Книга Бытия, Глава 5, стихи 32
Книга Бытия, Глава 6, стихи 1-8
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Самые сложные для понимания места Священного Писания — это начальные главы книги Бытия. Именно в них мы можем прочитать о том, как сформировалось известное нам человеческое общество. Но так как книга Бытия не была задумана её автором как учебник по антропологии, физике или же геологии, то и повествование этой библейской книги имеет скорее поэтический, нежели фактологический характер. Бытописатель ставил своей целью рассказать о духовной истории человечества, поэтому зачастую мы сталкиваемся с тем, что представляет собой трудности для понимания людьми, привыкшими к учебникам по точным наукам. Сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах звучит отрывок из 5-й и 6-й глав книги Бытия. Это одно из тех мест Писания, которое понять довольно непросто. Давайте послушаем этот библейский отрывок и хотя бы попытаемся приблизиться к его пониманию.
01 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
02 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
03 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
04 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
05 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
06 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
07 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
08 Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].
Почти весь только что прозвучавший отрывок — загадка. Особенно же ярко загадочность проявляет себя в рассказе о неких сынах Божиих, которые брали себе в жёны дочерей человеческих и о возмущении по этому поводу Бога. Если с дочерями человеческими всё кажется понятным, то кто такие сыны Божии? Принимаемая христианами версия ответа на этот вопрос была приведена, к примеру, святителем Григорием Паламой, он считал, что сыны Божии — это потомки Сифа, который родился у Адама и Евы после убийства Авеля, ну а дочери человеческие — это потомки Каина. Род Сифа, по мнению святителя Григория, отличался целомудрием и устремлённостью к Богу, тогда как потоки Каина представляли собой полную противоположность, женщины этого рода были красивы, но при этом распутны.
Впрочем, это не единственное возможное понимание того, кто именно скрывается под таинственными библейскими «сынами Божиими». Были в истории и довольно спорные предположения, что под ними стоит понимать падших ангелов, а также различного рода элиту человеческого общества — вельмож, знать и правителей. Однако традиционное христианское понимание этих библейских слов далеко отстоит от такой экзотики, и предпочитает следовать за очевидным: род Сифа и род Каина — это два направления развития человечества, безусловно, они пересекаются между собой, более того, каждый человек несёт в себе наследие как первого рода, так и второго. Грех же возникает тогда, когда внутри нас берёт верх каиново наследие, именно оно уводит нас от стремления к познанию Бога в сторону попечений о как можно более комфортном устроении земной жизни. Священное Писание никогда не утверждало, что мы не должны заботиться о земном, но оно непрестанно указывает нам на приоритет, который можно выразить расхожей, но, тем не менее, верной фразой: «Сначала Бог — потом всё остальное». В противном же случае наступает столь ненавидимое Богом развращение человека, из которого, увы, довольно непросто вернуться к жизни по заповедям Божиим.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов