Книга пророка Исайи, Глава 7, стихи 1-14. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Исайи, Глава 7, стихи 1-14

01 И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать.

02 И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.

03 И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему,

04 и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.

05 Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря:

06 пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова.

07 Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется;

08 ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом;

09 и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.

10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал:

11 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.

12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.

13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?

14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Даже если не быть в хорошей степени знакомыми с историей Древней Иудеи, слова книги пророка Исайи дают достаточное представление о той непростой ситуации, в которой оказалась страна: сразу два государства — Сирия и Израиль — собрались напасть на Иудею. Вполне естественно, что информация о планируемом наступлении произвела в Иудее чрезвычайный переполох, очевидно, что у Иудеи не было достаточной военной мощи, чтобы достойным образом противостоять агрессии своих соседей. Пророк Исайя здесь выступает в качестве утешителя: он возвещает царю Иудеи Ахазу, что у Сирии и Израиля ничего не получится, следовательно, беспокоиться не о чем. Но Ахаз занял какую-то невнятную позицию: он не спешит верить пророку, равным образом он не торопится и подвергать слова Исайи испытанию.

Такое странное поведение Ахаза, конечно же, не может не обратить на себя внимание. Ахаз не был тем царём Иудеи, о котором можно сказать, что он был благочестив и чтил закон Моисея, так, при Ахазе в Иерусалиме была установлена для поклонения статуя ханаанейского божества Ваала, при нём в Иудею стали проникать различные языческие культы, Вторая книга Паралипоменон говорит об Ахазе так: «Он шёл путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов; и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицом сынов Израилевых; и приносил жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом» (2 Пар. 28:2–4). Следовательно, мы вряд ли можем предположить, что ответ Ахаза был вызван его чрезвычайным благочестием и нежеланием нарушить заповедь Моисея, которая провозглашала запрет на испытание Бога какими бы то ни было навязчивыми вопросами, эта же заповедь запрещала и требования от Бога особых знамений для подтверждения Его воли, полностью же это повеление Бога звучит так: «Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе» (Втор. 6:16).

Так почему же Ахаз отказался вопрошать Бога, если он не обращал никакого внимания на закон Моисея? Ответ может быть только одним, причём весьма банальным: он не хотел. Просто не хотел. Ему не было это нужно, как не нужны ему были и слова пророка Исайи, у Ахаза был иной план, в котором Бог никоим образом не учитывался: Ахаз планировал заключить военный союз с Ассирией, и полагал, что этот союз поможет Иудее избежать поражения в войне с Сирией и Израилем. Ахаз верил в свои способности и в возможность решить проблемы исключительно земными методами. Любопытно же то, что Ахаз таким путём сумел достичь своей цели: действительно, союз с Ассирией помог устранить врагов в лице коалиции Сирии и Израиля. Правда, в конечном итоге привлечение Ассирии на помощь Иудеи привело к вмешательству Ассирии во внутренние дела Иудеи, которое обрекло общество Иудеи на ещё большую духовную деградацию и закончилось Вавилонским пленом.

Возможно, всё было бы совсем иначе, если бы Ахаз прислушался к словам Исайи и оставил пространство для действия Бога. Во всяком случае, именно на это всячески намекают авторы библейских книг, и им можно доверять, так как они были непосредственными свидетелями событий той древней эпохи.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!