Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Исаия

Книга пророка Исайи, Глава 7, стихи 1-14

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.

Книга Бытия, Глава 5, стихи 32, Глава 6, стихи 1-8

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 20-35, Глава 7, стихи 1

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Книга пророка Исайи, Глава 7
Читать далее
Книга Бытия, Глава 5
Книга Бытия, Глава 6
Читать далее
Книга Притчей Соломоновых, Глава 6
Книга Притчей Соломоновых, Глава 7
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Как вести себя в трудных жизненных обстоятельствах? Какие действия необходимо предпринимать в первую очередь? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 7-й главы книги пророка Исаии, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 7.

01 И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать.

02 И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.

03 И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему,

04 и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.

05 Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря:

06 пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова.

07 Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется;

08 ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом;

09 и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.

10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал:

11 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.

12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.

13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?

14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

События, о которых упоминается в только что прозвучавшем отрывке, произошли в VIII в. до Рождества Христова. Между двумя еврейскими царствами вспыхнула братоубийственная война. Северные племена богоизбранного народа, заручившись поддержкой сирийцев, вторглись на юг Палестины, разбили войско царя Иудеи Ахаза и занимались грабежами и мародёрством. Народ и остатки армии спрятались за стенами Иерусалима. Их состояние очень точно передают следующие слова Писания: «всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу». Ими владел страх, переходящий в панический ужас.

В этот тяжёлый момент Господь и посылает к Ахазу пророка Исаию. Он передаёт царю волю Бога. Господь обещает, что замыслы врагов потерпят крах. И северные племена евреев, и их союзники скоро просто перестанут существовать. Ахазу необходимо лишь проявить твёрдую веру, ничего не предпринимать и положиться на Бога. Более того, царь Иудеи должен был прилюдно продемонстрировать это доверие Творцу — попросить у Бога знамение. Так его вера в Промысл Божий укрепила и воодушевила бы народ.

Однако в это время Ахаз уже заключил союз с молодым государством под названием Ассирия. Уповая на силы своих новых друзей, он отказывается от предложения Исаии. По сути, он публично заявляет о том, что не нуждается в поддержке Бога. Но посмотрите, как он это делает. «Не буду просить и не буду искушать Господа», — говорит Ахаз.

Может показаться, что Ахаз демонстрирует силу и крепкую веру. Дескать, сами разберёмся, зачем беспокоить Бога этими проблемами? Однако на самом деле в основе его поведения страх и малодушие. Просто прикрывает он всё это благочестивыми словами. Ведь тот вариант, который предлагает Исаия, означает абсолютное доверие. Ахаз должен отказаться от помощи Ассирии и во всём положиться на Бога. Вплоть до бездействия. Ему просто предлагают подождать. Эта просьба тягостна для царя. Он перестраховывается. Он хочет полностью владеть ситуацией, контролировать её. Ему нужны гарантии. Он их получает. На время в нём поселяется уверенность. Однако горькая ирония заключается в том, что всего через несколько лет царь Ассирии будет воевать уже не на стороне Ахаза. Бывший союзник станет врагом. Он сам придёт со своим войском, чтобы опустошить Иудею и поработить её жителей.

Урок всякому из нас. Когда земля горит под ногами, а жизнь встаёт на дыбы, порой лучшее, что мы можем сделать, — просто препоручить себя и своих ближних Богу, спокойно заниматься своим привычным делом и ждать. Именно такое благое бездействие и будет проявлением нашего доверия Творцу, верой в то, что наша жизнь находится в Его руках вся без остатка.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Даже если не быть в хорошей степени знакомыми с историей Древней Иудеи, слова книги пророка Исайи дают достаточное представление о той непростой ситуации, в которой оказалась страна: сразу два государства — Сирия и Израиль — собрались напасть на Иудею. Вполне естественно, что информация о планируемом наступлении произвела в Иудее чрезвычайный переполох, очевидно, что у Иудеи не было достаточной военной мощи, чтобы достойным образом противостоять агрессии своих соседей. Пророк Исайя здесь выступает в качестве утешителя: он возвещает царю Иудеи Ахазу, что у Сирии и Израиля ничего не получится, следовательно, беспокоиться не о чем. Но Ахаз занял какую-то невнятную позицию: он не спешит верить пророку, равным образом он не торопится и подвергать слова Исайи испытанию.

Такое странное поведение Ахаза, конечно же, не может не обратить на себя внимание. Ахаз не был тем царём Иудеи, о котором можно сказать, что он был благочестив и чтил закон Моисея, так, при Ахазе в Иерусалиме была установлена для поклонения статуя ханаанейского божества Ваала, при нём в Иудею стали проникать различные языческие культы, Вторая книга Паралипоменон говорит об Ахазе так: «Он шёл путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов; и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицом сынов Израилевых; и приносил жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом» (2 Пар. 28:2–4). Следовательно, мы вряд ли можем предположить, что ответ Ахаза был вызван его чрезвычайным благочестием и нежеланием нарушить заповедь Моисея, которая провозглашала запрет на испытание Бога какими бы то ни было навязчивыми вопросами, эта же заповедь запрещала и требования от Бога особых знамений для подтверждения Его воли, полностью же это повеление Бога звучит так: «Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе» (Втор. 6:16).

Так почему же Ахаз отказался вопрошать Бога, если он не обращал никакого внимания на закон Моисея? Ответ может быть только одним, причём весьма банальным: он не хотел. Просто не хотел. Ему не было это нужно, как не нужны ему были и слова пророка Исайи, у Ахаза был иной план, в котором Бог никоим образом не учитывался: Ахаз планировал заключить военный союз с Ассирией, и полагал, что этот союз поможет Иудее избежать поражения в войне с Сирией и Израилем. Ахаз верил в свои способности и в возможность решить проблемы исключительно земными методами. Любопытно же то, что Ахаз таким путём сумел достичь своей цели: действительно, союз с Ассирией помог устранить врагов в лице коалиции Сирии и Израиля. Правда, в конечном итоге привлечение Ассирии на помощь Иудеи привело к вмешательству Ассирии во внутренние дела Иудеи, которое обрекло общество Иудеи на ещё большую духовную деградацию и закончилось Вавилонским пленом.

Возможно, всё было бы совсем иначе, если бы Ахаз прислушался к словам Исайи и оставил пространство для действия Бога. Во всяком случае, именно на это всячески намекают авторы библейских книг, и им можно доверять, так как они были непосредственными свидетелями событий той древней эпохи.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В VIII в. до Р.Х. единое еврейское государства было расколото на два царства. Первое, на юге Палестины, — Иудея со столицей в Иерусалиме. Второе, на севере, — Израиль, со столицей в городе Самария. Между ними шла братоубийственная война, к участию в которой стороны привлекали иностранных союзников.

В тот исторический момент, о котором рассказывается в только что прозвучавшем отрывке, в Иерусалиме правил царь по имени Ахаз. Во время его правления был очередной виток конфликта. Израиль пошёл на Иудею войной, заручившись поддержкой Сирии. Ситуация была очень тяжёлой. Армия сирийского царя уничтожила 120 тысяч лучших солдат Иудеи. В плен было взято 200 тысяч мирных жителей. Положение усугублялось тем, что по стране рыскали банды язычников. Они занимались грабежом и мародёрством. Поэтому о состоянии Ахаза и жителей Иудейского царства Писание говорит: «всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра деревья в лесу». Это был страх, переходящий в панический ужас.

Для того, чтобы поддержать евреев, Господь посылает к Ахазу пророка Исаию и его сына. В это время царь занят постройкой укреплений для того, чтобы пережить штурм города. Исаия от лица Божия говорит Ахазу, что замыслы врагов не исполнятся. Коалиция вскоре будет уничтожена, а сами царства его противников скоро перестанут существовать. Для этого Ахазу требуется полностью доверить себя Богу, попросить у него знамение. Иными словами, перед лицом всего народа продемонстрировать веру в Творца и доверие Его Промыслу. Однако у Ахаза уже другие планы. К тому моменту он уже заручился поддержкой молодого и сильного государства под названием Ассирия. Поэтому он отказывается от предложения Исаии и, по сути, отрекается от Самого Господа. Действительно, ассирийцы разбили врага. Однако горькая ирония заключается в том, что всего через несколько лет царь Ассирии направит свои войска против Иерусалима.

Перед нами яркий пример того, как порой недальновидны мы бываем, пытаясь найти поддержку во всём, что угодно, кроме Творца. Как только появилась поддержка от сильной Ассирии, Ахаз забывает о Боге. Он пребывает в иллюзии, что находится в полной безопасности, и Господь ему больше не нужен. В итоге царь терпит фиаско. Поэтому, обращаясь к нам, Писание голосом пророка Исаии говорит: во всякой сложной ситуации просите у Бога знамение. Христианская традиция утверждает, что этим чудесным знаком стало рождение Иисуса Христа. Именно Он в конечном счёте является Тем, Кто один может поддержать нас в трудную минуту, позволить пережить тёмные времена, избавить от недругов и нашего главного врага — смерти и греха.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Человек, который имеет опыт чтения пророческих книг, знает, что обычно в них содержится предостережение от бедствий. Мы не найдём пророческой книги, которая бы сводилась к тому, что всё хорошо, все праведны, благочестивы и верны Богу. Напротив, в каждой из них мы видим обличение нечестия, распространения язычества и всего того, что можно было бы назвать изменой Богу.

Пророк Исаия также довольно много говорит о бедах, его соплеменников за то, что они отвергли Божий завет. Однако в сегодняшнем чтении мы слышим несколько иную интонацию. Царь израильский и царь сирийский договорились идти войной на Иудею, они собираются напасть на Ахаза, который в ней правит и отказывается вступить с ними в военный союз. Враги уже так близко, что у царя практически нет шансов победить. Однако Бог говорит пророку чтобы он пошёл к царю и успокоил его, потому что замыслы врагов не сбудутся. Сына Исаии зовут Шеар-ясув, что переводится как «остаток возвратится». Это имя дано ему как знак надежды и даже уверенности, что трудные времена закончится. Исаия называет его так, потому что доверяет Богу.

Обращаясь к царю, пророк говорит: наблюдай и будь спокоен, не страшись и не унывай. Когда тебе предстоит бедствие не думай, что всё находится в человеческих руках. Тебе угрожают, но ты при этом помни, что все в руках Божиих и смотри на происходящее как бы со стороны.

Сложно представить себе чувства царя Ахаза, когда он понимает, что войска противников совсем близко, беда кажется ему чем-то совершенно неминуемым. Пророк же говорит Ахазу положиться на Бога и называет врагов дымящимися головешками, то есть тем, что видимо еще горит, но в чем уже нет огня, а значит нет и опасности.

Ну как можно поверить такой невероятный исход событий? Враги совсем близко, как же не пасть Иерусалиму? В это очень трудно поверить. Видя сомнение царя, Исаия говорит: «Если вы не верите — это потому, что что вы не удостоверены». Эту фразу переводили по-разному. Так, например, в греческом и соответственно славянском тексте Исаия говорит: «Если не поверишь, то и не поймешь». Но чего же может не понять царь в чём необходимо ему удостовериться? На самом деле все очевидно: удостовериться и понять, что Бог силен сделать все так, как Ему нужно. Знамением того, что Бог может изменять очевидное становится настолько же невероятное событие: дева становится матерью, рождает того, чье имя Еммануил, то есть «с нами Бог». Есть ли нечто и в нашей жизни, что одинаково очевидно и ужасно для всех? Конечно. Это смерть. Она ждет каждого из нас как нечто совершенно неминуемое. Но радостная весть Исаии обращена не только к Ахазу. Он говорит каждому из нас: наблюдай и будь спокоен, она не всесильна... Ведь дева действительно родила сына, о котором говорится «с нами Бог».

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Кто такой пророк? Зачастую в нашем сознании это предсказатель, который рассказывает о будущих событиях. На самом деле, в библейском мире, значение слова пророк намного шире. Это тот, кто умеет увидеть волю Божию не только в будущем, но и в прошлом и, конечно, в настоящем. Он может указать на причина-следственные связи между фактами, которые для обывателя кажутся хаотичным набором случайностей. Именно так действует пророк Исаия в том отрывке, который мы только что услышали.

Иудейское царство, в котором жил Исаия, оказалось под угрозой уничтожения. Сирийцы и их союзники пошли войной на Иерусалим. Царь Иерусалима Ахаз решил обратиться за помощью к молодой Ассирийской империи. Такое решение могло быть чревато серьезными последствиями. Ведь у ассирийцев были большие геополитические амбиции. Еврейское государство неизбежно попало бы к ним в зависимость, а вместе с тем потеряло бы свою религиозную идентичность. Поэтому на такую сделку идти было категорически нельзя даже под угрозой вторжения неприятеля.

В разрозненных исторических событиях Господь открыл Исаии эту закономерность. А вот Ахаз увидеть этого не смог. Потому и совершил, несмотря на свой политический талант, а также предупреждения пророка грубую ошибку. Заключил-таки союз с ассирийцами. Через несколько лет Ассирия пошла войной уже против его царства.

Так сама история обращает наше внимание на важный духовный закон. Жизнь без Бога очень часто напоминает бессмысленный пазл, нагромождение несвязанных друг с другом случайных фрагментов. Единой идеи, которая проходила бы через все эти эпизоды красной нитью, нет. И чем дальше мы от Бога, тем глубже мы погружаемся в этот хаос. Сами увеличиваем вероятность, что в этом броуновском движении, после очередного слепого столкновения нас просто выкинет на периферию жизни, как царя Ахаза.

И наоборот, чем ближе мы к Богу, чем целенаправленнее прилагаем усилия для того, чтобы впустить Его в свою жизнь, тем больше смысла она приобретает. Тем явственнее и ощутимее для нас самих проступает в, казалось бы, разрозненных фактах след особого Промысла. Даже самые незначительные события, даже мелкие бытовые подробности складываются в одну цельную, продуманную композицию, а в нашей судьбе начинает явно присутствовать высокая идея и глубокий смысл.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Самые сложные для понимания места Священного Писания — это начальные главы книги Бытия. Именно в них мы можем прочитать о том, как сформировалось известное нам человеческое общество. Но так как книга Бытия не была задумана её автором как учебник по антропологии, физике или же геологии, то и повествование этой библейской книги имеет скорее поэтический, нежели фактологический характер. Бытописатель ставил своей целью рассказать о духовной истории человечества, поэтому зачастую мы сталкиваемся с тем, что представляет собой трудности для понимания людьми, привыкшими к учебникам по точным наукам. Сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах звучит отрывок из 5-й и 6-й глав книги Бытия. Это одно из тех мест Писания, которое понять довольно непросто. Давайте послушаем этот библейский отрывок и хотя бы попытаемся приблизиться к его пониманию.

Глава 5.

32 Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета.

Глава 6.

01 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,

02 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

03 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

04 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

05 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;

06 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

07 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

08 Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].

Почти весь только что прозвучавший отрывок — загадка. Особенно же ярко загадочность проявляет себя в рассказе о неких сынах Божиих, которые брали себе в жёны дочерей человеческих и о возмущении по этому поводу Бога. Если с дочерями человеческими всё кажется понятным, то кто такие сыны Божии? Принимаемая христианами версия ответа на этот вопрос была приведена, к примеру, святителем Григорием Паламой, он считал, что сыны Божии — это потомки Сифа, который родился у Адама и Евы после убийства Авеля, ну а дочери человеческие — это потомки Каина. Род Сифа, по мнению святителя Григория, отличался целомудрием и устремлённостью к Богу, тогда как потоки Каина представляли собой полную противоположность, женщины этого рода были красивы, но при этом распутны.

Впрочем, это не единственное возможное понимание того, кто именно скрывается под таинственными библейскими «сынами Божиими». Были в истории и довольно спорные предположения, что под ними стоит понимать падших ангелов, а также различного рода элиту человеческого общества — вельмож, знать и правителей. Однако традиционное христианское понимание этих библейских слов далеко отстоит от такой экзотики, и предпочитает следовать за очевидным: род Сифа и род Каина — это два направления развития человечества, безусловно, они пересекаются между собой, более того, каждый человек несёт в себе наследие как первого рода, так и второго. Грех же возникает тогда, когда внутри нас берёт верх каиново наследие, именно оно уводит нас от стремления к познанию Бога в сторону попечений о как можно более комфортном устроении земной жизни. Священное Писание никогда не утверждало, что мы не должны заботиться о земном, но оно непрестанно указывает нам на приоритет, который можно выразить расхожей, но, тем не менее, верной фразой: «Сначала Бог — потом всё остальное». В противном же случае наступает столь ненавидимое Богом развращение человека, из которого, увы, довольно непросто вернуться к жизни по заповедям Божиим.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Большинство людей готовы соглашаться с коллективом, даже если понимают, что предлагаемая точка зрения абсурдна и противоречит очевидному. Эту обидную для нас правду многократно экспериментально доказывали учёные-психологи начиная со второй половины двадцатого века. Например, когда шестеро детей, которых подговорили называть чёрную пирамидку белой, поступают так при седьмом ребёнке, который не знал об эксперименте, он назвал чёрное белым, хотя про себя прекрасно знал, что чёрное — это чёрное. Причём, когда в подобном эксперименте участвовали взрослые, они поступали точно так же. Да и кому из нас не приходилось молчать из желания не выделяться и не противоречить окружающим. Конечно, ситуации бывают разной сложности и вопрос о цвете предмета — не вопрос жизни и смерти. Но где границы нашей готовности идти на поводу у окружающих?

Сегодняшний отрывок из книги Бытия говорит нам о том, что человек способен оставаться верным себе, несмотря ни на что.

Кажется, что основное содержание сегодняшнего отрывка можно свести к тому, что потомки праведного Сифа смешались с потомками Каина, от чего на земле стали рождаться крепкие и сильные люди, которых Писание называет исполинами, людьми злыми и неугодными Богу. Однако на самом деле главным персонажем чтения оказывается Ной, о котором сказано буквально два предложения. В начале текста говорится, что у Ноя родилось трое сыновей и в конце, что он обрёл благоволение перед Богом.

Почему же его можно назвать главным героем отрывка? Потому что он похож на участника эксперимента, который не поддался общественному мнению. Причём в данном случае его положение оказалось сложнее, потому что ни Бог, ни окружающие люди не экспериментировали, так складывалась жизнь. Бог создал людей и дал им заповеди. Потомки Каина совершали тот же выбор, что их праотец, а потомки Сифа, хотя и жили сначала благочестиво, постепенно увлеклись греховной жизнью. Верным Богу оставался только Ной. И стоит помнить, что его окружали не безобидные участники эксперимента, а сильные люди, буквально исполины, которые сделали зло постоянным содержанием своего сердца. Можно себе представить, какой напряжённой была жизнь праведного Ноя, ведь не только ему самому, его жене и сыновьям было важно выстоять перед лицом мира, скатывающегося в нравственную пропасть. И Ной выстоял и обрёл благодать в очах Божиих. Современный человек очень зависим от мира и его ценностей. Мир пронизан самым разными информационными потоками, манипуляциями и угрозами, которые увлекают человека за собой и заставляют его починяться греху. Пусть же праведный Ной будет для нас примером верности Богу в самые непростые времена.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Как же много исторических загадок скрыто в этом небольшом отрывке из книги Бытия! Кто такие «сыны Божии»? Откуда появились «исполины»? Почему так сильно сокращается срок человеческой жизни — вместо сотен лет — всего до 120? Да и как Бог может раскаяться в том, что Он же Сам и создал, — разве у Бога бывают ошибки? Одним словом, вопросов множество — а однозначных ответов — мало.

Совершенно ясно из текста только одно: человечество, которому Бог предоставил полную свободу самоопределения, пошло совершенно другим путём, прямо противоположным Божественному замыслу. И что теперь делать? Если оставить всё, как есть — человечество само себя уничтожит. Неужели весь план может так легко провалиться?

Заметим, что в тексте Ной появляется только после того, как Бог уже принял решение о полном истреблении всего живого. О Ное сказано совсем немного: он был праведен, непорочен и «ходил перед Богом». Так и хочется привести аналогию: садовник, который с тоской и печалью осматривает засохшее любимое дерево — которое придётся вырубать — вдруг обнаруживает единственную маленькую живую почку! Каким-то чудом она продолжает жить в уже засохшем дереве — и теперь главной задачей садовника становится обеспечить ей возможность не только выжить, но и сохранить уже обречённый на исчезновение сорт!

Пример Ноя — это один из самых вдохновляющих примеров в Священном Писании. Мы не знаем никаких подробностей, чем именно занимались окружавшие его люди, до какого предела разврата они опустились — но если уже и чаша Божественного долготерпения оказалась переполнена, значит, это было нечто зашкаливающее. Однако даже в таком окружении Ной мог оставаться непричастным греху — именно потому, что «ходил перед Богом». Неужели и каждый из нас, если последует примеру праведного Ноя, — тоже может обрести абсолютную внутреннюю свободу от среды, которая агрессивно стремится сделать нас такими же, как и все остальные? Это может показаться невероятным, но история Ноя доказывает: да, это возможно!

И рецепт этой внутренней свободы вот какой: когда Бог — твой Господин, твоя высшая, первейшая ценность — и драгоценность! — то что бы ты ни делал, куда бы ни направлял свою мысль, она всё равно будет снова и снова возвращаться к Богу, поверяться Им — а не собственным рассудком — насколько правильно или неверно поступаешь!

И время Великого поста — прекрасная возможность, чтобы начать упражняться в этом постоянном обращении всего к Богу — и именно в этом найти покой и тишину, даже когда вокруг — хаос, смятение и тревога!

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Книга о двенадцати подвигах Геракла в детстве была зачитана мной просто до дыр. Приключения отважного герой античной Греции, наделенного удивительной силой, казались тогда чрезвычайно увлекательными. Что не мудрено — ведь Геракл обладал одновременно храбростью и благородством. Они и позволяли сыну Зевса преодолевать самые разные испытания. Почему-то уже в те годы внутри меня жила уверенность, что мифы о подвигах Геракла имеют под собой какую-то правдивую основу. Что и получило подтверждение в тексте Библии. В сегодняшнем отрывке из книги Бытия говорится о том, что в древние времена землю населяли так называемые исполины — люди огромного роста, невероятной силы, но и злобного нрава. Первоначально число их являлось внушительным. Впоследствии же сильно уменьшилось, хотя даже в небольшом количестве исполины представляли собой ужасающую мощь. Достаточно вспомнить Голиафа, которого не испугался лишь храбрый пастух Давид — будущий царь Израиля. Откуда же взялись исполины? Библия говорит нам об их происхождении очень поэтично. Этот возвышенный язык, надо сказать, ввел в заблуждение некоторых толкователей. Книга Бытия сообщает, что исполины произошли от союзов сыновей Божиих и дочерей человеческих. Некоторым исследователям Библии казалось, что под сынами Божиими имеются ввиду ангелы, пленившиеся земной красотой. На самом деле это не так. Под сынами Божиими следует понимать не небесных существ, а потомков патриарха Сифа — третьего сына Адама и Евы. Именно среди сифитов сохранилось истинное Богопочитание, позволившее мужчинам из данного рода и получить именование — «сыны Божии». Дочери человеческие, таким образом, есть никто иные как женщины из рода Каина. Они привлекали к себе внимание распущенностью и порочной красотой. Исполины наследовали физическую мощь потомков Сифа и греховный нрав своих матерей — каиниток. Соединение этих двух начал давало поистине страшный результат. Исполины жили в гордости и самолюбовании. Они считали себя непобедимыми, а потому всего добивались силой. Но и это являлось не самым страшным. Забывшие об истинном Господе более слабые люди стали видеть именно в исполинах объект для поклонения, наделять этих злобных гигантов статусом божеств. К сожалению, ложная вера начала заполнять сердца не только каинитов, но и сифитов. Тех, кто сохранил истинное Богопочитание, осталось совсем мало. По большому счету, речь шла об одной семье — семье святого патриарха Ноя. Именно ему предстояло стать начатком для нового человечества. Господь избрал Ноя для выполнения одновременно ответственной и грустной миссии. Древнему патриарху предстояло вместе с сыновьями — Симом, Хамом и Иафетом — построить огромный корабль — ковчег, на борту которого могла бы уместиться не только семья Ноя, но и по паре от каждого вида сухопутных животных. Библия говорит о плане Бога устроить великий потоп с огромной горечью. Мы видим, как Творец страдает, решая перезапустить историю человечества. Даже искаженные грехом, забывшие о Боге люди для Господа являлись Его любимыми и дорогими детьми. Но иногда даже дети требуют вразумления. Стоит помнить, что постройка ковчега заняла у Ноя несколько веков. К сожалению, ничего, кроме насмешек, праведник в свой адрес за эти долгие годы не услышал. Никто из современников так и не задумался — а зачем Ною такой большой корабль? Да еще и вдали от моря? Книга Бытия учит нас, что никакие таланты и способности не должны заслонять собой Бога — Того, Кто нас ими одарил. И главное, чему должен человек в жизни научиться, это слышать своего Творца — чтобы наследовать путь святого Ноя, а не пример злобных и недалеких исполинов.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Отрывок из книги Бытия, который мы сейчас слышали — один из самых загадочных во всем тексте Священного Писания. Каких только гипотез не было предложено и в далёкой от нас дохристианской эпохе иудейскими толкователями, и отцами древней Церкви, и новейшими критиками — но однозначного ответа так и не было получено. Одни вопросы и противоречия: если упомянутые «сыны Божии» были бесплотными существами — как они могли вступать в связь с обычными женщинами и даже рожать от них детей? Если же «сыны Божии» не более чем именование людей властных, царского достоинства — то почему тогда их дети были исполинами — тоже непонятно. И это — далеко не все варианты истолкования.

Возможно, есть смысл оставить этот отрывок Писания без какого-то объяснения и посмотреть на композицию текста, чтобы понять — почему именно в этом месте речь зашла о странных браках «сыновей Божиий» и «дочерей человеческих», о «великом развращении людей на земле», о глубоком раскаянии Бога по отношению к Своему творению. То, что не вызывает никаких сомнений — это крайняя степень отпадения человечества от тех принципов, которые были определены Богом при творении мира. В кратких, загадочных, оставляющих простор для самостоятельных догадок словах в 6-й главе книги Бытия описывается состояние крайней автономизации человечества от Бога — что и привело к решению о всемирном потопе. Но при этом есть основания предположить, что связи между «сынами Божиими» — как представителями духовного мира — и «дочерьми человеческими» — указывают в любом случае на незаконные, противные Богу, отношения магического типа. Ведь и по сей день при посвящении шаманов — по их свидетельствам — происходит своего рода «духовный брак» человеческой души и бесплотного демона — только после чего шаман и получает особые способности постоянно взаимодействовать с демонами. Кто знает, не было ли допотопное человечество высоко развитой цивилизацией — но источник её знаний был именно в колдовстве, окольном, противо-Божественном пути взаимодействия с духовным миром?

При таком взгляде становится понятной главная идея, которую хочет донести до читателя Писание: вступать в отношения с миром духов крайне опасно именно потому, что выйти из этих отношений очень и очень сложно, возможно лишь единицам. Вот почему Бог и принимает решение о всемирном потопе — воды которого погребут всё человечество, за исключением одной единственной семьи — потому что никакой надежды на раскаяние остальных людей уже не оставалось.

Эти строки Библии — грозное предупреждение всем, кто ищет, как бы где-то сбоку исхитриться подглядеть, разузнать, погадать — а что же там будет в ближайшем или отдалённом будущем? Потому что цена подобных гаданий — крайне высокая: ведь этой близостью к огромным возможностям демонического мира можно настолько увлечься, что напрочь утратить саму способность слышать голос Самого Творца — что и произошло в допотопном человечестве!

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Большая часть только что прозвучавшего отрывка посвящена теме семейных отношений. А если более конкретно, царь Соломон предостерегает своих слушателей от супружеской неверности, а также от вторжения в чужую семью. Проще говоря, речь идёт о грехах блуда и прелюбодеяния, а также о тех разрушительных последствиях, которые они имеют для души. Можно указать на массу причин, которые толкают человека переступить запретную черту. Царь Соломон предлагает свою версию. Она содержится в самом конце отрывка: «Сын мой! чти Господа, — и укрепишься, и кроме Его не бойся никого». Итак, причину греха Соломон видит в страхе. Каким же образом плотской грех связан с этим чувством? Попробуем разобраться.

Представьте себе влюблённых. Они наполнены друг другом. Когда они вместе, их практически не интересует, что происходит вокруг. Им не интересны другие люди. В сердце нет страха, ведь тот, к кому так стремится моё сердце, находится передо мной. И он отвечает мне взаимностью. В эти мгновения каждый из нас ощущает, как прекрасен этот мир, как Бог любит нас и принимает самое непосредственное участие в нашей судьбе. Но проходит время. Чувства остывают. Эмоции отступают на задний план. Многое съедает быт, рутина. И постепенно в сердце поселяется пустота. Нет того ощущения близости и душевного единства с супругом. И всё чаще приходят навязчивые мысли: а правильный ли выбор я сделал? А тот ли это человек? А не ошибка ли? А что, если тот, кто на самом деле предназначен мне судьбой, где-то рядом, а я трачу время впустую, живу не своей жизнью? Так постепенно сердце начинает наполнять страх. Страх потерять в этой жизни что-то главное. Страх не успеть, упустить своё. Страх остаться одному в пустоте. Ведь раньше меня наполнял другой, и через него я словно ощущал Бога. А сейчас я и другого не чувствую, и Бог стал далёким. Надежда меркнет. Тревога растёт. Возникает ощущение, что должно произойти что-то ужасное. И чем сильнее это ощущение пустоты и ужас перед ней, тем активней человек пытается её чем-то заполнить. В том числе нередко вступает в противозаконные связи. Или изменяет, или вторгается в другую семью, или и первое, и второе вместе. Так он пытается унять боль, которая рождается в сердце, где нет Творца.

Поэтому и призывает Соломон все силы своей души сосредоточить на том, чтобы восстановить связь с Богом. Там, где эта связь есть, нет никаких страхов. Там нет необходимости цепляться за внешнее, чтобы заполнить дыру в своём сердце. Там, где Он, сердечная полнота. А следовательно, чистота, надежда, душевный мир и покой.

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Сегодняшнее чтение из книги Притчей Соломона затрагивает сразу две темы — почитание родителей и опасность половой распущенности. Начнём с первой. Пятая заповедь, данная Богом через пророка Моисея, призывает каждого из нас почитать родителей. В качестве награды за исполнение сыновьего или дочернего долга Господь обещает благополучие — и материальное, и духовное. Библия даёт нам несколько примеров того, каким должно быть правильное отношение к родителям. Так, например, сыновья Ноя, Сим и Иафет, с почтением отнеслись к своему отцу, когда тот случайно опьянел и лежал в беспамятстве нагим. Сим и Иафет накрыли отца накидкой, при этом отвернувшись — чтобы не видеть позора родителя.

Противоположным образом поступил Хам, третий сын Ноя. Он посмеялся над ошибкой отца. В итоге Сим и Иафет были Богом благословлены, Хам и его наследник Ханаан — прокляты. С большим почтением относился к своим родителям праотец Исаак. Он полностью доверял своему отцу Аврааму. И даже в момент жертвоприношения не поставил под сомнение авторитет родителя. Впоследствии Исаак сам стал примером настоящего семьянина. Его брак с Ревеккой считается христианами образцом взаимной любви и верности.

Заповедь почитания родителей исполнялась и Самим Христом. Спаситель не только верно следовал завету Отца Небесного. Он с огромным уважением и любовью относился к Своей Матери — Деве Марии. В Евангелии мы находим упоминания о том, как Иисус творил чудеса, помогал людям по просьбе Богородицы. В Библии имеются также примеры почитания духовных родителей. Так апостол Тимофей относился к святому Павлу, как к отцу, — видел в нем истинного духовного наставника и родителя.

Ещё более трепетные отношения мы видим на примере Богородицы и апостола Иоанна. Распятый на кресте Христос попросил любимого ученика позаботиться о Своей Матери. Иоанн поселил Богоматерь рядом с собой и относился к Ней, как к собственной маме, верно исполнив и завет Учителя, и заповедь Божию.

Говорит сегодняшнее чтение из книги Притчей и об опасности страсти блуда. Библия самым суровым образом осуждает блудный грех. Уже во времена Ветхого Завета, когда к половой жизни людей предъявлялись, казалось бы, не столь строгие правила, блудодеяние и супружеская измена служили поводом для сурового наказания. Пророк Моисей в книге Левит призывает своих современников: «Не оскверняй дочери твоей, допуская её до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом». А царь Соломон в книге Притчей говорит: «Глубокая пропасть — уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадёт туда». Таким образом, он свидетельствует — впадение в блуд является следствием Богооставленности.

Библия, осуждая блуд, вместе с тем свидетельствует, что покаяние способно исправить даже такой страшный грех. Это хорошо видно на примере Раав — блудницы из города Иерихон. Раав, несмотря на своё недостойное поведение, сподобилась милости от Бога за свой героический поступок. Она единственная решила помочь евреям во главе с Иисусом Навином, шедшим на завоевание Земли Обетованной. Раав приютила иудейских соглядатаев и не выдала их городской страже. Когда Иерихон пал, выжили только Раав и её семейство. Впоследствии Раав попала в родословие Иисуса Христа. Сам Спаситель строго осуждал блуд — «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». При этом Господь Иисус щадил покаявшихся блудников и блудниц. И таких эпизодов в евангельской истории имеется предостаточно.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Как и во многих других местах книги Притчей, здесь ее автор продолжает раскрывать тему соблюдения седьмой заповеди закона Моисея — «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14, Втор. 5:18). Если сама по себе заповедь не объясняет почему именно категорически не стоит так поступать, то Притчи дают исчерпывающий ответ, причем они описывают последствия с самых разных сторон: книга говорит об экономической составляющей этого греха, говорит о напрасной трате сил и драгоценного времени жизни, а сегодня мы услышали еще об одном аспекте — о том, что через этот грех человек рискует нажить себе врагов, с которыми никогда и ни при каких условиях не удастся примириться, человек не сможет жить спокойно, потому как его будет подстерегать месть. Вообще, для человека верующего должно быть достаточно одного того, что таково повеление Бога — не прелюбодействовать, но Бог, зная нашу всеобщую страсть к исследовательской деятельности и стремлению непрестанно задавать вопрос «почему?» через различные места Священного Писания объясняет причину такого Своего повеления.

Конечно, для взрослого человека, который знает жизнь и знаком с лучшими образцами мировой литературы, в словах книги Притчей нет ничего нового. Мы все это знаем. Знаем, и можем рассказать другим, дополнив своими собственными красочными историями. Спасает ли это нас от греха? Хочется верить, что да. Хочется верить, что заключительные слова сегодняшнего отрывка для каждого из нас не пустой звук, ведь этими словами книга Притчей дает универсальный рецепт избавления от любого вида страха, рецепт гениален и, как все гениальное, прост — если нет желания проводить свою жизнь в страхе, то надо всего лишь чтить Господа, чтить Его всей своей жизнью, а центром почитания должно быть исполнение заповедей. Всех без исключений и без каких-либо хитрых отговорок.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Одно из самых часто повторяемых слов в книге Притчей Соломоновых — это слово «заповеди». Слово в современном мире не очень популярное, потому что создает впечатление чего-то устаревшего и субъективного. Библейский взгляд на них совершенно иной, потому что они даны Богом, и значит являются основами жизни, такими же прочными, как и физические законы.

Такой взгляд сегодня может показаться странным и узкоконфессиональным... Мало ли кто и как воспринимает заповеди, которые находит в своих священных текстах. Но если мы посмотрим на заповеди Ветхого Завета, и особенно на то, как они изложены в книге Притчей, мы увидим, что все они могут быть сведены к таким нравственным положениям, которые были общими для всех человеческих культур. Кроме, может быть, одного: строго единобожия, что является результатом завета Бога еще с Авраамом.

В сегодняшнем чтении Соломон обращается к своему сыну и призывает его хранить верность своей супруге. Заповедей, посвященных браку, в ветхом завете немало, но те из них, что посвящены верности — одни из самых строгих. Дело в том, что нарушая одни заповеди, человек вредит только себе... Это плохо, но является результатом свободного решения. Это принесет страдание, но только ему... Грехи же связанные с изменой предполагают, что боль причиняется тому, кто предается... Бессильный остановить решение другого, бессильный в любви, бессильный в верности... человек испытывает боль, причиной которой не является. В этом смысле ветхозаветные параллели между изменой Богу и изменой в браке вполне закономерны.

Причем одинаково, что в семье, что в религии — измена начинается с лести и лживого языка... Чужая вера, как чужая жена, обещает быть настоящей, беспроблемной, наконец-то дарящей подлинную любовь... Все это оказывается миражами, в которые охотно верит плененная душа. И все это в результате становится очевидно самому человеку. Человек может сменить жену или веру, но это не поможет сменить своих грехов, не поможет уйти от собственных страстей. Самое же страшное, это непоправимость содеянного. Можно вернуться к Богу, иногда обстоятельства позволяют вернуться к супругу или супруге, но нельзя сделать так, как будто бы этого не было. Как говорит Соломон, «нельзя взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорела одежда», нельзя войти к чужой жене и остаться без вины. Причем не только без вины перед другим, преданным и поруганным человеком, но и без вины перед Богом. Потому что верность — это свойство любящей и жертвенной души, как по отношению к человеку, так и по отношению к Творцу.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
10.03.2023пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****