Книга пророка Исайи, Глава 7, стихи 1-14
Человек, который имеет опыт чтения пророческих книг, знает, что обычно в них содержится предостережение от бедствий. Мы не найдём пророческой книги, которая бы сводилась к тому, что всё хорошо, все праведны, благочестивы и верны Богу. Напротив, в каждой из них мы видим обличение нечестия, распространения язычества и всего того, что можно было бы назвать изменой Богу.
Пророк Исаия также довольно много говорит о бедах, его соплеменников за то, что они отвергли Божий завет. Однако в сегодняшнем чтении мы слышим несколько иную интонацию. Царь израильский и царь сирийский договорились идти войной на Иудею, они собираются напасть на Ахаза, который в ней правит и отказывается вступить с ними в военный союз. Враги уже так близко, что у царя практически нет шансов победить. Однако Бог говорит пророку чтобы он пошёл к царю и успокоил его, потому что замыслы врагов не сбудутся. Сына Исаии зовут Шеар-ясув, что переводится как «остаток возвратится». Это имя дано ему как знак надежды и даже уверенности, что трудные времена закончится. Исаия называет его так, потому что доверяет Богу.
Обращаясь к царю, пророк говорит: наблюдай и будь спокоен, не страшись и не унывай. Когда тебе предстоит бедствие не думай, что всё находится в человеческих руках. Тебе угрожают, но ты при этом помни, что все в руках Божиих и смотри на происходящее как бы со стороны.
Сложно представить себе чувства царя Ахаза, когда он понимает, что войска противников совсем близко, беда кажется ему чем-то совершенно неминуемым. Пророк же говорит Ахазу положиться на Бога и называет врагов дымящимися головешками, то есть тем, что видимо еще горит, но в чем уже нет огня, а значит нет и опасности.
Ну как можно поверить такой невероятный исход событий? Враги совсем близко, как же не пасть Иерусалиму? В это очень трудно поверить. Видя сомнение царя, Исаия говорит: «Если вы не верите — это потому, что что вы не удостоверены». Эту фразу переводили по-разному. Так, например, в греческом и соответственно славянском тексте Исаия говорит: «Если не поверишь, то и не поймешь». Но чего же может не понять царь в чём необходимо ему удостовериться? На самом деле все очевидно: удостовериться и понять, что Бог силен сделать все так, как Ему нужно. Знамением того, что Бог может изменять очевидное становится настолько же невероятное событие: дева становится матерью, рождает того, чье имя Еммануил, то есть «с нами Бог». Есть ли нечто и в нашей жизни, что одинаково очевидно и ужасно для всех? Конечно. Это смерть. Она ждет каждого из нас как нечто совершенно неминуемое. Но радостная весть Исаии обращена не только к Ахазу. Он говорит каждому из нас: наблюдай и будь спокоен, она не всесильна... Ведь дева действительно родила сына, о котором говорится «с нами Бог».