало вопросов. Прежде всего, стоит обратить внимание на имена братьев. Приобретшее зловещий оттенок именование Каин на самом деле таковым не является. Оно образовано от глагола «создавать». При рождении Каина его мать Ева воскликнула — «приобрела я человека от Господа». Всё перечисленное позволяет сказать, что прародители видели в своем первенце исполнителя пророчества Божия — спасителя, который вернёт людям Рай. Но Каин не только не вернул мирозданию его изначальной чистоты, но и усугубил разрушительные процессы греховности. Первенец Адама и Евы совершил первое в истории убийство — лишил жизни своего брата Авеля. Имя «Авель» также имеет глубокое символическое значение, связанное, как ни странно, с личностью Каина. Авель в переводе на русский означает «пар», то есть что-то пустое, эфемерное. Такое странное имя Адам и Ева выбрали для второго сына, видимо, потому что поняли — Каин, в котором уже стали проявляться жестокость и злоба, совсем не спаситель. Видя это, прародители и назвали второго сына Авель — так они выразили свою грусть и разочарование. В лицах Каина и Авеля мы видим столкновение двух цивилизаций, двух подходов к восприятию мира и взаимодействия с ним. Авель жил в гармонии с творением Божиим, благодарно относился к полученным возможностям. И труд был для него в радость. Каин — воплощение отягощенности и внутренней вымученности. Жертва, которую он принес Богу, потому не была принята, что являлась плодом страха, а не любви. Как раз отсутствие любви, место которой заняла зависть, и привело Каина к тяжкому греху братоубийства.

Первое убийство еще больше омрачило жизнь первых обитателей земли. Господь не желал, чтобы ещё одно убийство случилось. Потому Он дал неразумному Каину защиту. Никто и ничто не должно было нанести ему вреда. Так Бог хотел предотвратить второе в истории убийство. Первенец Адама и Евы, даже несмотря на полученную свыше защиту, стал очень несчастным человеком. Каин собственными руками отравил своё бытие, что выражалось не только в том, что земля отныне отказывалась давать жизнь посаженным им растениям, но прежде всего в страхе, который ежеминутно преследовал первого убийцу. Этот страх вылился в то, что Каин и его потомки стали возводить вокруг своих домов стены. Археологи нашли в ближневосточном регионе два типа праисторических селений. Одни вписывались в окружающий ландшафт, другие же отгораживались от него той самой стеной. Иными словами, одни древние обитатели земли видели в природе исключительно угрозу, другие же стремились находиться с ней в гармонии. Это явная иллюстрация того, чем на практике отличаются два модуса бытия — с Богом и без Него. С Богом нет причин бояться, существовать в беспросветном ужасе. Богоборчество же неминуемо ведёт за собой ад. Святая Церковь, предлагая нам Великим постом прозвучавшее чтение из книги Бытия, призывает избрать жизнь с Господом и тем самым обрести истинные смысл и счастье жизни.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!