Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 20-35
Книга Притчей Соломоновых, Глава 7, стихи 1
Одно из самых часто повторяемых слов в книге Притчей Соломоновых — это слово «заповеди». Слово в современном мире не очень популярное, потому что создает впечатление чего-то устаревшего и субъективного. Библейский взгляд на них совершенно иной, потому что они даны Богом, и значит являются основами жизни, такими же прочными, как и физические законы.
Такой взгляд сегодня может показаться странным и узкоконфессиональным... Мало ли кто и как воспринимает заповеди, которые находит в своих священных текстах. Но если мы посмотрим на заповеди Ветхого Завета, и особенно на то, как они изложены в книге Притчей, мы увидим, что все они могут быть сведены к таким нравственным положениям, которые были общими для всех человеческих культур. Кроме, может быть, одного: строго единобожия, что является результатом завета Бога еще с Авраамом.
В сегодняшнем чтении Соломон обращается к своему сыну и призывает его хранить верность своей супруге. Заповедей, посвященных браку, в ветхом завете немало, но те из них, что посвящены верности — одни из самых строгих. Дело в том, что нарушая одни заповеди, человек вредит только себе... Это плохо, но является результатом свободного решения. Это принесет страдание, но только ему... Грехи же связанные с изменой предполагают, что боль причиняется тому, кто предается... Бессильный остановить решение другого, бессильный в любви, бессильный в верности... человек испытывает боль, причиной которой не является. В этом смысле ветхозаветные параллели между изменой Богу и изменой в браке вполне закономерны.
Причем одинаково, что в семье, что в религии — измена начинается с лести и лживого языка... Чужая вера, как чужая жена, обещает быть настоящей, беспроблемной, наконец-то дарящей подлинную любовь... Все это оказывается миражами, в которые охотно верит плененная душа. И все это в результате становится очевидно самому человеку. Человек может сменить жену или веру, но это не поможет сменить своих грехов, не поможет уйти от собственных страстей. Самое же страшное, это непоправимость содеянного. Можно вернуться к Богу, иногда обстоятельства позволяют вернуться к супругу или супруге, но нельзя сделать так, как будто бы этого не было. Как говорит Соломон, «нельзя взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорела одежда», нельзя войти к чужой жене и остаться без вины. Причем не только без вины перед другим, преданным и поруганным человеком, но и без вины перед Богом. Потому что верность — это свойство любящей и жертвенной души, как по отношению к человеку, так и по отношению к Творцу.