Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 20-35
Книга Притчей Соломоновых, Глава 7, стихи 1
Сегодняшнее чтение из книги Притчей Соломона затрагивает сразу две темы — почитание родителей и опасность половой распущенности. Начнём с первой. Пятая заповедь, данная Богом через пророка Моисея, призывает каждого из нас почитать родителей. В качестве награды за исполнение сыновьего или дочернего долга Господь обещает благополучие — и материальное, и духовное. Библия даёт нам несколько примеров того, каким должно быть правильное отношение к родителям. Так, например, сыновья Ноя, Сим и Иафет, с почтением отнеслись к своему отцу, когда тот случайно опьянел и лежал в беспамятстве нагим. Сим и Иафет накрыли отца накидкой, при этом отвернувшись — чтобы не видеть позора родителя.
Противоположным образом поступил Хам, третий сын Ноя. Он посмеялся над ошибкой отца. В итоге Сим и Иафет были Богом благословлены, Хам и его наследник Ханаан — прокляты. С большим почтением относился к своим родителям праотец Исаак. Он полностью доверял своему отцу Аврааму. И даже в момент жертвоприношения не поставил под сомнение авторитет родителя. Впоследствии Исаак сам стал примером настоящего семьянина. Его брак с Ревеккой считается христианами образцом взаимной любви и верности.
Заповедь почитания родителей исполнялась и Самим Христом. Спаситель не только верно следовал завету Отца Небесного. Он с огромным уважением и любовью относился к Своей Матери — Деве Марии. В Евангелии мы находим упоминания о том, как Иисус творил чудеса, помогал людям по просьбе Богородицы. В Библии имеются также примеры почитания духовных родителей. Так апостол Тимофей относился к святому Павлу, как к отцу, — видел в нем истинного духовного наставника и родителя.
Ещё более трепетные отношения мы видим на примере Богородицы и апостола Иоанна. Распятый на кресте Христос попросил любимого ученика позаботиться о Своей Матери. Иоанн поселил Богоматерь рядом с собой и относился к Ней, как к собственной маме, верно исполнив и завет Учителя, и заповедь Божию.
Говорит сегодняшнее чтение из книги Притчей и об опасности страсти блуда. Библия самым суровым образом осуждает блудный грех. Уже во времена Ветхого Завета, когда к половой жизни людей предъявлялись, казалось бы, не столь строгие правила, блудодеяние и супружеская измена служили поводом для сурового наказания. Пророк Моисей в книге Левит призывает своих современников: «Не оскверняй дочери твоей, допуская её до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом». А царь Соломон в книге Притчей говорит: «Глубокая пропасть — уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадёт туда». Таким образом, он свидетельствует — впадение в блуд является следствием Богооставленности.
Библия, осуждая блуд, вместе с тем свидетельствует, что покаяние способно исправить даже такой страшный грех. Это хорошо видно на примере Раав — блудницы из города Иерихон. Раав, несмотря на своё недостойное поведение, сподобилась милости от Бога за свой героический поступок. Она единственная решила помочь евреям во главе с Иисусом Навином, шедшим на завоевание Земли Обетованной. Раав приютила иудейских соглядатаев и не выдала их городской страже. Когда Иерихон пал, выжили только Раав и её семейство. Впоследствии Раав попала в родословие Иисуса Христа. Сам Спаситель строго осуждал блуд — «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». При этом Господь Иисус щадил покаявшихся блудников и блудниц. И таких эпизодов в евангельской истории имеется предостаточно.